Особенности развития личности ребенка зпр
Екатерина Забабурина
Особенности личностных качеств детей с ЗПР
Знание личностных особенностей детей с задержкой психического развития может помочь предупредить негативные тенденции в поведении ребенка с первых дней посещения образовательного учреждения. Между тем общение с окружающими оказывает существенное влияние на формирование личности. Исследования Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. Н. Мясищева и др. показывают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка. Изучение межличностных отношений детей с ЗПР и выявление их особенностей необходимо для оптимизации учебно-воспитательной работы, а также для более глубокого изучения структуры дефекта детей данной категории.
Психологические исследования детей с замедленным темпом психического развития начали публиковаться в 80-х годах (У. В. Ульенкова, Е. С. Слепович, Т. З. Стернина и др.).
В раннем возрасте ярко проявляется высокая степень ориентировочных реакций на окружающее. Известно, что при сенсорной, эмоциональной депривации (потеря, лишение) существенно замедляется темп развития ребенка. Сенсорные потребности вызывают высокую двигательную активность, а состояние двигательной сферы во многом определяет возможности в познании окружающего мира.
Ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности, основа для познавательной активности. Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном и раннем постнатальном периоде.
Личностные особенности детейдошкольного возраста с ЗПР отчетливо проявляются в процессе игровой деятельности: одни быстро становятся вялыми, пассивными, притихшими, бесцельно смотрят в окно, стремятся к уединению, а другие проявляют постоянный интерес к игре с другими детьми, который сопровождается излишними эмоциональными и поведенческими реакциями. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть, проявить жестокость. Наблюдение за этими детьми в повседневных условиях позволило сделать выводы о наличии тенденции возникновения у них «порочного» стиля общения в семье, со сверстниками, обусловливающего закрепление негативных черт характера. С дошкольного возраста у них начинают складываться индивидуализм, необъективность, агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество.
Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР изучалась Н. А. Менчинской, Н. Л. Белопольской, И. Ю. Кулагиной, Т. Д. Пускаевой.
Специалистами были выявлены особенностипо всем трем основным группам мотивов: внешним (страх, награда, внутренним (желание, инициатива самого ребенка) и промежуточно-соревновательным (мотивом выступает сравнение своих достижений с достижениями других).
Из внутренних мотивов доминируют игровые мотивы, мотивы сохранения целостного привычного функционирования (Н. Л. Белопольская, Л. В. Кузнецова).Старший дошкольный возраст рассматривается как переходный: в норме у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей деятельности к другому, т. е. от игры к учебе.
Отмечается, что дети с ЗПР подвержены стрессовым реакциям и в ситуации повышенной тревоги их продуктивность в большинстве своем падает, хотя у некоторой части детей возникает мобилизация сил.
Наличие проблем в общении с близкими взрослыми у дошкольников с ЗПР провоцирует возникновение патологических черт характера, которые выражаются в их тревожности, неуверенности, безынициативности, отсутствии любознательности.
Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, могут быть нарушены контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е. Н. Васильева, Г. Н. Ефремова).
При ЗПР затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы «Я».
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом, поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.
Источник
Особенности развития личности дошкольникас задержкой психического развития
В настоящее время дети с задержкой психического развития изучены достаточно широко. Исследования выдающихся дефектологов Т.А. Власова, В.И. Лубовского , У.В. Ульенкова, внесли большой вклад в развитие данной отрасли педагогической науки и позволили выделить общие специфические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста.
Понятие «задержка психического развития» определяется, как «особый тип аномалии», проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Данное понятие является психолого-педагогическим. Детей с задержкой психического развития следует дифференцировать от детей с педагогической запущенностью, та как причины пониженной обучаемости, возникшие в обоих случаях, различны. Задержки психического развития возникают в связи со слабовыраженными органическими повреждениями мозга (врожденными или приобретенными во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни). Вместе с тем, в отличие от олигофрении, действие патогенных факторов приводи лишь к нарушению темпа развития детей, что подтверждается обратимостью симптомов (Е.С.Слепович ).
В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.
ЗПР конституционального происхождения — так называемый гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм). При данной форме отмечается такая структура личности, при которой
эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по своему психическому и физическому облику соответствует более раннему этапу возрастного развития. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы ЗПР может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживается
ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим ограничений и запретов, в котором он постоянно находится. Детям с этой формой задержки психического развития вместе с психолого-педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь, периодическое пребывание в санатории.
ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация). Эта форма чаще всего возникает в результате неблагоприятных условий воспитания ребенка (неполная или неблагополучная семья). Конечно, социальный характер данной аномалии развития не исключает ее первоначально патологической структуры. Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений в его нервно-психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь отличать от педагогической запущенности, проявляющейся прежде всего в ограниченных
знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном явлениями гипоопеки и гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности (гипоопеки) не формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок долгое время будет постоянно нуждаться в помощи. Патологическое развитие личности по невротическому типу наблюдается у детей, воспитывающихся в условиях, где царят грубость, деспотичность, жестокость, агрессивность. Данная форма ЗПР часто встречается у детей, лишенных семьи. У них отмечается эмоциональная незрелость, малая активность. Психическая неустойчивость сочетается с задержкой формирования познавательной деятельности.
ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция) занимает основное место в полиморфной группе задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток на психологическую структуру этой формы ЗПР.
Клинико-психологическую структуру этой формы ЗПР характеризует сочетание черт незрелости и различной степени поврежденное™ ряда психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной сфере проявляются при органическом инфантилизме, а в интеллектуальной — в недостаточности сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции высших форм произвольной деятельности.
В зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и повреждения ЦНС выделяют два клинико-психологических варианта ЗПР церебрально-органического генеза. При первом варианте — у детей обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического
инфантилизма (негрубые церебростенические и неврозоподобные расстройства, признаки минимальной мозговой дисфункции, незрелость мозговых структур). Нарушения высших корковых функций имеют динамический характер, обусловленный их недостаточной сформиро-ванностью и повышенной истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звеньях контроля.
При втором варианте — доминируют симптомы поврежденности: выраженные церебростенические, неврозоподобные, психопатоподобные синдромы. Неврологические данные отражают выраженность органических расстройств и значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются также тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, персивираторные явления), дефицитарность корковых функций, в том числе их локальные нарушения. Дисфункция регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля и программирования.
При первом варианте данной формы ЗПР прогноз более благоприятен и в хороших социальных условиях (благополучная семья и пр.) таким детям можно рекомендовать пребывание в кругу учащихся школ общего назначения в сочетании с квалифицированной педагогической и психологической помощи.
При втором варианте этой формы дефекта дети нуждаются в существенной психолого-педагогической коррекции. Такая коррекция в ряде случаев может быть обеспечена только в условиях специальных учреждений для дошкольников и школьников с ЗПР или в специальных группах детского сада или классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения
Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка. Дети с минимальной мозговой дисфункцией беспокойны, раздражительны, часто кричат беспричинно. У них наблюдается нарушение сна и бодрствования, сна и питания. Они долго не засыпают, мало спят, плохо и мало едят. Невыспавшийся и голодный ребенок находится в состоянии постоянной усталости и напряжения. Активность младенца повышена и не всегда целенаправленна. Восприятие мира более хаотично, чем у нормально развивающегося ребенка. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому у него вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия. Часто наблюдается нарушение двигательных способностей: движения нескоординированы, неловки, неконтролируемы. Дети чрезмерно подвижны и импульсивны. У них нередко возникает чувство страха, тревоги, опасения. Психологические проявления, свойственные дошкольному возрасту, у
детей с ЗПР неполноценны. Так, игровая деятельность недостаточно сформирована. Дети с ЗПР предпочитают наиболее простые игры, характерная же для старшего дошкольного возраста ролевая игра, требующая выполнения определенных правил, проводится ими в ограниченной форме: дети соскальзывают на стереотипные действия, часто просто манипулируют игрушками. В целом игра носит процессуальный характер. Фактически дошкольники с ЗПР не принимают отведенной им роли и не выполняют функций, возлагаемых на них правилами игры. Они не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим важное значение в подготовке к учебной деятельности. Такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, в процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как неодушевленный предмет.
В общении со сверстниками они часто не находят общего языка, так как язык слишком эмоционален, редко может удержать роль. Компенсаторно-эмоциональные реакции могут быть как по интрапунитивному, так и по экстрапунитивному типу, часто возможен смешанный тип реагирования
В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.
Таким образом, у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоционально-личностной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление. Таким детям необходима комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, которую Вы можете получить на базе нашего центра.
Источник
Эмоционально-волевая незрелость — характерная особенность детей с разными видами ЗПР, проявляющаяся в замедленном или нарушенном становлении эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения, деятельности завышена. Наличие сверхсамооценки, которая не соотносится с реальным поведением, неумение оценивать свои поступки, качества, сверхориентированность на взрослого, приписывание себе социально-ожидаемых оценок.
Отставание в развитии общения со взрослыми и сверстниками, отмечается тактильное ситуативно-личностное общение даже в младшем школьном возрасте. Недостаточное развитие потребности общения со сверстниками, трудности ведения диалога. В ситуациях социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками характерны внешнеобвинительные эктрапунитивные или самозащитные реакции, склонность к агрессивному поведению или чувству вины, отсутствие стремления изменить ситуацию, принять ответственность на себя. Низкий уровень толерантности к фрустрирующим ситуациям.
Особенности развития личности младшего школьника с ЗПР при отсутствии коррекционной работы. Позиция неуспевающего, низкий социальный статус в классе, снижение самооценки и уровня притязаний, формирование «выученной беспомощности». Повышение раздражительности, эмоциональные срывы, отказы выполнять учебные задания, страх неправильных ответов. Повышенная чувствительность к замечаниям учителя и родителей. Невротизация, нарушение поведения.
Чувство неполноценности, приводящее к попыткам компенсации, ложного самоутверждения в нарушениях дисциплины, асоциальных формах поведения. Формирование мотивации избегания неуспеха или наказания, склонность к выполнению наиболее легких видов работы, к автоматическому следованию указаниям учителя. Закрепление игровых интересов, т.к. игра обеспечивает успех.
Возможности личностного развития при специальной коррекционной работе в классах выравнивания.
Зависимость развития личности ребенка от типа и причин ЗПР.
Гармонический инфантилизм. Преобладание эмоциональной мотивации поведения, незрелость личности в целом, непроизвольность всех психических функций. Задержка формирования личностной готовности к обучению. В школьном возрасте преобладание игровых интересов. Внушаемость, недостаточная самостоятельность, неумение подчиняться требованиям дисциплины. С трудом формируется чувство долга, ответственности, критичности к своему поведению Характерна приветливость, общительность, повышенная оживленность, подражательность, поверхностность и нестойкость эмоций, обидчивость, плаксивость. При неблагоприятных условиях жизни возможно дальнейшее развитие личности по неустойчивому типу.
Дисгармонический инфантилизм. Преобладание игровой мотивации, игровых интересов, которые в целом соответствуют возрасту ребенка. Снижена работоспособность. Проявляется капризность, упрямство в связи с некоторой аффективной неустойчивостью.
ЗПР соматогенного происхождения. Стойкая астения, снижающая не только общий, но и психический тонус. Условия доминирующей гиперпротекции авторитарного воспитания приводят к появлению невротических наслоений, неуверенность, боязливость, капризность, ощущение своей неполноценности.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиям воспитания, препятствующими правильному развитию личности. Гипопротекци (безнадзорность) приводит к аномальному развитию личности по типу психической неустойчивости, отсутствию произвольных форм поведения, познавательно активности, познавательных интересов. Выражены проявления импульсивности.
Отставание у дошкольников с ЗПР формирования мотивационного и операционального компонентов деятельности. Проявление слабости воли в разных видах деятельности на этапах целеполагания и исполнения. Снижение потребности в деятельности, мотивации к познанию нового, непроблемность окружающего мира. Преобладание внешних мотивов (поощрение, похвала взрослого человека). Нарушение программы деятельности: утрата цели, подмена ее средством достижения или более знакомым содержанием. Импульсивность деятельности, отсутствие ориентировочного этапа, существенные трудности в выполнении задания по образцу в осознании программы деятельности, вербализации ее хода, способов действий и результатов, низкая продуктивность, недостаточность творческого компонента. Неспособность к самоконтролю, необходимость внешнего контроля. «Застревание» на внешних действиях, трудности их интериоризации.
Низкий уровень развития игровой деятельности в дошкольном возрасте соответствует 1-ому уровню по Д.Б. Эльконину (при легкой ЗПР) или отсутствии сюжетно-ролевой игры, уровень предметной игры (при тяжелой ЗПР). Резко снижение активности игрового поведения, возникновение игры чаще всего по инициативе взрослого. Использование предметов по назначению, наличие любимых игрушек, но затруднения в самостоятельном подборе предметов-заместителей. Линейное развитие игры, переход от игры-действия к игре-правилу, минуя игру-отношение (Е.С.Слепович). Искаженное восприятие и моделирование действительности, отражение ее в игре без поправки и критики. Резкое снижение потребности в сверстнике как в партнере по игре. Игра как неполная совместная деятельность, отсутствие обсуждения игры, неумение детей договориться о ходе игры. Не развита способность создания воображаемой ситуации и оперирования материалом в ее рамках. Малая эмоциональность игры. Трудности игровой деятельности, связанные с задержкой развития речи: затрудненность диалога, смены позиций, сложность перехода от внутренней речи к внешней, грамматического структурирования, облечения мыслей в правильную форму.
Проявление интереса к тем видам деятельности, в которых замысел и результат достаточно конкретны (рисование, элементарные трудовые процессы и т.д.)
Эмоциональная неустойчивость. Трудности адаптации, колебания настроения, повышенная утомляемость, агрессивность поведения или чувство неуверенности, страха, одиночества. Часто неадекватное восприятие социального мира, прикованность к незначимым деталям и неумение видеть важнейшие стороны межличностных отношений, что приводит к негибкости в социальных ситуациях, к трудностям приспособления к меняющейся среде (З.Тржесоглава).
Недостаточно развитое умение распознавать социальные раздражители (жесты мимику, речевые сигналы), вызывающее трудности в понимании эмоционального состояния окружающих, в понимании их реакций на поведение ребенка, слабое развитие или отсутствие в дошкольном возрасте эмоциональной децентрации и эмпатии. Плохое осознание собственных эмоций, непонимание, почем) определенный поступок вызывает данное эмоциональное состояние.
Расхождение вербального и реального поведения. Низкий уровень представлений о нравственных нормах. Размытость нравственных норм по отношению к себе, недостаточная осознанность правил поведения, трудности интериоризации социальных требований. Значительная зависимость от взрослого человека, стремление заслужить одобрение.
Своеобразие развития самооценки: конкретная самооценка в деятельности может быть доступна, оценка собственных личностных характеристик значительно неумения тормозить эмоции и желания. Часто проявления школьной дезадаптации. Не могут самостоятельно организовать свою деятельность, неадекватно оценивают результаты, трудно выполнять задания по словесной инструкции. Повышенная утомляемость приводит к раздражительности, аффективным вспышкам, конфликтам.
Условия гиперопротекции («кумир семьи») способствуют отсутствию самостоятельности, инициативности, ответственности, способности к волевому усилию, что также приводит к несформированности произвольных форм поведения. Проявляются эгоцентрические установки, неспособность к волевому усилию. Для условий жестоких отношений характерно патологическое развитие личности по невротическому типу. Робость, эмоциональная незрелость, отсутствие инициативы, самостоятельности сочетаются с задержкой формирования познавательной деятельности.
ЗПР церебрального происхождения. Стойкость и выраженность нарушений эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, трудности в приспособлении к коллективу, нарушение взаимоотношений. Выделение двух вариантов ЗПР в зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и поврежденное ЦНС.
1) Явления органического инфантилизма и недоразвитие регуляции высших форм произвольной деятельности: негрубые церебрастенические и неврозоподобные расстройства, признаки ММД, недостаточная сформированность и повышенная истощаемость ВПФ, регуляторные функции дефицитарны в звене контроля. Отсутствует живость и яркость эмоций. Низкий уровень притязаний, недостаточная заинтересованность в оценке, выраженная внушаемость и некритичность. В игре бедность воображения, двигательная расторможенность.
Для детей с ММД характерно гиперкинетическое поведение, повышенная эмоциональная возбудимость, драчливость, агрессивность, импульсивное поведение, бурная реакция на запреты, неумение ограничивать желания, нарушения настроения Развитие личности зависит от преобладающего фона настроения. Эйфорический тип психомоторная расторможенность, неспособность к волевому усилию систематической деятельности. Дисфорический тип: робость, боязливость, страхи, безынициативность, несамостоятельность, переживание неуспешности.
2) Преобладают симптомы поврежденности: выраженные церебрастенические неврозоподобные, психопатоподобные синдромы. Наблюдаются тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, персевираторные явления). Дисфункция регуляторных структур проявляется не только в звеньях контроля, но и программирования.
Источник