Особенности развития личности ребенка в 1 классе

Особенности развития личности ребенка в 1 классе thumbnail

Родительское собрание:

«Особенности интеллектуального и личного развития шестилетних детей».

Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков – нет воспитания.

В. А. Сухомлинский.

Задачи: познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями младших школьников;

довести до сознания родителей, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей; её формирование – главная педагогическая задача как для учителя, так и для родителей;

совместно с родителями обсудить некоторые приемы воспитания и обучения младших школьников с учётом их возрастных и психологических особенностей.

Содержание.

1.Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.

2.Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу.

Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.

3.Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка.

4.Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.

Младший школьный возраст и его особенности:

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

Характеристика физиологических особенностей:

это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

Созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу:

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Именно в этом возрасте ребёнок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит своё отражение и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребёнка в течение первых пяти лет его жизни.

Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина — возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли — школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания: ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо».

Индивидуальные особенности ребенка.

Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения. Коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности — учебная деятельность. 4-5 лет — «Я сам» — игра с предметами (кубики, мячики). 5-6 лет — «Я — пилот» — ролевая игра. 6-7 лет — «Я — ученик, я — школьник» — учебная деятельность. На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже становятся произвольными. Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка — рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший — плохой. Эту оценку «себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. У младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Ребенок еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с определенной установкой, то этот материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (похвалы, положительной отметки). В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до одного года

Десять заповедей для мамы и папы первоклассника.

1.Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.

Дайте ему посильную работу в доме, определите круг его обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы уже можем доверить тебе мыть посуду и т.д.»

2.Определите общие интересы.

Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть «в солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейных пороков.

3.Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете. Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.

4.Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже воспитателя или учителя, отвечайте: «Спасибо, мы дома, обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь, у тебя обязательно получится, я в тебя верю»).

5.Научите ребенка делиться своими проблемами.

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого и наоборот.

6.Чаще разговаривайте с ребенком.

Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре, цирке, кино – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе придумывайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером.

7.Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время чаще прибегайте к справочной литературе, приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

8.Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

9.Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладости.

10.Не стройте ваши взаимоотношения на запретах.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к нему в настоящем и будущем.

Читайте также:  Анкетирование родителей физическое развитие ребенка

Социальное развитие ребенка 6-ти лет

Хорошо ориентируются не только в знакомой обстановке, но и в незнакомой. Умеют общаться со сверстниками взрослыми, знают основные правила общения. Способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); Стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче. Тонко реагируют на изменения отношения к ним взрослого, чутки к настроению взрослых. Организация деятельности ребенка 6-ти лет

Способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание (если поставлены цель и чёткая задача действий);Могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, однако алгоритм сложного последовательного действия вырабатывать ещё не способны. Способны сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10-15 мин., оценить в общем, качество своей работы, но дифференцированную оценку качества по определённым критериям дать затрудняются. Способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности; Интеллектуальное развитие, мышление ребенка 6-ти лет.

Дети с удовольствием воспринимают любую новую информацию, наблюдательны, задают много вопросов; В 6, 7 лет — наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление; Доступна логическая форма мышления. Способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей.

Развитие внимания, памяти, восприятия ребенка 6-ти лет

Способны к произвольному вниманию, но преобладает непроизвольное; Устойчивость произвольного внимания невелика (10-15 мин) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка; Преобладает непроизвольная память, продуктивность повышается при активном восприятии. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2);Не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой; Развитие движений ребенка 6-ти лет

Уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; Способны к самостоятельным, точным и ловким движениям ;Способны освоить сложно координированные движения: гимнастика, танцы, ходьба на лыжах, катание на коньках, велосипеде; Способны к координированным движениям пальцев, кисти, рук при выполнении бытовых и учебных действий. Способны овладеть игрой на муз. инструментах. Личностное развитие, самосознание, самооценка ребенка 6-ти лет.

Дети этого возраста способны осознать своё положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; Стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые выполняют. Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться. Не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависима от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителя, значимых взрослых); В 7 лет личностное психологическое новообразование – формирование внутренней позиции школьника.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста

Источник

Развитие личности младшего школьника

В первые дни школьной жизни ребенок бывает так переполнен новыми впечатлениями, что у него проявляются несвойственные ему особенности.

Факторы, влияющие на личность и поведение ребенка в начале обучения:

1. Резкое изменение режима дня. Многие дети становятся предоставленными сами себе после занятий в школе. Это дезорганизует их. В школе ребенку приходиться постоянно заниматься напряженной умственной деятельностью, тогда как в детском саду он в основном был занят игрой.

2. Новые взаимоотношения. Первые дни он полностью поглощен учебой, не общается почти со сверстниками. В детском саду он постоянно общался со сверстниками во время игр.

3. Личность учителя. Отношения с учителем складываются только в процессе учебной деятельности. Они более сдержанны и деловые. Дистанция, между учителем и учеником больше, чем между воспитателем и ребенком в детском саду.

4. Школьный коллектив. В общешкольном коллективе первоклассники чувствуют себя беспомощными малышами. В то время как в детском саду они были самыми старшими и главными помощниками взрослых.

Не смотря на перечисленные факторы, основное влияние продолжают оказывать:

 • потребность во внешних впечатлениях (на их основе должна формироваться мотивация учения).

 • потребность в движениях (поэтому ребенок такой непоседа, с трудом высиживает 45 минут на уроке, поэтому необходимы динамические паузы во время урока и подвижные игры на перемене),

 • потребность в игре (поэтому необходимы игровые моменты на уроке). Младший школьник с увлечением играет, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Однако правильно организуемые и направляемые игры помогают учителю создавать спаянный ученический коллектив, формировать волю и др.

Читайте также:  Показатели развития личности ребенка раннего возраста таблица

Личность младшего школьника формируется и проявляется через общение. По сравнению с дошкольником круг общения первоклассника сужается. В первую очередь для него значима личность учителя. Учитель — главный и беспрекословный авторитет. На общение с ним, прежде всего и направлен первоклассник. Своих одноклассников ребенок воспринимает первое время тоже «через учителя» — верит оценке учителя.

В первом классе еще нет подлинных межличностных отношений, отсутствует классный коллектив.

Во втором и третьем классах ситуация изменяется: учитель становится менее значим, хотя и остается авторитетом. В классе начинают формироваться малые группы по интересам.

Умственное развитие младшего школьника

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости. Те данные, которые представлены далее, не следует рассматривать как нормативные. Они скорее указывают на то, чего может добиться нормальный ребенок при не самых лучших методах и средствах обучения, при ныне действующих учебных программах, не всегда учитывающих возможности детей . За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной.

На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями. Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс.

При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать ее условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных упражнений, направленных на сравнение между собой условий в похожих друг на друга задачах. Такие упражнения особенно полезны тогда, когда детям для сопоставления предлагаются задачи со сложными условиями, между которыми существуют тонкие, едва заметные, но существенные различия и от которых зависит направление поиска правильного ответа. Важно, чтобы дети научились не только видеть, но и словесно формулировать эти различия. Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.

Источник