Особенности развития личности ребенка инвалида

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.
С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.
По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.
Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития «особых» детей присоединяется дефект воспитания.
Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.
Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 36% особых детей мечтают об улучшении здоровья и все 100% — о получении конкретной профессии. Но, в 15-16 лет представление о будущем сужено — жизнь планируется на 5 лет и только в отношении работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна, ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей, имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих межличностные взаимоотношения.
В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.
Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.
Дети с нарушением слуха
Психическое развитие детей с нарушением слуха — это особый тип развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром. Первичное нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций — речи, а также к замедленному развитию памяти, мышления, других познавательных, а также волевых и эмоциональных психических процессов. Все это тормозит развитие детей с нарушением слуха. Объем внешних воздействий на ребенка сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления. У детей с нарушением слуха отмечается замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение развития в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. В раннем детстве, дошкольном, младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять развитию речи, движений. Трудности в развитии двигательной сферы в основном компенсируются к подростковому возрасту, но некоторые особенности сохраняются и далее — замедленный темп выполнения движений и овладения двигательными навыками, трудности в сохранении равновесия, особенности мимики. В подростковом возрасте, опираясь на уровень развития словесной речи, следует развивать словесную память, абстрактно-понятийное мышление, воображение. В юношеском возрасте следует уделять внимание развитию личности и самосознания, как факторов, влияющих на социально-трудовую адаптацию.
Дети с нарушением зрения
Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности, сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы. Снижается общее количество получаемой извне информации, изменяется ее качество. Ограничиваются возможности формирования образов воображения, памяти. Происходят качественные изменения взаимодействия анализаторов, возникают особенности в ориентации и мобильности в пространстве. Происходят изменения в физическом развитии — нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка. Формирование и развитие психической системы у детей с нарушениями зрения непосредственно связано с коррекционной работой, с формированием компенсаторных возможностей. Наличие зрительного дефекта вызывает состояние тревожности, неуверенности в своих силах и возможностях. Смена обстановки, привычных условий деятельности может вызвать у детей с нарушениями зрения стрессовое состояние. Этим детям свойственна меньшая познавательная активность, поэтому развитие общения, речи этих детей играют особую роль и свидетельствуют о степени его социального развития. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, — вот то, что формируется при отсутствии внимания к социализации детей с нарушениями зрения.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом. Причинами выраженной задержки психического развития детей являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов, в первые годы жизни ребенка, длительные хронические заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (пребывание с момента рождения в условиях неблагоприятной семьи, дома ребенка) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов. Стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с мозаичными органическими повреждениями центральной нервной системы. Этим они отличаются от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур.
Категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальным проявлениям очень неоднородна. Общим для всех детей с ЗПР является отставание во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенной особенностью детей с ЗПР является неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Детский церебральный паралич (ДЦП) — тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в разнообразных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте, которое сопровождается патологией мышц (параличами). ДЦП обусловливает поражение двигательных зон и проводящих путей головного мозга, что сопровождается двигательными расстройствами. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в нарушении мышечного тонуса, наличии насильственных движений, несформированности актов равновесия и координации, недостатках мелкой моторики. Это разностороннее заболевание может иметь различную степень выраженности. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на детей с тяжелыми нарушениями; детей, имеющих среднюю степень выраженности двигательных нарушений; детей имеющих легкие двигательные нарушения. Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития. Это обусловлено как поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, задержке и неравномерности развития отдельных психических функций. У многих детей имеются нарушения восприятия, формирования пространственных и временных представлений, схемы тела. Практически у всех детей отмечаются астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. При ДЦП, как правило, двигательные расстройства сочетаются с речевыми нарушениями. Выраженность речевых нарушений различна — от легких стертых форм до совершенно неразборчивой речи. Не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием психических функций. Большинство детей имеют значительные потенциальные возможности развития психики, однако физические недостатки (нарушение двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности. Для таких детей характерны особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера, снижение познавательной активности. Это связано с ранним осознанием физического дефекта и переживанием своей неполноценности, а также с неправильным воспитанием — гиперопекой, ограничением активности и самостоятельности.
Таким образом, родители детей инвалидов должны обладать очень разнообразными качествами, такими как: внимательность, поддержка, понимание, сочувствие, и многими другими не маловажными качествами. Зачастую родителям так же сложно принять тот факт, что их ребенок инвалид, у него ограничены возможности, он не сможет воплотить большинство желаний своих родителей, потому важно не только помогать детям, но и родителям. Так же если родители должным образом будут помогать своим детям, то они не будут чувствовать себя ненужными или «особыми», отличающимися от других детей.
Источник
Когда ребёнку ставят диагноз и дают инвалидность, то этот факт воспринимается родителями и окружающими, как нечто неисправимое, фатальное, на ребёнке заранее ставят крест. Наша жизнь богата историями о несложившихся судьбах таких детей. Им приходится трудно, многие решают уйти из жизни, а не тяготится ею и своими страданиями. В большинстве случаев такие тяжёлые последствия связаны не только с физическими недостатками, но и с психическими особенностями, а именно патологическим формированием личности. Да подобный тип личности формируется в силу наличия физического и умственного недоразвития, но этого можно избежать, откорректировать, что бы ребёнок чувствовал себя не ущербным, а мог самореализоваться, найти пути самовыражения, найти друзей и построить доверительные отношения. Патологическое формирование не происходит спонтанно, уже изучены закономерности формирования тех или иных черт характера, типа поведенческих реакций и склонностей в зависимости от особенностей физических недостатков.
Изучив и поняв эти закономерности, можно построить специальную программу реабилитационных мероприятий, с целью профилактики и коррекции асоциальных и неадекватных форм поведения, развития ущербных качеств характера. Таких детей нужно учить принимать свои недостатки, не фиксироваться на них, а нацеливать на реабилитацию, с дальнейшей помощью в нахождении путей для самоутверждения и самореализации себя во всех сферах человеческой жизни.
В силу закономерностей человеческой психики, наличие каких-либо недостатков должно быть чем-то уравновешенно, то есть срабатывает механизм компенсации. Поскольку детьми-инвалидами занимаются недостаточно их родители (это дети из неблагонадёжных семей, трудных семей или неполных — отцы очень часто бросают семью, в которой есть неполноценный ребёнок), то у них происходит гиперкомпенсация, формирование которой можно было бы не допустить, если бы ребёнку уделялось должное внимание со стороны взрослых. Второй вариант, когда родители сами очень сильно переживают болезнь своего ребёнка и чрезмерно опекают его, пытаясь оградить его от возникающих трудностей, воспитание идёт за типом гиперопеки, что отнюдь не желательно для ребёнка-инвалида. Всё должно быть в меру, и опека, и забота также.
Увы, ситуация в нашем обществе такова, что и нормальным детям не всегда уделяется достаточное внимание, а ведь дети-инвалиды требует его ещё больше. В этом плане ответственность за воспитание подобных детей возлагается на школы-интернаты, в которые родители сдают своих детей, умывая руки, мол, там знают, что с ними делать и как воспитывать. Дети при таком отношении, естественно чувствуют себя ненужными и одинокими, что отягощает переживания собственной неполноценности. Часто они уходят из жизни, считая, что всё равно за ними плакать никто не будет и жалеть, о том, что их больше нет тоже. Этот болезненный вопрос остаётся неразрешённым, но радует то, что все-таки делаются попытки в области социальной адаптации детей-инвалидов.
Давайте рассмотрим психологические особенности детей с различными заболеваниями и те тенденции, которые существуют в плане патологического формирования личности больного ребёнка, факторы, которые влияют и усугубляют этот процесс.
На особенности психики детей-инвалидов начали обращать внимание давно, ещё в 1625 году, когда изучались их физические недостатки, то одновременно отмечалось и наличие у них психопатологических черт характера, таких как упрямство и непослушание. Позже была описана мания преследования у детей, у которых был ослаблен слух, детей, которые недоверчивы, одиноки, склонны к ошибочным толкованиям. Все эти дети больше сосредотачиваются на своей внутренней жизни.
При детском церебральном параличе (ДЦП) кроме двигательных недостатков имеется недостаточность нервно-психических функций, причём сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта различны.
При спастической диплегии (вариант, когда руки страдают меньше, чем ноги) дети в состоянии обслужить себя, умеют писать и владеют целым рядом трудовых навыков. У них отмечается удовлетворительныйуровень вербального мышления при недостаточности наглядно-образного (плохо запоминают расположение кабинетов в школе, плохо рисуют), многие из них способны к обучению в общих школах. Однако гиперкинетическая форма этого заболевания характеризируется наличием плохого слуха, интеллектуальной недостаточностью (особенно страдает вербальное мышление в связи с нарушениями речи, а наглядно-образное хорошее — дети неплохо рисуют и конструируют) и гиперкинезией. При гемипаретическояй форма этой болезни (парез одной стороны тела, тяжесть верхней конечности) часто наблюдаются нарушения речевых функций, счёта и зеркального письма. Около 30% детей страдают олигофренией.
Экспериментально-психологические исследования мотивационной сферы детей с ЦП обнаруживают преобладание мотивов, которые подчинены взрослым, что влияет на формирование активных личностных установок. Очень большой является тенденция к формированию низкого уровня требований, что сочетается с выборочным завышенным самооцениванием относительно здоровья (90% из них считают себя здоровыми), что, очевидно, является защитным механизмом, притупляя ощущение собственной неполноценности. При ДЦП двигательная недостаточность может влиять на формирование патологических особенностей по типу дефицита, а на грубые органические патологии наслаиваются влияния социальных факторов, и это неизбежно. К этим факторам относятся:
- 1) переживания неблагожелательного отношения или чрезмерного внимания окружающих;
- 2) явления, которые присутствуют при госпитализации, поскольку таким детям приходится часто лежать в больнице;
- 3) переживание разлуки с матерью или неполная семья (в 25% случаев отцы оставляют семью);
- 4) психические травмы в связи с лечебными процедурами (операциями) из-за несоответствия надежд ребёнка на быстрое выздоровление и необходимостью длительной реабилитации;
- 5) затруднения, которые возникают в процессе обучения из-за параличей, гиперкинезии, пространственных нарушений;
- 6) сенсорная депривация из-за нарушений зрения и слуха;
- 7) неправильное воспитание за типом гиперопеки, что ведёт к формированию таких черт характера, как эгоцентричность, стеснительность, эмоциональная незрелость.
В связи с переживаниями чувства своей неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, что при варианте гиперкомпенсации реализовываются в двух направлениях — пассивном и агрессивно-защитном. Также психиатрами и психологами применяется типология за К. Юнгом про экстравертивность-интровертивность личности. Для детей из спастической диплегией более характерно наличие интровертивных черт характера: пугливость и возникновение страхов, желание повышенного внимания к себе, что обеспечит им безопасность. Для детей с гиперкинезами характерны экстравертивные черты: лёгкая возбудимость, вспыльчивость, эмоциональная нестабильность.
В силу того, что у детей-инвалидов есть физические недостатки, у некоторых поражена, в той или иной степени, нервная система, личность формируется патологически за дефицитарным типом, что проявляется в нескольких вариантах. Чаще всего встречается астено-невротический вариант (дети с ДЦП, с заболеваниями зрения и слуха), при котором дети пугливы, стеснительны, чрезмерно восприимчивы и обидчивы, неуверенны в себе, иногда у них наблюдается заикание, энурез, страх падения, передвижения, высоты. При псевдоаутическом варианте наблюдается недружелюбие, которое обостряется по мере взросления ребёнка, замыкание в себе и фантазирование, которое носит защитный и гиперкомпенсаторный характер. Больные дети очень часто пишут стихи и ведут дневники, увлекаются коллекционированием. Эти дети раньше других осознают свои дефекты и хотят их исправить. Истероидный вариант характеризуется эгоцентризмом, демонстративностью поведения, расщеплением (формируется за типом воспитания «кумир семьи»).
Также у этих детей очень рано формируются сексуальные интересы, причём девочки свои предпочтения преувеличивают. Коррекция достигается путём подбора заданий, которые дают возможность быть в центре внимания, например участие в театральных представлениях. Дети с циклоидным вариантом компенсации проявляют суггестивность, беззаботность, желание постоянной смены впечатлений, поверхностность суждений, недоразвитие сферы волевой регуляции. При возбудимом варианте основными признаками являются повышенное эмоциональное возбуждение, раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, усиление примитивных желаний и инстинктов. Также у детей с подобным типом компенсации наблюдаются трудности с обучением из-за пространственных нарушений, задержки развития и педагогическую запущенность. В детской группе такие дети пытаются завоевать авторитет всевозможными способами, причём грубость и драки являются самыми распространенными и доступными способами, поскольку большинство из них растёт в тяжёлых семьях и асоциальной среде. Патология поведения возрастает в связи с усилением тяги к вредным привычкам и повышенной сексуальностью.
При планировании программ реабилитации детей с инвалидностью нужно учитывать особенности больного ребёнка, структуру психологических нарушений и механизмы её компенсации. Кроме того, психологические особенности детей влияют на эффективность ортопедохирургического лечения. Так дети, которые отличаются повышенной зависимостью от других в разрешениях конфликта, которые болезненно фиксируются на своём дефекте, легче переносят послеоперационный период, но, несмотря на успешное хирургическое вмешательство, двигательная активность остаётся резко сниженной, наблюдаются фобии и несамостоятельность. Дети, которые имеют склонность к реакциям по типу обвинения (пугливы и неуверенны в своих силах), хуже переносят послеоперационный период, но быстрее и активнее включаются в реабилитационные мероприятия. Третья группа детей, которые отличается повышенной активностью при разрешении конфликтных ситуаций, в послеоперационный период жалуются на боль, требуют повышенного внимания к себе, они же проявляют и самую высокую степень активности, нежели дети других групп. Поэтому у них быстрее формируются новые двигательные стереотипы, что способствует лучшей социальной адаптации и самостоятельности.
Огромная проблема, которая сопровождает детскую инвалидность, это суицид. Поскольку подростки остро переживают свою физическую неполноценность. В целом суицидальное поведение детей и подростков характеризуется такими особенностями: они неадекватно оценивают последствия аутогрессивных действий (не предвидят реальной возможности летального результата, отсутствуют чёткие границы между суицидом и шантажно-демонстративным поступком, который тоже небезопасен для жизни); наблюдается незначимость и несерьезность мотивом самоубийства, что утрудняет профилактику; часто нет зависимости попытки суицида и депрессии, что имеет неявный характер. Суицидальные тенденции у детей-инвалидов нередко занимают важное место в клинической картине. Причиной их возникновения могут быть переживание одиночества, чувство неполноценности в связи с невозможностью принимать участие в двигательных играх, переживания угрозы потери родительской любви (рождение второго ребёнка, потеря родителей, появление отчима), недовольство своей внешностью из-за явного наличия деформаций, особенно у девочек. Демонстративное суицидальное поведение с целью наказать родителей, обидчика без желания покончить с жизнью наблюдается у детей с истероидными и циклоидными чертами личности, чему способствует и воспитание за типом гиперопеки. Но несмотря на «несерьёзность» намерений такое поведение вполне способно привести к самоубийству. Также в группу риска входят те дети, которые уже делали попытки покончить с собой. Такая форма суицидального поведения, как аффективное поведениеиз-за сильного эмоционального переживания, наблюдается преимущественно у эмоционально-лабильных подростков, чаще с гиперкинетической формой ЦП, и является самым небезопасным, поскольку иногда соединяется с суженным сознанием.
Кризис в болезненных переживаниях наблюдается в подростковом возрасте, когда детям-инвалидам необходимо влиться в общество здоровых сверстников (часто это происходит после окончания школы-интерната). Критическим является и послеоперационный период, поскольку больные дети надеются на быстрый результат, а реабилитация это зачастую длительный период. Поэтому появляется чувство разочарования и безнадёжности, особенно во время длительного ожидания операции. Кроме того, иногда возникает целый ряд функциональных изменений организма, которые отягощают положение.
Поскольку большинство детей находятся в специализированных заведениях, то большая ответственность за профилактику суицидов возлагается на персонал, которые должны как можно раньше выявить у детей суицидальные мысли и психогенные реакции, связанные с переживанием своей неполноценности. Для этого нужно выявлять группы риска, вести картотеки детей с суицидальными тенденциями, проводить патронаж таких детей участковым психиатром, проводить психотерапию, обращать внимание докторов на атипичность депрессии, не разглашать среди детей информацию о совершаемых попытках самоубийства, поскольку им свойственна повышенная суггестивность и склонность к наследованию.
Особое внимание нужно уделять ранней профориентации, что поможет развивать двигательные способности в зависимости от выбранной профессии. Это даст основу, на которой потом человек сможет самореализовываться, ведь наличие талантов и задатков у ребёнка-инвалида не исключается, просто они очень редко развиваются.
Только адекватные и своевременные реабилитационные мероприятия могут предупредить патологическое формирование личности детей-инвалидов, что в будущем будет способствовать их социальной адаптации, даст возможность вести нормальный образ жизни.
Источник