Особенности развития интеллекта ребенка в раннем возрасте
«Развитие интеллекта ребенка раннего возраста»
Интеллект ребенка развивается под влиянием чувственных (сенсорных) впечатлений. Поэтому малышу необходимо предоставить разнообразный мир ощущений, в котором естественным путем развиваются все органы чувств маленького исследователя. Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше.
Развитие слуха:
*Предложите ребенку угадать, как звучат предметы домашнего обихода: как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля, или деревянный стол, или подушка, погремушка и т.д.
Развитие обоняния, вкуса, осязания:
*Предложите ребенку с закрытыми глазами определить на вкус различные овощи, фрукты, запах различных веществ.
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.)
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.
Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, и многое другое.
Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.
Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.
Можно играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.
Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно катать ножками резиновые гладкие и ребристые мячики.
Различение цветов:
Подберите палочки, или другие предметы разного цвета.
*Возьмите один кубик красного цвета и попросите ребенка найти кубик того же цвета, затем возьмите кубик зеленого цвета и попросите ребенка отыскать точно такой же.
*Положите один кубик красного цвета в коробочку, попросите ребенка найти такие же кубики и все сложить в эту же коробочку. Затем, то же самое задание выполняйте с зелеными кубиками.
*Используйте кубики 3-4 цветов.
*Если Ваш ребенок знает гораздо больше цветов, называет их самостоятельно, подбирает по цвету разнообразные предметы – это очень хорошо! Это означает, что интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме.
Первые три года жизни — это период оптимальных возможностей, когда речевое развитие ребенка протекает наиболее интенсивно.
На втором году жизни ребенка, ему просто необходимо сначала читать, а потом выучить классические стихи А.Барто
Уронили мишку на пол…
Идет бычок качается…
Я люблю свою лошадку…
Зайку бросила хозяйка…
И пусть вас не тревожит, что ребенок многое не понимает. Во-первых, это вы так думаете, что он не понимает, а во-вторых, он запоминает не понимая.
По окончании карантина не лишайте ребенка возможности общаться с детьми его возраста, ибо в коллективе активно совершенствуется речь ребенка, так как у него есть насущная потребность общаться с детьми.
Развивайте мелкую моторику малыша, так как развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, а развитие речи тесным образом связано с развитием мыслительных функций. Для развития мелкой моторики можно использовать пластилин (лепка) и краски (рисование пальчиками), а также различные сыпучие материалы (крупы).
Источник
В статье рассматриваются особенности психического и интеллектуального развития детей раннего возраста, развитие предметной деятельности и ситуативно-делового общения в этот возрастной период, роль родителей в формировании интеллекта и психики ребенка. Интеллектуальное развитие рассматривается через призму культурно-исторической теории Л.С. Выготского, согласно которой закономерность развития психики в онтогенезе как усвоение ребенком в сотрудничестве с взрослым структуры внешней, социально-символической деятельности.
Ранний детский возраст является достаточно важным периодом в развитии ребенка, так как этот возраст наиболее сенситивный для благополучного развития всех психологических функций и фундаментальных личностных образований. Это отражено в трудах Л.С. Выготского и А.В. Запорожца, которые отмечают, что в период раннего детства важно обеспечить им правильное воспитание для полноценного развития.
В отечественной психологии психическое развитие ребенка определяется анализом трех составляющих: социальной ситуации развития, новообразованием возрастного периода и ведущей деятельностью.
Главным компонентом структуры возраста считается социальная ситуация развития, которая отражает специфическую для каждого возрастного периода систему взаимоотношений между ребенком и социальной действительностью. В каждом возрастном периоде социальная ситуация развития рождает противоречия, решая которые в определенном виде деятельности происходит психическое развитие [12].
В физическом развитии основным достижением в раннем возрасте является овладение прямохождением, которое способствует развитию координации, формированию умения пользоваться всеми возможностями для использования тела. Ребенок приобретает уверенность в движении к цели и возможность самостоятельного познания внешнего мира, освоения пространства, знакомится с предметами и их свойствами, учится обращаться с ними. Таким образом, у ребенка появляется возможности развития предметной деятельности, особым условием чего является общение ребенка с взрослыми [11].
Под психическим развитием в психологии рассматривается формирование и развитие основных психических функций и новообразований, которые в норме соответствуют периодизации возрастного развития[13,с.25]. В концепции Л.С. Выготского развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно – исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества.
Согласно современным исследованиям психическое развитие в норме имеет достаточно сложную организацию, так как сопровождается не только количественными, но и качественными изменениями, которые подчиняются определенным законам [6, с.15]. Проходя процесс развития, ребенок на каждом возрастном этапе усваивает мотивы деятельности, правила взаимоотношений и способы действия с предметами. В отечественной психологии принята периодизация возрастного развития, разработанная Д.Б. Элькониным, который построил ее на закономерностях чередования типов деятельности. Согласно его исследованию существуют периоды преобладания развития мотивационно-потребностной сферы или интеллектуально-познавательной, при чем освоение мотивов предшествует освоению способов действий [14].
К 1 году ребенок уже активен в своих действиях и, по словам В.С. Мухиной, стремиться к общению с взрослыми, у него уже сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. В период раннего детства психика ребенка претерпевает значительные качественные изменения, он становится способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими. Основными достижениями ребенка раннего детства, определяющими его психическое развитие, является овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью [8, с. 74].
Специфика предметной деятельности заключается в том, что перед ребенком открываются впервые функции предметов. Познание назначения предметов изначально скрыто от детей и может быть познано только при посредничестве взрослых, которые раскрывают для детей [8]. Овладевая свойствами предметов, ребенок развивает свое мышление, которое в раннем возрасте носит наглядно-действенный характер [10].
В физическом развитии основным достижением в раннем возрасте является овладение прямохождением, которое способствует развитию координации, формированию умения пользоваться всеми возможностями для использования тела. Ребенок приобретает уверенность в движении к цели и возможность самостоятельного познания внешнего мира, освоения пространства, знакомится с предметами и их свойствами, учится обращаться с ними. Таким образом, у ребенка появляется возможности развития предметной деятельности, особым условием чего является общение ребенка с взрослыми [9].
Одним из показателей психического развития ребенка является речевое развитие. В раннем возрасте происходит овладение значением слов, что характеризуется увеличением словарного запаса, образованием двухсловных предложений и появлении вопросов относительно названий новых предметов. Накопление словарного запаса происходит в следующем порядке: сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, предметов одежды и игрушек, частей тела и лица. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые ему говорит взрослый, названия действий и инструкций взрослого по их выполнению [14, с. 59].
Как отмечает В.С. Мухина, развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь. Понимание речи формируется постепенно, сначала ребенок понимает речь только в целостной ситуации, при изменении хотя бы одного фактора, понимание затрудняется. Ребенок еще находится в тесной связи с матерью, поэтому ее речь воспринимается как сигналы к действиям. В дальнейшем ребенок начинает понимать слова уже без связи с ситуацией. До полутора лет развитие активной речи ребенка происходит медленно, а после этого возраста наблюдается резкое повышение темпа развития речи. При этом в возрасте 1 года у ребенка, по причине несформированного артикуляционного аппарата и фонематического слуха, развивается автономная речь, которая при правильном произношении взрослого, быстро пропадает. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития ребенка, под ее воздействием перестраиваются все психические процессы [8].
Речевое развитие с взрослыми способствует развитию и формированию эмоциональной сферы. Во время предметной деятельности у ребенка формируются новые познавательные эмоции – интерес, удивление, любопытство, радость новых открытий. Познавательная активность развивается при посредстве эмоциональной вовлеченности, настойчивости и удовольствии от исследовательской деятельности [11]
Кроме речи в раннем возрасте развиваются восприятие, память, мышление и внимание. Восприятие является доминирующей функцией, на которую опирается в своей деятельности ребенок. Так как восприятие основано на наглядности ситуации ребенком, то творческого воображения у них еще отсутствует, существует лишь такая элементарная форма воображения, как предвосхищение. Лишь к концу раннего возраста ребенок способен что-то выдумать. Творчество, выдумка, умение использовать предмет в разных функциях развивается в предметной игре.
Активный процесс восприятия способствует развитию памяти, которая активизируется в актах узнавания. Несмотря на то, что ребенок может непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное, память в раннем возрасте является лишь продолжением и развитием восприятия, опора на прошлый опыт еще отсутствует. Восприятие ребенка в этом периоде имеет аффективный характер, ребенка привлекает лишь то, что вызывает у него яркую эмоциональную реакцию [2].
Мышление у ребенка раннего возраста является наглядно-действенным, так как основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Несмотря на то, что внутренний план действий у ребенка появляется лишь к двум годам, основой интеллектуального развития остается предметная деятельность[5].
Развитие личности в раннем возрасте по Л.И. Божович направляются двумя базовыми потребностями: потребность в новых впечатлениях самоутверждении, признании. Первая потребность пробуждает в ребенке любознательность, стимулирует развитие познавательных процессов и общение с взрослыми. Вторая потребность активизирует ребенка, стимулирует выдумку, изменение окружающего мира, проказы, желание заслужит поощрение взрослого. Обе потребности основаны на взаимодействии и общении с взрослыми, любознательность как личностное качество формируется лишь при его поддержке.
Основой становления воли становятся навыки самообслуживания и личностной гигиены. Э.Эриксон выделяет значение гигиенических навыков, которые заключаются в регуляции своих выделений ребенком. Умение регулировать свои выделения вызывает похвалу взрослого, что вызывает гордость и радость у ребенка. Если у него не получается регулировать, то у него развивается чувство вины и стыда, зависимость[4].
К концу раннего возраста ребенок уже способен обдумывать свои действия при исследовании предметов окружающего мира, начинает различать разные виды деятельности, формировать внутренние образы и константность предметов. Внутренний образ деятельности формируется при наблюдении за действиями взрослых, что организовывает внутренние импульсы. Направляющей силой деятельности, по мнению Питера Бернхарда и соавторов, становится желание двигаться навстречу своим интересам, уходя от дискомфорта [7].
Трехлетний ребенок отличается включением в бурную моторную деятельность, включающую в себя бег, прыжки, толкание, удары, бросание вещей. Он учится менять направление деятельности, не переставая делать начатое. Если в возрасте 1 год чтобы поменять направление движения ребенку необходимо остановится и развернуться, то теперь его координация настолько хороша, что ему уже не нужна эта остановка. Деятельность ребенка характеризуется исследованием особенностей собственной силы, своей воли и возможности отстаивать себя в контакте с родителями и другими взрослыми.
А. Баллон рассматривает умственное развитие ребенка через характерные виды деятельности, в частности он рассматривает роль эффектов действия в психическом развитии в теории Торндайка [1]. Именно так ребенок в раннем возрасте познает окружающую действительность: положительный эффект приводит к запоминанию и повторению движений, а неудача – к их устранению. Ребенок с интересом воспринимает новые эффекты движения, что побуждает его повторять одно и то же движение снова и снова, что развивает его интеллектуальную деятельность, формирует познавательные функции.
Л.С. Выготский проблему интеллекта рассматривает как проблему умственного, а рассматривая эту проблему шире и как психическое развитие. Его культурно-историческая теория рассматривает закономерность развития психики в онтогенезе как усвоение ребенком в сотрудничестве с взрослым структуры внешней, социально-символической деятельности[3].
Итак, интеллект ребенка в психологии рассматривается как специфическая форма познания, эффективного восприятия и понимания окружающего мира. В раннем детстве познание мира осуществляется при непосредственном посредничестве взрослых, во взаимодействии в повседневной жизни.
Таким образом, ранний возраст соответствует периоду от 1 до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность. К раннему возрасту ребенок овладевает прямохождением, что позволяет ему расширить рамки познаваемого предметного мира. Поэтому ведущей деятельностью становится предметно-действенная. Социальная ситуация развития характеризуется взаимодействием с взрослым через предмет. В основе психического развития лежит формирование речи и восприятие, которые способствуют развитию наглядно-действенному мышлению и формированию самостоятельности ребенка.
Показателям личностного развития в раннем возрасте является желание ребенка быть самостоятельным в желаниях и поступках, умение противостоять предложениям взрослого и заявить о своем желании. Это противостояние проявляется в основном в способе действия. Основным новообразованием раннего возраста является возникшее самосознание, которое проявляется в выражении ребенка «Я сам!».
В психологии под интеллектуальным развитием рассматривается формирование и развитие познавательных функций. Интеллектуальное развитие в период раннего возраста характеризуется особенностями формирования восприятия, познания и понимания окружающего мира. В раннем возрасте на интеллектуальное развитие оказывает значительное влияние качество взаимоотношений с взрослыми, особенно с родителями.
Источник
Теория стадиального развития мышления в раннем возрасте швейцарского психолога и философа Жана Пиаже совсем не новая: довольно скоро его работе «Речь и мышление ребенка» исполнится 100 лет. Однако почти за целый век результаты наблюдений и анализа Пиаже не только не устарели, но и получили новые обоснования. Интеллект детей развивается в соответствии с определенными Пиаже законами и проходит несколько стадий. Знать о них важно: это помогает понимать, как устроено мышление у малышей, общаться и разговаривать с ними буквально на одном языке. MedAboutMe рассказывает, через какие этапы становления мыслительных функций проходят дети и как им помогать развиваться быстрее.
Ранний возраст: сенсомоторный интеллект
Интеллект, согласно теории Пиаже, является базовым элементом в развитии психики. Осознание схем, методов взаимодействия в различных ситуациях, причинно-следственных связей помогает детям адаптироваться к изменяющемуся миру в меру возрастных возможностей. Каждый этап развития мышления в раннем возрасте имеет свои ограничения, и на каждой стадии есть свои характерные ошибки мыслительных процессов, которые надо учитывать.
Сенсомоторный интеллект — характеристика типа мышления детей от рождения до 2-х лет. Органы чувств, собственные движения и перемещения в пространстве помогают ребенку открывать для себя существование и особенности окружающего мира, наблюдать связь между своими поступками, действиями и их последствиями. «Бах!» — падает ложка, если ее столкнуть со стола. И еще раз, и еще много раз, пока не создадутся новые нейронные связи, и мозг не удостоверится, что ложка падает всегда.
Однако особенности внутренних процессов, символического мышления в таком раннем возрасте еще не доступны. Игра в «как будто» для данной стадии невозможна: ложка — это ложка, а не лодка или самолет.
Стадия дооперациональных представлений у детей
Ранний возраст от 2 до 7 лет — период развития дооперациональных представлений, понимания и изменения назначения предметов. Дети учатся использовать предметы символически: теперь ложка может стать орлом, мишка — доктором Айболитом, а сам ребенок как будто бегемотиком с больным животиком. Это большой прорыв для того, кто вчера еще только познавал, что такое ложка и зачем она нужна.
Название дооперациональной данная стадия получила из-за особенностей мышления, которые не позволяют пока ребенку совершать некоторые мыслительные операции. Как это выражается?
- Если увеличить промежутки между лежащими в ряд предметами, ребенок будет считать, что количество вещей увеличилось — они занимают больше места.
- Понять, что в широком и низком стакане может быть столько же воды, сколько в высоком и узком, не получается даже после ряда опытов по переливанию. Визуально определяемый уровень воды «сообщает» мозгу ребенка, что в узком стакане воды больше.
- Если кусок пластилина разделить на несколько частей, общее количество его таинственным образом уменьшится.
- Если тому же куску пластилина придать новую форму: из шара сделать «червячка», пластилин также каким-то образом частично исчезнет, а веревка или проволока, если их сложить, уменьшат длину.
Законы сохранения количественных показателей предметов, вещества, обратимости операций пока недоступны ребенку. Однако по мере достижения возраста в 7 лет все они усваиваются, причем первым — закон сохранения количества предметов. Как три конфеты ни раскладывай, больше не становится.
Можно объяснять детям основные принципы, например, показывать, что веревочка останется той же длины, если ее опять расправить. Дошкольник поймет и запомнит данную ситуацию, но вот по поводу «уменьшения» ленточки или проволоки при складывании опять может расстроится: методика обобщения пока не очень-то эффективна.
Эгоцентричность как стадия мышления ребенка
Ранний возраст — время подтвержденной эгоцентричности. Ребенок действительно центр Вселенной, и все вокруг происходит только так, как он видит и понимает в силу своего разумения. И это — нормальная стадия развития до 7 лет (плюс-минус год). В соответствии с законом развития стадию эгоцентричного мышления постепенно сменяет стадия децентрации, но до ее вступления в силу требовать от детей способности понять чужую точку зрения практически бессмысленно: у ребенка нет самого понятия «чужой точки зрения».
Например, если посадить малыша за стол, на котором посередине в ряд будут лежать три кубика разного цвета, а на другом конце стола — сидеть кукла Катя, и попросить нарисовать кубики так, как их видит Катюша, дети 3-4 лет не справятся с этим заданием. Картинка будет в точности соответствовать тому, как сам малыш видит эти кубики. Как их можно видеть иначе?
И в том случае, если предложить ребенку и кукле поменяться местами и дать то же самое задание, уровень мышления в раннем возрасте не позволит осознать, что теперь у куклы другая «точка зрения». Как видит ребенок, так видит весь мир. И это не эгоизм или отсутствие сочувствия, желания встать на место другого, а нормальная стадия эгоцентризма, когда в центре — сам ребенок. Требовать иного — значит, требовать физически невозможного, но вполне можно помогать быстрее развиваться.
Для лучшего понимания детьми ситуаций, процессов, конфликтов необходимо все объяснять так, как если бы это делал сам малыш или что-то происходило именно с ним. Классический пример: «Помнишь, ты расстроился, когда Вася стукнул тебя лопаткой. Теперь ты стукнул лопаткой Мишу, и Миша расстроился. Ему обидно и больно так же, как было тебе».
Накопление опыта различных ситуаций приводит к тому, что дети начинают осознавать: в мире есть другие «центры Вселенной», малыш в нем — не единственный субъект. Это динамический процесс развития, сегодня кроха запоминает, что нельзя бить лопаткой Мишу, завтра — Толика, а со временем количество друзей перерастает в качество, и использование лопатки в отношении любого живого существа означает акт агрессии, нежелательный, потому что от удара самому было больно. А значит, больно и другим. Начинается новый этап децентрации мышления.
Ранний возраст — интереснейший период развития. Можно ежедневно наблюдать за маленькими открытиями, совершаемыми детьми в, казалось бы, очевидных ситуациях. Постепенные изменения в мышлении помогают им все лучше понимать окружающий мир и осознавать свое место в нем. И дело взрослых — помогать, основываясь на знаниях о законах развития психики.
Источник