Особенности развития гиперактивного ребенка в дошкольном возрасте
Виерь Эльвира Рашидовна
Гиперактивный ребенок. Особенности гиперактивных детей и их воспитание
Содержание
• Как отличить активного ребенка, от гиперактивного
• Причины гиперактивности
• Лечение гиперактивности у детей
Такое понятие, как гиперактивность появилось совсем недавно. Сегодня люди его часто применяют практически к каждому активному и подвижному ребенку. Однако такой подход совершенно не верный. Если малыш энергичен, готов играть целыми днями без единого признака усталости и может интересоваться одновременно несколькими вещами – это еще не означает, что он гиперактивный.
Как отличить активного ребенка, от гиперактивного
Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития. Ведь больной и слабый малыш, обычно, ведет себя вяло и тихо. Просто активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Однако такая активность проявляется не всегда и не везде. Кроха может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя вполне спокойно. Его можно без проблем увлечь каким-нибудь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.
Поведение гиперактивного ребенка несколько отличается. Такой малыш тоже очень много двигается, однако он продолжает это делать постоянно и даже после того, как очень устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет. Ребенок с синдромом гиперактивности так же, как и здоровый задает множество вопросов, однако редко до конца дослушивает ответы. Им очень трудно управлять, он совершено не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может часто инициировать ссоры, при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет, кусается и т. п. Помимо этого, гиперактивных детей можно определить еще по ряду особенностей, которые должны проявляться непрерывно не менее полугода.
Особенности гиперактивных детей:
• Проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть.
• Неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы и т. п.
• Неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете.
• Не может усидеть на месте.
• Забывает важную информацию.
• Проблемы с концентрацией внимания.
• Отсутствие чувства страха и самосохранения.
• Нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь.
• Излишняя болтливость.
• Частые и резкие смены настроения.
• Недисциплинированность.
• Обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки.
• Испытывает трудности в обучении.
Из-за возрастных особенностей детей, обычно, диагноз гиперактивность ставится только после пяти-шести лет. Наиболее сильно этот синдром проявляется в школе, когда у ребенка начинаются трудности с работой в коллективе и с усвоением предметов. С возрастом неусидчивость и взбалмошность практически всегда проходят, а вот неспособность концентрироваться и импульсивность, к сожалению, часто остаются.
Причины гиперактивности
Прежде всего, родителям стоит уяснить, что гиперактивность у детей является не особенностью характера, а нарушением нервной системы. Пока установить истинную причину возникновения данного синдром точно не удалось. Многие ученые придерживаются мнения, что он может развиваться из-за особенностей строения или функционирования мозга, генетической предрасположенности, проблемной беременности, родовых травм, перенесения инфекционных заболеваний в младенчестве и т. п.
Лечение гиперактивности у детей
Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него никак не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка.
Как правило, для лечения гиперактивности у детей применяются успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге средства. Однако они не избавляют полностью от синдрома, а только снимают симптомы на период приема препаратов. Кроме того, подобные лекарства обладают рядом побочных эффектов, поэтому необходимость их употребления должен определять только специалист. Как бы то ни было, только медикаментозным лечением обойтись невозможно, поскольку оно не сможет привить ребенку социальные навыки и не адаптирует его к окружающим условиям. В идеале, лечение гиперактивного ребенка должно проходить комплексно и включать в себя наблюдение у психолога, невропатолога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.
Поддержка родителей имеет особенно важное значение. Если ребенок чувствует любовь и получает достаточно внимания, если между ним и взрослым установлен эмоциональный контакт, детская гиперактивность проявляется в гораздо меньшей степени.
Помимо этого родителям необходимо:
• Обеспечить ребенку спокойные условия для жизни и доброжелательную атмосферу.
• Разговаривать с малышом спокойно и сдержанно, реже говорить «нельзя» или «нет» и любых других слов способных создать напряженную обстановку.
• Не выражать неудовольствие самим ребенком, а осуждать только его поступки.
• Беречь малыша от переутомлений и стрессов.
• Установить четкий распорядок дня и контролировать, чтобы ребенок его придерживался.
• Избегать мест, в которых присутствует много людей.
• Совершать с ребенком ежедневные длительные прогулки.
• Обеспечить возможность расходования излишней энергии, например, записать малыша в спортивную секцию или на танцы.
• Не забывать хвалить ребенка за какие-либо достижения, хорошие поступки или поведение.
• Не давать малышу одновременно несколько поручений и не занимать его сразу несколькими делами.
• Избегать длинных формулировок, стараться ставить четкие задачи.
• Выделить для ребенка комнату или собственное тихое место, в котором он сможет заниматься, не отвлекаясь на внешние факторы, например, работающий телевизор, разговаривающих людей и т. п.
Источник
Особенности развития гиперактивных дошкольников.
Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но
пробовать нужно всегда
(из размышления учителя-воспитателя).
«Гипер…” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный” пришло в русский язык из латинского «ativus” и означает «действенный, деятельный”.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, “отрицательного внимания”; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.
Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый “дефицит внимания”. Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чём-то одном, трудно запомнить и выполнить инструкции учителя, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Гиперактивность проявляется у детей несвойственными, для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1 — 2 года, 3 года и в 6 — 7 лет. В 1 — 2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6 — 7 лет формируются навыки чтения и письма.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д. как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и к его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут то и должны прийти на помощь воспитатель и психолог, которые — только в тесном контакте с родителями — могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Кроме того, указанные выше формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка
Лихорадочный,
беспорядочный
Беспокойные, напряженные движения
Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк, недоразумений. Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, беседовать с родителями и педагогами.
Одной из важных задач работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на выявление сильных сторон ребенка — его умений, навыков, черт личности. Игры и упражнения помогут ребенку ощутить себя успешным, повысят самооценку и мотивацию достижений. Для работы с гиперактивными детьми необходимо использовать комплекс игр и упражнений, для этого была разработана специальная программа, в которую обязательно должны входить следующие игры:
— Растяжки — для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц («Травинка на ветру», «Кошечка» и т.д.);
— Дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности;
— Глазодвигательные упражнения — для расширения поля зрения и улучшения восприятия;
— Функциональные упражнения — для развитие внимания, произвольности и самоконтроля («Черепаха», «Руки-ноги», «Считалочки – бормоталочки», «Буратино», «Шалуны»);
— Упражнения для развития мелкой моторики рук («Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Зайцы»);
— Коммуникативные упражнения — восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом («Тряпичная кукла», «Животные», «Головомяч»);
— Массаж – рассказывание сказки, стихотворения на спине;
— Музыкальные игры — упражнения с лентами, хороводные игры.
Чаще всего работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами. Конечно же, воспитатели детских садов и школьные учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Поэтому в начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребенок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.
Ему будет легче, если занятие разделить на части: например, после выполнения двух-трех заданий можно поиграть с детьми, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
Чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, можно использовать не словесные сигналы, а к примеру, сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к воспитателю и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком. Когда воспитатель дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.
В процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленных им же самим, взрослый может без лишних слов указать ему на список правил. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более десяти слов. Педагог должен четко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснить ребенку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится. Вы верите в это.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Какие? Воспитатели могут узнать о том, что любят дети, беседу с ними или, попросив их выполнить рисунки на тему «Koгдa я счастлив», «Я счастлив, я доволен … ».
Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог хорошо усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на одновременное развитие двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по отработке в одной игре всех трех функций.
Мною приведены лишь некоторые игры, направленные на тренировку тех или иных функций. Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя указанные игры, как для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от этапа и целей занятия) – см. Приложение.
Гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.
А так же, причиной агрессивного поведениягиперактивных детей чаще всего становятся сами родители, точнее стиль их воспитания. Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Жесткие родители, постоянно подавляя агрессию своих детей, не устраняют ее, а наоборот взращивают, так как агрессия всегда порождает только агрессию. Если же родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Такой дошкольник становится источником огорчений для воспитателя. Он ершист, часто подозрителен и насторожен, драчлив, намеренно употребляет грубые выражения, стремясь разозлить, вывести из себя воспитателя или сверстника.
Агрессивные дошкольники часто ощущают себя отверженным, никому не нужным. И все их выходки направлены на привлечение внимания взрослых и сверстников. Они часто не могут сами оценить свою агрессивность, не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Таким детям кажется, что весь мир хочет обидеть именно их, и их агрессивность — защитная реакция. Поэтому, родители гиперактивного ребёнка, как правило, испытывают трудности при взаимодействии с ними и чаще стали обращаться к педагогам – психологам за рекомендациями.
Взаимодействие педагога-психолога с родителями.
Первый этап диагностический, где психолог совместно с родителями выясняют причину нежелательного поведения у ребёнка (признаки гиперактивности).
После постановки диагноза родителям и ребёнку следует разъяснить смысл предстоящей психо-коррекционной работы. Родителям необходимо объяснить, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специальных занятий педагогов, но в значительной степени от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Для этого существуют правила поведения с гиперактивными детьми.
Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:
— поддерживать дома четкий распорядок дня;
— выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
— автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
— отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
— сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
— оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
— не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
— не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
— не приказывать, а просить (но не заискивать);
— не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения.
Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами ДОУ.
Для эффективной работы с гиперактивными детьми необходимо взаимодействие всех специалистов ДОУ (воспитателей, логопеда, муз. работника, физкультурного работника). Все вместе они проводят комплексную диагностику, а затем составляют план коррекционно-развивающей работы.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!
Таким образом, гиперактивные дети нуждаются в понимании и поддержке, поэтому главная задача не только педагога, но и родителей заключается в оказании посильной помощи. И в выполнении практических рекомендаций от педагога-психолога не только для специалистов ДОУ, но и для родителей.
Литература
Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст] / Л.И. Аксенова. — М.: Академия, 2001. — 191 с.
Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст]: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студ. / ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. — М.: Академия, 2003. — 320 с.
Специальная педагогика [Текст]: Учеб. пособие / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Ред. Н.М. Назарова. — 3-е изд., испр. — М.: Academia, 2004. — 396[4] с.
Источник