Особенности развития бытовой деятельности ребенка

Особенности развития бытовой деятельности ребенка thumbnail
Особенности развития бытовой деятельности ребенка

ТОП 10:

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характеристикой последних выступают их повторяемость через определенные промежутки времени, чередование и систематич­ность. Бытовая деятельность возникает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека соци­ализируются в процессе освоения закрепленного в обществе спо­соба их удовлетворения. За этим способом всегда стоят нормы, регулирующие взаимоотношения людей в бытовых процессах и определяющие правила культуры поведения, общения. Культура поведения определяется как совокупность социально одобряемых устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных ви­дах деятельности. Одну из важных частей культуры поведения и техническую сторону бытовой деятельности составляет совокуп­ность культурно-гигиенических навыков и привычек, направлен­ных на поддержание личной гигиены с помощью социально за­данных средств и способов; регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня.

При формировании навыка частично автоматизируются входя­щие в его состав компоненты исполнения и регуляции целесооб­разных движений. Благодаря появлению навыка сознание челове­ка переходит с контроля за отдельными движениями на общие цели и условия его выполнения, на контроль и оценку его резуль­татов. Ребенок, научившийся мыть руки, следит не за осуществле­нием отдельных движений, а за тем, чтобы не залить одежду, не разбрызгать воду и т. п. В процессе систематического повторения действий при определенных или сходных условиях формируются привычки. Теперь выполнение навыка становится потребностью и сопровождается чувством удовольствия. Если ребенка научили мыть руки перед едой и он делает это регулярно сначала по указанию

взрослого, а затем самостоятельно, то постепенно привычка за­крепляется, и он отказывается сесть за стол, не вымыв руки. На основе привычек формируются черты характера. Так, навыки умы­вания, приема пищи, одевания приводят к привычке содержать в чистоте тело, одежду, а затем к основам опрятности, чистоплот­ности, аккуратности. Писатель Л. Пантелеев в своей книге для ро­дителей «Наша Маша», размышляя о необходимости хороших манер у детей, пишет: «В Малеевке, в Доме творчества, я наблю­дал за одним известным нашим лингвистом. Почтенный и уже немолодой человек этот давно и с большой страстью борется за чистоту и красоту нашего русского языка. Честь и слава ему! Но надо было видеть, как он ест!.. Навалился всем туловищем на стол, голову наклонил так, что лысина видна, подбородком вот-вот нырнет в тарелку, вилкой и ножом размахивает, будто лезгинку пляшет, и при этом жует и глотает столь шумно, что кажется, занавески на окне вот-вот начнут колыхаться. Нет, как бы краси­во, на каком бы изысканно чистом русском языке ни говорил мой уважаемый и ученый сосед, считать его по-настоящему вос­питанным, культурным человеком я не могу».

С первого дня взрослый организует жизнь новорожденного, включая его в разнообразные бытовые процессы: купание, корм­ление, переодевание и пр. Первым средством социальной организа­ции жизни малыша является режим дня. По определению выдающе­гося педагога Н. М. Щелованова, это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовле­творения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении и активности. С момента рождения режим дня упоря­дочивает жизнь ребенка, придает его спонтанной активности оп­ределенную направленность. Для новорожденного не существует дня или ночи. Приучая его есть и спать в определенные часы, взрослый фиксирует специфический человеческий биоритм «сон— бодрствование». Малыш просыпается ко времени кормления и бодрствует некоторое время после приема пищи. Следует учи­тывать, что чем младше ребенок, тем в большей степени его самочувствие, настроение, активность во время бодрствования зависят от того, своевременно ли он накормлен и хорошо ли поспал.

При ограниченной возможности младенца к проявлениям ак­тивности бытовые процессы наполняют его жизнь разнообразны­ми стимулами — сенсорными, эмоциональными, удовлетворяя потребность в сенсомоторных впечатлениях, способствуют уста­новлению тесных контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирование предметами. Таким образом, бытовые процессы обеспечивают переход ребенка к активному, все более содержательному бодрствованию и в то же время создают условия для развития всех психических функций.

Поэтому режим дня — не только основное оздоровительное, но и основное воспитательное мероприятие.

Определенный способ организации бытовых процессов, вклю­чение в них социальных предметов (соски, пеленки, ванночки, кроватки) перестраивают физиологические потребности ребен­ка, постепенно превращая их в социальные.

Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на пер­вом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М. Ще­лованова, Г. В. Пантюхиной и др.). С первых дней жизни взрослый кормит ребенка в определенные часы. А с 3 — 4 недель приучает в одно и то же время есть, спать и бодрствовать. В этом возрасте малыш уже может принимать, хотя и небольшое, участие в корм­лении, поддерживая бутылочку во время еды. В возрасте около 2 мес. укрепляется положительное отношение ребенка к приему пищи. Теперь младенец узнает бутылочку для кормления, подтя­гивает к ней головку, захватывает соску ртом. В 3 мес. развивают­ся умения, которые позволяют младенцу более активно участ­вовать в кормлении. С 4 мес. он уже захватывает руками бутылочку для кормления. В 4,5 — 6 мес. взрослый приучает малыша есть с лож­ки полугустую пищу, а с 5 —6 мес. пить из чашки, которую держит взрослый. После 6 мес. укрепляется положительное отношение к приему разнообразной пищи. При виде ложки малыш открывает рот, снимает пищу губами.

В 6 — 7,5 мес. малыш во время кормления сидит, опираясь на руку взрослого, который его кормит, а с 7,5 мес. приучается есть за высоким столом. В 7 мес. ребенок удерживает хлеб, сухарик, печенье в руке и ест их. В 9— 10 мес. удерживает чашку при помо­щи взрослого. Если приучать ребенка к аккуратности, например повязывать ему салфетку, стараться кормить так, чтобы не пач­кать лицо и одежду малыша, поддерживать чистоту на столе, то и малыш будет стремиться к аккуратности.

Во второй половине первого года жизни взрослый привлекает ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия. В 8 —9 мес. малыш (по просьбе взрослого) может лечь, сесть, поднять руку и пр.

С 7 —8 мес, когда ребенок научился садиться и устойчиво си­деть, можно начинать приучение к опрятности. В 9 мес. малыш спокойно относится к процессу высаживания. При правильном воспитании к концу второго и на третьем году ребенок начинает проситься на горшок; но этот навык еще остается неустойчивым и требует постоянного подкрепления.

Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ре­бенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль в их организации. Взрослый, наблюдая за поведением малыша, опре­деляет его состояние и, лишь поняв его потребности, предлагает идти спать, есть и т. п. Таким образом, положительное отношение

малыша к режимным процессам складывается, если требования взрослого совпадают с потребностями ребенка. Интерес к дей­ствию, желание его выполнить формируются, если взрослый на­страивает ребенка на его осуществление, создает определенную установку («Скоро будем спать», «Сейчас будем кушать»), а так­же своевременно показывает способы его выполнения, сопровож­дает их нужными словами и пояснениями.

Постепенно взрослый все более вовлекает ребенка в выполне­ние действий, оставляя за собой контроль за его ходом, оценку результатов и своевременно оказывая помощь, не заостряющую и не подчеркивающую ошибки и недостатки на некоторых его эта­пах. Так ребенок приобретает все большую самостоятельность, автономию от взрослого.

В прием пищи и другие бытовые процедуры включается все большее число социальных предметов, а сама процедура услож­няется, приближаясь к общественно принятому способу ее проте­кания. У малыша формируются предпосылки таких важных лич­ностных качеств, как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые куль­турно-гигиенические навыки, которые впоследствии будут харак­теризовать его поведение (есть ложкой, пить из чашки, надевать платок на голову).

Особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте:

— у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формиру­ется специфический человеческий биоритм «сон—бодрствование»;

— через усвоение культурного способа удовлетворения биологи­ческих потребностей начинается процесс их очеловечивания;

— выделяются предметы удовлетворения биологических потреб­ностей, и формируется положительное эмоциональное отношение к ним;

— формируются первое отношение к бытовым процессам и пер­вые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу);

— закладываются основы некоторых личностных качеств, связан­ные с бытовыми процессами.



Источник

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст — это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.

Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым

становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.

Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес).

Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?

Настя: Где мое полотенце?

Ваня: Там вот висит.

Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.

Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).

Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.

У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».

Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.

Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).

Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.

Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)

В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).

Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.

Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).

Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте 

Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)

Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурногигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года). Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, и тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф,

находящийся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.). Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:

— формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;

— происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;

— изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;

— складываются первые бытовые привычки;

— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.

Источник

Особенности развития бытовой деятельности ребенка

ТОП 10:

Период раннего детства наиболее благоприятен для формиро­вания культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью — предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребе­нок старается узнать, как можно действовать с предметами, для

чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды — ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрос­лых, помогает формированию культурно-гигиенических навыков. Можно сказать, что освоение бытовых навыков в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития — становлени­ем предметной деятельности, освоением действий с предметами.

Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной причины. Их освоение позволяет ему (в известных пределах) удов­летворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошколь­ника бытовая деятельность привлекает меньше, поскольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, в частности игра, труд, рисование, которыми ма­лыш в раннем детстве не владеет. В раннем возрасте сфера прояв­ления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стре­мится сам выполнять бытовые процессы.

Напомним, что навык — это частично автоматизированное дей­ствие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Он характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного контроля. Для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и резуль­тат, а затем только результат. При формировании навыков ребе­нок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ре­бенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о соб­ственном теле. При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых из­менений, происходящих,в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает непо­ладки в одежде, просит взрослого помочь привести его в порядок. То есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности.

Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится. Малыш складывает

одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккурат­но ведет себя за столом.

В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: напри­мер, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо; говорить «спасибо» после еды.

Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду перед сном — она помялась, стала некрасивой. В основном освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положитель­ной оценкой. Так навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых становится потребностью.

В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, сти­мулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления умень­шилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает за­мечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, уста­новить простейшие причинно-следственные связи.

Особенности развития бытовой деятельности в раннем воз­расте:

— бытовые процессы способствуют расширению сферы самосто­ятельности ребенка;

— у малыша формируются культурно-гигиенические навыки (при­ема пищи, одевания, умывания, опрятности и пр.), которые в даль­нейшем составят основу сложных форм поведения;

— формируется потребность выполнять бытовые процедуры, по­требность в чистоте и опрятности;

— ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой дея­тельности;

— у малыша складываются личностные качества, связанные с отно­шением к самому себе (опрятность), к вещам (аккуратность), к дру­гим людям (дисциплинированность) и кделу (целеустремленность).



Источник