Особенности поведения и развития ребенка консультация
Поведение ребенка
Мы стремимся посвятить себя творчеству, будь то рисование, музыка или танец и т.д. Но, вместо того, чтобы следовать своим желаниям, мы чувствуем себя связанными по рукам и ногам требованиями социума, родителей, учителей, которые без конца твердят о том, что мы, с их токи зрения, должны делать.С самого раннего детства нам навязывается круг действий, которые мы обязаны совершать, независимо от наших желаний. Нередко мы выставляем ребенку такие требования, которых сами не соблюдаем. Разве мы всегда ложимся спать вовремя, едим исключительно здоровую пищу или постоянно учимся?
Если спросить ребенка, любят ли его родители, он ответит, что любят, потому что чувствует это. Но попробуйте затем задать ему вопрос: «Скажи, почему ты не делаешь то, о чем просят тебя родители?» В зависимости от чувств, которые возникают у ребенка относительно родителей, он ответит: «А почему я должен делать то, что они от меня хотят? Я не хочу этого делать. Я хочу играть».
Ребенок не может в четырехлетнем возрасте сказать: «Вы у меня не родители, а монстры! Вы не позволяете мне делать то, что мне нравится, так что я собираю вещи и ухожу из дома». У него нет физической возможности так поступить, поэтому он защищается психологически.Одним из способов защиты ребенка является стремление угодить, подчиниться. Ребенок вынужден ломать свой характер, отказываться от собственного «Я». Его воля подвергается серьезнейшему испытанию, выдержать которое удается далеко не каждому.В дальнейшем детские обиды на сознательном уровне забываются, но при этом очень ярко выражаются во взрослой жизни. Что делают повзрослевшие дети, чтобы вернуть накопленные в детстве обиды родителям? К примеру, в телефонных разговорах они жалуются на здоровье, говорят о своих проблемах на работе, просят денег. Все эти действия – та же неосознанная месть!
Задачи родителей в воспитании детей всегда остаются одними и теми же и заключаются в следующем:
• вырастить детей с высокой самооценкой;
• научить их управлять своими эмоциями;
• показать, как грамотно взаимодействовать с другими людьми;
• научить поддерживать друг друга;
• научить заботиться о себе и других.Это, конечно, непросто. Создание общества, в котором каждая семья будет заботиться о том, чтобы вырастить детей, использующих эти принципы во взаимоотношениях друг с другом, позволит поколениям людей жить в мире, дружбе и радости. Одна из важнейших задач – научить ребенка не только любить и уважать родителей, своих братьев и сестер, но также с любовью и уважением относиться к людям за пределами семьи, к обществу в целом.Вот вкратце те принципы, которые хорошо было бы каждому родителю перечитывать ежедневно и стараться усвоить, как непреложную истину: Ребенок, окруженный критикой, – учится обвинять.
Ребенок, окруженный насмешками, – учится быть недоверчивым. Ребенок, окруженный враждебностью, – учится бороться.
Ребенок, окруженный злостью, – учится причинять боль.
Ребенок, окруженный непониманием, – учится не слышать других. Ребенок, окруженный обманом, – учится врать.
Ребенок, окруженный позором, – учится чувствовать вину.
Только ваше сознание может разорвать этот круг!
Ребенок, окруженный поддержкой, – учится защищать.
Ребенок, окруженный ожиданием, – учится быть терпеливым.
Ребенок, окруженный пониманием, – учится понимать.
Ребенок, окруженный честностью, – учится быть справедливым. Ребенок, окруженный безопасностью, – учится доверию.
Ребенок, окруженный одобрением, – учится уважать себя.
Ребенок, окруженный любовью, – учится любить и дарить любовь. Ребенок, окруженный свободой выбора, – учится быть ответственным за свои решения.
И такой характер сложно сломить!
Источник
Особенности развития ребёнка-дошкольника
Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Кризис — это не то, что случается с «неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.
Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все, наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.
Младший возраст (3-4 года) — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества с взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.
Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе близких людей. В течение дня близкие должны проявлять к ребенку свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощущая любовь родителя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становиться не только средством физического развития, но и способом психологического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Основным достижением каждого возврата связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, ранимости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализации.
Ребенок 3-5 лет должен всегда в качестве поощрения получать: похвалу, улыбки, подарки и т.п. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходиться и наказывать малыша, но не ущемлять его достоинства, например, так: посади ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажи ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.
Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.
Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный – слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличаться какими-то способностями или навыками, которые могли бы ему пригодиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
Источник
Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка младшего дошкольного возраста
3 года — может вести себя некоторое время нормально (хорошо):
· способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;
· может помогать взрослым;
· может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других;
· допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.
Нормальное (плохое) поведение:
· не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми;
· не хочет заботиться о других;
· эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;
· истерики, слезы, крик.
Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:
· говорите малышу о своей любви к нему как можно чаще;
· целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности;
· избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле;
· терпеливо демонстрируйте культурные формы отношений в ответ на агрессию ребенка;
· сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.
Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка среднего дошкольного возраста
4 года — ведет себя нормально (хорошо) более продолжительное время:
· способен к сотрудничеству со сверстниками;
· может соблюдать правила очередности;
· может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.
Нормальное (плохое) поведение:
напоминает поведение ребенка более младшего возраста — временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.
Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:
· проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша;
· не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил;
· отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общению в случаях попыток малыша наладить с вами отношения;
· позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.
Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка старшего дошкольного возраста
5 лет — ведет себя нормально (хорошо) в течение всего времени пребывания в ДОУ:
· соблюдает распорядок дня;
· может ориентироваться во времени по часам;
· лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помотать им в этом.
Нормальное (плохое) поведение:
· разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
· бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом;
· ябедничает на сверстников.
Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:
· не обещайте ребенку того, чего вы не сможете выполнить наверняка;
· не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников;
· обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать свое отношение к самому поступку, сохранив хорошее отношение к провинившемуся;
· внимательно выслушивайте претензии ребенка к вам — они могут быть справедливыми.
Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка старшего дошкольного возраста
6 лет — теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:
· способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;
· удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
· начинает осознавать свои переживания;
· активно интересуется отношением окружающих к себе;
· претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.
Нормальное (плохое) поведение:
· лжет в целях самозащиты;
· непоседлив и возбудим;
· продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже;
· допускает небрежность в выполнении монотонных операций.
Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:
· будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях;
· давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом;
· жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много;
· выполняйте монотонные операции вместе с ребенком — достаточно просто вашего присутствия рядом.
ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ»
Цель: определить характер общения родителей и детей.
Отметьте те выражения, которые в общении с детьми Вы употребляете наиболее часто:
- Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне, пожалуйста…
- Не знаю, что бы я без тебя делала…
- И в кого ты только уродился!
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну на кого ты похож!
- Я в твое время…
- Ты – моя опора и помощник.
- Ну что это за друзья у тебя!
- О чем ты только думаешь!
- Какая ты у меня умница!
- А ты как считаешь?
- У всех дети как дети, а ты…
- Какой ты у меня сообразительный!
ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ»
Цель: определить характер общения родителей и детей.
Отметьте те выражения, которые в общении с детьми Вы употребляете наиболее часто:
- Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне, пожалуйста…
- Не знаю, что бы я без тебя делала…
- И в кого ты только уродился!
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну на кого ты похож!
- Я в твое время…
- Ты – моя опора и помощник.
- Ну что это за друзья у тебя!
- О чем ты только думаешь!
- Какая ты у меня умница!
- А ты как считаешь?
- У всех дети как дети, а ты…
- Какой ты у меня сообразительный!
Ключи к ответам: вопросы 2, 12 -0 баллов.
вопросы 3, 5, 8, 11, 14 — 1 балл.
вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 13 — 2 балла.
КЛЮЧ К ТЕСТУ «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ»
Если Вы набрали:
до 7-8 баллов – Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне уважает и любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов – Вы непоследовательны в общении с Вашим ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов – Вам необходимо быть к ребенку внимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но авторитет не заменит любви. Развитие ребенка зависит от случая в большей степени, чем от Вас.
13 и более баллов – Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути, между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его мнению.
Источник
Стемповская Олеся
Консультация для родителей «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей., Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. 1 г, 2г, 3 г. «
Тема:Психологические особенности развития детей дошкольного возраста 1 г, 2г, 3 г.
Возрастные кризисы.
Считается, что ребенок, не переживший, по настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Кризис одного года.
Кризисный период, возникающий у ребенка в возрасте около года, проходят практически все дети. Большинство малышей к этому времени уже могут ходить, начинают говорить, делают попытки самостоятельно есть и одеваться. Зачастую, малыши капризничают в ответ на чрезмерную опеку родителей. Новые возможности позволяют ребенку впервые ощутить себя самостоятельным, но, оторвавшись от матери, он начинает бояться потерять ее, и старается не отходить от нее далеко. Как правило, девочки переживают этот кризис к полутора годам, мальчики — к двум.
Как вести себя родителям?
С началом этого кризиса не только ребенок, но и его родителиоказываются в непростой ситуации: все привычные методы воспитания, прекрасно действовавшие до сих пор, вдруг оказываются бесполезными и даже вредными. Однако, если отказаться от бесконечных запретов и потратить время на то, чтобы помочь ребенку овладеть новыми навыками, можно сохранить спокойствие и собственный авторитет в его глазах. Вместо того, чтобы останавливать носчщегося по комнате ребенка, испытывающего восторг от того, что теперь он может бегать, стоит поиграть вместе с ним в подвижную игру, переведя эту активность подальше от стен и острых углов. Если же необходимость запрета все таки возникает, то следует переключать любопытство ребенка на разрешенный способ взаимодействия с интересующим его предметом. Несложно научить малыша не рвать книжку, а перелистывать странички, не хватать, а только гладить котенка.
Как справиться с упрямством во время кризиса?
Годовалый ребенок проявляет упрямство (отказывается одеваться, гулять, есть) из-за того, что лишь таким образом он может проявить свою самостоятельность. Помощником родителейможет стать любая игрушка: кукла покажет, как нужно одеваться, плюшевый мишка- как укладываться спать, есть за столом. В результате каждого кризиса ребенок получает новые знания о себе и своих способностях, проявляет новые черты характера. И если кризис пройдет неудачно, то правильность развития нарушается.
Кризис двух лет.
В возрасте от полутора — трёх лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. Эти границы нужны ему для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если раньше малышу хватало маминой ручки и папиного голоса, то теперь ему требуется нечто большее.Механизм взаимодействия младенца с миром очень прост: если реакция родителей на одно и тоже действие повторяется, то она фиксируется ребенком, как норма. В дальнейшем, пытаясь почувствовать себя в безопасности, малыш совершает одни и те же действия и ждёт привычной реакции (разбил чашку — мама разозлилась). Если реакция родителей будет иной, то ребенок не будет ощущать себя в привычной безопасности. Кроме того, со временем ребенку необходимо сталкиваться с сопротивлением людей и окружающей его среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что — то не так и воспринимает это как опасность.Так что парадокс на самом деле вполне закономерен : ребенок, бьющийся в истерике, нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы почувствовать себя в безопасности. Родителям нужно раз и навсегда определить список разрешенных и запретных вещей и всегда придерживаться установленного запрета. Достаточно один раз отступить от созданных правил, поддаться жалости, как малыш тут же почувствует свою власть над вами. Важно понимать,какой метод наиболее подходит для вашего ребенка: одному нужен строгий окрик родителя, другому
— мягкоее, но действенное наказание (например, посадить на стул и попросить подумать о своем поведении), третьему — нужны мягкие спокойные слова мамы,четвертому — уже не может обойтись без хорошего шлепка: ,Нет » на всё. Я обычно говорю,надо», беру в охапку и одеваю. И как это не странно, Но самым действенным методом признано отсутствие аудитории. Поэтому для первого раза психологи рекомендуют оставить ребенка одного а комнате.
Кризис трёх лет.
В период между двумя и тремя годами в поведении многих детей происходит резкая перемена. Послушные прежде малыши начинают капризничать, устраивать истерики, стараются все делать только самостоятельно и на всё отвечают,нет». Негативизм, своеволие и упрямство объясняются тем, что ребенок начинает осознавать себя, как самостоятельную личность и проявлять собственную волю. Для того чтобы дать малышу возможность выбора и при этом добиться своей цели, родители могут пользоваться вопросами — уловками. К примеру, перед выходом на прогулку можно спросить его, хочет ли он гулять на площадке, или сегодня стоит пойти погулять в парк. За столом можно спросить, из какой тарелки он будет есть суп из синей или красной. Упрямство и бурные истерики с бросанием на пол предметов и игрушек, криком и даже припадками удушья это нормальное явление для кризисного периода. Начинать беспокоиться родители должны только в том случае, если эти истерики приобретают постоянный характер и происходят по несколько раз в день. Истерику легче предотвратить, чем остановить. Добиться этого можно путем уговоров, объяснений, почему нельзя сделать то, чего требует малыш. Можно также переключить его внимание на что то другое. Родителям стоит задуматься, всегда ли следует добиваться послушания ради самого послушания. Самое главное не допускать, чтобы в результате истерики ребенок по нудил родителей сделать, как он требовал. Малышу нужно читать больше текстов, в которых обыгрывается переворачивание привычных ситуаций. Классический пример — ,Путаница » К. Чуковского.
Источник