Особенности общения родителей с ребенком возраста до 5 лет
Лариса Ермензина
Правила успешного общения с ребенком раннего возраста. Рекомендации для родителей
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).
Нами предлагаются выработанные в процессе практической работы правила для родителей, которые намерены изменить или грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком.
Развитие умения вступать в диалог
• Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.
• Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.
• Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.
• Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.
• Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.
• Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.
Развитие умения соблюдать очередность
• Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор (или сымитировать вас).
• Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку!», «телефон», «мне—тебе»,строительство башни и т. п.Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю «алло!», теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.
• Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно!
• Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.
• Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.
• Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенокподражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д.
• При необходимости помогайте ребенку,дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.
• Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.
• Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.
Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.
Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни
Умение требовать:
• Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.
• Делая для малыша то, что он любит,попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.
• Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.
Умение отказываться:
• Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».
• Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.
V • Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами, сопровождая словом-отрицанием «нет».
Умение здороваться и прощаться:
11 • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции, хотя бы взглядом.
Умение делиться информацией:
• Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется
к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.
• Вопросы «Что это?», «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.
Умение давать:
• Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.
• Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.
У • Научить ребенкаделать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.
Игра со звуками:
• Покажите ребенку,какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:
— ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком,движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.
—звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).
Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка
• Давайте малышу время на ответ — это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.
• Слушайте. и ждите.
• Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.
• По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.
• Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.
• Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.
• Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).
Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение с взрослым и игровая деятельность.
Если в общении с взрослым окружением ребенок получает необходимый социальный опыт в виде нерефлексивно усваиваемых норм, правил, клише и шаблонов деятельности, то в игре малыш проявляет интерес, любопытство через манипуляцию и предметные действия и, главное, с удовольствием познает качества, свойства, различные характеристики окружающего его мира.
Нередко приходится выслушивать жалобы родителей на то, что ребенок не умеет, не хочет и даже не любит играть. Что ж, возможно у малыша имеются проблемы с игровой деятельностью. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т. п.) все прелести игровой деятельности — от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения. Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.
Однако следует напомнить некоторые «взрослые» правила детской игры, которые регламентируют вмешательство взрослых и способствуют поддержанию свободы ребенка.
Уважаемые взрослые! Не мешайте детям играть!
Для полноценного развития ребенку не требуется как можно раньше
научиться читать — ему нужно вовремя и с удовольствием начать играть!
Простые правила для совместной игры:
• Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра — не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.
• Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.
• Не бойтесь шумной игры — шум останется в игре, когда вы об этом скажете ребенку.
• Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.
• Не перебивайте игру взрослыми «умничаниями», не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.
• Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений — конец игре!
• Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения — это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.
Пример: «Это домик?» (Ну, конечно же, домик/).Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня!».
• «Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.
Развитие игровых навыков
Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия (манипуляции, беготню или тихое сидение в уголке,придется приложить усилия:
• Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.
• Выбирайте такие игрушки,в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.
• Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.
• Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите,как играют с различными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками — это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание — это игра, катание и перетаскивание — это игра, прятанье и искание — это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) — это тоже игра.
Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка.
Как воспитывать зрительное восприятие:
• привлекать внимание ребенка к красивым, эстетичным предметам, картинам природы;
• рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;
• находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности,обязательно сопровождать речью свои впечатления: «Ах, как красиво! Какая прелесть!»‘,
• поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;
•окружать малыша приятными глазу вещами: игрушками и интерьером, гармоничными со средой.
Как воспитывать слуховое восприятие:
• привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам, имитируя их звучание;
• учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;
• читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;
• создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.);
• разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию.
Как воспитывать тактильное восприятие:
• привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;
• ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.);
• играть в игры-«шуршалки»с мелкими или сыпучими предметами и материалами: фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка. Кроме того, познание свойств сыпучих и шуршащих материалов, а также воды может при бесконтрольности процесса эмоционально растормозить ребенка, ввести его в состояние, близкое к азарту разрушения. Напротив, совместное с взрослым и в диктуемом им медленном темпе манипулирование веществами дает замечательный тонизирующий и расслабляющий малыша эффект.)
Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются приведенным списком и, как правило, пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.
Источник
фото: https://mamabook.com.ua/sovetyi-roditelyam-obidchivyiy-rebenok/
Зачастую между родителями и их детьми возникает стена непонимания, причем каждая из сторон при споре уверена, что правда непременно за ней. Ребенок обижается, что родители не берут во внимание его интересы и просьбы, запрещают делать то, что хочется, а родители негодуют, почему в ответ на их «заботу» ребенок только огрызается, закрывается в комнате хлопнув дверью, и не хочет никого видеть. Как разговаривать с ребенком так, чтобы вы хорошо понимали друг друга и меньше ссорились? Про что ни в кое случае нельзя забывать? И как «зарыть топор войны», чтобы жить в мире и гармонии?
В каждой семье существуют свои традиции воспитания. Когда молодые люди становятся родителями, они поневоле перенимают поведение своих мам и пап. Порой они подсознательно сами понимают, что неправы, а вот в чем – не могут понять.
Дети реагируют не столько на количество покупаемых игрушек, сколько на эмоции, которыми одаривают их взрослые, причем как на хорошие, так и на плохие. Именно поэтому многие родители задаются вопросом, как им общаться с ребенком, чтобы не только он слышал их, но и они сами понимали внутренний мир малыша.
Младенчество. Самым лучшим временем, когда родителям стоит начинать учиться общению с детьми, является младенческий возраст. Эта рекомендация распространяется не только на маму и папу, но также на тех людей, которые находятся в непосредственном окружении ребенка, — бабушек, дедушек, нянь, воспитателей и др.
В самые первые минуты после рождения малыш взглядом ищет мамины глаза. Именно этот момент «встречи» имеет большое значение для дальнейшего психологического развития человека.
Грудные детки стараются во всем подражать родителям, например, если улыбается мама, малыш тоже; мама говорит, «говорит» и ребенок. Дальше он уже не просто пассивно дожидается папу или маму, а учится своеобразно их подзывать. У малыша появляется потребность в родительском внимании.
Но бывают семьи – сторонники строгости и дисциплины, где с раннего возраста проявляют к ребенку строгое и сухое отношение. Да, они кормят, купают и гуляют с ребенком, но делают это по расписанию, чтобы не избаловать его. А малыш между тем очень нуждается в любви и родительском тепле.
Основы активного развития гармоничной и устойчивой личности закладываются в раннем общении с мамой и папой. Малыш в это время должен в полной мере получать любовь и душевную заботу родителей. Только при таких условиях он сможет уверенно и смело идти по жизни. Те дети, которые в младенчестве недополучали ласку и нежность, чаще всего вырастают агрессивными и неуверенными в себе.
В дальнейшем, во втором полугодии жизни, малыши постепенно учатся проявлять инициативу. Они просят игрушки, зовут родителей, предлагают забавы. Теперь основными формами общения детей со взрослыми становятся разнообразные игры с инсценировками, поощрение звукоподражания и первых слов, называние предметов и действий.
Такой период совместных игр со взрослыми продолжается до 4-х лет. Родителям же стоит выбирать в это время ролевые игры, чтобы подготовить ребенка к следующему этапу развития.
От 3-х до 5-ти лет. Главной особенностью общения с детьми разного возраста является различие социальных потребностей ребенка. Чем обширнее активный словарь малыша, тем быстрее развиваются его познавательные интересы.
По достижении ребенком 3-х лет его общение со взрослыми заключается в задавании им самых разнообразных вопросов. В этот период мама и папа для малыша являются авторитетным источником знаний, его учителями.
Для того чтобы найти ответы на все вопросы ребенка, не обязательно зачитывать ему выдержки из справочников, важно учитывать его жизненный опыт, а он на данном этапе таков, что малышу подойдет самый простой ответ.
В этот период ребенок начинает ощущать себя значимой единицей семьи и общества. Как раз в этом возрасте формируется осознанная потребность детей в уважении. Поэтому родители должны стараться давать только честные и правдивые ответы на вопросы ребенка, так как даже невинная ложь запомнится им надолго.
Также в возрасте 3-5 лет дети в отношениях со взрослыми ожидают оценки и признания родителями их заслуг. Если родители начинают ругать ребенка, критиковать его, а еще хуже – сравнивать с другими детьми, то малыши обижаются и вообще отказываются выполнять то поручение, за которое они получили выговор. В такой ситуации, да и любой другой, родители должны помнить, что важно не только заметить результат, но и высказать свое мнение (похвалить, расспросить ребенка, удивиться или обрадоваться).
Известная истина гласит о том, что отношения родителей и детей должны строиться на доверии. В данном возрасте главной задачей взрослых является формирование положительной самооценки детей.
В психологии общения с ребенком 3-5 лет выделяют три значимых характеристики во взаимоотношениях.
• Развитая речь у детей;
• Их любознательность;
• Их потребность в признании и уважении.
6-7 лет. На данном этапе жизни детей особенности их общения со взрослыми заключается в том, что детские познавательные интересы, вопросы выходят на новую определяющую ступень. Их начинают интересовать отношения в обществе, правила поведения, их мотивация, а также объективная оценка детских способностей.
Ребенку уже недостаточно безусловно хорошей оценки. На первое место выходят взаимопонимание с родителями, сотрудничество, обсуждение вопросов, которые затрагивают те или иные качества людей.
Не стоит забывать, что хоть общение с детьми дошкольного возраста и необходимо ради самого факта общения, но ребенок, как и раньше, зависит от положительного настроя и доброжелательного отношения со стороны родителей.
Чтобы не обидеть растущее самоуважение ребенка, нужно помнить, что в этом возрасте при общении дети нуждаются:
• Во взаимоотношении со взрослыми;
• В признании их как полноправной личности;
• В предоставлении возможности общаться с родителями на равных.
Подростковый возраст. Временные рамки этого периода установлены в границах от 11-12 до 14-16 лет.
Считается, что период полового созревания условно можно разделить на два этапа: критический (11-13 лет) и позитивный (13-16 лет). В этот период жизненный приоритеты подростка меняются, и к 15-16 годам он взрослее, становится более ответственным.
Данный возраст сложен не только тем, что у ребенка начинается гормональная перестройка, меняется и его статус, он выходит из того возраста, когда у него были любимые игрушки, когда он находился в положении зависимой от родителей личности. В это же время у подростка происходят изменения во внешнем виде, он не только становится непропорциональным и угловатым, но чувствует себя неуклюжим и неловким. У многих ребят появляются проблемы в учебе, она отходит на второй план. Начинается формирование нового восприятия окружающего мира, возникает потребность в независимости.
Родители, которые хотят сохранить контакт с подростком, должны признать в нем в первую очередь взрослого человека, который имеет свои взгляды, права. Взрослым нужно относиться к увлечениям детей серьезно, без иронии, пусть это будет даже выглядеть в их глазах нелепо. В этот период своей жизни подросток может любую шутку принять как оскорбление, что в свою очередь может привести к замкнутости и недоверию к окружающим.
Когда дети достигают возраста 11-16 лет, родителям важно вовремя сменить стиль поведения, отказаться от роли того, чье мнение не обсуждается, а примириться с тем, что ребенок постепенно становится самостоятельным. Лучше в этот период начать формировать с ребенком дружеские отношения, ведь такими они и останутся даже тогда, когда ему будет 20, и 30, и больше лет.
Конечно, именно в этот период с ребенком становится общаться труднее всего. Проблема заключается в том, что по отношению к друзьям и знакомым или даже незнакомым людям взрослые высказывают свои просьбы и пожелания в корректной форме, а по отношению к детям считают это необязательным. Даже в тех случаях, когда свои требования родители предъявляют в корректной форме, не видя результата или реакции со стороны подростка, они спешат любыми способами добиться желаемого. Но в данном случае давление – не лучший способ получить результат. Отрицательная реакция ребенка – это его самозащита от вторжения в процессы его внутреннего мира. Лучше не ускорять такие процессы, а проявить выдержку и терпение.
Конечно, все семьи разные, разнятся и методы воспитания, и характеры детей, поэтому нет однозначных рекомендаций для всех семей, но все же стоит сформулировать несколько общих рекомендаций о том, как общаться с подростками:
1. При общении с подростком нужно стараться избегать упреков, претензий, оскорблений. Не найдя понимания в семье, некоторые дети начинают искать его в совершенно неподходящих компаниях.
2. В случае, когда подросток не исполняет свои обязанности и все делает наперекор, стоит попробовать иначе обращаться к нему, влиять опосредованно не акцентируя внимание на его поведении. Можно воспользоваться такими фразами: «От громкой музыки у меня болит голова» или «Дети, пренебрегающие учебой, не смогут ничего добиться в жизни».
3. Чтобы ребенок услышал вас, при общении с ним важно использовать доброжелательный и вежливый тон, стараться не переходить на крик.
4. Если подросток пытается что-то рассказать, очень важно внимательно его выслушать. Если же вы раздражены, то разговор с ребенком лучше отложить.
5. При желании – установить зрительный контакт с ребенком. Если он смотрит на вас, это хорошо. Если же нет, стоит попросить его об этом.
6. После установления зрительного контакта можно озвучить свой вопрос или просьбу. Применяя данную тактику регулярно, вы приучите ребенка внимательно слушать собеседника.
Самое главное, о чем надо помнить, — это то, что подросток – тоже личность, которая требует уважения.
Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика»
Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.
Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».
«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.
Источник