Особенности начального периода развития мышления у ребенка
Дети очень сильно отличаются от взрослых людей абсолютно по всем параметрам, в том числе и своим мышлением. Чтобы правильно уметь общаться с ребенком, не допуская ошибок, находить пути к процессу его воспитания, необходимо ясно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.
Психологические особенности
У детей, как и у взрослых, мыслительная деятельность обусловлена различными психологическими особенностями и аспектами. В первую очередь это связано с их возрастным развитием и поэтапной сменой типов мышления, которые постепенно наслаиваются друг на друга по принципу усложнения.
В младенчестве мышление детей можно назвать сензитивным, то есть чувствительным к внешним раздражителям и событиям.
Основными операциями, которые может выполнить в этот период сознание крохи, являются восприятие информации через слух и прикосновения к нему субъектов извне. Отталкиваясь от полученной информации и возникших чувств, развивающееся сознание дает соответствующие различные реакции. Ребенок сензитивен.
В 1,5-2 года наиболее интенсивно развивается способность наблюдать и производить какие-либо действия с окружающими предметами.
К 3-4 годам формируется способность сознания не только наблюдать и совершать действия, но наблюдать и создавать в уме свои первые представления и образы, которые ребенок уже может продемонстрировать отвлеченно от самого объекта реальности.
К 5 годам у детей начинает зарождаться словесно-логический тип осмысления информации.
Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте обязательным условием является присоединение к играм первых обучающих программ.
У младших школьников возраста 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и становится доминирующим среди других типов познания, продолжая свое интенсивное развитие в период с 8 до 10 лет.
В 11-14 лет ярко выраженной становится потребность молодого человека к самостоятельному познанию мира. У подростков этого возраста мышление становится значительно сложнее, оно переходит на более высокий уровень умственной деятельности. Психологи считают этот период особенным в формировании личности человека.
Этапы
Специалисты в области детской психологии и педагогики выделяют несколько этапов развития детского мышления.
Наглядно-действенное
Самым ранним этапом развития детского сознания является возраст 1,5-2 года. В это время у малышей идет процесс исследования мира руками. Чтобы усвоить какую-то информацию об окружении, ребенку все надо потрогать, взять в свои руки, что-то разобрать и даже сломать, попробовать на зуб. Таким образом, предметы познаются с помощью вариативных действий, выполняемых с ними, и наблюдением за тем, что произойдет. Это мышление так и называется – наглядно-действенное.
Наглядно-образный тип
К наглядно-действенному типу осмысления в возрасте 3-4 лет присоединяется линия развития наглядно-образного мышления. Эти два типа мышления развиваются параллельно, гармонично дополняя друг друга.
Наглядно-образный тип осознания информации активно формируется до начала обучения в школе и дает возможность детскому уму начать мыслить и оперировать образами.
Яркий пример тому – рисование. Малыши начинают изображать на бумаге сложившиеся в их представлении картины окружающего мира. Эти картины просты и примитивны (например, домик с треугольной крышей и окошком), но это и есть отражение наглядно-образного мышления. Поэтому очень важно в этот период сделать акцент на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией.
Необходимо отметить, что связующим звеном и ступенью, которая позволяет постепенно перейти от наглядно-образного типа сознания к словесно-логическому, является комбинаторное мышление.
Словесно-логическое
Этап развития еще одного важного типа мышления – словесно-логического – начинается в возрасте 5-7 лет. Оно дает возможность не просто говорить о фактах действительности, но также анализировать окружение и вариативно в словесной форме озвучивать этот анализ.
Если ребёнка в возрасте 3-4 лет спросить, что такое собака, он ответит, что это Тузик, который живет во дворе. А в возрасте 5-6 лет скажет, что это животное, которое охраняет дом и любит вилять хвостом, когда его гладят. Разница между ответами очевидна. В последнем случае ребенок демонстрирует свою способность анализировать информацию и логично выражать ее с помощью слов. Такая операция сознания является важнейшей основой мыслительного процесса, она позволяет развиваться детям дошкольного возраста и двигаться в познании вверх и вперед.
Творческое
Творческое мышление дает возможность человеку (в данном случае – ребенку) создавать что-то совершенно новое, принимать какие-то нестандартные инженерные решения. А развитие этих возможностей и способностей во многом зависит от родителей ребенка. Нет детей, у которых бы полностью отсутствовало творческое начало. Оно есть у каждого, и это должны знать и помнить родители, которые хотят развить в своих детях такие способности.
Фантазия и воображение есть у всех малышей, а они дают почву для развития творческого процесса. Важно лишь создать для этого подходящие условия и неуклонно следовать цели.
Помочь в этом может любое направление (литературное, художественное, танцевальное, музыкальное и так далее), а также чуткое руководство опытных педагогов.
Необходимо учитывать тот факт, что творческое мышление не зависит ни от физического роста и развития ребенка, ни от его интеллектуальных способностей.
Мыслительные операции и их роль
Развитие мышления у детей определяется способностью пользоваться основными мыслительными операциями – сравнением, обобщением, анализом, синтезом и классификацией.
Сравнение
Уже с двухлетнего возраста малыши начинают учиться сравнивать предметы по их признакам и видеть разницу и сходство. В основе этой операции лежит разнообразие форм и цвета предметов, вкусов и консистенций, различных функций и прочего.
Постепенно от сравнения простых предметов (например, игрушек) ребенок переходит к сравнению звуков, свойств материалов, природных явлений, времен года и так далее.
Обобщение
Такая мыслительная операция активно начинает развиваться к 6-7 годам. Например, если попросить ребенка этого возраста назвать кофту, юбку, брюки, футболку, платье и шорты одним словом, он уже без труда скажет «одежда». Дети помладше вряд ли смогут это сделать. Расширение умственных способностей позволяет освоить такую мыслительную операцию, как обобщение, тем самым увеличить словарный запас и повысить связность речи.
Анализ
Способность мышления к анализу позволяет разделить предмет на составляющие его части, а также выявить свойственные только ему одному черты и признаки.
Например, ребенок 3-4 лет уже должен назвать части, из которых состоит дерево: ствол, ветки, листья (иголки). Из этого становится ясно, что малыш начал осваивать простой анализ предметов.
Синтез
Синтез означает объединение, поэтому данную операцию можно противопоставить анализу. Ярким примером синтеза является освоение ребенком дошкольного возраста навыка чтения.
Сначала малыш изучает звуки и буквы, затем учится складывать их в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, предложения – в текст. Именно таким образом происходит процесс синтеза.
Классификация
Мышление ребенка, производя операцию классификации, выделяет сходства и различия окружающих предметов, различных явлений и разнообразных понятий. Выявив какой-либо схожий признак вещей, ребенок может рассматривать их как одну группу (класс).
Например, дошкольник без труда разделит свои игрушки по группам, в которые будут входить предметы, сделанные из одного материала: пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие.
Как развить?
Поэтапный процесс развития мышления закладывается в ребенка в момент его зарождения самой природой. Главная задача родителей – помочь беспроблемному прохождению этого процесса, создавая для этого правильные благоприятные условия.
Педагогами и психологами разработано множество методик, технологий и программ для обеспечения развития детской мыслительной деятельности. Важно использовать те способы, приемы и методы, которые подходят к определенному возрасту и этапу развития мышления.
В младенческом возрасте необходимо воздействовать на слуховое, зрительное и тактильное восприятие малыша. Больше разговаривать с ребенком, читать ему сказки, петь песенки, играть на музыкальных инструментах или же включать звуковые проигрыватели.
Показывать разные по форме и цвету предметы, озвучивая их названия, давать ему их потрогать. Прикосновение к предмету будет откладывать в подсознание информацию о его свойствах и способствовать зарождению мыслительной деятельности в самой ранней и простой ее форме.
В возрасте 1-2 года следует сделать упор на развитие мышления, присущего этому периоду, то есть наглядно-действенного. Главное в это время – не мешать крохе исследовать окружающий мир в рамках разумного. Нельзя забывать о создании для него безопасных условий. Все предлагаемые в детских магазинах для этого возраста развивающие игры прекрасно помогают развивать наглядно-действенное мышление ребенка. Они призваны сформировать цепочку «действие» и «результат действия», которая в будущем ляжет в основу развития логики и математических представлений.
С наступлением периода развития наглядно-образного типа осмысления, тесно связанного с творческим мышлением, надо стараться не препятствовать фантазии и воображению своего ребенка.
Здесь подходят любые игры, в основе которых лежит создание образов на основе сложившихся представлений. Пусть ребенок занимается рисованием, лепкой, конструированием и тому подобным.
Далее следует период, когда начинает формироваться словесно-логическое сознание. Здесь важно заняться развитием речи и словарного запаса малыша. Нужно больше говорить с ребенком, отвечать на его вопросы, задавать вопросы ему для того, чтобы он учился самостоятельно рассуждать и строить ответ. Во время какой-нибудь игры или занятия, например, рисования, пусть он проговаривает свои действия и описывает словами все, что видит и делает.
Надо помнить, что основа развития ребенка – это игра, она лежит в основе большинства его желаний и действий, поэтому важно, чтобы игра была увлекательной, развивающей и наполненной смыслом.
Только тогда малыш будет проводить время не впустую, а с максимальной пользой для развития своего мышления.
Упражнения
Существует множество заданий и упражнений для развития мышления детей дошкольного и школьного возраста. Приведем некоторые из них.
«На что похоже?»
Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Спросите у малыша, на что они похожи. А также можете предложить дополнить эти фигуры какими-то деталями, чтобы они стали тем предметами, на которые похожи, например, пусть круг станет цветком, квадрат – домиком, а треугольник – крышей домика.
Имеется обратный вариант этого упражнения. Пусть ребенок скажет, на какие фигуры похожи солнце, крышка, коробка, книга и любая другая вещь.
«Что лишнее?»
Это упражнение с картинками, на которых изображены разные предметы. Такие наборы с картинками можно купить, а можно нарисовать самостоятельно. Например, на нескольких из них пусть будет нарисовано что-то съедобное, а на одной – несъедобное. Надо, чтобы малыш догадался, карточка с какой картинкой является лишней.
«Что это?»
Для этого упражнения нужно придумать словарные ряды и попросить ребенка назвать каждый из них одним общим названием. Например, перечислите разные предметы посуды, предложив ребенку подумать, каким общим словом можно назвать всё перечисленное. Также можно называть фрукты, овощи, цветы, разных диких и домашних животных, птиц.
«Игра в слова»
Здесь полет фантазии родителя ничем не ограничивается. Можно находить и придумывать любые ситуации, связанные со словами и цифрами.
Например, попросите малыша перечислить все предметы в комнате, имеющие один и тот же цвет. Или же пусть перечислит все известные ему слова на предложенную букву.
А также можно загадать загадку с цифрами, живущими в предметах. Например, спросить, какая цифра спрятана в табурете, квадрате и кошке. Ответ – четыре ножки у табурета, четыре лапы у кошки, четыре угла у квадрата.
«Кот в мешке»
Для этой развивающей игры понадобится детское лото с картинками. Родитель берет и смотрит картинку, не показывая ее ребёнку. Затем описывает то, что изображено на карточке, не называя при этом самого предмета. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. По мере взросления можно поменяться ролями с ребёнком. Пусть он описывает, а взрослый отгадывает. С помощью такой игры тренируется навыки анализа и синтеза, а также развиваются речевые способности малыша.
«Следопыт»
Нарисуйте на белом листе бумаги разные следы (человека, животных, птиц). Скажите малышу, что это снежная полянка, по которой кто-то гулял. Он должен угадать, кто именно.
Усложненный вариант этого упражнения предполагает добавление логики. Например, босые человеческие следы на снегу. Пусть малыш догадается, что в картинке не совсем так. Если он скажет, что зимой человек босиком не ходит, значит, с развитием логики у него все отлично.
Источник
Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого -либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.
В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.
Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).
На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.
В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения.
Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д.
Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.
В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Таким образом, мышление развивается у ребенка в соответствии с особенностями возраста.
Усвоение эталонов, изменение видов и содержания деятельности ребенка ведет к изменению характера детского мышления.
Мышление ребенка формируется в ходе педагогического процесса. Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении им способами и средствами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение.
По мнению А.В. Запорожца, овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста.
Таким образом, мышление в своем развитии проходит следующие этапы:
1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;
2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;
3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
В своих исследованиях А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и другие подтвердили, что переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит благодаря изменению характера ориентировочно-исследовательской деятельности. Ориентировка, основанная на методе проб и ошибок, заменяется на целенаправленную двигательную, затем зрительную и, наконец, мыслительную ориентировку.
Рассмотрим процесс развития мышления более подробно. Появление сюжетно-ролевых игр, особенно с использованием правил, способствует развитию наглядно-образного мышления. Его становление и совершенствование зависят от воображения ребенка. Сначала ребенок механически замещает одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им функции, затем предметы замещаются их образами, и необходимость совершения практических действий с ними отпадает.
Словесно-логическое мышление начинает свое развитие тогда, когда ребенок умеет оперировать словами и понимает логику рассуждений. Способность к рассуждениям обнаруживается в среднем дошкольном возрасте, но очень ярко проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Несмотря на то, что ребенок может рассуждать, в его умозаключении отмечается нелогичность, он путается при сравнении величины и количества.
Развитие данного вида мышления проходит в два этапа:
1) сначала ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, и научается пользоваться ими;
2) ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения.
При развитии логического мышления идет процесс формирования внутреннего плана действий. Н.Н. Поддьяков, изучая этот процесс, выделил шесть этапов развития:
1) сначала ребенок с помощью рук манипулирует предметами, решает задачи в наглядно-действенном плане;
2) продолжая манипулировать предметами, ребенок начинает использовать речь, но пока еще только для называния предметов, хотя уже может словесно выразить результат выполненного практического действия;
3) ребенок начинает мысленно оперировать образами. Происходит дифференциация во внутреннем плане конечной и промежуточных целей действия, т. е. он в уме выстраивает план действий и при выполнении начинает рассуждать вслух;
4) задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану;
5) ребенок сначала продумывает план решения задачи, мысленно представляет этот процесс и только потом приступает к его выполнению. Цель данного практического действия состоит в подкреплении найденного в уме ответа;
6) задача решается только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения, без последующего подкрепления действиями.
Н.Н. Поддьяков сделал следующий вывод: у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий не исчезают, а заменяются новыми, более совершенными. При необходимости они снова могут включиться в решение проблемной ситуации, т. е. начнет работать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Отсюда следует, что у дошкольников интеллект уже функционирует по принципу системности.
В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.
Такие взаимосвязи приводят:
— во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения,
— во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию,
— в-третьих, к бурному развитию.
Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблеме мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.
За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса.
Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста. Причем существенный перелом наступает примерно в пять лет.
Развитие понимания причинности идет по нескольким направлениям:
— во-первых, ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних.
— во-вторых, недифференцированное, глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением.
— в-третьих, дошкольник отражает не единичную причину данного явления, а обобщенную закономерность.
Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Критичность проявляется также в том, как ребенок реагирует на небылицы, перевертыши. Малыш замечает в них несоответствие с действительностью.
Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого. Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приводит к необычным, на взгляд взрослого, умозаключениям. В объяснении процессов и явлений дошкольник применяет одушевление, перенося на природные явления действия и взаимоотношения, существующие среди людей.
Источник