Особенности коммуникативного развития ребенка
Статья : «Особенности социально – коммуникативного развития дошкольников».
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Социально коммуникативное развитие направлено на:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
— Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
• Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Ребёнок в современном обществе – это всесторонне развитая личность, способная устанавливать бесконфликтное общение, легко адаптирующаяся в разных ситуациях, занимающая активную жизненную позицию. И, чтобы достичь этого, нужно научить ребёнка общению – одному из главных видов деятельности человека, устремленному на познание и оценку самого себя через посредство других людей, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.
Поэтому, новые образовательные стандарты дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников, в первую очередь, направлены на достижение следующих целей:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе.
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Социально- коммуникативное развитие дошкольников основывается на особенностях каждого возрастного периода.
Первой, возникающей в онтогенезе( 2-3 мес., является ситуативно- личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш ещё не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.
Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет, где основной выступает потребность сотрудничества, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства – предметно — манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша: ребенок хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятие с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.
Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения: внеситуативно – познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет, и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности ребенка ещё ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.
К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно- личностная. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры: ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей и в кругу их друзей и знакомых, но теперь она имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.
Ни для кого не секрет, что в наше время лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие- просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Наблюдая за детьми, можно отметить, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение: слушать собеседника, эмоционально сопереживать, планировать содержание игровой деятельности, использовать вербальныеи невербальные средства общения, решать конфликтные ситуации. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Первый опыт отношений с другими людьми становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе- группе детского сада- во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: детям следует помочь найти эффективные способы общения друг с другом и окружающим, развить коммуникативные умения, создать сплоченный коллектив группы детского сада.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Список литературы :
1.Бабаева, Деркунская, Римашевская: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». ФГОС.
4. ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
5. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С,Комаровой, М.А.Васильевой;
6. Т.Г.Казакова. Изодеятельность младших дошкольников./ М., 2003;
7. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. — М.: ИП, 2009. – 350 с.
8. «Безопасность» Н.Н.Андреева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
9. «Воспитание детей на традициях народной культуры» В.П. Ватаман
10. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» Н.А.Аралина
11. «Правила дорожного движения » Л.Б. Поддубная
12. «Развивающие игры для детей»
З.М. Богуславская
Е.О. Смирнова
13. «Театр МАЛЫШ»»
Е.А. Макарова,
Л.А. Нарышкина
Н.А. Уликова
14.«Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханева
15. «Театральная деятельность в детском саду»
А.В. Щеткин
16. «Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая
Источник
Статья: «Особенности социально – коммуникативного развития дошкольников».
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Социально коммуникативное развитие направлено на:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
— Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
• Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Ребёнок в современном обществе – это всесторонне развитая личность, способная устанавливать бесконфликтное общение, легко адаптирующаяся в разных ситуациях, занимающая активную жизненную позицию. И, чтобы достичь этого, нужно научить ребёнка общению – одному из главных видов деятельности человека, устремленному на познание и оценку самого себя через посредство других людей, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.
Поэтому, новые образовательные стандарты дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников, в первую очередь, направлены на достижение следующих целей:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе.
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Социально- коммуникативное развитие дошкольников основывается на особенностях каждого возрастного периода.
Первой, возникающей в онтогенезе (2-3 мес., является ситуативно- личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш ещё не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.
Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет, где основной выступает потребность сотрудничества, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства – предметно — манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша: ребенок хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятие с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.
Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения: внеситуативно – познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет, и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности ребенка ещё ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.
К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно- личностная. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры: ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей и в кругу их друзей и знакомых, но теперь она имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.
Ни для кого не секрет, что в наше время лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие- просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Наблюдая за детьми, можно отметить, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение: слушать собеседника, эмоционально сопереживать, планировать содержание игровой деятельности, использовать вербальныеи невербальные средства общения, решать конфликтные ситуации. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Первый опыт отношений с другими людьми становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе- группе детского сада- во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: детям следует помочь найти эффективные способы общения друг с другом и окружающим, развить коммуникативные умения, создать сплоченный коллектив группы детского сада.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Список литературы:
1.Бабаева, Деркунская, Римашевская: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». ФГОС.
2.Конкевич С.В. «Беседы с детьми о Великой Отечественной войне». Издательство «Детство-Пресс»
Серия «Социально-коммуникативное развитие дошкольника». 3.Нищева Н.В. «Во саду ли, вогороде» (Игры для развития речи детей дошкольного возраста). Издательство «Детство-Пресс»
Серия «Социально-коммуникативное развитие дошкольника».
4. ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
5. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С,Комаровой, М.А.Васильевой;
6. Т.Г.Казакова. Изодеятельность младших дошкольников./ М., 2003;
7. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. — М.: ИП, 2009. – 350 с.
8. «Безопасность» Н.Н.Андреева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
9. «Воспитание детей на традициях народной культуры» В.П. Ватаман
10. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» Н.А.Аралина
11. «Правила дорожного движения » Л.Б. Поддубная
12. «Развивающие игры для детей»
З.М. Богуславская
Е.О. Смирнова
13. «Театр МАЛЫШ»»
Е.А. Макарова,
Л.А. Нарышкина
Н.А. Уликова
14.«Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханева
15. «Театральная деятельность в детском саду»
А.В. Щеткин
16. «Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая
Источник