Особенности эмоционального развития ребенка первого года жизни

Особенности эмоционального развития ребенка первого года жизни thumbnail


О развитии эмоциональной сферы младенцаговорить довольно сложно. Первичным ярким проявлением эмоциональности, направленным на взрослого, является «комплекс оживления». Но дело в том, что эта реакция первоначально не дифференцирована: она адресуется всем и даже уродливой маске.

Появление улыбки и смеха обычно тесно связано с изменениями в когнитивном развитии. Однако частота улыбок, адресованных другим, зависит и от внешних обстоятельств.

С первого года жизни на лице ребенка отражаются страх, удивление, страдание, удовольствие. Первоначально они связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей (например, в еде), но к концу года распространяются на более широкий круг явлений (например, на общение со взрослыми) и на собственную деятельность ребенка.

С самых первых дней в поведении младенца наблюдаются заметные различия. Одни дети много кричат, плачут, другие ведут себя спокойно; некоторые спят в определенные часы, другие спят и бодрствуют вне всякого расписания; одни подвижны, постоянно ворочаются, передвигаются, другие способны подолгу сидеть и лежать тихо.

Такие различия, помимо того, что они вызываются окружающей обстановкой и поведением взрослых, связаны с различиями в темпераменте. Известны исследования американских психологов Томаса и Чесса (1977), которые анализировали темпераменты младенцев по следующим показателям: уровень активности, ритмичность (регулярность сна и еды), капризность, настороженность, устойчивость внимания, возбудимость, порог реакции, готовность приспосабливаться к новым условиям.

Классифицируя детей по этим показателям, исследователи выделили 3 группы детей: спокойные, трудные и заторможенные.

Характеризуя эмоциональную жизнь младенца в целом, отметим следующее. В течение первых 3—4 мес, кроме «комплекса оживления», появляется ряд реакций, выражающих различные эмоциональные состояния. Одна из них характеризуется торможением двигательной активности и снижением сердечного ритма в ответ на неожиданное явление. Психологи называют такое состояние «удивлением в ответ на неожиданность»: младенец замирает, а потом пятится назад.

Для другой комбинации изменений характерны усиление двигательной активности, закрывание глаз, повышение сердечного ритма и плач. Эти изменения возникают в ответ на боль, холод и голод. Психологи называют такую реакцию «тревожным состоянием в ответ на физический дискомфорт».

Третья комбинация включает снижение мышечного тонуса и закрывание глаз, наблюдаемые после кормления, и ее называют «расслаблением в ответ на удовлетворение потребности».

Четвертая комбинация включает двигательную активность, улыбку, радостный лепет при виде знакомого явления или при общении. Психологи называют эту комплексную реакцию «комплексом оживления» или «возбуждение при восприятии знакомого явления».

У 10-месячных младенцев появляются новые эмоциональные реакции. Одна из них — страх при встрече с незнакомым человеком или явлением. Другую эмоцию, наблюдаемую также в возрасте около 8 мес, психологи назвали «гневом, вызванным разочарованием».

В первый год жизни младенцы реагируют также на проявление гнева или радости у других людей. Годовалые малыши, видя, что кто-то сердится, расстраиваются, а замечая проявления нежности между другими людьми, становились нежными или обнаруживали ревность.

Источник

Социально — эмоциональное развитие ребенка первого года жизни.

            Первый год жизни является важнейшим этапом в развитии ребенка      Интенсивно развивается интеллект, психика, эмоциональная  физические возможности малыша. Эмоциональная сфера так же претерпевает изменения. Возникают чувства, присущие исключительно людям.  Чувство удовлетворенности, надежда, грусть, радость от общения начинает развиваться с рождения и часто зависит от того как ребенок накормлен и ухожен. Но взрослым необходимо обеспечить и удовлетворение социальных  потребностей, которые дают ребенку ощущение защиты, уверенности в своих силах.

      В этой связи, важное  значение  имеет  знание того, как изменяются эмоции в детской деятельности  и как они формируются. Если  малыш много плачет, такое состояние вызывает тревогу у взрослых.  Немедленно выясняется и устраняется причина беспокойства. Спокойное  поведение ребенка считается нормальным. Именно в спокойном состоянии  ребенок играет, совершенствуя свои умения и навыки.    Положительное эмоциональное состояние наступает после окончательной адаптации к условиям внешней среды.

       К  двум месяцам ребенок начинает выделять людей из окружающей среды и реагировать  улыбкой на общение с ними. Любящий взрослый должен как можно раньше установить с ребенком двухсторонний контакт. Эмоциональное  общение между взрослым и ребенком не появится, пока взрослый сам не начнет организовывать его, то есть вести себя как любящая, заботливая мама. Ухаживая за ребенком, общаться с ним так, как будто он уже что-то понимает, относится к нему, как к личности, как к партнеру по общению. Взрослый внимательно смотрит в глазки ребенка, улыбается, зовет по имени нежно гладя и лаская тельце малыша. Разговаривая с ребенком, взрослый  окружает его теплом и заботой, прививает ему вкус к ласке, рождая потребность в доброжелательном внимании.     Привязанность ребенка к матери или другому близкому человеку к двум – трем месяцам становится  основным проявлением эмоций.    

Читайте также:  Нормы развития ребенка до года таблица воз

      Первые признаки доброжелательности – это интерес ребенка к взрослому и ответная улыбка. Улыбка – самый выразительный  коммуникативный жест, выражающий положительное отношение к партнеру. Основная задача на этом этапе – развитие «комплекса  оживления»  Вступая с ребенком в эмоциональный контакт, нужно стремиться  удовлетворить его потребности  в общении. Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребенком, напевно проговаривает:  

Ой, не знаю, как мы жили,

Как мы жили без Танюшки?

Без Танюшки – лопотушки,

Без Танюшки – топотушки,

Без Танюшки – потягушки.  (Н.Пикулева).

    Несколько позже кроме улыбки  появятся и другие элементы  «комплекса оживления» — замирание, сосредоточение, улыбка, гуление.  К трем  месяцам  все эти элементы объединяются в единый «комплекс оживления»: радуясь, ребенок не только улыбается, но и интенсивно двигает руками,  выпрямляет их, издает радостные звуки.

    В дальнейшем радостное состояние  становится  более ярким и возникает при виде игрушки, звучании музыки.  Необходимо знать, что физические прикосновения также играют большую роль в развитии эмоций маленького ребенка.   Поглаживайте малыша, легонько похлопывайте, перебирайте пальчики, выполняйте его руками и ногами движения типа пассивной гимнастики. Движения сопровождаются разговором с ласковой интонацией, с называнием малыша по имени. На руках у близкого человека ребенок чувствует себя счастливым и  в безопасности.   М.Н.Мельников писал: «Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать здорового, жизнерадостного  и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования положительные  эмоции. На первых порах, пока ещё ребенок не  понимает смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов, в чем-то напоминающих физзарядку…

Этот своеобразный массаж помогает восстановить  кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста…

 Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в голову разумок.

Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных. Содержание его конкретно и касается только тех действий, которые производятся…»

Воспроизводите звуки  из « репертуара» малыша.

Если ребенок издает звуки, очень важно  «поддержать» его. Когда взрослые включают в свою речь, обращенную к ребенку, те звуки, которые он произносит: «гы», «агу»- он оживляется, радуется. Повторяйте (имитируйте) звуки, добавляйте к ним свои. Подчеркнуто произнося звуки, слова, ребенок обращает на них внимание и связывает их с тем, что происходит.

 Кто гулит со мной,

Агу да агу?

Говорит, а я  — понять не могу!

Говори, мой говорун, говори,

Подари словечко мне, подари! (Н.Пикулева).

Во время подобной игры с ребенком очень важно создать такие условия, чтобы он слышал и себя и взрослого. Взрослый, выдержав паузу в 1-2 секунды, повторяет звуки  снова.  Ребенок должен   видеть лицо разговаривающего с ним взрослого.

    По мере роста ребенка параллельно развиваются зрительные, слуховые двигательные и речевые реакции. Как только ребенок овладевает первыми действиями (повороты, протягивание и захват игрушки и др.), изменяется и его эмоциональное состояние: нарастает двигательная активность, формируются положительные эмоции.     В этот период важно эмоционально «подпитывать»  ориентировочно исследовательские действия малыша, направленные на запоминание и узнавание знакомых и незнакомых объектов  (людей, игрушек).

      Гигиенические процедуры, кормление, игры  и др. осуществлять  на фоне эмоционально положительного  состояния ребенка. Например, перед купанием, раздевая малыша, ласково проговариваем:

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится?

Это мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой,

Хорошенько моет ушки?

Это мы! Это Мы!  (А.Ануфриева)

      После шести месяцев ребенок вступает в новую фазу развития. Ведущим  видом деятельности является предметная деятельность. Это начало «делового» общения.

Взрослый  привлекает внимание не только к яркому предмету, но и к умению выполнять с ним различные манипуляции. Сообщая малышу свои намерения: « Сейчас будем строить башенку! Вот какие у меня красивые кубики! Поставим один кубик, а сверху другой! Вот какая башенка получилась!»

Если ребенок при осуществлении намеченной цели  встречает препятствие, у него возникают отрицательные эмоции. Ребенку надо подсказать, показать, как  добиться результата.

 Но при успешном решении  действия у ребенка ярко проявляются положительные эмоции  и он радостно улыбается, всплескивает ручками, смеется.

     В возрасте семи-девяти месяцев у многих детей возникают переживания от расставания с близкими людьми. Ребенок плачет,  боится посторонних людей, когда они заговаривают с ним. Надо дать понять ребенку, что уходя, мама (или другой близкий человек) всегда возвращается. Машите ребенку при  прощании, посылайте воздушный поцелуй и добивайтесь, чтобы  ребенок помахал в ответ. Показывайте  добрые намерения других людей, чтобы ребенок их не боялся. Радость,  веселый смех вызывает игра в «Прятки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока» и другие народные игры. Слушая веселую музыку, ребенок «приплясывает», колыбельную: «качает лялю».

Читайте также:  Ребенок с нарушениями умственного развития в семье

     Эмоциональные реакции не только сопровождают деятельность ребенка, но и зависят от того, насколько прочно он владеет каким-то видом деятельности.

К концу первого года жизни у ребенка уже есть опыт: он пытается сам кушать, сам действует с предметами, сам передвигается в пространстве. Понимает запреты  «нельзя»,  « нет», понимает, когда его хвалят. Проявляет дружелюбность к сверстникам: протягивает и отдает игрушку, сопровождая действия смехом и лепетом.

 Теперь активность  ребенка протекает чаще  в спокойно-сосредоточенном состоянии. Постепенно овладевая способами действия в разных видах деятельности, он приобретает новые умения, которые не вызывают трудностей, а следовательно и отрицательных эмоций.

     Создание  оптимальных условий для социального и  эмоционального развития  и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям одна из главных  задач раннего обучения ребенка.        

                                                        Литература: К.И. Камышанова «Ребенок от рождения до года»

                      Р.Р.Фьюэлл « Обучение через игру»

                       Е. Волосова «Развитие эмоций»

                       Л.Н.Павлова «Энциклопедия раннего развития»

Источник

Первые месяцы жизни ребенка являются очень тревожными для мамы и папы. Это время их привыкания к новому статусу в жизни. Родители стремятся дать ему все самое лучшее и не упустить ничего важного из виду. Важным оказывается каждый день, ведь развитие ребенка идет непрерывно и очень интенсивно. Это относится и к физическому, и к нервно-психическому развитию. Одной из составляющих последнего является эмоциональное развитие малыша. О том, как протекает эмоциональное развитие ребенка, и что сделать родителям, чтобы этот процесс протекал благоприятно, расскажет MedAboutMe.

Основные характеристики нервно-психического развития детей в возрасте от 0 до 3 месяцев

Основные характеристики нервно-психического развития детей в возрасте от 0 до 3 месяцев

Возраст детей от рождения до трех месяцев имеет свои особенности. За это время малыш прилично вырастает и округляется. В среднем к трем месяцам доношенный ребенок поправится на 2-2,5 кг и вытянется на 6-9 см. Также не стоит на месте и нервно-психическое развитие крохи.

На первый взгляд, кажется, что новорожденный ребенок практически ничего не умеет. Это не так, он умеет очень многое. И эти умения основаны на его врожденных рефлексах: хватания, сосания, ползания, ходьбы и др. Эти рефлексы позволяют ему не остаться голодным, поменять положение тела в случае опасности (защитный рефлекс).

На первом месяце жизни движения у малыша беспорядочные, он еще не может удерживать головку и поднимать ее. Характерная поза для такого крохи — сгибательная, за счет повышенного тонуса определенных групп мышц. У ребенка очень низкая острота зрения, он различает лишь темноту, свет и расплывчатые очертания. А вот к концу первого месяца жизни малыш уже пытается зафиксировать взгляд на лице матери. Слух развит у детей хорошо, но реакция на звук несколько замедлена. Спустя 2-3 недели после рождения ребенок реагирует на голоса родителей, замирает при обращении к нему.

Второй месяц жизни характеризуется более интенсивным развитием ребенка. Ни проходит и дня, чтобы родители не отметили что-нибудь новенькое. Кроха учится приподнимать головку и удерживать ее, следит за предметами и поворачивает голову за ними. Движения малыша становятся более плавными. Он начинает интересоваться игрушками. Появляется «комплекс оживления».

К трем месяцам малыш умеет многое: поворачивать голову к источнику шума, ищет его глазами, следит за игрушками и тянется к ним, учится переворачиваться со спины на бок. Постепенно ребенок учится перекладывать игрушку из одной ручки в другую, рассматривает ее. Больше всего малыши любят играть своими пальчиками: изучать их, теребить, сосать. Огромное значение принимает общение и «разговор» с родными людьми.

Особенности эмоционального развития ребенка

Особенности эмоционального развития ребенка

Несмотря на то, что большую часть времени суток малыш спит и ест, эмоциональное развитие ребенка идет полным ходом. Базовое доверие к миру складывается у него в зависимости от того, как прошли роды, как он провел первые несколько дней или недель. Поэтому крайне важно совместное пребывание мамы и малыша после рождения и хорошее эмоциональное состояние матери.

Читайте также:  Раннее развитие и воспитание ребенка вконтакте

Сразу после рождения основным способом общения с окружающим миром у ребенка является крик и плач. Криком малыш зовет на помощь, просит кушать, требует общения. Постепенно мама начинает отличать интонацию крика и понимает, что именно хочет кроха.

Родители очень ждут появления первой улыбки. Неосознанная скользящая улыбка появляется рано, в первые недели жизни. Кроме того, мамы отмечают, что малыш улыбается во сне. К концу первого месяца жизни ребенок начинает адресовать свою улыбку маме и папе. В этом возрасте дети формируют свое отношение к миру, исходя из того, каким этот мир видит мама. Поэтому одни дети выглядят довольными и счастливыми, а другие — напуганными или несчастными.

В возрасте 1-1,5 месяца эмоции ребенка очень яркие: он раздражительно кричит, если мама его не понимает; он готовится заплакать, выражая свою обиду. В то же время плохие эмоции малыш быстро забывает и снова становится веселым, если все его требования быстро выполняются. При приближении взрослого, который с ним начинает весело разговаривать, ребенок очень радуется, двигает ручками и ножками.

Возраст детей 2-2,5 месяца характеризуется появлением «комплекса оживления»: ребенок как будто хочет подбежать навстречу к маме или папе, перебирает ножками, «подпрыгивает». Малыш уже может уловить настроение родителей, а по выражению его лица несложно догадаться, доволен он или нет.

Возраст 3-х месяцев знаменателен тем, что кроха начинает смеяться. Он очень любит, когда с ним разговаривают и всеми способами пытается выразить свое удовольствие. Это и улыбка, и хохот, и счастливый взгляд, и движения. Теперь он привлекает к себе внимание не только недовольным криком, но и с помощью положительных эмоций.

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Важные моменты в эмоциональном развитии в первый месяц жизни:

  • Очень важно нежно разговаривать с ребенком: тон голоса ровный, а слова искренние.
  • Во время разговора стоит улыбаться и показывать ему радость от этого общения.
  • Не нужно стесняться дарить ребенку много ласки: легкий массаж, поцелуи, поглаживания. Для него это необходимо.
  • К концу первого месяца жизни можно слегка преувеличивать свои эмоции, показывая их малышу (удивление, печаль, восторг и др.).
  • Стараться побольше думать о хорошем, ведь добрые мысли и позитивный настрой влияют на развитие ребенка самым лучшим образом.

Что добавить на втором и третьем месяцах жизни?

Что добавить на втором и третьем месяцах жизни?

  • В разговоре с малышом делать паузы, как будто бы в ожидании ответа от него. А на самом деле после паузы стоит ответить за него и выполнить «просьбу» малыша. Например: «Сашенька, ты хочешь к маме на ручки? (Пауза.) Хочешь, вижу-вижу. Давай возьму тебя!» После этих слов мама берет кроху и прижимает к себе.
  • Отличная идея — украсить детскую комнату или любую другую воздушными шарами. Малыши очень любят их рассматривать. Можно нарисовать маркером смешные рожицы на шариках, изображая разные эмоции.
  • Во время разговора и игры «обучать» ребенка новым эмоциям на своем собственном примере. Например: «Топ-топ! Кто к нам пришел? (Удивление.) Зайка пришел к Саше! (Радость, восторг.)»
  • Интересно играть с ребенком в «зеркало», при этом «зеркалом» становится один из родителей. Заключается она в том, чтобы повторять и изображать на своем лице эмоции малыша (нахмуриться, поджать губу, широко улыбнуться).

Четвертый месяц жизни: активное развитие эмоций:

  • Полезно мечтать вслух вместе с ребенком, только обязательно о хорошем.
  • Важно подчеркивать позитивный настрой к членам семьи в беседе с крохой. «А вот и бабушка наша любимая пришла!»
  • Смех в присутствии ребенка дарит ему много положительных эмоций.
  • Если что-то случилось печальное, то и говорить об этом нужно грустным голосом. И наоборот.
  • Веселая игра «Поцелуйчики»: целовать ребенка в разные места и отмечать его реакцию. Обычно это вызывает восторг и море смеха.
  • Можно показывать малышу иллюстрации с изображением разных животных и растений и рассказывать о них с соответствующими интонациями. Например: «Это лев! Он царь зверей! А вот это мышка, она маленькая и скромная».
  • При рассматривании картинок и фотографий полезно делать акцент на эмоциях людей, которые там присутствуют. «Посмотри, как дедушка радуется!»

Таким образом, эмоциональное развитие ребенка в первые месяцы после его появления на свет идет полным ходом. Задача родителей: дарить ребенку любовь, ласку и радость. Ведь от того, как мама и папа смотрят на мир, складывается отношение к нему и у крохи.

Источник