Особенности анатомо физиологического развития ребенка в дошкольном возрасте
Родители дошкольников стараются записать ребенка в спортивные секции. Конечно же, это очень даже не плохо. Такой подход взрослых довольно позитивен. Но важно понимать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы не навредить малышу, а поспособствовать его физическому развитию. Правильная организация физического воспитания способствует развитию психических процессов дошкольника.
Дошкольник: анатомо-физиологические особенности возраста
Дошкольный возраст имеет ряд физиологических особенностей. Данный период характеризуется определенным замедлением роста. Присущая округлость исчезает, мускулатура становится крепче, происходит интенсивное развитие скелета. В старшем дошкольном возрасте молочные зубы меняются на постоянные. Это свидетельствует о готовности к школе. У ребенка крепнет иммунитет, он реже болеет. В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.
- Обмен веществ
Пищеварительная система хорошо развита и активно работает. Ребенок переходит ко взрослому питанию. Процесс пищеварения находится практически на уровне взрослого.
- Мышечная система ребенка
Мышечная система дошкольников развита слабо. В первую очередь развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Мышцы спины развиты плохо, поэтому часто происходит нарушение осанки.
В дошкольном возрасте интенсивно нарастает мышечная масса. Продуктивность работы мышц растет. Все еще присутствует быстрая утомляемость, дети не могут долго занимать физической деятельностью. Часто меняют положение тела.
Активное движение способствует росту костей, физическому развитию. Важно чтобы ребенок не сидел долго на месте в одном положении, чтобы предотвратить утомляемость. Необходимо чередовать подвижные игры с малоактивными видами занятий.
- Костная система ребенка
Ребенку-дошкольнику присуща эластичность костей, которая оберегает от переломов при постоянных падениях.
Позвоночник довольно гибкий, основу его составляют хрящевые ткани. При неправильном физическом развитии, не соответствии мебели росту ребенка, позвоночник подвергается нарушению.
Формирование костной системы продолжается и после дошкольного возраста. Необходимо бережно относиться к развитию костного скелета. Отрицательно влияет избыток физической нагрузки (задерживается рост костей, искривляется осанка).
- Сердечно-сосудистая система
В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает изменения. Масса сердца растет, увеличивается сила сердечных сокращений. Возрастает сердечная работоспособность малыша.
- Нервная система
Нервная система ребенка-дошкольника нестабильна и уязвима. Она проходит этап развития и созревания нервных клеток. Головной мозг ребенка становится похож на головной мозг взрослого. Детям дошкольного возраста присуща легкая возбудимость, которая преобладает над процессом торможения. Не стоит перегружать ребенка во избежание переутомления. Это может сказываться на поведении малыша, его настроении.
В период от 3 до 7 лет закладываются основы интеллекта. Важно заучивать с детьми стихи, читать сказки и сочинять. Такие упражнения способствуют развитию памяти, речи.
Дети дошкольного возраста – это почемучки. Они задают много вопросов, любознательны. Важно удовлетворять их запросы.
- Дыхательная система
Дыхание дошкольников характеризуются поверхностностью. У детей дыхание более учащенное. Это объясняется тем, что у малышей узкие дыхательные пути. Чтобы насытить организм кислородом ребенку необходимо сделать больше вдохов.
Дыхательная система человека еще не заканчивает формирование к семилетнему возрасту. Процесс развития легких продолжается. Постепенно формируется тип грудного и грудно-брюшного дыхания.
Учитывая особенности дыхательной системы детей данного возраста, нужно позаботиться о постоянном доступе свежего воздуха. Важно постоянно проветривать помещение в котором находится ребенок. Полезно гулять на свежем воздухе. Если есть возможность, водите время от времени малыша к лесу. Положительно влияют на развитие дыхательные упражнения, плавание, ходьба, бег и прочее.
- Физическое развитие
Продолжается развитие детского организма, всех его органов и систем. Обогащается представление ребенка о своем организме, его возможностях. Совершенствуются двигательные действия, их содержание. Дети часто меняют виды движений и позы, что препятствует усталости.
Специфика физического воспитания состоит в необходимости четко дозировать интенсивность и продолжительность двигательной деятельности детей. Повышаются функциональные возможности дошкольников, увеличивается дееспособность, совершенствуется координация движений, ориентирование в пространстве (во время бега, ходьбы, прыжков и т.д.).
На протяжении 4-5 летнего возраста меняются физические возможности ребенка. Он становится самостоятельнее в самообслуживании, более осознанно относится к гигиене и закаливанию, правильному питанию. Постепенно развивается ритмичность.
Старший дошкольник имеет высокую двигательную активность. Координация движений переходит на уровень взрослого человека.
Здоровый ребенок: советы родителям
Родители могут вырастить малыша здоровым, физически и умственно развитыми, опираясь на анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста и ориентируясь на некоторые рекомендации:
- Установите режим дня для ребенка.
- Приучайте малыша к гигиене.
- Играйте с ребенком в подвижные игры, выполняйте посильные спортивные упражнения. Но в то же время не перегружайте малыша.
- Обеспечьте ребенку полноценное питание.
- Организуйте закаливание и одевайте ребенка по погоде.
- Развивайте когнитивные и коммуникативные способности малыша.
- И самое главное – любите своего ребенка!
Источник
Галина Васильева
Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста
Анатомо-физиологические особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста.
Детский организм дошкольного возраста обладает большой пластичностью, система регуляции еще до конца несовершенна. организм детей значительно отличается от организма детей школьного возраста. Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно коры больших полушарий. Это выражается в малом функциональном резерве дыхательной, сердечно сосудистой и нервной систем. Для НС детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. У детей непроизвольный характер внимания, они легко отвлекаются. Двигательная сенсорная система созревает у ребенка одной из первых. К возрасту 6-7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98%, а корковых на 70-80%.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка.
Ребенок 3-6 лет ориентировочно за год вырастает на 4-6 см. главным показателем в правильной физической подготовке- это постепенное усложнение элементов движений и более целенаправленное освоение новых.
4-5 лет период характеризуется более значительным развитием двигательных навыков. Дети в этом возрасте более активные, больше бегают, координация движений усовершенствуется, начинают лазить на более высокие лестницы, сохраняют равновесие.
Для более гармоничного и усовершенствованного развития детского организма очень важным показателем является научить ребенка до 6 лет плавать, кататься на 2 х колесном велосипеде, выполнять необходимый комплекс утренней гимнастики.
Главные задачи по воспитанию выносливости в первую очередь определяются в зависимости от возрастного изменения и созревания вегетативных функций, отвечающих за работоспособность. Необходимым элементов в этой задачи служит закаливание. Оно повышает сопротивляемость организма к воздействию условий внешней среды и способствуют формированию устойчивости организма не только к простудным заболеваниям, но и к инфекционным.
В дошкольный период очень быстро растет скелет и его формирование еще до конца не закончено. Вот почему нужно уже в этом возрасте особое внимание уделять правильной осанке и упражнениям, способствующим укреплению (расслаблению) мышечного аппарата. К 7 летнему возрасту кости детского организма достигают толщины, которая будет обеспечивать высокую сопротивляемость механическим воздействиям. Комплекс упражнений с попеременным напряжением и расслабление мышц меньше будет утомлять ребенка, чем тот же комплекс, который будет требовать более статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном положении). Поэтому при длительном стоянии или сидении ребенок устает более быстрее, чем если бы он двигался или бегал. Дети, которые более активные и подвижные, они как правило более физически развиты, чем те дети, которые ведут малоподвижный образ жизни.
Дети,в чьих семьях ведется активный здоровый образ жизни: походы, ежедневная утренняя гимнастика, занятие спортом, они уже сами потом привыкают к этому образу жизни. Совместное времяпровождение ребенка с родителями имеет большое значение для формирования доверительных отношений, а также приобщение ребенка к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Основные направления для более гармоничного физического развития детей.
Занятия физическими упражнениями. Существуют различные комплексы ОРУ для детей разных возрастов. Выполняя их 2-3 раза в неделю это способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, усовершенствованию дыхательной и сердечнососудистой системы, закрепление ранее освоенных элементов.
Подвижные игры. Эти игры направлены на создание у детей жизнерадостного настроения. Они оказывают положительное влияние на психику и поведение ребенка. А самое главное они выступают как средство психического и физического развития. Одна из более эффективных форм это игры-эстафеты. Более сложными это игры с правилами, так как они требуют более логического мышления, согласованности своих движений с движениями других людей.
Утренняя гимнастика. В детском саду проводится с 3х летнего возраста. Включает в себя комплекс упражнений для различных групп мышц, ходьба и легкий бег вначале занятий. В практике применяется катание на санках, передвижение на лыжах. В этом возрасте дети очень легко осваивают основные элементы гимнастики, движения.
Прогулки. На улице дети проводят большую часть времени. Как правило на прогулку в среднем отводится 1. 5-2 часа. Главное правило при проведение прогулок это задействовать детей в подвижных играх и физических упражнениях, особенно приветствуется индивидуальная работа с детьми, чье физическое развитие ниже среднего.
Если все перечисленные методы проводить регулярно и в комплексе, то через некоторое время возможно улучшение как физического, так и умственного развития ребенка. Главная цель воспитателя в этом деле это обеспечить высокий уровень самостоятельности, активности и творчества в двигательной деятельности детей. Главная задача детского сада это заложить прочный фундамент в обеспечении правильного и гармоничного развития всех форм и функций детского организма, укреплять здоровье, повышать умственные, интеллектуальные и физические показатели детей
Источник
Наталья Крутикова
Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста
Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.
Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни (в возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки. Если рост ребенка отстает от нормы на 10%,необходимо обратить внимание на следующие факторы:
рационально ли питается ваш ребенок;
хороший ли психологический климат в семье.
При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.
Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1,2-1,3 кг,а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2,5 кг, за 7-й около 3,5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте. Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов. Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания.
У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса тела.
К 5-ти годам значительно увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, повышается их сила. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы у дошкольников выражается в совершенствовании двигательных функций, развитии координации движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук; умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выполняют различные движения.
После 4 лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок физически готов к начальному чтению. Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное восприятие, эмоциональную сферу, тогда как левое «отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций,не уравновешены основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей 4-5 лет,следует обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:
• сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);
• походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
• позы — застывшие, скованные и однообразные;
• движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;
• жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничание или подвижность лица;
• речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.
Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков.
Побольше играйте с ребенком в игры, подарите ему заботу, внимание и любовь – он ждет их от вас, ему трудно. Сформируйте у вашего ребенка веру в свои силы и желание активно взаимодействовать с окружающим миром.
Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.
Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного» периода достигает уровня взрослого человека. К 7-ми годам у ребенка прорезываются коренные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7-и годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым последствиям. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, ревматизм, и другие.
Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными заболеваниями, что связано с относительно низким иммунитетом в этом возрасте и возрастающими контактами с взрослыми и сверстниками. Особенно это заметно среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в которых приходится выделять группы часто и длительно болеющих (чдб) детей. Эта группа детей требует большого внимания и помощи в процессе адаптации к новым условиям, а также в укреплении и закаливании их организма.
Источник
Известно, что ребенок развивается в результате непосредственного влияния на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, поступающей из окружающей среды. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим, рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняют их поручения.
Дошкольный возраст с 3 до 6 лет является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. В этот период у ребенка продолжают развиваться и совершенствоваться все двигательные навыки, однако его общение с окружающим миром пока еще ограниченно. Постепенно дети приобретают самостоятельность, их организм крепнет, движения становятся более четкими, уверенными, быстрыми. Обогащению жизненного практического опыта способствует совершенствование действий с различными предметами домашнего обихода и игрушками. Действия становятся более точными, осмысленными, целенаправленными.
Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков. В дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка. В этом периоде игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игра дошкольника значительно усложняется: в ней приобретается жизненный опыт, все отчетливее прослеживается определенный замысел, проявляется и развивается творческое воображение. С каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения и задания взрослого.
Одними из важнейших средств воспитания здорового ребенка являются физические упражнения, подвижные игры и спортивные развлечения. Занимаясь физическими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит и сон. Каждому, даже вполне здоровому ребенку желательно 2-3 раза в год проходить медицинский осмотр. При этом рекомендуется записывать показатели роста, веса и окружности грудной клетки ребенка, что позволит следить за его правильным развитием.
Условно приняты следующие периоды детства:
Период новорожденности — первые 3-4 недели жизни. Ребенок приспосабливается к новым условиям (у него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция); его нервная система еще незрелая — из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.
Грудной период — первый год жизни. Начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы; вырабатываются условные рефлексы; формируются движения; быстро увеличиваются вес и рост.
Преддошкольный период — от 1 года до 3 лет. Рост несколько замедляется, двигательные навыки совершенствуются; формируется речь; ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.
Дошкольный период — от 3 до 7 лет. Так же, как и преддошкольный, он характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, у него крепнет мускулатура, сильно развивается скелет. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослых, становится более устойчивым к заболеваниям.
Развитие детей от 3 до 6 лет. В дошкольный период как бы закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.
Многие ученые в области физической культуры и спорта считают, что целью физического воспитания подрастающего поколения является формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе жизни. Применительно к дошкольному возрасту, по их мнению, основными задачами физического воспитания являются:
− формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;
− природосообразное и индивидуально-приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития физических качеств ребенка, его двигательных умений и навыков;
− общее физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры;
− актуализация знаний на уровне начальных навыков проведения самостоятельных занятий.
В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.
Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.
В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы, а также подвижные игры.
Источник