Основным направлением в развитии чувств ребенка дошкольного возраста является
Слайд 1
Особенности чувств дошкольника, о сновные направления развития чувств
Слайд 2
Без глубокого нравственного и духовного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек. В.Белинский
Слайд 3
1 Эмоции и чувства дошкольника
Слайд 4
1.1 Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе В онтогенезе вначале появляются эмоции, отражающие простейшие переживания, связанные с удовлетворением естественных потребностей (уровень аффективно-эмоциональной чувствительности, связанный по преимуществу с органическими потребностями). Например , появление у младенцев комплекса оживления, осознанной улыбки. Развитие эмоций происходит, как их дифференциация , как обогащение переживаний. Примером переживаний , имеющих положительный эмоциональный тон и отрицательный эмоциональный тон, могут быть переживания , связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребности младенца в пище. Переживание неудовольствия дошкольником может проявляться как переживание страха, гнева, отвращения, а переживание удовольствия — как переживание нежности, умиления, духовной близости с родителями. Развитие чувств у детей происходит как обобщение эмоций, направленных на определенный объект. Процесс развития эмоциональной сферы дошкольника характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний. Чем младше ребенок, тем в большей степени слиты для него характеристики объекта и характеристики субъективного переживания . . Для заболевшего мальчика 3 лет медсестра, которая делает ему уколы и причиняет боль, является «плохой тетей». В дошкольном детстве происходит развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребенка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение. Развитие динамической стороны обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления .
Слайд 5
Навык узнавания эмоций: до 3-х лет — СМЕХ в 5-6 лет – БОЛЬ с 7 лет – ГНЕВ
Слайд 6
1.2 Личностные аспекты развития эмоций и чувств Развитие эмоций и чувств связано с возрастными этапами и кризисами в развитии личности. Каждое центральное для данного возраста новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает и эмоциональный компонент. Если новые потребности, которые возникают в конце каждого этапа вместе с личностными новообразованиями , не удовлетворяются или подавляются, у дошкольника может возникнуть состояние фрустрации. Фрустрацию понимают как переживание, которое вызывается трудностями, стоящими на пути к достижению цели. Фрустрация проявляется как агрессия или депрессия. В состоянии агрессии ребенок испытывает гнев, ярость, стремление напасть на противника. Депрессия — это пассивное состояние, противоположное агрессии. Наиболее остро переживают кризис 3 лет и испытывают состояние фрустрации «те дети, которые слишком опекаются взрослыми , либо те, которые живут в условиях авторитарного воспитания, сопровождающегося строгими мерами наказания»
Слайд 7
1.3 Условное развитие эмоций и чувств дошкольника
Слайд 8
2 Особенности развития чувств дошкольника Общие особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном детстве дифференциация и усложнение эмоций; повышение уровня обобщенности эмоций, направленных на какой-либо объект; постепенное отделение субъективного эмоционального переживания от объекта переживаний; возрастание осознанности дошкольником своих эмоций и эмоциональных проявлений, их обозначение словом; формирование навыков самоконтроля и саморегуляции своих эмоциональных проявлений; формирование эмоционального предвосхищения и эмоциональной коррекции деятельности .
Слайд 9
1.3 Условное развитие эмоций и чувств дошкольника
Слайд 10
2.1 Основные направления в развитии чувств Чувства и разум. Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве — увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Развитие «разумности» чувств охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка. Так, любовь ребенка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его обнимать ее, целовать, произносить нежные слова, но еще не может служить более или менее постоянным источником поступком, которые бы радовали мать. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях . Чувства младших и средних дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимся членами семьи, обычно вообще но бывают особенно длительными. Наблюдения за дружескими проявлениями детей в детском саду показали, что в подавляющем большинстве случаев ребенок дружит попеременно со многими детьми в зависимости от обстоятельств. Такая дружба основана не на стойком отношении к сверстнику, а на том, что ребенок с ним вместе играет или вместе сидит за столом . Прекрасное . Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство красивого, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Проявления чувств. Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего пяти-, шестилетний дошкольник может сдержать слезы, не проявить страха и т. п. Во-вторых, он усваивает «язык» чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонаций голоса .
Слайд 11
2.2 Формирование высших чувств у дошкольника Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию
Слайд 13
Благодарю за внимание!
Источник
Чувство 3-4-летнего ребенка, хоть и яркие, но очень ситуативные и неустойчивы. Да, любовь ребенка к матери побуждает малыша обнимать ее, целовать, произносить нежные слова, но еще не может быть постоянным источником поступков, которые бы ее баловали. Ребенок еще не способен к длительному сочувствие и заботу о других, даже родных людей.
Не продолжительные чувства младших и средних дошкольников по сверстников. В основном они дружат поочередно со многими детьми в зависимости от обстоятельств. Такая дружба основана не на устойчивом отношении к сверстнику, а на том, что ребенок с ним играет или сидит рядом за столом.
Со временем чувства ребенка приобретают большей глубины и устойчивости. Старшие дошкольники могут проявлять истинное заботы о близких людях, пытаются оградить их от волнения, огорчения. Типичной для них становится постоянная дружба со сверстниками, хотя часто встречаются и проявления поочередной дружбы. Для возникновения дружбы основное значение имеет не внешняя ситуация, а взаимная симпатия детей, положительное отношение к их качеств («Он знает много игр», «С ним весело», «Она добра»).
Развитие чувств в дошкольном детстве связан с умственным развитием ребенка, познанием окружающего мира, ознакомлением с последствиями своих поступков, осознанием, что хорошо и что плохо.
Бездушие, даже жестокость маленьких детей в отношении к животным (раздавливают мух, топчут жуков, разрывают бабочек, хватают за горло котят) является следствием желания проникнуть внутрь вещей и непонимание сути таких действий.
3-летние дети радуются похвале взрослых, огорчаются упрекам, испытывают чувство гордости и стыда в зависимости от того, как их оценивают взрослые. Однако эти переживания касаются не поступков, а оценок другими людьми. В результате усвоения норм и правил поведения, формирование самооценки ребенок переживает выполнение (невыполнение) этих норм, чувствуя в зависимости от обстоятельств радость, гордость или грусть, стыд.
Существенно меняются и внешние проявления чувств дошкольников, которые постепенно овладевают умением сдерживать бурные, резкие их выражения. 5-б-летний ребенок может сдержать слезы, унять страх и т.д., усваивает «язык» чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонации голоса.
Самые резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга и только в младенческом возрасте имеют непроизвольный характер. Со временем ребенок учится управлять (сдерживать, сознательно использовать, информируя взрослых, сверстников о своих переживаниях, воздействуя на них). Изощренные средства выражения чувств имеют социальное происхождение, ребенок овладевает ими путем подражания.
Развитие высших чувств у дошкольников
В дошкольный период у ребенка интенсивно развиваются различные высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, практические и эстетические. В них отражено богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности.
Высшие чувства — эмоциональные процессы, которые выражают целостное отношение к миру, людям, отражают нравственную позицию личности.
Одним из важнейших элементов системы высших чувств является гуманные чувства — переживания, в которых выражается отношение к людям, признание их самоценности, прав и свобод. их источником являются взаимоотношения с близкими людьми, доброжелательность, внимание, заботу, любовь взрослых.
Особые переживания свойственны отношению детей к своим родителям: маму и папу считают лучшими в мире людьми. Они делают много комплиментов своим родителям, хотят во всем быть на них похожими. Основным поводом для радости является общение с родителями в совместной деятельности. Дети остро переживают разлад в семье, ссоры со сверстниками, несправедливость по отношению к ним.
Овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств — переживаний, в которых выражается отношение к общественным событиям и их участников, к себе. Переживания теперь порождаются тем, что думают о ребенке взрослые и сверстники. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Младшие дошкольники оценивают поступок только из-за его непосредственное значение для людей («Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз»), старшие уже обобщают оценку («С товарищами драться нельзя, потому что стыдно обижать их»).
Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра, в которой дети учатся понимать другого, учитывать его положение, настроение, желание, сопереживать. Радость от общего успеха, удовлетворения от выполнения своих обязанностей, недовольство от плохой работы дети переживают в трудовой деятельности, направленной на достижение полезного для всех результата.
Ознакомление с трудом взрослых формирует любовь и уважение к ней, попытки усердно работать.
На 3-м году жизни зарождается нравственное чувство долга. Малыш подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла, не понимая значения для других совершенных им поступков. Он лишь фиксирует и накапливает первичные нравственные представления: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», соотносит их со своими действиями. Его эмоциональные реакции на положительное и отрицательное в поступках взрослых еще неустойчивы.
Первые относительно сложные проявления чувства долга возникают в 4-5-летних детей. На основе жизненного опыта и первичных нравственных представлений у них зарождается моральное сознание, они способны понимать смысл требований и соотнести их со своими поступками и действиями, а также с действиями и поступками других.
Ребенок переживает радость, удовольствие при осуществлении им достойных поступков и грусть, недовольство, когда она или другие нарушают общепринятые требования, делают недостойные поступки. Чувство обусловлены не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает во время действий и поступков людей, с которыми она непосредственно общается, к которым испытывает привязанность, симпатию, сочувствие, хотя они еще неглубокие и неустойчивы. В 5-7-летних детей возникает чувство долга по многим взрослых, сверстников, детей.
К концу дошкольного периода ребенок осознает необходимость, обязательность правил поведения и подчиняет им свои поступки. Повышается ее способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают у нее неловкость, чувство вины. В этом возрасте чувство долга основывается не только на привязанности, а распространяется и на людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует, ее переживания достаточно глубокие и длительные.
В дошкольном возрасте высшие нравственные чувства углубляют чувство гордости и самоуважения — задовлення от осознания достигнутых успехов, первенства в чем-либо, уважения к себе. До 7-ми лет эти чувства приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности дошкольника. У одних детей чувство гордости, самоуважения развиты сильнее, они не допускают унижения со стороны взрослых и сверстников, другие — постоянно находятся под чьим-то влиянием, не способны и не хотят дать отпор обидчику. Чувство гордости и самоуважения является важным эмоциональным компонентом самооценки ребенка, мотивирует ее поведение.
Иногда эти чувства переходят в эгоизм — стремление сохранить за собой право уважаемым всеми, не имея при этом обязательств других.
Дружбы и дружба начинаются задолго до того, как дети осознают свои отношения с товарищами соответствии с моральными нормами. В 5-летних детей преобладает дружба поочередно со многими детьми, которая зависит от обстоятельств, или дружба сразу с несколькими детьми. Дружба с многими детьми сохраняется до 7-ми лет, хотя в старшем детстве чаще всего возникает парная дружба — дружба двух детей. Дружба небольшими группами возникает в основном в игре на основе игровых, интеллектуальных интересов и наклонностей. Парная дружба сопровождается глубокой симпатией. Если малыш дружит с ровесником том, что тот с ним играет (играть и дружить для него означает одно и тоже), то старший дошкольник играет с теми, с кем дружит на основе симпатии и уважения. Итак, парная дружба бы- 7-летних детей сочетается с дружбы.
Со становлением познавательной деятельности происходит развитие интеллектуальных чувств — переживаний, которые возникают и развиваются в умственной деятельности, направленной на теоретическое познание действительности. Радость при познании нового, удивление и сомнение не только сопровождают открытие ребенка, но и обусловливают их. Самыми яркими интеллектуальными чувствами является удивление и любопытство, отражающие отношение ребенка к новым фактам действительности, которые она узнает. Чувство удивления, что возникает как естественная реакция на новизну, благодаря поддержке взрослого, дает импульс для любознательности. Окружающий мир, природа привлекают малыша таинственностью, загадочностью, побуждают к познанию их природы и сути. Удивление порождают вопросы, на которые малыш пытается найти ответы.
Важное место в развитии личности ребенка занимают эстетические чувства — переживания, вызванные восприятием и взаимодействием с эстетическими ценностями (чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического). их развитие связано со становлением художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия. В жизнедеятельности ребенка эстетические чувства взаимосвязаны с нравственными: она одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе.
Для 3-4-летнего дошкольника красивое обязательно должен быть ярким, блестящим, нарядным и тому подобное. Старший дошкольник начинает находить красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, музыкальной мелодии, пластичности танца. Сильные переживания вызывает у него красота природных явлений, пейзажей, праздничных выступлений. Чем лучше ребенок ориентируется в жизненных реалиях, тем более разнообразными и сложными есть факторы, которые порождают у нее чувство прекрасного.
Особой категорией эмоциональных переживаний, связанных с деятельностью ребенка, является праксични чувства — переживания, обусловленные познавательной деятельностью, ее успехами и неудачами, трудностями осуществления. Причиной их возникновения является выполнение определенных действий: успехи порождают яркие положительные переживания, которые могут не проявляться бурно; неудачи — резкое проявление недовольства. Связанные с деятельностью неприятные переживания могут долго храниться в памяти ребенка, в результате чего у него появляется неуверенность в своих силах, страх перед новыми задачами. Иногда под влиянием неудач возникает стойкое негативное отношение к деятельности, сопровождаемое агрессивными реакциями по трудных действий, предметов, с которыми ребенку необходимо действовать.
Праксични эмоции влияют на тонус, темп, количественные и качественные показатели деятельности, являются своеобразными резервуарами энергии. Чем интенсивнее праксични эмоции, тем эффективнее действие. Однако при большой сложности действий повышения силы эмоций только ухудшает показатели деятельности. Очень насыщенный темп действий может завершиться преждевременно, задолго до получения результата; чрезмерная интенсивность праксичних чувств вместо положительных результатов порождает дезорганизацийний эффект.
К концу дошкольного детства высшие чувства становятся мотивами поведения ребенка. С помощью них происходит регуляция поступков, действий, желаний в соответствии с установленными нормами и требованиями общества.
Источник
Динамика развития чувств.Чувства дошкольника трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы. Так, любовь ребенка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его обнимать ее, целовать, произносить нежные слова, но еще не
может служить более или менее постоянным источником поступком, которые бы радовали мать, приносили ей удовлетворение. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.
4,7,0. Нездоровье матери вызвало удвоенную нежность со стороны Гильды; оначасто жалела больную: «бедная мама», спрашивала, не принести ли ей напиться, обнимала и целовала ее чаще, чем обыкновенно… А однажды вечером сказала явно довольным и радостным тоном: «Мама, если ты завтра еще будешь больна, то я буду делать тебе ломтики» (бутерброды). (Из дневника К- Штерн.)
Здесь нежность к заболевшей матери уступила место удовольствию по поводу возможности выполнять роль взрослой, опекать больную.
Чувства младших и средних дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимся членами семьи, обычно вообще но бывают особенно длительными. Наблюдения за дружескими проявлениями детей в детском саду показали, что в подавляющем большинстве случаев ребенок дружит попеременно со многими детьми в зависимости от обстоятельств. Такая дружба основана не на стойком отношении к сверстнику, а на том, что ребенок с ним вместе играет или вместе сидит за столом.
На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.
— Однажды я пришла домой позже, чем обычно,— рассказала одна мать.— Дети спят. На столе два стакана из-под молока и крошки хлеба, у кроваток стулья с аккуратно сложенной одеждой. Я нагнулась поцеловать детей и заметила, что у сына щеки в зубном порошке. Утром я говорю: «Вася, почему ты не умылся, весь в порошке?» У него хитро заблестели глаза: «Я нарочно, чтобы ты видела, что я зубы чистил». Он пояснил матери, что и стаканы нарочно не убирал: пусть она будет спокойна, что они выпили оставленное ею молоко. (По материалам И. Р. Клю-чаревой.)
Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становится постоянная дружба со сверстниками, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатия друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям («Вова знает много игр…»; «С ним весело»; «Она добрая»).
Чувства и разум.Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве — увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Существует распространенное мнение о том, что маленькие дети часто бесчувственны, даже жестоки по отношению к животным. Действительно, нас болезненно поражает равнодушие, с которым ребенок обращается иногда с животными. Он давит муху, топчет жука, разрывает бабочку, хватает за горло котенка. Это производит впечатление полной противоположности проявляющемуся в других случаях сочувствию, состраданию к животным. Однако во многих случаях безучастие, иногда кажущаяся жестокость есть не что иное, как отсутствие понимания. Любопытство ребенка, желающего проникнуть внутрь всех вещей, сочетаясь с чисто детской беззаботностью насчет последствий, приводит к проявлениям, которые мы расцениваем как бездушие, жестокость.
Развитие «разумности» чувств охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка. Уже ребенку трехлетнего возраста приятна похвала взрослых, его огорчает порицание. Мы знаем, что у ребенка возникают чувства гордости и стыда, зависящие от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся еще не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. Происходящие в дошкольном детстве усвоение норм, правил поведения, формирование самооценки приводят к тому, что само выполнение или невыполнение этих норм начинает переживаться ребенком, вызывать у него радость, гордость или, наоборот, огорчение, стыд даже в том случае, когда ребенок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает.
Комическое.Изменение чувств ребенка в зависимости от понимания им ситуации хорошо видно на примере развития у дошкольников чувства комического. Это чувство возникает у ребенка, когда он сталкивается с чем-либо несуразным, неожиданным, нарушающим привычный ход вещей. У младших дошкольников чувство комического проявляется в веселом смехе, оно возникает, когда дети видят смешные жесты Петрушки, слышат словесные перевертыши, обнаруживают несоответствие во внешности, одежде человека (например, детскую кепку на голове взрослого). Они и сами шутят, давая предметам другие названия, гримасничая, переворачивая слова. Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях и умениях. Они смеются над глупостью волка, одураченного хитрой лисой, над наивным Незнайкой, Мастером-ломастером и т. п. В шутках детей появляются скрытый смысл, попытки «поймать» собеседника на ответе, не соответствующем действительности. Так, шестилетний Андрюша спрашивает маму: «Мама, ложка потонет?» — «Конечно».— «А деревянная?»
Прекрасное.Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство красивого, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Для
трех-, четырехлетнего дошкольника красивое — это яркая, блестя щая игрушка, нарядный костюмчик и т. п. К старшему дошкольно му возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшет дошкольника красота природных явлений, пейзажей, праздничных шествий. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.
Проявления чувств.Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего пяти-, шестилетний дошкольник может сдержать слезы, не проявить страха и т. п. Во-вторых, он усваивает «язык» чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонаций голоса.
Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касается:! всего богатства более тонких выразительных средств, которыми пользуются люди для выражения чувств, то они имеют обще- ] ственное происхождение, и ребенок овладевает ими путем’ подражания.
Глава 12. РАЗВИТИЕ ВОЛИ
§ 1. Роль волевых действий в поведении дошкольника
Возникновение воли как управления поведением.Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудно-сти. Он овладевает умением контролировать свою позу, например: сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не-вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за собой,— ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда он смотрит на1
положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений.
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением., Когда трехлетнему ребенку показывают картинку, изображающую детей на катке, и предлагают найти, кто из них потерял варежку (варежка лежит на снегу, а один из катающихся изображен без варежки), он не может этого сделать. Для выполнения задания необходимо последовательно осмотреть все фигуры, а взор ребенка беспорядочно перескакивает с одной на другую. Позднее ребенок с помощью взрослых овладевает произвольным восприятием и начинает успешно решать подобные задачи, систематически рассматривая предметы и изображения, управляя движениями своего взора.
Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет и он начинает ставить перед собой специальную цель — запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т. п.
Управление мыслительной деятельностью обнаруживается у детей среднего и старшего дошкольного возраста, когда, пытаясь, например, решить головоломку, они пробуют разные варианты соединения частей в целое, последовательно переходя от одного варианта к другому.
Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.
Генезис волевых действий.На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени при особо благоприятных для этого обстоятельствах. У дошкольника среднего возраста количество таких проявлений возрастает, но они все еще не занимают сколько-нибудь значительного места вповедении. Только в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Таким образом, для дошкольника характерно появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.
Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому* что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 704 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник