Основные закономерности развития речи ребенка выготский

Основные закономерности развития речи ребенка выготский thumbnail

Закономерности детского развития по Л.С. Выготскому.

Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон. Первый из них – цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон. Второй закон – неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.

3-й закон. Третья особенность – «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон. Четвертая особенность – сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Динамика возрастного развития. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих.

Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли впсихическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми.

Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития, а закономерности детского развития, сформулированные Л.С. Выготским, и в настоящее время являются основополагающими в работе, не только психологов, но и всех педагогов в общем.

Источник

Кутаева Динара
Основные закономерности развития детской речи

Вопросы онтогенеза детской речипривлекали пристальное внимание специалистов разных областей научного знания: психологов (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Н. X. Швачкин, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Л. И. Божович, М. Г. Елагина, педагогов (Е. А. Стребелева, С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева, лингвистов (А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Л. Блум, Е. Кларк, Массеи, К. Ф. Седов) и др. Несмотря на пристальное внимание ученых к выявлению особенностей речевого развития в разные периоды жизни ребенка, многие проблемы нельзя окончательно считать решенными.

Формирование разных сторон речи (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и несинхронно, то есть на разных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. На каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка»

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

В развитиясловаря детей выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов.

Количественный рост словаря. Рост словаря ребенка во многом зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. Развитие пассивного словаря в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет жизни наблюдается огромный скачок в обогащении активного словаря, и к концу второго года жизни он составляет примерно 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря происходит не только за счет речи взрослых, которую слышит ребенок, но и за счет овладения разными способами словообразования. Такое словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса и к четырем годам количество слов достигает 1900 слов, в пять лет – 2000-2500, в 6-7 лет — до 3500 – 4000 слов.

Обогащение словарного запаса происходит в основном за счет существительных и глаголов, так как прилагательные для ребенка являются наиболее абстрактной частью речи и взрослые уделяют мало внимания признакам и качествам предметов.

В своих исследованиях В. В. Гербова отмечает процентное количество наиболее употребительных частей речи.

«Существительные:

· предметы обихода – 36 %

· объекты живой природы – 16,5 %

· средства передвижения – 15,9 %

· явления неживой природы, части тела, строительные сооружения и др.

Третью часть всех слов составляют глаголы.

Качественное развитие словаря. Уже с 10 — 11 месяцев ребенок начинает реагировать на содержание звуковой оболочки слов. Сначала слово ассоциируется с конкретным предметом, затем начинает развиваться способность обобщать, формирование которой М. М.Кольцова разделила на четыре степени:

1 степень обобщения (1 год): слово замещает чувственный образ одного предмета, то есть кукла – это одна определенная кукла.

2 степень обобщения (2 год): слово замещает чувственный образ рада однородных предметов, то есть кукла – это любая кукла, независимо от ее размеров, цвета, материала.

3 степень обобщения (3 — 3,5 лет): слово обозначает несколько групп предметов, например, игрушки, посуда, транспорт и т. д.

4 степень обобщения (к 5 годам): слово достигает высшей степени интеграции, то есть слово вещь – это и игрушки, и посуда, и мебель, и т. д.

Читайте также:  Понятие грамматического строя речи и его значение для развития ребенка

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что этот язык становится действительно родным.

Особенности усвоения детьми грамматического строя речи.

«Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью головного мозга. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Наблюдая реальные отношения предметов, ребенок, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи».

Рассмотрим основные периоды в формировании грамматического строя русского языка,которые выделил Гвоздев:

1 период (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев): период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном виде во всех случаях.

2 период (1 год 10 месяцев – 3 года): период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

3 период (3 года – 7 лет): период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.

Особенности овладения синтаксической стороной речи. Сначала появляются слова, обозначающие действующие лица, предметы, действия (дай, на). Они дополняются до предложения мимикой, жестами.

В период от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяца появляются двухсловные предложения. К двум годам наблюдаются трех- и четырехсловные предложения. К 1 году 9 месяцам появляются предложения с однородными членами. Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 год 8 месяцев, а с двух – трех лет наблюдаются сложные предложения с союзами.

На пятом году жизни предложения усложняются, появляются сложноподчиненные предложения, а так же придаточные предложения времени, причины, места [Алексеева 2000: 160 – 161].

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

Освоение звуков начинается на первом году жизни на основе согласованной деятельности слухового анализатора, речевых центров и речедвигательного аппарата.

«К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким. Далее начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков».

Большинство звуков формируются не сразу, а через промежуточные, переходные звуки. Например, звук [с] переходит в звук [ш]через стадии: [ с- с` – ш. ]

Однако при переходе к правильному произношению дети начинают произносить новый звук даже там, где этого не требуется (явление гиперкоррекции). Это объясняется тем, что новый звук становится сильным раздражителем, и вследствие недостаточной дифференциации с заместителем начинает вытеснять последний даже с законных мест.

Основное развитие фонетической стороны речи происходит в раннем возрасте. К трем годам ребенок овладевает основными группами звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие, сонорные и свистящие звуки.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но ребенок выражает ими в основном свои желания и потребности. И только к полутора годам жизни слова начинают служить для обозначения предметов. С этого возраста ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому. Сначала слово имеет смысл целого предложения, постепенно появляются первые предложения, состоящие из двух слов. А к двум годам и из трех и четырех слов. К этому возрасту слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни речь начинает усложняется структура предложений. В основном дети пользуются диалогической формой речи, которая связана с практической деятельностью ребенка. Дети налаживают сотрудничество внутри совместной предметной деятельности. Речь состоит из обращения к собеседнику, выражает просьбы и ответы на вопросы взрослого. Смысл дополняется жестами, мимикой, интонацией.

К 4 – 5 годам происходит переход к контекстной речи. Он связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умений произвольно использовать средства языка. Дети активно вступают в разговор, участвуют в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Однако речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять товарищей. Их рассказы в основном копируют речь взрослого, содержат нарушения логики.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Совершенствуется и монологическая речь с опорой на наглядный материал и без нее.

Рассмотрев основные закономерности развития детской речиможно сделать следующие выводы:

Онтогенез речевой деятельности представляет собой сложный процесс неравномерного развития всех сторон речи и коммуникации в целом. Определенные количественные показатели сочетаются со значительными изменениями качественной, содержательной стороны.

Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью, если обнаружили отклонения.

Источник

Ñîäåðæàíèå:

Ââåäåíèå. Ðîëü ÿçûêà â æèçíè ÷åëîâåêà……………………………………………. 2.

  1. Âîçíèêíîâåíèå ðå÷è. Ïåðâûé ãîä æèçí腅………………………………………3.
  2. Ðàçâèòèå ðå÷è äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà…………………………………………5.

2.1. Ðàçâèòèå ñëîâàðÿ äåòå酅………………………………………………………….5.

2.2. Îñîáåííîñòè óñâîåíèÿ äåòüìè ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðóññêîãî ÿçûêà…………6.

2.3. Îñîáåííîñòè óñâîåíèÿ çâóêîâîé ñòîðîíû ðå÷腅……………………………….7.

2.4. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñâÿçíîé ðå÷腅……………………………………………8.

  1. Çàêëþ÷åíè充………………………………………………………………………..9.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû……………………………………………………10.

Ââåäåíèå.

Ðîëü ÿçûêà â æèçíè ÷åëîâåêà.

Ïðåäñòàâëåíèå î ðîëè ÿçûêà â æèçíè ëþäåé, åãî ôóíêöèÿõ, åãî çíà÷åíèè î÷åíü îáðàçíî è êðàñèâî îïèñûâàåòñÿ â ïðèò÷å î äðåâíåãðå÷åñêîì áàñíîïèñöå Ýçîïå: ôèëîñîô Êñàíô, ðàáîì êîòîðîãî áûë Ýçîï, ïðèãëàñèë ãîñòåé è ïîïðîñèë Ýçîïà ïðèãîòîâèòü îáåä: â ïåðâûé äåíü ñàìûé ïëîõîé, à âî âòîðîé äåíü ñàìûé ëó÷øèé.  ïåðâûé äåíü Ýçîï ïðèãîòîâèë ÿçûê. Êîãäà Êñàíô ñïðîñèë åãî, ïî÷åìó îí ïðèãîòîâèë ÿçûê, Ýçîï îòâåòèë, ÷òî íè÷åãî íà ñâåòå íåò õóæå ÿçûêà. Èç-çà ÿçûêà ìû îãîð÷àåì äðóã äðóãà, îáìàíûâàåì, ññîðèìñÿ. ßçûê äåëàåò ëþäåé âðàãàìè, ðàçðóøàåò ãîðîäà è öåëûå ãîñóäàðñòâà. Îí âíîñèò â íàøó æèçíü ãîðå è çëî.

Íî íà âòîðîé äåíü Ýçîï îïÿòü ïðèãîòîâèë ÿçûê è òîãäà õîçÿèí óäèâèëñÿ. À Ýçîï îòâåòèë, ÷òî íåò íè÷åãî ëó÷øå ÿçûêà, òàê êàê ïðè ïîìîùè ÿçûêà äîáûâàþòñÿ çíàíèÿ, ðàçâèâàþòñÿ íàóêè. Ïîñðåäñòâîì ÿçûêà ìû îáùàåìñÿ äðóã ñ äðóãîì, ðåøàåì ðàçíûå âîïðîñû, âûïîëíÿåì ïðîñüáû, ìèðèìñÿ. Ïðè ïîìîùè ÿçûêà ñòðîÿòñÿ ãîðîäà è ðàçâèâàåòñÿ êóëüòóðà.

Ïàðàäîêñàëüíîñòü ïðîòèâîðå÷èÿ ýòîé ïðèò÷è ãîâîðèò, ÷òî ÿçûê âñåãäà õîðîø, ïëîõîé ìîæåò áûòü ðå÷ü èëè íîñèòåëü ÿçûêà, ñîçäàþùèé èç õîðîøåãî ÿçûêà ïëîõóþ ðå÷ü.  ýòîé ïðèò÷å íàøëè îòðàæåíèÿ âñå áàçîâûå ôóíêöèè ÿçûêà: îáùåíèå, ïîçíàíèå è âîçäåéñòâèå.

 íàóêå î ÿçûêå âûäåëÿþò äâå åãî âåäóùèå ôóíêöèè: êîììóíèêàòèâíàÿ – ôóíêöèÿ îáùåíèÿ, è êîãíèòèâíàÿ – ïîçíàâàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ. Âûäåëÿÿ áîëüøóþ ðîëü ÿçûêà ïðè âûðàæåíèè ÷óâñòâ, ýìîöèé, ïðè âîçäåéñòâèè íà ëè÷íîñòü è åå ôîðìèðîâàíèè, äîáàâëÿþò òðåòüþ ôóíêöèþ – ýìîöèîíàëüíóþ – ôóíêöèþ âîçäåéñòâèÿ.

Íà îñíîâå áàçîâûõ ôóíêöèé âûäåëÿþò ðÿä ïðîèçâîëüíûõ:

Читайте также:  Фгос основные направления развития ребенка дошкольного возраста

· êîíòàêòîóñòàíàâëèâàþùàÿ (ôàêòè÷åñêàÿ),

· êîíàòèâíàÿ (óñâîåíèÿ),

· âîëþíòàòèâíàÿ (âîçäåéñòâèÿ),

· õðàíåíèå, âûðàæåíèå è ïåðåäà÷à íàöèîíàëüíîé êóëüòóðû,

· íîìèíàòèâíàÿ,

· ñèãíàëüíàÿ,

· ïîýòè÷åñêàÿ,

· ýòíè÷åñêàÿ.

Îñíîâíûå ôóíêöèè ÿçûêà îñîçíàþòñÿ åãî íîñèòåëåì íà èíòóèòèâíîì óðîâíå.

1.
Âîçíèêíîâåíèå ðå÷è.

Ïåðâûé ãîä æèçíè.

Êàê ïðîèñõîäèò ðîæäåíèå ðå÷è? Ýòîò ïðîöåññ íå ñîâåðøàåòñÿ â îäèí äåíü. Âûãîòñêèé âûäåëèë ëàòåíòíûé ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ ðå÷è â ïåðâûé ãîä æèçíè ðåáåíêà, êîòîðûé äëèòñÿ ïðèìåðíî òðè ìåñÿöà. Ïðè ýòîì ñóùåñòâóþò ðàçíûå òî÷êè çðåíèÿ è òåîðèè âîçíèêíîâåíèÿ ðå÷è. Ìû ðàññìîòðèì òðè ïðîòèâîïîëîæíûå òî÷êè çðåíèÿ, êîòîðûå îïèñûâàåò Âûãîòñêèé.

«Ïåðâàÿ èç íèõ – òåîðèÿ ïîñòåïåííîãî âîçíèêíîâåíèÿ ðå÷è íà àññîöèàòèâíîé îñíîâå, òî åñòü ñâÿçü ìåæäó ñëîâîì è åãî çíà÷åíèåì åñòü ïðîñòàÿ àññîöèàòèâíàÿ ñâÿçü ìåæäó äâóìÿ ÷ëåíàìè»[1]
. Ïðèâåäåì ïðèìåð: ðåáåíîê âèäèò ÷àñû è ñëûøèò êîìïëåêñ çâóêîâ (÷-à-ñ-û). Ïðè ýòîì ó íåãî óñòàíàâëèâàåòñÿ ñâÿçü, äîñòàòî÷íàÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû, êîãäà îí óñëûøèò â ñëåäóþùèé ðàç ýòè çâóêè, îí âñïîìíèò ïðåäìåò, ñâÿçàííûé ñ ýòèìè çâóêàìè. Îäíàêî ýòà òåîðèÿ äàâíî ñ÷èòàåòñÿ óìåðøåé, òàê êàê èñêëþ÷àåòñÿ âñÿêàÿ âîçìîæíîñòü äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ äåòñêîé ðå÷è. Àññîöèàòèâíàÿ ñâÿçü ñóùåñòâóåò è ó æèâîòíûõ, ëåãêî íàó÷èòü ñîáàêó ñìîòðåòü íà òîò ïðåäìåò, êîòîðûé âû áóäèòå íàçûâàòü. Àññîöèàòèâíàÿ ñâÿçü ñàìà ïî ñåáå íå ïîäëåæèò ðàçâèòèþ, òàê êàê ðàçâèòèå – ýòî âîçíèêíîâåíèå íîâîãî, ÷åãî ïðåæäå íå áûëî. Ñ òî÷êè çðåíèÿ àññîöèàòèâíîé òåîðèè, ðàçâèòèå ðå÷è ñâîäèòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ê ðàçâèòèþ ñëîâàðÿ, ê åãî êîëè÷åñòâåííîìó óâåëè÷åíèþ, îáîãàùåíèþ è óòî÷íåíèþ.

Ñîãëàñíî âòîðîé ãðóïïå òåîðèé, òèïè÷íûì ïðåäñòàâèòåëåì êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ Â.Øòåðí, «ïåðâîå ñëîâî ÿâëÿåòñÿ ôóíäàìåíòàëüíûì øàãîì â ðàçâèòèè ðåáåíêà. Âî-ïåðâûõ ðåáåíîê äåëàåò âåëè÷àéøåå îòêðûòèå â ñâîåé æèçíè: îí óçíàåò, ÷òî âñÿêàÿ âåùü èìååò ñâîå èìÿ, òî åñòü îòêðûâàåò ñèìâîëèçèðóþùóþ ôóíêöèþ ðå÷è. Âî-âòîðûõ ïðîèñõîäèò ïåðåõîä îò ïàññèâíîãî ê àêòèâíîìó óâåëè÷åíèþ ñëîâàðÿ. Äëÿ ðåáåíêà, ãîâîðèò Øòåðí, õàðàêòåðíî, ÷òî îí çíàåò íåñêîëüêî ñëîâ, ñêîëüêî åìó áûëî äàíî, à ïîòîì íà÷èíàåò ñïðàøèâàòü î íàçâàíèè ïðåäìåòîâ, òî åñòü âåäåò ñåáÿ òàê êàê áóäòî îí ïîíÿë: êàæäàÿ âåùü äîëæíà êàê-òî íàçûâàòüñÿ.»[2]
Ýòà òåîðèÿ áûëà òîæå ïîäâåðãíóòà êðèòèêå. Âûãîòñêèé çàìå÷àåò, ÷òî íåâåðîÿòíî, ÷òîáû ðåáåíîê â 1ãîä áûë íàñòîëüêî èíòåëëåêòóàëüíî ðàçâèò è ñàì ìîã áû ñäåëàòü òàêîå ôóíäàìåíòàëüíîå îòêðûòèå î ñâÿçè çíàêà è åãî çíà÷åíèè. Äàæå øêîëüíèêè åùå íå âïîëíå ïîíèìàþò, ÷òî çíà÷èò ñëîâî. Åñëè ñïðîñèòü ðåáåíêà òðåõ ëåò, ïî÷åìó êîðîâó íàçûâàþò êîðîâîé, îí îòâåòèò, ïîòîìó, ÷òî îíà äàåò ìîëîêî. Òî åñòü îí âîñïðèíèìàåò èìÿ âåùè, êàê åå àòðèáóò, äëÿ îáúÿñíåíèÿ íàçâàíèÿ áóäåò èñêàòü ñâîéñòâà ýòîé âåùè. Ïîýòîìó, íà âîïðîñ, ïî÷åìó òåëåíîê íàçûâàåòñÿ òåëåíêîì, îí îòâåòèò, ïîòîìó ÷òî îí åùå ìàëåíüêèé è ìîëîêà íå äàåò. Äà ÷òî ãîâîðèòü î øêîëüíèêàõ, äàæå ìíîãèå âçðîñëûå ëþäè, äî êîíöà æèçíè òàê è íå îñîçíàþò ñâÿçè ìåæäó ïðåäìåòîì è ñëîâîì.

Òðåòüåé ìû ðàññìîòðèì òî÷êó çðåíèÿ À.Âàëëîíà. Ñîãëàñíî åãî òåîðèè, ðåáåíîê äåéñòâèòåëüíî äåëàåò îòêðûòèå â ýòîì âîçðàñòå. Íî òîëüêî îí îòêðûâàåò äëÿ ñåáÿ íå òî, ÷òî âñÿêàÿ âåùü èìååò ñâîå íàçâàíèå, à íîâûé ñïîñîá âçàèìîäåéñòâèÿ ñ âåùàìè. Åñëè ðåáåíîê îáíàðóæèë, ÷òî íåêîòîðûå âåùè ìîæíî îòêðûâàòü, íàïðèìåð áàíêà èëè êîðîáêó, îí áóäåò ñòàðàòüñÿ îòêðûòü âñå âåùè, äàæå òå, ó êîòîðûõ íåò êðûøêè. Ýòî êàê íîâàÿ èãðà ñ âåùàìè, âåùü ìîæíî íàçûâàòü.

Ýëèàñáåðã ïðåäëîæèë ïîíÿòèå àâòîíîìíîé äåòñêîé ðå÷è.  ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè ñî âçðîñëûìè. Èç-çà òîãî, ÷òî ìëàäåíåö íå õîäèò, íî õî÷åò äîòÿíóòüñÿ äî êàêîãî-òî ïðåäìåòà, íî âûíóæäåí äåéñòâîâàòü ÷åðåç ïîñðåäíèêîâ. Ïîýòîìó îí ñîçäàåò ðÿä ñóððîãàòîâ ðå÷è. Ýëèàñáåðã ãîâîðèò, ÷òî ïðåæäå, ÷åì ðåáåíîê íà÷èíàåò ãîâîðèòü íà íàøåì ÿçûêå, îí çàñòàâëÿåò ãîâîðèòü íàñ íà ñâîåì ÿçûêå. Ïåðåõîä îò áåçúÿçû÷íîãî ïåðèîäà ê ÿçûêîâîìó è ñîâåðøàåòñÿ ïîñðåäñòâîì àâòîíîìíîé äåòñêîé ðå÷è. Ïðèâåäåì ïðèìåð, êîòîðûé îïèñûâàåò Âûãîòñêèé. Äåâî÷êà Ýíãåëèíà 1 ãîä è 3 ìåñÿöà. Ó íåå ñëîâî «À» èìååò 11 çíà÷åíèé. Ñíà÷àëà ýòî áûë æåëòûé êàìåíü, ñ êîòîðûì îíà èãðàëà. Çàòåì ÿè÷íîå ìûëî è âñå êàìíè ëþáîãî öâåòà è ðàçìåðà. Ïîòîì ýòèì ñëîâîì îáîçíà÷àëàñü êàøà, êóñêè ñàõàðà, êèñåëü, êîòëåòà, êàòóøêà, êàðàíäàø è ìûëüíèöà ñ ìûëîì.

Ðàññìîòðèì õàðàêòåðèñòèêè àâòîíîìíîé ðå÷è:

1. Ðå÷ü ñ àðòèêóëÿöèîííîé è ôîíåòè÷åñêîé ñòîðîíû íå ñîâïàäàåò ñ íàøåé ðå÷üþ. Èíîãäà óëàâëèâàåòñÿ êàêîå-òî ïîäîáèå, êàê â âûøå ðàññìîòðåííîì ïðèìåðå «êà» îáîçíà÷àåò êàøó, êàòóøêó è êàðàíäàø. Íî ýòî íå âñåãäà.

2. Çíà÷åíèÿ àâòîíîìíîé ðå÷è íå ñîâïàäàþò ñî çíà÷åíèåì íàøèõ ñëîâ. Íàïðèìåð âíóê Äàðâèíà íàçûâàë ñíà÷àëà çâóêîì «óà» óòêó, ïëàâàþùóþ â ïðóäó. À ïîòîì âñþ æèäêîñòü, âêëþ÷àÿ ìîëîêî, âîäó, âèíî â ñòàêàíå.

3. Íàðÿäó ñî ñâîèìè ñëîâàìè, ðåáåíîê ïîíèìàåò è íàøè ñëîâà. Ïðè ýòîì àâòîíîìíàÿ ðå÷ü ñîçäàåòñÿ ïðè àêòèâíîì ó÷àñòèè ñàìîãî ðåáåíêà.

2.
Îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ äåòñêîé ðå÷è.

Ôîðìèðîâàíèå ðàçíûõ ñòîðîí ÿçûêà (ôîíåòèêè, ëåêñèêè, ãðàììàòèêè) ïðîòåêàåò íåðàâíîìåðíî è íå ñèíõðîííî, òî åñòü íà ðàçíûõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ íà ïåðåäíèé ïëàí âûäâèãàåòñÿ òà èëè èíàÿ ñòîðîíà. «Â çàâèñèìîñòè îò ýòîãî íà êàæäîì ýòàïå æèçíè ðåáåíêà ôîðìèðîâàíèå ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ÿçûêà ðåáåíêà ïðèîáðåòàåò ñïåöèôè÷åñêèå òåíäåíöèè è íîâûå âçàèìîñâÿçè ñ ðàçâèòèåì ñòîðîí ÿçûêà.»[3]

2.1. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñëîâàðÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

 ðàçâèòèÿ ñëîâàðÿ äåòåé âûäåëÿþò äâå ñòîðîíû: êîëè÷åñòâåííûé ðîñò ñëîâàðíîãî çàïàñà è åãî êà÷åñòâåííîå ðàçâèòèå, òî åñòü îâëàäåíèå çíà÷åíèÿìè ñëîâ.

Êîëè÷åñòâåííûé ðîñò ñëîâàðÿ.
Ðîñò ñëîâàðÿ ðåáåíêà çàâèñèò îò óñëîâèé æèçíè è âîñïèòàíèÿ. Ïåðâûå îñìûñëåííûå ñëîâà ïîÿâëÿþòñÿ ó ðåáåíêà ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà æèçíè. Ðàçâèòèå ïàññèâíîãî ñëîâàðÿ â çíà÷èòåëüíîé ìåðå îïåðåæàåò àêòèâíûé ñëîâàðü. Ïîñëå ïîëóòîðà ëåò æèçíè íàáëþäàåòñÿ îãðîìíûé ñêà÷îê à îáîãàùåíèè àêòèâíîãî ñëîâàðÿ è ê êîíöó âòîðîãî ãîäà æèçíè îí ñîñòàâëÿåò ïðèìåðíî 300-400 ñëîâ, à ê òðåì ãîäàì ìîæåò äîñòèãàòü 1500 ñëîâ. Ðàçâèòèå ñëîâàðÿ ïðîèñõîäèò íå òîëüêî çà ñ÷åò ðå÷è âçðîñëûõ, êîòîðóþ ñëûøèò ðåáåíîê, íî è çà ñ÷åò îâëàäåíèÿ ñïîñîáîì ñëîâîîáðàçîâàíèÿ. Òàêîå ñëîâîòâîð÷åñòâî ñîñòàâëÿåò âàæíåéøóþ îñîáåííîñòü äåòñêîé ðå÷è. Òðåòèé ãîä æèçíè – ïåðèîä íàèáîëüøåãî óâåëè÷åíèÿ àêòèâíîãî ñëîâàðíîãî çàïàñà è ê ÷åòûðåì ãîäàì êîëè÷åñòâî ñëîâ äîñòèãàåò 1900 ñëîâ, â ïÿòü ëåò – 2000-2500, à â 6-7 ëåò äî 3500 – 4000 ñëîâ.

Îáîãàùåíèå ñëîâàðíîãî çàïàñà ïðîèñõîäèò â îñíîâíîì çà ñ÷åò ñóùåñòâèòåëüíûõ è ãëàãîëîâ, òàê êàê ïðèëàãàòåëüíûå äëÿ ðåáåíêà íàèáîëåå àáñòðàêòíàÿ ÷àñòü ðå÷è è ê òîìó æå âçðîñëûå óäåëÿþò ìàëî âíèìàíèÿ íà ïðèçíàêè è êà÷åñòâà ïðåäìåòîâ.

 ñâîèõ èññëåäîâàíèÿõ Ãåðáîâà îòìå÷àåò ïðîöåíòíîå êîëè÷åñòâî íàèáîëåå óïîòðåáèòåëüíûõ ÷àñòåé ðå÷è. Ñóùåñòâèòåëüíûå:

· ïðåäìåòû îáèõîäà – 36%

· îáúåêòû æèâîé ïðèðîäû – 16,5%

· ñðåäñòâà ïåðåäâèæåíèÿ – 15,9%

· ÿâëåíèÿ íåæèâîé ïðèðîäû, ÷àñòè òåëà, ñòðîèòåëüíûå ñîîðóæåíèÿ è äð.

Òðåòüþ ÷àñòü âñåõ ñëîâ ñîñòàâëÿþò ãëàãîëû.

Êà÷åñòâåííîå ðàçâèòèå.
Óæå ñ 10-11 ìåñÿöåâ ðåáåíîê íà÷èíàåò ðåàãèðîâàòü íå òîëüêî íà çâóêè, êîòîðûå ïðîèçíîñèò âçðîñëûé, íî è íà ñîäåðæàíèå. Ñíà÷àëà ñëîâî àññîöèèðóåòñÿ ñ êîíêðåòíûì ïðåäìåòîì, êîòîðûé áûë ïîêàçàí ðåáåíêó. Íàïðèìåð, ñíà÷àëà ðåáåíîê èãðàë ñ áåëûì ìÿ÷îì, à ïîòîì åìó äàëè äâà ìå÷à ðàçíîãî öâåòà. Êîãäà ñïðîñèëè: «Ãäå ìÿ÷?», ðåáåíîê ïîêàçàë òîëüêî íà áåëûé ìÿ÷. Çàòåì íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ñïîñîáíîñòü îáîáùàòü, êîòîðóþ õîðîøî îïèñàëà Êîëüöîâà Ì..Ì[4]
. Îíà ðàçäåëèëà ýòî ðàçâèòèå íà ÷åòûðå ñòåïåíè:

Читайте также:  Роль эмоциональной сферы на развитие ребенка

1 ñòåïåíü îáîáùåíèÿ ( 1 ãîä ): ñëîâî çàìåùàåò ÷óâñòâåííûé îáðàç îäíîãî ïðåäìåòà, òî åñòü êóêëà – ýòî îäíà îïðåäåëåííàÿ êóêëà.

2 ñòåïåíü îáîáùåíèÿ ( 2 ãîä): ñëîâî çàìåùàåò ÷óâñòâåííûé îáðàç ðàäà îäíîðîäíûõ ïðåäìåòîâ, òî åñòü êóêëà – ýòî ëþáàÿ êóêëà, íåçàâèñèìî îò åå ðàçìåðîâ, öâåòà, ìàòåðèàëà.

3 ñòåïåíü îáîáùåíèÿ ( 3 -3,5 ëåò ): ñëîâî îáîçíà÷àåò íåñêîëüêî ãðóïï ïðåäìåòîâ, íàïðèìåð, èãðóøêè, ïîñóäà, òðàíñïîðò è ò.ä.

4 ñòåïåíü îáîáùåíèÿ ( ê 5 ãîäàì ): ñëîâî äîñòèãàåò âûñøåé ñòåïåíè èíòåãðàöèè, òî åñòü ñëîâî âåùü – ýòî è èãðóøêè, è ïîñóäà, è ìåáåëü, è ò.ä.

Ê ñòàðøåìó äîøêîëüíîìó âîçðàñòó äåòè îâëàäåâàþò ëåêñèêîé è äðóãèìè êîìïîíåíòàìè ÿçûêà íàñòîëüêî, ÷òî ýòîò ÿçûê ñòàíîâèòñÿ äåéñòâèòåëüíî ðîäíûì.

2.2.
Îñîáåííîñòè óñâîåíèÿ äåòüìè ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðóññêîãî ÿçûêà.

«Ïðîöåññ óñâîåíèÿ ðåáåíêîì ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ñëîæíûé, îí ñâÿçàí ñ àíàëèòèêî-ñèíòåòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ ãîëîâíîãî ìîçãà. Ôèçèîëîãè÷åñêèì ìåõàíèçìîì îñâîåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ÿâëÿåòñÿ ãåíåðàëèçàöèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ ãðàììàòè÷åñêèõ îòíîøåíèé, âûðàáîòêà äèíàìè÷åñêîãî ñòåðåîòèïà. Íàáëþäàÿ ðåàëüíûå îòíîøåíèÿ ïðåäìåòîâ, ðåáåíîê âîñïðîèçâîäÿ èõ â ðå÷è, äåëàåò îïðåäåëåííûå âûâîäû, îáîáùåíèÿ, à çàòåì èíòóèòèâíî ïîä÷èíÿåò ñâîþ ðå÷ü ýòèì ïðàâèëàì.  ôèçèîëîãèè óñòàíîâëåíà óñëîâíî-ðåôëåêòîðíàÿ îñíîâà óñâîåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîé ñòîðîíû ðå÷è.»[5]

Ðàññìîòðèì îñíîâíûå ïåðèîäû â ôîðìèðîâàíèè ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðóññêîãî ÿçûêà, êîòîðûå âûäåëèë Ãâîçäåâ À.Í.

1 ïåðèîä (1 ãîä 3 ìåñÿöà – 1 ãîä 10 ìåñÿöåâ): ïåðèîä ïðåäëîæåíèé, ñîñòîÿùèõ èç àìîðôíûõ ñëîâ-êîðíåé, êîòîðûå óïîòðåáëÿþòñÿ â îäíîì âèäå âî âñåõ ñëó÷àÿõ.

2 ïåðèîä (1 ãîä 10 ìåñÿöå⠖ 3 ãîäà): ïåðèîä óñâîåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîé ñòðóêòóðû ïðåäëîæåíèÿ, ñâÿçàííûé ñ ôîðìèðîâàíèåì ãðàììàòè÷åñêèõ êàòåãîðèé è èõ âíåøíåãî âûðàæåíèÿ.

3 ïåðèîä (3 ãîäà – 7 ëåò): ïåðèîä óñâîåíèÿ ìîðôîëîãè÷åñêîé ñèñòåìû ðóññêîãî ÿçûêà, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ óñâîåíèåì òèïîâ ñêëîíåíèé è ñïðÿæåíèé.

Ðàññìîòðèì îñîáåííîñòè îâëàäåíèÿ ñèíòàêñè÷åñêîé ñòîðîíîé ðå÷è. Ñíà÷àëà ïîÿâëÿþòñÿ ñëîâà, îáîçíà÷àþùèå äåéñòâóþùèå ëèöà, ïðåäìåòû, äåéñòâèÿ (äàé, íà). Îíè äîïîëíÿþòñÿ äî ïðåäëîæåíèÿ ìèìèêîé, æåñòàìè.

 ïåðèîä îò 1 ãîäà 8 ìåñÿöåâ äî 1 ãîäà 10 ìåñÿöà ïîÿâëÿþòñÿ äâóõñëîâíûå ïðåäëîæåíèÿ. Ê äâóì ãîäàì íàáëþäàþòñÿ òðåõ- è ÷åòûðåõñëîâíûå ïðåäëîæåíèÿ. Ê 1 ãîäó 9 ìåñÿöàì ïîÿâëÿþòñÿ ïðåäëîæåíèÿ ñ îäíîðîäíûìè ÷ëåíàìè. Ïåðâûå ñëîæíûå áåññîþçíûå ïðåäëîæåíèÿ ïîÿâëÿþòñÿ â 1 ãîä 8 ìåñÿöåâ, à ñ äâóõ – òðåõ ëåò íàáëþäàþòñÿ ñëîæíûå ïðåäëîæåíèÿ ñ ñîþçàìè.

Íà ïÿòîì ãîäó æèçíè ïðåäëîæåíèÿ óñëîæíÿþòñÿ, ïîÿâëÿþòñÿ ñëîæíîïîä÷èíåííûå ïðåäëîæåíèÿ, à òàê æå ïðèäàòî÷íûå ïðåäëîæåíèÿ âðåìåíè, ïðè÷èíû, ìåñòà.

2.3.
Îñîáåííîñòè óñâîåíèÿ çâóêîâîé ñòîðîíû ðå÷è äîøêîëüíèêàìè.

Îñâîåíèå çâóêîâ íà÷èíàåòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, êîãäà ðåáåíîê îâëàäåâàåò ñâîèìè ðå÷åâûì è ñëóõîâûì àïïàðàòàìè.

«Ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ñëîâà. Ñ íà÷àëà âòîðîãî ãîäà æèçíè íà÷èíàåòñÿ äèôôåðåíöèàöèÿ çâóêîâ. Âíà÷àëå äèôôåðåíöèðóþòñÿ ãëàñíûå çâóêè îò ñîãëàñíûõ. Äàëüíåéøàÿ äèôôåðåíöèàöèÿ èäåò âíóòðè ãðóïïû ñîãëàñíûõ. Ïðîòèâîïîñòàâëÿþòñÿ ñîíîðíûå – øóìíûì, ãëóõèå – çâîíêèì, òâåðäûå – ìÿãêèì. Äàëåå íà÷èíàåòñÿ óñâîåíèå ñîöèàëüíî çàêðåïëåííûõ ñîãëàñíûõ çâóêîâ.»[6]

Áîëüøèíñòâî çâóêîâ ôîðìèðóþòñÿ à ïðàâèëüíîì âèäå íå ñðàçó, à ÷åðåç ïðîìåæóòî÷íûå, ïåðåõîäíûå çâóêè. Íàïðèìåð, ñ
ïåðåõîäèò â ø
÷åðåç ñòàäèè: ñ- ñü – ø.

Îäíàêî ïðè ïåðåõîäå ê ïðàâèëüíîìó ïðîèçíîøåíèþ äåòè íà÷èíàþò íîâûé çâóê ïðîèçíîñèòü äàæå òàì, ãäå ýòî íå òðåáóåòñÿ, òî åñòü ðåáåíîê íà÷èíàåò ãîâîðèòü «øîáàêà» èëè «âîëîøè». Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî íîâûé çâóê ñòàíîâèòñÿ ñèëüíûì ðàçäðàæèòåëåì â ñëåäñòâèè íåäîñòàòî÷íîé äèôôåðåíöèàöèè ñ çàìåñòèòåëåì íà÷èíàåò âûòåñíÿòü ïîñëåäíèé äàæå ñ çàêîííûõ ìåñò.

Îñíîâíîå ðàçâèòèå ôîíåòè÷åñêîé ñòîðîíû ðå÷è ïðîèñõîäèò â ïðåääîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ê òðåì ãîäàì ðåáåíîê îâëàäåâàåò âñåé ñèñòåìîé çâóêîâ ÿçûêà, ñ íåêîòîðûì èñêëþ÷åíèåì. Òðóäíåå åìó äàþòñÿ øèïÿùèå, ñîíîðíûå è ñâèñòÿùèå çâóêè.

2.4.
Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñâÿçíîé ðå÷è â äîøêîëüíîì äåòñòâå.

Ðàçâèòèå ñâÿçíîé ðå÷è ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííî âìåñòå ñ ðàçâèòèåì ìûøëåíèÿ è ñâÿçàíî ñ óñëîæíåíèåì äåòñêîé äåÿòåëüíîñòè è ôîðìàìè îáùåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè ëþäüìè.

Ê íà÷àëó âòîðîãî ãîäà æèçíè ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå îñìûñëåííûå ñëîâà, íî ðåáåíîê âûðàæàåò èìè â îñíîâíîì ñâîè æåëàíèÿ è ïîòðåáíîñòè. È òîëüêî ê ïîëóòîðà ãîäàì æèçíè ñëîâà íà÷èíàþò ñëóæèòü äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ïðåäìåòîâ. Ñ ýòîãî âîçðàñòà ðåáåíîê íà÷èíàåò èñïîëüçîâàòü ñëîâà äëÿ îáðàùåíèÿ ê âçðîñëîìó. Ñíà÷àëà ñëîâî èìååò ñìûñë öåëîãî ïðåäëîæåíèÿ, ïîñòåïåííî ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ïðåäëîæåíèÿ, ñîñòîÿùèå èç äâóõ ñëîâ. À ê äâóì ãîäàì è èç òðåõ è ÷åòûðåõ ñëîâ. Ê ýòîìó âîçðàñòó ñëîâà íà÷èíàþò ãðàììàòè÷åñêè îôîðìëÿòüñÿ.

Íà òðåòüåì ãîäó æèçíè ðå÷ü íà÷èíàåò áûñòðûìè òåìïàìè ðàçâèâàòüñÿ, ïðèòîì êàê àêòèâíàÿ ðå÷ü, òàê è ïàññèâíàÿ, óñëîæíÿåòñÿ ñòðóêòóðà ïðåäëîæåíèé.  îñíîâíîì äåòè ïîëüçóþòñÿ äèàëîãè÷åñêîé ôîðìîé ðå÷è, êîòîðàÿ ñâÿçàíà ñ ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ ðåáåíêà. Äåòè íàëàæèâàþò ñîòðóäíè÷åñòâî âíóòðè ñîâìåñòíîé ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè. Ðå÷ü ñîñòîèò èç îáðàùåíèÿ ê ñîáåñåäíèêó, âûðàæàåò ïðîñüáû è îòâåòû íà âîïðîñû âçðîñëîãî. Ñìûñë äîïîëíÿåòñÿ æåñòàìè, ìèìèêîé, èíòîíàöèåé.

Ê 4 – 5 ãîäàì ïðîèñõîäèò ïåðåõîä ê êîíòåêñòíîé ðå÷è. Îí ñâÿçàí ñ îñâîåíèåì ñëîâàðíîãî ñîñòàâà è ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðîäíîãî ÿçûêà, ñ ðàçâèòèåì óìåíèé ïðîèçâîëüíî èñïîëüçîâàòü ñðåäñòâà ÿçûêà. Äåòè àêòèâíî âñòóïàþò â ðàçãîâîð, ó÷àñòâóþò â êîëëåêòèâíîé áåñåäå, ïåðåñêàçûâàþò ñêàçêè è êîðîòêèå ðàññêàçû. Îäíàêî ðå÷ü åùå íå ñîâåðøåííà. Îíè íå óìåþò ïðàâèëüíî ôîðìóëèðîâàòü âîïðîñû, äîïîëíÿòü è ïîïðàâëÿòü òîâàðèùåé. Èõ ðàññêàçû â îñíîâíîì êîïèðóþò ðå÷ü âçðîñëîãî, ñîäåðæàò íàðóøåíèÿ ëîãèêè.

 ñòàðøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå äåòè ñïîñîáíû àêòèâíî ó÷àñòâîâàòü â áåñåäå, ïîëíî è òî÷íî îòâå÷àòü íà âîïðîñû, äîïîëíÿòü è ïîïðàâëÿòü îòâåòû äðóãèõ , ïîäàâàòü óìåñòíûå ðåïëèêè, ôîðìóëèðîâàòü âîïðîñû. Ñîâåðøåíñòâóåòñÿ è ìîíîëîãè÷åñêàÿ ðå÷ü ñ îïîðîé íà íàãëÿäíûé ìàòåðèàë è áåç íåå.

Çàêëþ÷åíèå.

Ôîðìèðîâàíèå ðàçíûõ ñòîðîí ÿçûêà, òàêèå êàê ôîíåòèêà, ëåêñèêà, ãðàììàòèêà ïðîòåêàåò íåðàâíîìåðíî è â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè íåñèíõðîííî, íà ðàçëè÷íûõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ íà ïåðåäíèé ïëàí âûäâèãàåòñÿ òà èëè èíàÿ ñòîðîíà.

Íà òðåòüåì ãîäó æèçíè ïðîèñõîäèò îñâîåíèå ìîðôîëîãè÷åñêèõ êàòåãîðèé è ôîðì ïðè àêòèâíîì èñïîëüçîâàíèè íåïðîèçâîëüíûõ âûñêàçûâàíèé, ñîñòîÿùèõ èç îäíîãî — äâóõ ïðîñòûõ ïðåäëîæåíèé. Ðåáåíîê îñâàèâàåò äèàëîãè÷åñêèå ôîðìû îáùåíèÿ ñ âçðîñëûì.

Íà ÷åòâåðòîì ãîäó æèçíè çàðîæäàåòñÿ ñëîâîîáðàçîâàíèå è ñëîâîòâîð÷åñòâî â òåñíîé ñâÿçè ñ ðàñøèðåíèåì ñëîâàðÿ.  ðå÷è ïîÿâëÿþòñÿ ýëåìåíòàðíûå êîðîòêèå ìîíîëîãè – ðàññêàçû.

Íà ïÿòîì ãîäó æèçíè ðå÷ü ñòàíîâèòñÿ ïðîèçâîëüíîé, ïîÿâëÿåòñÿ îñîçíàíèå ïðîñòåéøèõ çâóêîâûõ çàêîíîìåðíîñòåé.

Øåñòîé è ñåäüìîé ãîä æèçíè – ýòàï îâëàäåíèÿ ñïîñîáàìè ãðàììàòè÷åñêè ïðàâèëüíîãî ïîñòðîåíèÿ ðàçâåðíóòûõ ñâÿçíûõ âûñêàçûâàíèé, îâëàäåíèÿ ñëîæíîãî ñèíòàêñèñà ïðè ïðîèçâîëüíîì ïîñòðîåíèè ìîíîëîãîâ, ýòàï ôîðìèðîâàíèÿ ãðàììàòè÷åñêè è ôîíåòè÷åñêè ïðàâèëüíîé ðå÷è.

Î÷åíü âàæíî, ÷òîáû ðîäèòåëè çíàëè íîðìû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, îòñëåæèâàëè ýòàïû ñòàíîâëåíèÿ ðå÷åâûõ íàâûêîâ è ñâîåâðåìåííî îáðàùàëèñü ê ñïåöèàëèñòàì çà ïîìîùüþ, åñëè îáíàðóæèëè îòêëàíåíèÿ.

Èñïîëüçîâàííàÿ ëèòåðàòóðà:

  1. Àðóøàíîâà À.Ã. «Ðå÷ü è ðå÷åâîå îáùåíèå äåòåé», Ìîñêâà: «Ìîçàèêà-Ñèíòåç», 1999ã.
  2. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé. Ò.4. «Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ», Ìîñêâà: «Ïåäàãîãèêà», 1984ã.
  3. Ñîêîëîâà Â.Â. «Êóëüòóðà ðå÷è è êóëüòóðà îáùåíèÿ», Ìîñêâà: «Ïðîñâÿùåíèå» 1995ã.
  4. Øåâöîâ Å.Å., Âîðîáüåâà Å.Â. «Ðàçâèòèå ðå÷è ðåáåíêà îò îäíîãî ãîäà äî ñåìè ëåò», Ìîñêâà: «Ñôåðà» 2006ã.
  5. ßøèíà Â.È., Àëåêñååâà Ì.Ì. «Ìåòîäèêà ðàçâèòèÿ ðå÷è äîøêîëüíèêîâ» Ìîñêâà: «Àêàäåìèÿ» 1998ã.

[1]
Âûãîòñêèé, 1984:319

[2]
Âûãîòñêèé, 1984:320-321

[3]
Àðóøàíîâà,1999:8

[4]
Êîëüöîâà Ì.Ì.;1973:53-58

[5]
ßøèíà Â.È.;2003:156

[6]

ñîäåðæàíèå   .. 
84 
85 
86   ..

Источник