Основные закономерности развития ребенка школьного возраста

Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.пед.колледжей. –М.: Гуманитизд.центр ЛВАДОС, 2000. – 400 С. 34-53 Учителю начальной школы необходимо знать следующие закономерности детского развития:
1. Закономерности физического развития:
А. В более молодом возрасте физическое развитие ребенка идет быстрее и интенсивнее; с возрастом тем развития замедляется. Наиболее сензитивные периоды физического развития (по убыванию): дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.
Б.физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие медленнее.
В. каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе. В целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.
2. Закономерности духовного развития (в основе которого психическое, нравственное и социальное развитие человека, т.е. его внутренний мир («внеэмпирические свойства» по В.В.Зеньковскому):
А.Между возрастом ребенка и темпами духовного развития обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше тем духовного развития.
Б. духовное развитие детей протекает неравномерно: в отдельные периоды одни качества формируются быстрее, а другие медленнее (так, в дошкольном возрасте интенсивно развиваются восприятие ребенка, воображение и эмоционально-чувственная сфера; в младшем школьном возрасте быстрее идет развитие познавательной сферы личности (словесно-логического мышления, внимания, памяти).
В. существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных составляющих духовного развития ребенка. Такие периоды называют сензитивными (Л.С.Выгоский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Причина сензитивности в неравномерности развития и том, что некоторые свойства личности могут складываться лишь на основе уже сформировавшихся свойств и опыта ребенка. (так, сензитивность младшего школьного возраста в плане развития словесно-логического мышления объясняется тем, что оно может развиться, только если у ребенка сложились в дошкольном детстве наглядно-образное мышление и речь. Младший школьный возраст сензитивен для развития интеллектуальных, нравственных и социальных качеств личности, что должно выступать ориентиром в построении учебно-воспитательного процесса в начальной школе).
Г.Приобретая по мере роста ребенка устойчивость и постоянство, духовные качества личности сохраняют при этом пластичность, т.е. возможность изменения. Пластичность дает возможности для перевоспитания ребенка, а также для компенсации, когда более слабые функции компенсируются более сильными (например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности).

 
 
1) период первого округления (от 1 года до 4 лет), для к-рого характерно ежегодное значительное увеличение веса при относительно небольшом росте тела в длину; 2) период первого вытяжения (от 5 до 7 лет), характеризующийся заметным ростом тела в длину при относительно слабом увеличении его веса; 3) период второго округления (от 8 до 10 лет); 4) период второго вытяжения (от 11 до 16 лет) и 5) третий период округления или период созревания (от 16 до 20 лет).
 
Виды и этапы развития мышления: Практически-действенное М. – наглядно-образное М. – словесно-логическое (теоретическое) М. – гипотетико-рассуждающее М. (Д.Б.Эльконин)
 
  Возрастными границами младшего школьного возраста в отечественной психологии считают 6(7) – 10 (11) лет. К 6 годам в основном готов к систематическому школьному обучению, о чем может свидетельствовать наличие у него следующих показателей готовности:
· Стремление к общественно значимой деятельности;
· Способность управлять своим поведением;
· Умение делать простые обобщения;
· Практическое владение речью;
· Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.
Учителю следует также знать наиболее характерные особенности физического, психического и социального развития ребенка в младшем школьном возрасте.
1. Особенности физического развития:
Замедляется физический рост ребенка и заметно увеличивается его вес («период второго округления»). Скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная система, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком письма.
2. Особенности психического развития:
a. Совершенствуется нервная система благодаря тому, что интенсивно развиваются большие полушария головного мозга (вес мозга ребенка достигает веса мозга взрослого человека). Этим объясняется сензитивность возраста к интеллектуальному развитию ребенка.
b. Изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему уступает возбуждению. Этим объясняется слабая произвольность поведения и психических функций ребенка.
c. Восприятие младших школьников по-прежнему отличается неустойчивостью и неорганизованностью, малой диффернцированностью, но в то же время остротой и свежестью. Поэтому ребенок может путать цифры ( 6 и 9), буквы (Ь и Ъ с Р), но при этом с живым любопытством относится к окружающей его действительности, очень эмоционален. Опираясь в учебно-воспитательном процессе на все имеющиеся у ребенка органы восприятия, на доминирующую в этом возрасте потребность в познании окружающего мира, учитель может развить как познавательную активность, так и познавательную деятельность ученика.
d. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему. Поэтому учителю надо использовать средства, развивающие внимание учеников, мотивирующие их учебно-познавательную деятельность, приучающие их к волевым усилиям, ответственности.
e. Память играет важную роль в познавательной деятельности младшего школьника, т.к. у него высоко развита способность механического (дословного) запоминания. Однако дети легко запоминают только интересный, эмоционально окрашенный материал и не умеют подчинять свою память задачам обучения (слабая произвольность). В начальной школе необходимо, чтобы наглядно-образная память детей превратилась в «понимающую, думающую» память, чтобы у детей выработались навыки самоконтроля и самооценки, а также способность к волевым усилиям при заучивании материала.
f. Мышление у приходящего в школу ребенка развито слабее, чем восприятие и память. Однако именно в школе мышление развивается наиболее интенсивно, превращаясь из наглядно-образного (когда, по словам К.Д.Ушинского, ребенок «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями») в абстрактно-логическое (когда ребенок начинает понимать и устанавливать причинно-следственные связи). Мышление развивается в тесной связи с развитием речи, поэтому особое внимание учителю необходимо обращать на обогащение словарного запаса детей и способности устно и письменно излагать свои мысли.
g. Мотивационно-волевая сфера в младшем школьном возрасте отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность преобладает над доводами разума, поэтому дети совершают множество необдуманных действий. В учебно-воспитательном процессе необходимо создавать условия для развития у школьников мотивов учения, умений целеполагания (осознанный мотив – цель), воспитания воли (ответственности, целеустремленности, настойчивости).
h. Рефлексивная сфера личности в младшем школьном возрасте характеризуется наличием у детей некоторой общей самооценки. Уровень общей самооценки (адекватный, завышенный или заниженный) в этом возрасте зависит от того, как ребенка и его деятельность, поведение оценивали родители и другие значимые взрослые. В начальной школе, в учебной деятельности происходит становление конкретной самооценки ребенка (оценивание себя ребенком за конкретные результаты учебной деятельности). Базисом для ее становления выступает имеющаяся общая самооценка. Важную роль в развитии общей и конкретной самооценки младшего школьника играет учитель. Для адекватного развития рефлексивной сферы личности необходимо, чтобы педагог не только сам оценивал деятельность учеников, но и приучал их к самостоятельному оцениванию и контролю собственных учебных достижений. В начальной школе должно произойти становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, что может быть достигнуто посредством безотметочного обучения.
3.Особенности социального развития:
a. Социальное (личностное) развитие младших школьников происходит в условиях новой социальной ситуации развития: появляется новая фигура «другого значимого взрослого» — учителя, отношения с которым необходимо строить на основе добровольного подчинения и учебного сотрудничества; отношения со сверстниками (одноклассниками) выстраиваются на основе равенства и сотрудничества в рамках новых видов деятельности – учебной деятельности и учебного общения; ребенок вливается в целую систему коллективов (общешкольного, классного) и через них – в коллективную учебную и общественную деятельность. Необходимыми результатами социального развития в этом возрасте должны стать: становление ученика как субъекта коллективной учебной деятельности и учебного общения с учителем и сверстником; выработка навыков общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь, и др.); становление нравственного поведения и духовно-нравственных качеств личности; становление социальных чувств (социального стыда, чувства терпимости (толерантности), чувства ответственности и др.).
b. Современные дети младшего школьного возраста, выросли в противоречивом («пестром») социуме, для которого характерны как позитивные, так и негативные тенденции. Среди позитивных: демократизм и плюрализм в сфере социальных отношений, наличие широких возможностей для социального развития человека. Среди негативных: социальное расслоение и обострение социальных противоречий, пагубное влияние СМИ (доминирование недетского телевидения, проповедующего агрессию и насилие, засилие чужеродных программ на детских телеканалах), вседозволенность, бескультурье и падение нравов. Дети аккумулировали в себе все хорошее и все плохое, что есть в этих процессах. Большая часть детей стали более развитыми, свободными в выражении собственных чувств. При этом кругозор современных детей слишком эклектичен (дети часто владеют обширной, но непонятной и ненужной им информацией); склонны к проявлению агрессии, жестокости и нетерпимости; возросшие материальные потребности детей направляют их социальное поведение, в основе которого кредо «любой ценой» и др. Необходим учет подобных особенностей социального развития современных детей при построении образовательного процесса в начальной школе.
c. У нас в стране, как и во всем мире получило широкое распространение такое новое явление в развитии детей, как акселерация. Так назвали ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. В педагогике акселерация связывается не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания и социализацией личности. Это несоответствие проявляется так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. До появления акселерации (60-70-е г.г. прошлого века) физиологическое развитие и процесс социализации детей и подростков были сбалансированными. В наше время к 13-15 годам у девочек и к 14-16 годам у мальчиков физиологическое развитие организма в основном завершается, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в т.ч. половых, подросток ищет пути их удовлетворения, которые подсказывает ему его неокрепший ум. Нравственные последствия акселерации (прежде всего это распространение половых контактов среди несовершеннолетних) являются резко отрицательными. Чтобы минимизировать эти последствия в подростковом возрасте, на этапе младшего школьного детства необходимо особое внимание уделять психическому, духовному и социальному развитию детей.
Читайте также:  Влияние поведения матери на развитие ребенка

Источник

Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения.

Особенности роста и развития детского организма обусловлены половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).

Неравномерно возрастает рост. Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни и в период полового созревания (12—15 лет). Неравномерность роста отдельных частей тела изменяет его пропорции.

К закономерностям роста и развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в поведении, интересах.

Организм ребенка с момента рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические ритмы, двигательная активность).

Известно, что все жизненные процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце, легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и др., ко вторым — режим дня, характер деятельности и т.д.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка в период новорожденности

Важным фактором роста и развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия) способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков (например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

Чтобы правильно организовать медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная периодизация).

1) период новорожденное (от рождения до 10 дней);

2) грудной возраст (от 10 дней до 1 года);

3) раннее детство, (от 1 года до 3 лет);

4) первое детство (от 4 до 7 лет);

5) второе детство (от 8 до 12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);

6) подростковый возраст (от 13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7) юношеский возраст (от 17 лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В гигиене детей и подростков целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают следующие возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст — до 3 лет; 2) дошкольный возраст — 3—6(7) лет; 3) школьный возраст:

Период новорожденности: длится до 10 дней и характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям внеутробного существования. В данный период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные функциональные сдвиги: в первые 2—4 дня наблюдается снижение массы тела (на 6—10%); желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов; недостаточная терморегуляция.

Читайте также:  Педагогические условия развития ребенка младшего возраста

Грудной возраст. У детей в данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса — в 3 раза. С 6 мес начинают прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.

Раннее детство: длится от 1 года до 3 лет. На 2—3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас слов достигает 200—300). Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе.

Первое детство (дошкольный возраст от 3 до 6—7 лет). характерен более медленный темп роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5—8 см, массы тела около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Второе детство. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков.

Подростковый возраст. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста, который касается всех размеров тела.

В подростковом возрасте происходит перестройка основных физиологических систем организма К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков особенно интенсивно развивается мышечная система. Наиболее четким показателем степени полового созревания женского организма является первая менструация, появление которой свидетельствует об относительной зрелости матки

Юношеский возраст. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.

Фактором, оказывающим определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является акселерация — ускорение роста и развития.

Источник