Основные закономерности развития ребенка
Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности
Основные закономерности развития ребенка как личности.
Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:
• подготовительный (гукание, гуление, лепет)
• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:
• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;
• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;
• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;
• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.
Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:
• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);
• развитие произвольности познавательных процессов;
• развитие эмоций, воли;
• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;
• становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Источник
Данная статья будет посвящена общей закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, которая требует особого внимания. Развитие и воспитание детей, как раннего возраста, так и дошкольного, все самое интересное и полезное Вы сможете прочесть в этой статье.
Я познакомлю Вас с множеством новой и интересной информации, которая заинтересует Вас. В каждой семье с появлением долгожданного ребенка возникает масса разных вопросов, которые непосредственно касаются о воспитании и развитии ребенка.
Общие закономерности развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
В особенности зачастую молодые родители сталкиваются с проблемой развития ребенка и воспитания в раннем возрасте. Потому что, как правило, именно в этот период начинается формирование психологического и физического процесса.
Наш ребеночек начинает расти уже не по дням, а по часам, мы не успеваем следить за его ростом, как изменяется его размер окружности головки и грудной клетки. Со временем уже начинают прорезаться наши первые зубки, движения рук становятся все четче и резче.
Все это можно отнести к раннему возрасту развития ребенка, в конце него малыш уже имеет навыки которые помогут ему развиваться дальше. А именно ребенок уже может различать цвета, фигуры, ярко и четко издавать звуки, резко реагировать на запах.
В раннем возрасте малыш уже овладевает речью!
Именно в этот период он проходит два этапа развития речи:
— подготовительный (лепет);
— речевой (активная речь).
Когда ребенок достигает 3-х лет, у него уже возрастают и потребности в действиях. Ребенок изъявляет желание быть самостоятельным и хочет быть взрослым, это может проявляться в ролевой игре. Исходя, из этого можно выделить, следующие закономерности в развитии детей раннего возраста:
— психологическое развитие;
— физическое развитие;
— приобретенные первоначальные навыки малыша благодаря общению;
— манера поведения;
— эмоциональная зависимость;
— нужда в личном общении со взрослыми.
Дошкольный возраст принято считать детей от 3-х лет до семи.
Этот тот возраст, когда ребенок уже может:
— четко контролировать свои движения;
— у него хорошо развита моторная память;
— хорошая физическая подготовка;
— умственно развит.
Что касается умственного развития в дошкольном возрасте, то он весьма высокий. Это связанно с тем, что ребенок становится все больше проявлять интереса к миру и к жизни. Ближе к семи годам ребенком необходимо весьма усердно заниматься, и больше уделять внимание словесно-логическому мышлению!
Именно в этом возрасте меняются основные мотивы умственной деятельности от игровой заинтересованности до познавательной. В этом возрасте ребенок должен уже уметь четко поставить задачу и предложить способы ее решения, а так же оценить результаты.
Именно в дошкольном возрасте необходимо уделять ребенку все больше времени и вкладывать в него как можно больше новых и полезных знаний. В этот период ребенок пополняет свой словарный запас, учиться произносить звуки в правильной форме и развивает свое логическое мышление.
Все эти навыки ребенок может получить в форме игры, когда будет общаться со своими сверстниками на улице. Ведь социальная активность так же играет весомую роль в развитии ребенка.
Благодаря игре со своими друзьями сверстниками он сможет:
— научиться согласовываться свое мнение с мнением других ребят;
— контролировать свое поведение в обществе;
— проявлять милосердие;
— оказывать первую помощь свои друзьям и т.д.
Если кратко, то общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте между собой непосредственно тесно связаны. И для того что бы Ваш ребенок был воспитан и развит в соответствии с возрастом, необходимо уделить должное внимание.
В раннем возрасте необходимо больше разговаривать и стараться доносить информации правильно. Что касается дошкольного возраста, то тут уже больше акцентируется внимание на мышление и умственных способностях.
В каждом возрасте имеются свои интересы и свои потребности. Поэтому задача родителей, не только обучить своих детей и воспитать, а так же создать благоприятную атмосферу и все условия которые позволят применить им свои навыки.
Источник
Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка заложил Лев Семенович Выготский (1896-1934). Дальнейшее развитие этого научного подхода неразрывно связано с теорией деятельности А. Н. Леонтьева, теорией психического развития ребенка Д. Б. Эльконина и теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.
Л. С. Выготский противопоставлял две концепции развития — метафизическую и диалектическую. В рамках метафизического подхода психическое развитие ребенка рассматривалось как простой рост, реализация, модификация и комбинирование врожденных задатков, т. е. как чисто количественное изменение изначально пре-формированных человеку способностей. Психическое развитие ребенка в диалектическом подходе выступало как непрерывный процесс самодвижения, качественного преобразования психики, возникновения принципиально новых структур сознания. Ботаническому прообразу процесса развития как роста (отсюда метафора детского сада как места, где происходит развитие ребенка по аналогии с развитием растений в соответствии с наследственной программой) Выготский противопоставил понимание развития как качественного процесса развития поведения на основе перестройки структуры психических функций и изменения системного и смыслового строения сознания. Оценивая вклад исследователя в развитие психологии, А. Н. Леонтьев [53] писал, что идею историзма Выготский ввел в конкретное психологическое исследование. Поэтому его концепция глубоко исторична по своей сути — генезис, становление и развитие психических функций и сознания человека находятся в фокусе внимания его теории.
Л. С. Выготский выдвинул и обосновал принцип социально-исторической обусловленности психики человека и принцип специ-
122 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
фики ее развития в онтогенезе [26]. Сознание человека понималось им как продукт исторического развития общества. Такое понимание природы психики противостояло натуралистическому взгляду на сознание как имманентно присущее человеку свойство, общепринятому в классической психологии. Выготский, напротив, утверждал, что сознание не дано человеку, а имеет генезис и историю своего прижизненного развития. Принцип специфики развития в человеческом онтогенезе означает, что законы развития психики ребенка в онтогенезе принципиально иные, чем законы онтогенетического развития индивида всех других видов животного мира. Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он не просто декларировал эти принципы, а конкретизировал, в чем именно состоит отличительная особенность человеческой психики и специфика ее развития. Закономерности формирования сознания были раскрыты исследователем в учец^га о высших психических функциях и законе развития высших психических функций.
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов развития психики в онтогенезе.
Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания (структуры сознания). Из такого понимания сущности развития возникает учение о психологическом возрасте как «единице» анализа онтогенетического развития. Методологический принцип выделения «единиц», последовательно реализуемый Л.С.Выготским в возрастной психологии, как и в исследовании мышления (где он был впервые заявлен), требовал выделения особой «клеточки» онтогенетического развития, которая бы задавала общую структуру качественно своеобразных периодов целостного процесса развития, сохраняя его общие свойства и характеристики. Такой «единицей» в детской психологии, созданной Л. С. Выготским, стал «психологический возраст».
Закон гетерохронности развития утверждает, что психическое развитие ребенка не совпадает с хронологическим возрастом, т. е не является простой функцией от времени, а имеет сложную орга низацию. Это означает, что психическое развитие имеет свой осо бый ритм, отличающийся от ритма биологического созревания. В течение жизни человека происходит изменение ритма и темпа развития. В начале жизненного пути наблюдается очень высокий темп развития, но чем ближе к зрелости, тем темп ниже. Выготский пишет, что год в младенчестве не сопоставим по фундаментальности изменений с любым другим годом жизни. Гетерохронность (не-
______ Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского ■ 123
равномерность) также требует выделения иной, чем хронология (время), «единицы» анализа процесса развития.
Последующие законы конкретизируют принцип социально-исторической обусловленности психики человека в отношении законов психического развития ребенка.
Закон развития высших психических функций определяет генезис высших психических функций, составляющих сознание человека, как процесс интериоризации знаков и развития значений.
Закон среды определяет роль социальной среды как источника развития.
Закон ведущей роли обучения для развития: обучение ведет за собой развитие.
Закон системного и смыслового строения сознания раскрывает природу сенситивных периодов в психическом развитии ребенка.
9.2. Учение о психологическом возрасте
Психологический возраст — «единица» анализа развития. Возрасты, согласно учению Л. С. Выготского, представляют собой целостную динамическую структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частной линии развития. Психологический возраст характеризуется структурой и динамикой. Структура возраста включает две составляющие: социальную ситуацию развития и возрастные психологические новообразования.
Понятие «социальная ситуация развития» было введено исследователем в его учении о структуре и динамике психологического возраста. Социальная ситуация развития как сущностная характеристика возраста наряду с психологическими новообразованиями сферы сознания и личности составляет структуру психологического возраста. Выготский резко возражал против позиции, в которой среда рассматривалась «как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий» [26]. Пониманию среды как фактора развития Выготский противопоставил понятие социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития, по мнению ученого, это «…совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [26]. Такое определение социальной ситуации развития про-
124 • Возрастная психология. Конспект лекций
тивопоставляется бихевиористскому подходу, в котором среда понимается как стимульная среда, как фактор развития. Анализ социальной ситуации развития позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу. Первый план отношений — это отношения «ребенок— общественный взрослый», где взрослый выступает как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности. Второй план — отношения «ребенок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуально-личностные отношения.
Возрастные новообразования Л. С. Выготский определял как тот новый тип строения личности и ее деятельности, который возникает впервые на данной возрастной стадии и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период.
Важнейшим принципам анализа психического развития в онтогенезе исследователь считал учет динамики перехода от одного возраста к другому. Он указывал, что эмпирическое изучение развития ребенка позволяет установить два типа возрастных изменений — постепенные, медленные, преимущественно количественные изменения, т. е. эволюционный тип развития, и быстрые, фундаментальные по масштабу и глубине преобразований, захватывающие все стороны личности ребенка, т. е. развитие революционного типа. Развитие эволюционного типа характерно для стабильных или литических возрастов, в развитие революционного типа — для кризисов. Динамика возрастного развития предполагает закономерное чередование стабильных возрастов и критических возрастов, или кризисов.
ЭлинаЗаслуга Л. С. Выготского в том, что он предложил новую эвристическую модель объяснения психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. В традиционной психологии кризисы оценивали негативно, считая их болезнями роста и, в определенной степени, нарушениями развития. Ученый предложил прин ципиально новое понимание кризисов. Кризис в его концепции — закономерное и необходимое звено в развитии. Функция кризи са — разрешение противоречий, возникающих в ходе психического развития ребенка. Суть противоречий — несоответствие старой со циальной ситуации развития и уровня достижений ребенка, т. е. тех новообразований, которые уже сформированы. Социальная ситуация развития (ССР), согласно Выготскому, определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности сознания. ССР представляет исходный момент для всех динамических преобразований возраста. Не будучи ничем иным, как системой отношений
______ Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского * 125
между ребенком и социальной действительностью, ССР, по словам Л. С. Выготского, по мере развития ребенка распадается, отражая в своей трансформации новые достижения ребенка и подготавливая в основных чертах новую ССР.
В периоды кризисов развития осуществляется коренная перестройка ССР, задающая новый импульс и направление психическому развитию ребенка.
Кризисные возрасты характеризуются четырьмя важными особенностями. Первые три особенности кризиса были описаны в психологии ранее, начиная с работы Э. Келер, содержащей классическое описание кризиса трех лет. Четвертая впервые была выделена в работах Л. С. Выготского. Дадим краткую характеристику указанным особенностям.
Элина 2 Особая динамическая структура кризиса. Во-первых, границы кризиса четко не определены. В воспитании детей иногда не знаешь, когда кризис уже начался и когда уже закончился. Например, кризисы года и трех лет трудно дифференцировать в силу того, что при определенных условиях воспитания они практически не разделены по времени и один плавно перерастает в другой. Во-вторых, любой кризис включает три фазы: предкритическую, кульминационную критическую и посткритическую. Предкритическая или негативная фаза развития характеризуется постепенным, а затем быстрым и в момент кульминации катастрофическим нарастанием негативных симптомов развития. Смысл негативной фазы в том, что ребенок обнаруживает несоответствие своего места в обществе своим возможностям. Это несоответствие и находит отражение в трудностях воспитания, утрате прежних интересов и достижений. Кульминация кризиса — резкое обострение противоречия между местом ребенка в системе социальных отношений, прежней социальной ситуацией развития и новыми возможностями ребенка, отмирание и начало перестройки социальной ситуации развития. Посткритическая или позитивная фаза кризиса меняет характер развития в сторону позитивных изменений и формирования новообразований кризиса. В этой фазе наблюдается постепенное сглаживание негативных проявлений в поведении ребенка.
Относительная трудновоспитуемостъ. Эта особенность является относительной в отношении исходного уровня трудностей воспитания ребенка. Есть дети послушные, и воспитателям с ними легко, есть дети сложные для воспитательного процесса, есть творческие личности, требующие особого подхода. Каждая категория отличается уровнем трудностей воспитания. От относительно ис-
126 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
ходного уровня и происходит нарастание трудновоспитуемое™. Прежние методы воспитательного воздействия в период кризиса оказываются неэффективными. Например, перестают действовать испытанные способы поощрения и наказания, утрачивают ценность прежние эталоны, идеалы и образцы для подражания. Отметим психологический смысл и необходимость такого обесценивания: чтобы переориентироваться на новые эталоны ценностей и образцы поведения, необходимо сначала отказаться от старых. ‘ Негативный характер развития. В первую очередь, данная особенность проявляется в потере интересов — старые мотивы оказываются недейственными, возникает феномен утраты смыслов прежних видов деятельности, увлечений и занятий. Например, именно в период кризиса 6-7 лет у ребенка впервые возникает слово «скучно». Интересно, что и в зрелом возрасте кризис 27-30 лет также нередко переживается к^: утрата интереса к жизни, к супругу и семье, к профессии. Во-вторых, у ребенка наблюдается снижение и иногда частичная потеря уже имеющихся познавательных способностей. Например, известный феномен «подростковой амнезии» как временной утраты приобретенной в младшем школьном возрасте способности произвольной смысловой памяти. В подростковом возрасте жизнь насыщена значимыми событиями и переживаниями, однако вспомнить, что именно происходило, подростку оказывается необыкновенно тяжело. Другим примером может стать явление подросткового личностного эгоцентризма как своеобразного возвращения к центрации на себе и личных переживаниях без должной координации различных социальных позиций и точек зрения на предмет в условиях, когда операциональный интеллект уже сформирован. Вместе с тем отметим, что за «утратой» прежних способ ностей необходимо видеть процесс возникновения и развития не вых психологических структур и способностей.
Возникновение новообразований кризисного периода. Особенност этих новообразований в том, что они связаны с отмиранием старой возникновением новой социальной ситуации развития. Поэтому период кризиса новообразования приобретают гипертрофированны и не всегда адекватный реальным условиям характер. Например, ходе становления автономии подросток борется за независимость, самостоятельность, взрослость. В период подросткового кризиса за рождающееся «чувство взрослости» [104] может приобретать неадек ватную гипертрофированную форму — требований приходить домой позже 10-11 вечера, посещать бары и употреблять спиртные напитки, пользоваться косметикой в школе и т. д. За этим поведением
Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского ■ 127
стоит новое социальное самосознание подростка «я — взрослый» и соответствующее новому осознанию себя требование равноправия и уважения, принимающее, однако, в период кризиса чрезмерно резкую форму. Л. С. Выготский считал, что именно формирование психологических новообразований по мере отмирания старого и составляет главную сущность возрастных кризисов.
Источник