Основные виды речи развитие речи у ребенка

Язык – строго нормализованная система средств общения, а речь – его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства.

Итак, речь – это вербальная коммуникация, т.е.процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами.

Язык – это система сигналов. Язык животных выполняет сигнификативную функцию (обозначения) – позы, касания, вокализация. Не выходит за рамки видового опыта, понимается однозначно только особями данного вида. Язык относится к знаковым системам, которые развиваются в процессе истории по 2-м направлениям: 1. связано со спецификацией (с усложнением) 2. связано с унификацией (преодоление многозначности, упрощение). Искусственные языки (эсперанто – межнациональное общение, Basic – язык программирования) выполняют служебную функцию. Язык предназначен для кодирования и декодирования информации.

Язык – это:

· средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта

· средство общения

· орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Речь – II сигнальная система появляется в связи с трудовой деятельностью, это средство очеловечевания. Выготский – мышление – внутренняя речь, базовое понятие. Лурия показал как системно речь локализована. Патология речи: центр Верники (в задней трети верней височной извилины – слуховое восприятие членораздельной речи – сенсорная афазия), центр Брока (в лобной

доле, задней трети нижней лобной извилины – моторная афазия – понимает, не воспроизводит). К кон. XIX в. – был создан Атлас мозга.

С помощью психологического анализа можно выделить различные функции речи. Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т. е. выполняет определенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек выска­зывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет опреде­ленную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими на­шего отношения к предмету, о котором идет речь.

Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или фор­мируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Как правило, дан­ная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение.

Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контак­тов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно дан­ная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.

Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с по­мощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим челове­ком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.

.

Виды речи:

1. внешняя — Внешняя речь связана с процессом общения, обмена ин­формацией

2. внутренняя – представляет собой фазу планирования в практической и теоретической деятельности. Характерны фрагментарность, отрывочность, ситуативность. Формируется на основе внешней. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мыш­ления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обес­печивает взаимосвязь речи и мышления

1. Устная — Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Вторая разновидность устной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Это рассказ учителя, доклад и т.д

2. Письменная — Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности между людьми, разделенными пространством и временем

Перевод внешней речи во внутреннюю сопровождается сокращением её структуры, а наоборот — развёртывание структуры внутренней речи. Формы языка человек усваивает только в формах высказываний. Научиться говорить – значит научиться строить высказывание, потому что мы говорим высказываниями, а не отдельными предложениями и, уж конечно, не отдельными словами) Поэтому именно речевые высказывания, а не слово является единицей речевого потока, т.к. оно может быть развёрнуто и может восстановить всю речь. (Айдарова). Жинкин, Артёмов, Лентьевы – оба.

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют че­тыре периода развития речи у ребенка

1. Подготовление словесной речи– до конца 1 года жизни — голосовые реакции наблюдаются уже у но­ворожденных. Это хныканье, а несколько позднее (три-четыре недели) — редкие отрывистые звуки зачатков лепета. Следует отметить, что эти первые звуки лише­ны функции речи. Они возникают, вероятно, из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. С другой стороны, уже в возра­сте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев — связывать звуки голоса с присутствием взрослого

Читайте также:  Педагогические условия для развития речи ребенка

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок начинает

бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и рит­мической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги, например «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы на­стоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взросло­го

Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С восьми-девяти меся­цев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые у него вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл.

2. Период первоначального овладения языком и формирова­ния расчлененной звуковой речи – конец 3 года жизни- Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отноше­ний ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потреб­ность о чем-то сказать, т. е. потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии ука­зать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данными предметами и отношения к ним. Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные члено­раздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребен

манипуляцией предметами, с процессом общения

Следующей особенностью данного периода является и то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило существитель­ным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к ма­тери может означать и просьбу о помощи, и сообщение о том, что ребенку необхо­димо что-то сделать. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от кон­кретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, грамматически еще не сопоставимые друг с другом

Не является достаточно развитой на данном этапе и фонетическая сторона речи. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги,

Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка мо­жет быть условно разделен на несколько стадий. Описанные выше особенности относятся к первой стадии — стадии «слова-предложения». Вторая стадия начи­нается со второго полугодия второго года жизни ребенка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехсловных предложений, или как стадия морфологической расчлененности речи. С переходом к данной стадии начинается быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250-300 слов, имеющих устойчивое и четкое значение

3. Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов— от 3 до 6-7 лет . Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развива­ется в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что опре­деляет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрос­лые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую ин­формацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в ши­рокий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иног­да фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. С полным основа­нием можно полагать, что на данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если на рассмотренных выше этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном эта­пе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи.

Однако на данном этапе ребенок не задумывается о морфологии или синтакси­се языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они представляют собой «построение по образцу», т. е. основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые

Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок прояв­ляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, гово­рит по аналогии «жирафленочек».

Следует отметить, что для данного этапа развития речи ребенка, так же как и для предыдущего этапа, характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырех-пяти лет. Эта стадия характеризуется тем, что раз­витие речи теперь тесно связано с формированием у детей рассуждающего логи­ческого мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, при­даточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что»), це­левые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи.

Читайте также:  Кто оценивает развитие ребенка

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику язы­ка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической сто­роны их речь остается относительно бедной: значения слов недостаточно точны

4. овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе, по его наиболее существенные чер­ты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях разви­тия речи, ребенок овладевал языком практически, в процессе непосредственного речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предме­том специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осо­знанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать зву­ки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обоб­щениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребенком языка, происходящее в процессе обучения грам­матике, является важным условием формирования более сложных видов речи. Так, в связи с необходимостью дать связное описание, последовательный пере­сказ, устное сочинение и др. у ребенка формируется развернутая монологическая речь, которая требует более сложных и более осознанных грамматических форм, чем формы, которые ребенок использовал прежде в диалогической речи.

Особое место на данном этапе развития речи занимает письменная речь, кото­рая первоначально отстает от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фикси­руя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него измене­ния, возвращаться к ранее высказанному и т. д. Это придает ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи

Классификация и этапы речевого развития:

1. пассивная речь (речь-понимание у ребёнка в младенческом возрасте)

· гукание

· гуление

· стадия автономной речи (псевдослова)

2. активная речь – с появлением первых слов

Пиаже – стадии по уровню обобщений:

1. 0-2 года стадия синкретических обобщений (случайные)

2. дошкольники и младшие школьники – комплексные обобщения (множество признаков)

3. подростковый возраст – стадия содержательных обобщений

Эльконин – при специальном обучении 3 стадия может быть достигнута в начальной школе.

Невербальная коммуникация (жесты, мимика)

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 41; Нарушение авторских прав

Источник

Речь — коммуникативная деятельность человека, осуществляемая посредством языкового общения. Речевое развитие — процесс овладения языковым навыком, помогающим ребенку познавать окружающий мир, самого себя, усваивать опыт, выстраивать взаимодействия с людьми.

Эта статья носит рекомендательный характер о том, как с помощью педагогики обеспечить полноценное формирование и развитие речи малышей.

Основные виды речи и их характеристики

Ниже представлены основные виды речи и даны их характеристики.

Первичный вид речи

Психология разделяет речевую деятельность человека на две категории: внутреннюю и внешнюю.

Занятие педагога с ребенком

Внутренняя

Связана с процессом мышления, не оформляется устно либо письменно, не является средством коммуникации. Образна, отрывочна, в ней участвуют лишь слова, передающие суть мысли, поэтому скорость передачи быстрая.

Внутренняя речь выполняет важную подготовительную функцию перед самим озвучиванием мысли, благодаря ей составляются «наброски» высказываний.

Внешняя

Связана с процессом общения: произнесенная, записанная либо прочитанная. Подвидами внешней речи являются устная и письменная.

Письменная

Оформляется с помощью письменных знаков с соблюдением грамматических правил. Требуются четкое построение фраз, продуманное изложение мыслей, связность полученного текста. К письменной речи относится как само письмо, так и чтение.

Разговорная (диалоговая)

Разновидность устной речи, при которой разговор поддерживается двумя людьми, с использованием простых фраз и оборотов языка. Не требует развернутых выражений, легко понимается собеседником.

Монологическая

Относится к устной форме, произносится одним человеком.

Пример: выступление лектора, оратора.

Монолог близок к письменной речи, ввиду отсутствия обратной связи с собеседником. Требуется соответствие тем же правилам, что и при письме: последовательное мыслеизложение, логичность, умение связно доносить информацию. Монолог считается более сложным видом речи, чем диалог, предполагает контакт с аудиторией и требует подготовки.

Схематическое объяснение речевой структуры

Таким образом, отвечая на вопрос «Какой вид речи первичен в развитии речевой деятельности ребенка?», однозначно можно говорить об устной разговорной форме. Она является генетически первичной: сначала ребенок овладевает диалогом (с младенческого возраста через взаимодействие со взрослыми). И только потом учится выстраивать мысли в монологе и письме. В доказательство тезиса можно привести тот факт, что до сих пор встречаются языки и диалекты, функционирующие только посредством устной коммуникации. Устная речь естественна по природе, письменная является ее производной.

Интересный факт! Большая группа людей, для которых основной формой коммуникации не являются ни устная, ни письменная речи, — глухонемые, не имеющие слух или голос от рождения, либо утратившие их в результате несчастных происшествий. Для них основным видом передачи информации остается кинетика — жесты, знаки. В историческом плане кинетическая речь — первичный вид общения, существующий с древних времен. Но сравнивать коммуникации глухонемых со способом общения первобытных людей, конечно, не стоит. Речи немых свойственна сложность и систематизированность знаков и понятий.

Читайте также:  Этапы развития плод ребенка

Развитие речевых форм ребенка в ДОУ

Детский сад — это место, где начинается становление личности ребенка. Профессиональная компетентность педагогов играет огромную роль в данном процессе. Развитие связной речи в виде построения диалогов и монологов, закладывание предпосылок письменной — одна из первостепенных задач ДОУ.

Важно понимать! Это не узконаправленная деятельность, а целый комплекс мер, предпринимаемый специалистами, требующий творческих решений. Важен современный подход к работе и обучению как детей, так и самих педагогов.

На сегодняшний день разработан и введен Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), по которому выделяются основные области развития детей:

  • Социально-коммуникативное развитие,
  • Познавательное,
  • Речевое развитие,
  • Художественно-эстетическое,
  • Физическое.

Факторы, влияющие на речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО

Этот стандарт подразумевает грамотную работу специалистов, помогающую детям осваиваться в следующих направлениях:

  • Свободное выражение мыслей, чувств для установления контакта с другими ребятами и взрослыми.
  • Пополнение словарного запаса, умение объединять слова в предложения, изменять форму слов, т. е. освоение грамматического строя.
  • Развитие творческого начала, умение составлять короткие рассказы, продумывать сюжеты сказок.
  • Освоение системы ударений, правильного произношения звуков, умение выразительно говорить и читать стихи.
  • Изучение букв, морфологии слова, синтаксических правил, подготовка к обучению грамоте, осваивание азов письма.
  • Приобретение опыта чтения книг.

ФГОС ДО по речевому развитию

Методы обследования речи дошкольников

Диагностика речевого развития детей раннего и дошкольного возрастов проходит по следующим параметрам:

  • Словарь ребенка.
  • Звуковая культура речи.
  • Грамматика.
  • Развитие связной речи.

Применяемая литература по теме: Грибова О. Е., Бессонова Т. П. «Дидактический материал по обследованию речи детей»

Специалисты должны оценивать навыки ребенка только с использованием соответствующих диагностических материалов, помогающих объективно подходить к оценке речевых возможностей детей. Для подбора инструментария и технологий обследования рекомендуется воспользоваться методической литературой Грибова, Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей».

Он представлен в трех направлениях:

  • «Словарный запас»,
  • «Грамматический строй»,
  • «Звуковая сторона» ч. 1, ч. 2.

Рекомендуемые дидактические материалы

Обследование звуковой культуры речи детей

Понятием «звуковая сторона» обозначается звукопроизношение. Диагностика звуковой культуры речи дошкольников должна производиться логопедом два раза в год: осенью — при составлении плана коррекционной работы и весной — при подведении итогов.

Важно! Во время исследования звукопроизношений педагогу следует отмечать такие показатели: какие звуки произносились правильно, есть ли нарушения слоговой структуры слов, умеет ли ребенок регулировать силу голоса, темп, были ли пропуски коррекции звукопроизношения, активна или пассивна речевая деятельность.

Методы развития связной речи

Существует несколько методов развития связной речи, о них рассказано ниже.

Современные образовательные технологии

Развитие связной речи дошколят означает совершенствование диалогической и монологической речевых форм. Для этого педагогами в работу должны интегрироваться следующие технологии:

  • Игровые (речевые упражнения, коммуникационные, игры для мелкой моторики рук, сюжетно-ролевые и пр.).
  • ИКТ.
  • Мнемотехника.

Мнемотехника как прием развития связной речи дошкольников

Мнемотехника — методика, облегчающая запоминание слов путем образования ассоциаций. В мнемотехнике информация, которая дается малышу с трудом, подлежит замене зрительным образом. Этот прием способствует развитию воображения, зрительной памяти, ассоциативного мышления.

Важно! В развитии связной речи дошкольников от специалистов требуется использование мнемотаблиц.

Пример использования мнемотаблицы

Карта анализа НОД по развитию речи в ДОУ по ФГОС

Залог успешного развития речевой культуры ребенка кроется в правильном планировании и проведении непосредственной образовательной деятельности (НОД). Для этого педагогам следует вести карты анализа НОД с заранее составленным планом работ, учетом специфики речевых проблем детей, выявлением методов их коррекции, составлением объяснительных рекомендаций по работе с детьми, в том числе для родителей.

Консультации для родителей в детском саду по речевому развитию

Проведение педагогами образовательных работ— важная, но не единственная сторона, от которой зависит успешность развития речи ребенка. Семья, по праву, играет решающую роль в формировании речевого поведения малыша. Важное значение имеют объединение усилий педагогов и родителей, своевременные консультации и совместные решения проблем.

В распоряжении родителей и педагогов есть универсальный инструмент как для первичного, так и последующего речевого развития детей: фольклор.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Осваивать богатую, образную, логично выстроенную речь помогает устное народное творчество.

Хороводы, скороговорки, пословицы и поговорки, потешки, загадки, былины, колыбельные песни, сказки — это все не просто можно, а нужно использовать во взаимодействии с ребенком как родителям, так и педагогам.

Важно понимать! Фольклор расширяет словарный запас, повышает уровень связности, развивает воображение и логику.

Типология детских речевых ошибок

Часто бывает, что родители лишь умиляются, услышав ошибку в слове ребенка. Искажения бывают разовые, на которых не стоит заострять внимание.

Но существует типология речевых ошибок, характерных для детской речи:

  • Использование глаголов в форме вставаю, прятаю, подаваю (по примеру ломаешь, хватаешь, разрешаю, складываешь и пр.).
  • Образование падежных окончаний по примеру птиц — птицы, форма — формы: стул — стулы, поезд — поезды.
  • Родовые окончания существительных: лошадиха, врачка (женщина-врач), коров (бык), петусиха (курица), гусиха.
  • Сравнительная степень прилагательных: хорошее, большее, плохее, дальнее.
  • Присоединение окончания -ом в творительном падеже без деления на рода: ложком, машинком, ручком.

Исследователи детской речи делают следующие заметки об особенностях детской грамматики: ребенок заменяет слова наиболее легкой для себя формой выражения, усвоенной ранее.

Важно! Подобные типичные ошибки необходимо вовремя корректировать.

Таким образом, ответственность по речевому развитию детей лежит на плечах как педагогов, так и родителей. Вовремя диагностированные проблемы, технологично подобранные инструменты решения, консультации, энтузиазм и понимание важности развития речи помогут ребенку успешно пройти дошкольный этап образования и подготовить базу для последующих достижений.

Источник