Основные средства развития речи ребенка в детском саду
Валерия Бабкина
Консультация «Основные направления и средства речевого развития детей»
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основевладения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие речевого творчества;
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• Формирование звуковой аналитико — синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом.
Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.
• Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.
Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации, и в разных видах деятельности.
• Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.
• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.
Леонтьев выделяет три способа осознания,которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе организованной образовательной деятельности нередко исчезает естественность общения,снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить.
• Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
— Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);
— Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;
— Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);
— Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);
— Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).
В практике работы педагогов ДОУ по развитиюречи используются следующие методы:
Наглядные:
— Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
— Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
-Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические упражнения;
-Пластические этюды;
-Хороводные игры.
Для развития речи используются разнообразные средства:
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Рассмотрим кратко роль каждого средства.
Важнейшим средством развития речи является общение.
В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Система работы по развитию речи детей в ДОУ
Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове).
4.Формирование грамматического строя речи:
4.1. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
4.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
4.3. Словообразование.
5. Развитие связной речи:
5.1. Диалогическая (разговорная) речь
5.2. Монологическая речь (рассказывание).
6. Воспитание интереса и любви к художественному слову.
Принципы развития речи:
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
3. Принцип развития языкового чутья.
4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
5. Принципы взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7. Принцип обеспечения активной языковой практики.
Средства развития речи:
1. Общение взрослых и детей
2. Культурная языковая среда.
3. Обучение родной речи в непосредственно-образовательной деятельности.
4. Художественная литература.
5. Изобразительное искусство, музыка, театр.
6. Непосредственно-образовательная деятельность по другим областям.
Методы развития речи:
1.Наглядные:
— метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)
— Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
2.Словесные:
— чтение и рассказывание художественных произведений
— заучивание наизусть
— пересказ
— обобщающая беседа
— рассказывание без опоры на наглядный материал
3.Практические:
— дидактические игры
— игры-драматизации
— инсценировки
— дидактические упражнения
— пластические этюды
— хороводные игры
Источник
Основные средства развития речи детей в дошкольном образовательном учреждении
Результативность, качество работы по развитию речи зависят от организации образовательной среды, культуры речевого общения и профессионализма педагогов, которые вместе с детьми являются субъектами педагогического процесса, участниками взаимодействия.
Образовательная среда для дошкольников – это многомерное образовательное пространство, включающее педагогическую среду дошкольного учреждения, условия семейного воспитания, возможно учреждения культуры. Педагогическая среда предназначена для решения задач обучения и воспитания, развития личности ребёнка. В дошкольном образовательном учреждении среда строится на основе принципа расширения зон актуального и ближайшего развития, принципа гуманизации, удовлетворения познавательных и других потребностей, развития личности ребенка в условиях, соответствующих его возрасту.
Субъектами взаимодействия в педагогической среде являются дети и педагоги, в процессе взаимодействия определяется позиция педагога, совершенствуются его профессиональные компетенции, в целом – его личность. В системе дошкольного образования большое разнообразие вариативных моделей развивающей среды с различным программным обеспечением, материально-техническим оснащением предметной среды, с использованием новых технологий, в частности, мультимедийных, компьютерных, артпедагогических, нетрадиционных.
Общими характеристиками при всём разнообразии содержания и технологий является целостность развивающей среды, которая обуславливается целью образования, базовыми принципами, профессиональной деятельностью педагога; интегративность, определяется содержанием образования и применяемыми педагогическими технологиями, эффективными в решении задач воспитания, обучения, развития, коррекции; вариативность, предполагающая возможности изменения содержания и педтехнологий с целью оптимизации индивидуально-дифференцированного подхода, организации индивидуальной работы, в малых группах, творческих группах, в парах.
В образовательной среде группы дошкольного учреждения в соответствии с программными требованиями и возрастом детей создаются зоны для эффективного взаимодействия педагога с детьми, свободной самостоятельной деятельности детей с целью удовлетворения их интересов и познавательных потребностей: игровой уголок, спортивный, для занятий изобразительной деятельностью, для наблюдения природных явлений, для развития мелкой моторики рук, логопедический уголок, для работы с книгой, иллюстрациями и другие развивающие сенсорную, интеллектуальную и двигательную сферу зоны. Развивающая педагогическая среда является необходимым условием организации содержательной жизни детей в дошкольном учреждении, удовлетворении потребностей детей в различных видах деятельности.
К средствам развития речи в условиях образовательной среды относятся различные виды деятельности: бытовая, трудовая, изобразительная, конструктивная, игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная, учебная и некоторые другие.
Частью образовательной среды являются также различные виды искусства: музыка, живопись, театр, — эффективные средства эстетического воспитания и развития коммуникативной культуры.
Методы и приемы развития речи
Роль обучения в развитии речи обосновали своими исследованиями и разработанными системами классики отечественной методики: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина, О.И. Соловьева, А.А. Пеньевская, М.М. Конина. В дошкольной системе образования получили широкое распространение учебные пособия и практические руководства А.М. Бородич, Ф.А. Сохина, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Л.Е. Журовой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.В. Гербовой, Н.А. Стародубовой, А.И. Максакова, А.Г. Арушановой. Дошкольная логопедия использует достижения методики развития речи наряду со специальными логопедическими технологиями. Вопросы методики находят отражение в программе специального логопедического обучения дошкольников и учебных пособиях известных ученых, представителей современной логопедии: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.А. Чевелевой, В.И. Селиверстова, М.Ф. Фомичевой, В.К. Воробьевой, Т.В. Волосовец и других исследователей вопросов специальной методики, методических систем, логопедических средств развития речи, форм организации речевой работы с детьми.
Методы и приемы, технологии и техники являются неотъемлемой частью средств обучения правильной речи, воспитания интереса к языковым явлениям, развития у детей всех структурных компонентов языковой системы и функций речи, коррекции недостатков развития и дефектов речи, профилактики вторичных отклонений, отражающихся на становлении личности, успешности дальнейшего школьного обучения. Для методики развития речи важными понятиями являются речевой навык, речевое умение, так как их формирование является целью методики.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее достаточной степени автоматизации, а в отдельных случаях – совершенства; способность выполнять то или иное речевое действие, оптимальным образом, с наименьшими затратами времени и энергии.
Речевые навыки могут классифицироваться в зависимости от подходов их анализу (лингвистический, психолингвистический, педагогический, онтогенетический, логопедический). С позиций рассмотрения форм речи можно выделить навыки внешней речи, имеющей звуковое выражение, то есть устной речи; речевые навыки внутренней речи, касающиеся внутреннего проговаривания («речи про себя») с сохранением структуры внешней речи, структуры порождения речевого высказывания, внутреннего программирования. Дидактическими средствами формируются речевые навыки, относящиеся к различным сторонам речевой системы (фонетической, фонематической, лексической, грамматической, просодической), функции языка и речи (социальные, интеллектуальные, личностные). Это находит отражение в программных задачах развития и воспитания правильной речи: формировании навыков нормативного звукопроизношения, слово- и фразообразования, словоизменения, анализа элементов звучащей речи, использования средств речевой выразительности, удовлетворения коммуникативных, познавательных потребностей и интересов, культуры коммуникативного поведения.
Классик психолингвистики А.А. Леонтьев, характеризуя становление языковой способности человека, рассматривал навыки как процесс «складывания речевых механизмов», а умения как процесс использования данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания. Речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение их в различных ситуациях общения. По мнению современных исследователей (С.Н. Цейтлин, Е.И. Шапиро, В.А. Погосян, М.А. Еливанова), речевое умение – это способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач на основе выработанных навыков и приобретенных знаний. Неразрывное единство навыков и умений, их способность переходить друг в друга обеспечивают «непрерывность в поступательном развертывании единого по своей природе и лишь условно разделенного на стадии процесса обучения» (В.А. Бухбиндер).
Традиционно выделяют четыре вида речевых умений:
1. Умение слушать (аудировать), то есть воспринимать и понимать обращенную речь в е звуковом оформлении.
2. Умение говорить, то есть излагать мысли, чувства, проявления воли в устной форме в процессе вербального общения с помощью языковых средств.
3. Умение излагать свои мысли, чувства, волю в письменной форме.
4. Умение читать, то есть понимать речь в ее графическом изображении.
Методические категории «речевой навык» и «речевое умение» соотносятся с психологическими понятиями «речевая операция», «речевое действие». Речевая операция и речевые действия входят в структуру целостного акта речевой деятельности.
Система методов и приемов направлена на формирование речевой деятельности, всех компонентов речевой системы ребенка: фонетического, лексического, морфологического, синтаксического, словообразовательного, текстового. Метод – это способ взаимодействия педагога и детей, обеспечивающий у них формирование речевых навыков и умений.
Возможно использование различных критериев для классификации методов развития речи.
Классификация методов
1. Методы формирования основных компонентов речевой системы:
1.1. Методы лексической работы;
1.2. Методы формирования правильного звукопроизношения;
1.3. Методы развития фонематических процессов;
1.4. Методы развития темпо-ритмической организации речи;
1.5. Методы воспитания и интонационной выразительности речи;
1.6. Методы формирования грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи;
1.7. Методы формирования связной (диалогической и монологической) речи;
1.8. Методы ознакомления детей с художественной литературой;
1.9. Методы подготовки дошкольников к освоению грамоты.
2. Методы формирования основных функций языка и речи:
2.1. Методы развития социальных функций речи (функция общения, функция освоения социального опыта, функция приобщения к культурным ценностям);
2.2. Методы развития интеллектуальных функций (номинации или называния; индикации или обозначения предметов, объектов, явлений, действительности; обобщения в процессе освоения понятий; опосредствования высших психических функций; удовлетворения познавательных интересов и потребностей);
2.3. Методы развития личностно значимых функций (рефлексии, самовыражения, самоактуализации, смореализации);
2.4. Методы развития эстетической функции языка и речи (формирования эталонов в сфере языка, воспитания интересов к художественной литературе, поэтическому слову; формирование мотивации и активности в художественно-речевой деятельности).
3. Методы организации речевой деятельности:
3.1. Методы формирования мотивации обучения родному языку;
3.2. Методы управления вниманием детей на занятиях;
3.3. Методы активизации речевой деятельности дошкольников в процессе обучения;
3.4. Методы контроля усвоения знаний, сформированности навыков, умений в процессе обучения;
3.5. Методы планирования и прогнозирования результатов воспитания и обучения детей правильной речи;
3.6. Поисковый или метод создания проблемных ситуаций в процессе обучения. Этот метод можно назвать эвристическим, активизирующим процесс самостоятельного поиска, достижения результата нетрадиционными способами, проявления творчества.
3.7. Коммуникативный метод. Этот метод в равной степени может быть отнесен ко второй и третьей группам классификаций. Применение коммуникативного метода предполагает формирование у детей мотивации речевого высказывания, необходимых языковых средств для достижения целей общения, возможностей и условий применения средств языка в коммуникативной ситуации, речевой активности ребенка в условиях общения.
4. Методы, соответствующие дидактическим целям занятий:
4.1. Методы сообщения нового материала;
4.2. Методы закрепления знаний, автоматизации навыков, формирования умений;
4.3. Методы обобщения и систематизации знаний;
4.4. Методы контроля усвоения знаний, формирования навыков и умений.
5. Методы, соответствующие формам организации речевой работы:
5.1. Методы фронтальной работы;
5.2. Методы работы в парах, в малых группах;
5.3. Методы индивидуальной работы.
6. Методы, соответствующие педагогическим задачам:
6.1. Методы обучения;
6.2. Методы воспитания;
6.3. Методы развития;
6.4. Методы коррекции.
7. Методы, соответствующие способам и средствам взаимодействия педагога и детей:
7.1. Наглядные методы (наблюдение);
7.2. Словесные методы (рассказ, беседа, чтение произведений детской литературы);
7.3. Практические методы (дидактическая игра, моделирование, продуктивные виды деятельности, предметно-практическая деятельность, арт-педагогические методы).
Отбор методов для речевой работы с детьми осуществляется в соответствии с целями, задачами обучения, воспитания, развития с учетом концептуальных основ, отраженных в принципах методики развития речи. Более эффективным, как показывает опыт, является оптимальное сочетание методов и приемов в речевой работе с дошкольниками на занятии. На занятиях и различных видах деятельности могут быть использованы не только известные разнообразные приемы, но и авторские.
Прием может рассматриваться как часть метода, педагогическое действие в рамках метода, например, при использовании метода беседы может применяться сочетание словесных и наглядных приемов (показ и рассматривание картины, демонстрация предметов, различные виды вопросов, указания педагога, оценка детской речи). Традиционно используются три группы приемов.
Словесные приемы:
· речевой образец;
· объяснение;
· указания (обучающие, организующие);
· отраженное повторение (повторное проговаривание);
· сопряженное произношение;
· напоминание;
· замечание;
· вопросы (репродуктивные, поисково-проблемные, наводящие, подсказывающие);
· оценка детской речи (воспитывающий и обучающий характер оценки).
Наглядные приемы:
· демонстрация предметов, действий;
· рассматривание предметных сюжетных картин;
· сравнение, сопоставление предметов, картинок, сюжетных картин;
· наглядное моделирование (работа с различными моделями, сигнальными карточками);
· работа с макетами, картами, планами, наблюдения на экскурсиях.
Практические приемы:
· моделирование;
· практические действия с предметами;
· опыты и эксперименты с целью познания свойств предметов;
· выполнение практических заданий по инструкции педагога;
· трудовые действия.
Основные требования к дидактическому материалу:
· соответствие программным требованиям;
· соответствие возрасту детей;
· соответствие детским интересам, должен быть привлекательным для дошкольников;
· соответствие эстетическим требованиям;
· соответствие требованиям безопасности для здоровья.
Применение разнообразных средств развития речи детей возможно только в насыщенной, богатой образовательной среде. В речевой работе с детьми используются тематические наборы игрушек, разнообразные дидактические настольно-печатные игры, музыкальные игрушки и некоторые детские музыкальные инструменты, наборы конструкторов, наборы для изобразительной деятельности, пособия для развития мелкой моторики, наборы для флонелеграфа, наборы предметных картинок, сюжетных картин и серии картин разной сложности, альбомы, фотографии, артикуляционные профили, разнообразный материал для моделирования, разнообразные материалы дл поощрения, стимулирования активности детей (фишки, картинки, флажки, звездочки).
Эффективность работы по развитию речи определяется многими факторами, одним из них является методически грамотный отбор дидактического, речевого материала для занятий с детьми. Он должен не только соответствовать программным требованиям, но быть интересным для детей представлять новизну. Особенно тщательно подбирается тематический словарь для занятий, определяется сочетание наглядных, словесных, практических методов и приемов. Рекомендуется полифункциональное использование наглядных пособий, применение одного пособия для решения нескольких дидактических задач. Необходимо предусмотреть постепенное, последовательное усложнение предъявляемого речевого и наглядного материала, возможности запоминания детей, прочного закрепления навыков. Речевое развитие дошкольников в современных условиях проходит в различных формах с использованием игровых, артпедагогических¸ коммуникационных, а иногда новых нетрадиционных технологий.
Интегрированные занятия. Опыт показывает эффективность интегрированных занятий. Этот вид занятий реализует деятельностный подход, предполагает объединение различных видов деятельности, применение разнообразных средств речевого обучения. Примером может быть объединение средств художественной литературы и рисования с целью развития связной речи; сочетание музыкальной и изобразительной деятельности с речевой.
Комплексные занятия. На эффективность комплексных занятий указывают Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова. Системообразующим стержнем является единство содержания. Решение разных дидактических задач возможно в русле тематического единства. Например, темой «Осень» могут быть объединены задачи различных направлений программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Педагоги-практики проводят комбинированные, смешанные, объединенные, итоговые, проверочные, по сообщению нового материала, закреплению пройденного и другие виды в зависимости от целей обучения.
Остаются неизменными требования качества развития речи дошкольников. Условиями эффективности речевой работы педагога с детьми являются:
1. Тщательная подготовка к занятию:
· постановка цели, задач;
· планирование занятия, прогнозирование его результатов;
· использование методической литературы;
· отбор речевого материала в соответствии с программой, подготовка необходимого раздаточного и демонстрационного материала;
· определение метода обучения или сочетания методов и приемов;
· написание в зависимости от опыта конспекта, плана-конспекта;
2. Соответствие дидактического материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
3. Определение формы проведения речевой работы, адекватной цели, программному содержанию, по возможности, соответствующей интересам детей.
4. Развивающий и воспитывающий характер речевой работы с детьми: наряду с задачами развития речи, воспитания речевой культуры решаются задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания.
5. Положительный эмоциональный фон занятия, благоприятная психологическая среда, педагогический такт и культура общения педагога с детьми.
6. Четкая организация занятия, продуманный регламент: благоприятные гигиенические и эстетические условия.
7. Соответствующая целям и задачам структура занятия, установление взаимосвязи между частями занятия.
8. Оптимальная смена деятельности на занятии, планирование динамической паузы для детей.
9. Сочетание на занятии фронтальной и индивидуальной работы, обеспечение индивидуальной помощи детям.
10. Правильная «педагогическая речь» воспитателя.
11. Обеспечение на занятии постоянной обратной связи от ребенка к педагогу, закрепления материала.
12. Контроль на всех этапах работы качества обучения детей и эффективности усвоения ими программного материала.
Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 6338 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник