Основные показатели развития ребенка в средней группе

Основные показатели развития ребенка в средней группе thumbnail

Елена Георгиевна Бычковская ,

заместитель заведующего

по основной деятельности

Ясли-сада № 9 г. Мозыря

Физическое развитие

Основные антропометрические и физиологические показатели соответствуют возрастным нормам и гармоничны. Начинает овладевать «культурой движений» (координация, ритм, темп, амплитуда, элементы творчества), проявляет в движениях элементарные физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Владеет некоторыми сложными движениями (езда на трех-, двухколесном велосипеде, катание на санках, передвижение на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых). Умеет согласовывать движения в коллективной деятельности (строиться в колонну, в круг, ориентироваться в пространстве), выполнять общеразвивающие упражнения не только по показу, но и по словесному объяснению.

Социально-нравственное и личностное развитие

Осознает ценность своего «Я», своих достоинств. Знает свое имя, фамилию, возраст, имена родителей и других близких. Стремится самостоятельно решать проблемы, возникающие в деятельности и общении, проявляет упорство в достижении цели. Активно усваивает полоролевые стереотипы и формы поведения, осознает общность с другими представителями пола. Начинает осознавать себя во времени: «Я сейчас», «Я буду…», «Когда я вырасту, я буду…». Проявляет открытость, эмоциональность, впечатлительность, искренность, избирательность привязанностей (и ко взрослым, и к сверстникам). Имеет представление о правилах поведения и культурного общения с другими людьми, владеет доступными формами культурного поведения, знает речевой этикет, проявляет навыки социально одобряемого поведения в общественных местах. Знает номера домашнего телефона, телефонов пожарной безопасности, милиции, «скорой помощи», умеет набирать нужный номер. Свободно ориентируется в помещении дошкольного учреждения.

Имеет представления о: ♦ возможных вариантах поведения, общения с незнакомыми людьми; ♦ правилах дорожного движения (переход улицы); ♦ правилах пожарной безопасности, соблюдает их; ♦ правилах безопасного использования орудий труда.

Сформированы навыки самообслуживания (одевание, раздевание, завязывание шнурков; устранение неполадок в одежде, прическе с помощью взрослого, прием пищи, пользование расческой, носовым платком, туалетом). Налаживает взаимодействие со сверстниками, участвует в совместной с ними деятельности, осознает свое положение среди сверстников. Видит и понимает эмоциональное состояние сверстника, проявляет отзывчивость к его переживаниям, оказывает ему помощь.

Стремится приобщиться к миру взрослых через ролевую игру. Перевоплощается в другого человека, примеряет на себя его социальную роль. Решает игровые задачи на основе воображаемой ситуации и игровых действий по ее законам. Определяет линию развития игры. Соблюдает правила в игре, логику и последовательность игровых действий для решения игровой и дидактической задачи. Воспроизводит в игре определенные отношения между людьми. Выделяет роли и правила в игре, на которых строятся взаимоотношения детей, соблюдает их и следует им. Называет себя в соответствии с ролью. Использует в игре заместители вместо реальных предметов. Понимает партнера по игре, подчиняет свои действия его действию, оказывает помощь. Проявляет интерес к игре-драматизации с использованием кукольного театра. Владеет умениями, приводящими к получению результата в виде постройки в условиях игры со строительным материалом.

Ориентируется в многообразии предметов рукотворного мира, пользуется ими по назначению и бережно к ним относится. Знает материалы, из которых сделаны предметы (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево), их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается). Группирует предметы по существенным видовым признакам (назначению, строению). Дифференцирует предметы одного рода, различает их и сравнивает. Различает и называет транспорт по среде передвижения, по назначению. Использует приобретенные знания об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности, в условиях экспериментирования.

Знает столицу Беларуси, кто живет в Беларуси, основные праздничные даты государства. Совместно с педагогом участвует в трудовой деятельности по наведению и поддержанию порядка в группе и на участке. Выполняет обязанности дежурного по столовой и по подготовке к занятиям.

Самостоятельно и (или) с небольшой помощью педагога ухаживает за растениями и животными в уголке природы и на участке. Изготавливает поделки из различных материалов. Совместно с педагогом ставит цель трудовой деятельности, обсуждает способы выполнения действий для ее достижения, оценивает результат. Взаимодействует со сверстниками в процессе различных видов труда (хозяйственно-бытовой, труд в природе). Понимает важность и необходимость трудовой деятельности.

Познавательное развитие Познавательная активность

Проявляет любознательность, избирательность, потребность в получении знаний. Проявляет разнообразные интересы, повышенную познавательную активность в форме разнообразных вопросов: причинных (зачем? почему? каким образом?), вопросов-гипотез («Девочка плачет, потому что потерялась?», «А верблюд кушает хлеб?»).

Сенсорные процессы

Выполняет разнообразные перцептивные обследовательские действия: владеет зрительным и осязательным обследованием формы предметов (рассматриванием, ощупыванием, прислушиванием и др.), выделяет детали, анализирует сложную форму, усваивает различные временные отношения (утро, день, вечер, сегодня, завтра, вчера, дни недели, времена года), ориентируется в пространстве (далеко, близко, вверху, внизу, впереди, сзади, над, под, в, на и др.). Имеет представление о многообразии овалов, треугольников, многоугольников, способен самостоятельно изготовить новые формы (путем вырезывания, конструирования, лепки). Решает умственные задачи без участия практических действий, планирует деятельность, представляет будущий результат своих действий.

Развитие внимания

Внимание становится устойчивым. Ребенок способен сосредоточиться на интересной деятельности в течение 10—15 мин. Длительное сосредоточение на объекте позволяет выявить новизну в процессе наблюдений за происходящим вокруг (поведением животных, ростом растений, сезонными изменениями погоды, работой транспорта, трудом людей).

Развитие памяти

Память наполняется социально ценным содержанием в соответствии с интересами, стремлениями, образом жизни ребенка. Он способен к детальному, конкретному и яркому запечатлению воспринятого, к накоплению наглядных образных представлений. Легко запоминает то, что включено в деятельность. Осознает необходимость преднамеренного запоминания и припоминания, готов к принятию и осознанию цели запомнить. Активно и осознанно использует произвольную память. Осознает необходимость применения приемов, улучшающих эффективность запоминания. Сохраняет в памяти поручения, способ действия, события, стихи, сказки, поговорки, считалки, загадки. Использует приемы самоконтроля при запоминании и воспроизведении, усваивает простые приемы осмысливания материала (соотнесение по сходным признакам, элементарное обобщение по сходным признакам, соотнесение с ранее усвоенным и др.).

Развитие мышления

Легко оперирует наглядными образами при решении мыслительных задач в дидактических играх, в проблемных ситуациях. Активно осваивает способы совершения мыслительных операций (анализа = мысленного расчленения образов; сравнения = сопоставления по существенным признакам; обобщения, группировки, классификации = не только на наглядном, но и на вербальном материале через понятия). Легко оперирует наглядными образами при решении мыслительных задач в дидактических играх, в проблемных ситуациях. Способен оперировать общими представлениями, осуществлять обобщения через адекватные родовые понятия (овощи, фрукты, животные, растения, посуда, транспорт и др.). Осуществляет различные перцептивные преобразования путем оперирования образами во внутреннем плане. Способен переносить освоенные мыслительные операции на новый материал, в новые условия, решает умственные задачи без участия практических действий. Переходит от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению. Начинает усваивать обобщенные знания, усваивает понятия первого и второго порядка, познает внутренние свойства предметов и явлений, разнообразие связей и отношений. Решает конструктивные задачи, опираясь на схемы, чертежи, осваивает приемы наглядного моделирования. Понимает смешное, переносный смысл, проявляет чувство юмора.

Развитие воображения

Способен создавать наглядный образ на основе описания, начинает вычленять фантастическое и вымышленное, отличает его от реального. Фантазирует на заданную тему, по собственному замыслу, осваивает приемы создания образов воображения (комбинирование, смешение признаков, преувеличение, преуменьшение, неожиданные превращения и др.).

Читайте также:  2 летний ребенок отстает в развитии

Элементарные математические представления

Умеет сосчитать группу предметов до 10 количественным и порядковым счетом, устанавливать отношения между группами предметов практически и опосредованно через число, понимает независимость числа от качественных и пространственных признаков множеств. Имеет представления о цифрах как условных знаках, обозначающих число, об отношениях между частью и целым (понятие «половина»).

Сравнивает предметы с помощью глазомера и при помощи предмета, выступающего в роли посредника, строит сериационные ряды, словами описывает соотношения между предметами сериационного ряда. Определяет свойства геометрических фигур (ромб, трапеция, конус, пирамида) осязательно-двигательным путем под контролем зрения. Ориентируется на листе бумаги, в направлении от себя, в заданном направлении.

Имеет представление о последовательной смене времен года, частей суток, днях недели.

Ребенок и природа

Дифференцирует живые и неживые объекты природы по основным признакам (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение). Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Соотносит растения и животных с природными сообществами, созданными руками человека (огорода, сада, цветника, парка). Замечает характерные для каждого сезона состояния неживой природы, растений и животных. Проявляет сочувствие, сопереживание, стремление помочь живым существам. Знает правила поведения человека в природном сообществе, созданном руками человека. Под руководством и контролем взрослого осуществляет уход за животными уголка природы, растениями уголка природы, огорода, цветника.

Речевое развитие

Использует слова, которые обозначают существенные признаки, некоторые этические качества, свойства, действия, в том числе волевые и интеллектуальные. Понимает и употребляет обобщающие слова (фрукты, овощи, чайная и столовая посуда). Называет действия, связанные с движением игрушек, животных. Подбирает определения к заданным словам. Обозначает словами результат сравнения предметов по размеру, цвету, величине. Подбирает к предмету слова, обозначающие действия и наоборот; подбирает слова, близкие и противоположные по смыслу (смелый, отважный, храбрый; холодный—теплый и т. д.). Понимает многозначность слова. Изменяет правильно слова по формам. Использует в речи несклоняемые существительные (пальто, кино, пианино). Согласовывает слова в роде, числе, падеже. Составляет предложения разных типов. Произносит правильно шипящие [ш], [ж], [ч], свистящие [с], [з], [ц], сонорные [л], [р] звуки. Подбирает подобные по звучанию слова (кошка, ножка, мошка). Произносит слова правильно и четко. Произносит фразы с вопросительной, повествовательной, восклицательной интонацией. Произносит фразы, состоящие из 3—5 слов на одном выдохе. Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ему ранее содержанием. Составляет рассказ по картинке или игрушке совместно со взрослым. Составляет рассказ из личного опыта. Описывает предмет или игрушку.

Эстетическое развитие Изобразительная деятельность

Воспринимает и эмоционально реагирует на произведения искусства (книжную иллюстрацию, скульптуру малых форм, произведения декоративно-прикладного искусства); имеет представление об архитектуре и искусстве дизайна. Определяет средства художественной выразительности произведения, его назначение и художественные материалы. Рисует предметы, сюжеты, декоративные элементы по замыслу разными способами, разными изобразительными материалами; использует средства художественной выразительности в рисунке, цвета (контрастные и близкие по тональности), сюжетные и декоративные композиции. 

Лепит предметы, сюжетные композиции, декоративные элементы и игрушки по замыслу, строит композицию, лепит объекты в разных позах, движении; владеет разными способами и приемами лепки.

Владеет аппликацией (предметной, сюжетной, декоративной); знает техники коллажа, наклеивания, работы с ножницами.

Конструирует из строительного материала, деталей конструкторов, бумаги, природного (дополнительного) материала; конструирует по замыслу, образцу; использует разные способы конструирования; использует разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала.

Музыкальная деятельность

Целостно и дифференцированно воспринимает вокальную и инструментальную музыку. Понимает эмоционально-образное содержание музыкального произведения и различает его характер (радостный, веселый, печальный, задумчивый, нежный, взволнованный, загадочный). Воспринимает музыкальные образы и интерпретирует их характер в соответствии с эмоциональным содержанием музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, используемыми композитором в создании музыкального образа. Высказывает элементарные суждения о музыке. Сравнивает музыкальные произведения одного и разных жанров, контрастные по характеру, выражающие схожие или различные эмоции (радость—веселье; грусть—обида; радость—грусть либо радость—взволнованность и т. д.).

Исполняет песню естественным голосом с музыкальным сопровождением и без него, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой, в движении. Поет легко, напевно, мягко; протяжно, пропевая долгие звуки, без крика и напряжения; четко произносит слова в процессе пения; интонирует мелодию песни, передавая направление ее движения и ритмический рисунок. Выразительно исполняет песню в соответствии с заданным темпом, динамическими оттенками, с характером музыки (весело, радостно, ласково, грустно и т. д.), соло и в ансамбле, слушая друг друга, начиная и заканчивая пение одновременно со своими сверстниками.

Воспринимает музыку и двигается в соответствии с ее характером, начиная и заканчивая движение одновременно с музыкой и сопереживая ей; шагом, легким бегом, подпрыгивая, притопами на месте; подскоком врассыпную, по кругу, по одному; моталочкой вправо, влево; ходит хороводным шагом; сужая и расширяя круг и др.; по показу педагога и самостоятельно; с предметами и без них; самостоятельно меняя движение в соответствии со сменой частей музыкального произведения. Исполняет парные, образные танцы, водит хоровод, играет в музыкальные игры под инструментальную музыку и пение.

Моделирует музыкально-игровой образ разными способами образно-пластических действий (жестами, походками, позами), позволяющими передать его эмоциональное развитие. Свободно ориентируется в пространстве. Проявляет интерес к музицированию на детских музыкальных инструментах (дудочка, бубен, барабан, металлофон, ксилофон, треугольник). Называет детские музыкальные инструменты, определяя их по внешнему виду и тембру звучания (бубен, треугольник, металлофон, ксилофон), умеет пользоваться ими. Координирует движения рук в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Воспроизводит на металлофоне и ксилофоне звуки (высокие, низкие), динамику их звучания (громко, тихо); ритмы попевок (индивидуально) на инструментах (бубен, барабан, треугольник, металлофон, ксилофон и др.). Музицирует соло, дуэтом, в ансамбле детских музыкальных инструментов. Делится впечатлениями о понравившемся инструменте. 

Список использованной литературы:

1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2019. – 480 с.

Источник

 Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

 «Детский сад п. Пугачевский»

Педагогическая диагностика: оценка индивидуального развития дошкольника. Средняя группа.

Подготовила

 воспитатель первой категории

Терентьева С.Н.

Все мы хотим видеть наших малышей успешными во взрослой жизни и стремимся помочь им в этом. Для этого взрослым необходимо знать, что должен уметь  ребенок в каждый возрастной период. В средней группе детского сада восприятие ребенка становится более развитым. Он совершенствует его путем активного использования всех органов чувств- осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния.  Ребенок может самостоятельно сравнивать, группировать, классифицировать различные предметы. Он способен подбирать предметы не только по одному, но и по двум признакам; может упорядочить группы предметов по сенсорному признаку-цвету, форме, величине (высоте, длине, ширине); называет форму, на которую похожи окружающие его предметы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. 

Читайте также:  Периоды развития ребенка в утробе матери по месяцам

Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается авторами проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания 5 образовательных областей.        (слайд)

       При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

        Мониторинг я осуществляю  в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с ними на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Использую также  следующие методы : (слайд)

  • Наблюдение
  • Изучения продуктов деятельности   детей
  • Несложные эксперименты
  • Беседы, игры

Показатели развития детей фиксирую в таблице в начале и в конце учебного года в словесной форме

* не сформирован

* находится в стадии становления (частично сформирован);

*сформирован.(демонстрирую таблицы)

При заполнении диагностических таблиц можно провести «горизонтальный» (выводы по каждому ребенку) и «вертикальный» (выводы по задачам раздела) анализ. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Так как группа у меня разновозрастная, провожу диагностику по каждому возрасту отдельно. Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу.         В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделяю внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

        Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки я использую инструментарий, который представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдений.  Считаю, что большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом.  Приведу примеры описания инструментария по некоторым  образовательным областям в средней группе детского сада.

Образовательная область «Познавательное развитие». (слайд)

 Конкретизация области «Познавательное развитие представлена несколькими блоками:

  • Ознакомление с предметным окружением
  • Ознакомление социальным  миром
  • Ознакомление с миром природы.
  • ФЭМП
  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Так, например, с целью раскрыть уровень развития по разделу ознакомления с социальным миром провожу беседу «Семейная фотография» (слайд), где использую     сюжетную картинку, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).Задаю вопросы                       

  1. Покажи на картинке детей (дай им имена).
  2. Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.) 
  3. Чем вы любите заниматься всей семьей?
  4. Какой у тебя самый любимый праздник?
  5. Почему? И т. п.

Результат вижу в том, что ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

Раскрыть уровень знаний по разделу «Ознакомление миром природы» помогают дидактические игры «Собери урожай» (слайд), где оценивается уровень знаний об овощах и фруктах, «Где чей дом?» (слайд), «Охотник и пастух» (слайд), где оценивается уровень знаний о жизни диких и домашних животных, особенностях строения, поведения.

 Задаю уточняющие вопросы

— Кто такой охотник?

— Кто такой пастух?

Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом — домашние. Затем организую беседу по вопросам

— Почему человек заботится о домашних животных?

— :Какие домашние животные дают молоко?

— Какие домашние животные дают пух и шерсть?  

-Чем питаются?

Оцениваю умение называть детенышей диких и домашних животных(Слайд)

Во время прогулок и в образовательной деятельности наблюдаю как дети называют некоторые растения(слайд), умеют определять состояние погоды, выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе (слайд)

 Результаты наблюдений фиксирую в диагностических таблицах.

Проверить уровень сформированности знаний по «ФЭМП» помогают мне такие задания «Сосчитай кубики», «Прилетели бабочки» , которые позволяют проверить уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5;оцениваю умение составлять: группы из однородных предметов(слайд); по цвету(слайд); по форме(слайд); по величине(слайд); выделять один предмет из группы(слайд); понимание смысла обозначения вверху-внизу,слева-справа(слайд), т.е совершенствуется ориентация в пространстве, понимают смысл слов «утро», «день», «вечер», «ночь» (слайд), умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов . Для оценки уровня сформированности знаний по этому направлению использую дидактические игры «Посмотри вокруг» (слайд), «Где находится предмет», «Части суток», а также беседы и электронные тренинги.

Образовательная область «Речевое развитие» 

Включает в себя: развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь, приобщение к художественной литературе.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

  1. С целью выявить уровень сформированности грамматической стороны речи даю задание «Расскажи о мальчиках».      

   Использую материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один — чистый, аккуратный, веселый, второй — неряшливый, грустный.

  Предлагаю ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков.                                     Затем организовываю беседу по вопросам:

— Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?

— Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.)Почему?(Потому что испачкался)

— Быть неряшливым хорошо?

— А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?

— А какой мальчик тебе нравится? Почему?  И т.п.

В результате ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики

Чтобы выявить уровень сформированности связной речи, использую дидактическое упражнение «Сервируем стол».

  Предлагаю рассмотреть посуду и ответить на  вопросы.

  • Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)
  • Назови известные предметы посуды.

Результат: ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.

Показатели речевого развития помогает определить опытно-экспериментальная деятельность. Она дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Дети получают задание: «Как увидеть воздух?

Читайте также:  Развитие ребенка по методу колесникова

 Они предлагают варианты ответов — Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха.

Другие предлагают  надуть воздушный шарик. В результате эксперимента они делают вывод: как можно увидеть воздух? Что легче- воздух или вода?

Использую методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Форма проведения может быть индивидуальная, подгрупповая. Оцениваю умение поддерживать беседу, использует все части речи, понимает и употребляет слова антонимы

В развивающей среде в нашей группе представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.

В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:

-связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;

-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.

Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.

Для себя я поставила следующие задачи:

-развивать связную речь детей;

-научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;

-познакомить с простыми приемами запоминания;

-развивать логическое мышление;

-уметь формулировать свою мысль;

-уметь понимать речь окружающих.                

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); приобщение к искусству, конструктивная деятельность

В средней группе значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. слайд 

По данному направлению провожу  обследование: ребенку даю бумагу и прошу нарисовать сначала один предмет — дом. После этого прошу нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится. Оцениваю действия ребенка: как понимается задание, анализирую рисунок, как выполнен, есть ли предпосылки к предметному рисунку или выполнялось черкание.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. 

Для проведения обследования строю за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показываю постройку и прошу ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка прошу построить по показу. Оцениваю действия ребенка: как принимает  и понимание задания, умеет работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

Образовательная область «Физическое развитие».  (слайд)

В процессе разных видов деятельности я наблюдаю и оцениваю уровень физической подготовленности моих воспитанников. Показатели физического развития детей определяются не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры, утреннюю и коррегирующую гимнастику, индивидуальную работу с детьми

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (слайд)

Наблюдая за детьми, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем — в категорию «предпочитаемых», «принятых».

Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся». При заполнении         этого раздела я  наблюдаю за ребенком, а так же специально организую беседы, индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; оцениваю все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельную деятельность в сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке и многое другое

Приведу пример игры, используемые в средней группе для развития коммуникативных навыков.

«Вопрос- ответ»

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос  (например, «Где ты был в воскресенье?»- «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?»- «Ловишки» и т.д. Здесь я ставлю цель- развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

В среднем возрасте ребенок понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается. Так, например, после прочтения сказки «Два жадных медвежонка» (слайд) задаю вопрос «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно?

 Использую методы беседы,  создаю проблемную ситуацию .

25 % детей способны анализировать прочитанную сказку, дают оценку поведению лисы, характеризуют её поступок, делают выводы, 60% имеют частично сформированные представления  о поступках героев сказки, у 15% детей эти представления не сформированы.

И в заключении мне хотелось бы повести с вами упражнение на формирование социально коммуникативного взаимодействия, которое называется проводится в средней группе называется «Дружественная ладошка» (слайд).  Обратите внимание: перед вами лежит лист бумаги и фломастеры.

Сейчас обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент в виде рисунка вместо словесных пожеланий на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.  Дети  могут нарисовать солнце, улыбки, цветы или просто раскрасить палец руки в яркие тона многое другое для своих друзей.

 Выполнение задания участниками. Итак, сделаем вывод, что у всех наших участников уровень социально-коммуникативного сформирован.

Подведем итог. Все участники справились с заданием.

 — Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают нам в какой-то сложный момент. Спасибо за внимание. (слайд)

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года)
  2. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! –СПб.,2001.
  3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии.- М.,2005.
  4. Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста.- СП.б,2003.
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. –М.,2001.
  6. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию (4-5 лет)

Источник