Основные показатели развития ребенка 4 5 лет

Основные показатели развития ребенка 4 5 лет thumbnail

От автора: Каждый возраст уникален, в детстве уникален каждый год.

Особенности развития ребенка 4-5 лет.

Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному.  Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.

Развитие личности ребенка 4-5 лет.

Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Каждый ребенок по природе своей  хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку.  Поэтому важно как  со стороны родителей, так и со стороны педагогов  поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.

Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.

 В 4 года  начинается развитие и созрева­ние эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становят­ся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций — чуткость, доброта, чувство дружбы и постепен­но — чувство долга.

К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.

Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять  интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.

С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т.д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру ( страх к хищникам, любовь домашним животным  и т.д.)

В этот периода жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. 

Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

 Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения — познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.

Развитие психических процессов  в 4-5 лет.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко),  вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.

Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Читайте также:  Творчество для ребенка 5 лет

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).

Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).

В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы разных форм).

Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы), спортивные игры (мяч, прыгалка).

Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов (ложка: меч, лопата, машина и т.д.).

Ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т.д.

Творческие игры: рисование (карандашами и красками), пластилин (предпочтительно не очень мягкий), аппликация.

Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно  сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было?, что случилось и почему?. Если сказка не большая можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т.д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь и внутренний эмоциональный мир.

Компьютерные игры в этом возрасте пока не рекомендуется.

Средняя прибавка в росте составляет 5-7 см в год, прибавка в весе: 1.5-2 кг. Рост мальчиков в среднем: 100,3см, девочек: 99, 7 см. Вес в среднем 15,9-17.5 кг.

Скелет ребенка в этом возрасте остается достаточно гибким, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с эти не рекомендуется давать детям физические силовые упражнения. Длительное поддержание неправильной позы может вызвать нарушение осанки.

Сначала развиваются крупные мышечные группы, а затем мелкие, на основании этой особенности формируется образовательная программа. Не рекомнндуется ребенку в этом возрасте длительные занятия с карандашом (большой объем раскрашивания), у ребенка быстро наступает утомление и он теряет интерес к деятельности.

Частота сердечных сокращений в среднем 87-112 ударов в минуту. Развитие сердечно-сосудистой системы продолжается, сердечная мышца еще не окрепла и легко утомляется при сильной нагрузке. Это может выражаться в покраснении кожных покровов, учащенном дыхании, раскоординированности двиджений.

Происходит активное развитие органов чувств.

Нервная система в этом периоде жизни ребенка еще не совершенна, преобладает процесс возбуждения. И как результат, при изменении привычного уклада жизни, психологических и физических перегрузках часто появляются бурные эмоциональные реакции с последующим несоблюдением норм поведения. В этом возрасте еще трудно просто объяснить ребенку, что можно, а что нельзя. Необходимо постоянно упражнять их в нормативных поступках.

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
  7.     Адель Фабер, Элейн Мазлиш, «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
  8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».

Источник

Основные показатели развития ребенка 4 5 летФизическое развитие

Внешние проявления физического развития – рост и вес. В таблице приведены показатели для нормально развитых детей четырехлетнего возраста.

Тип телосложенияРост (см)Вес (кг)
Большой106,3 – 114,215,6 – 19,7
Средний102,6 – 106,215,3 – 18,5
Маленький96,2 – 101,211,5 – 15,0

К четырем годам у ребенка выросли все 20 молочных зубов, а в пять лет начинается прорезывание первых постоянных коренных зубов.

К этому возрасту ребенок должен уметь ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление и темп бега; перешагивать через предметы; ползать на четвереньках, лазать по шведской стенке произвольным способом; энергично отталкиваться в прыжках на обеих ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м; бросать мяч обеими руками от груди, из-за головы, вниз об пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Развитие речи

Главное направление на пятом году жизни – освоение связной монологической речи, начинается взрыв словотворчества.

Современный ребенок к 4 – 4,5 годам при правильном развитии овладевает родным языком, говорит связно, правильно излагает сказки, знает и читает наизусть небольшие стихи. Он произносит почти все звуки (до 5 лет допускается искажение только звука «р»), воспроизводит многосложные слова. Словарный запас составляет от 4 – 4,5 тыс. слов.

Читайте также:  Что давать при влажном кашле ребенку 5 лет

При раннем типе развития дети инициативны в общении со взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают знакомые сказки, сочиняют небольшие истории по набору игрушек, картинкам, придумывают слова и рифмы. Менее активные дети не проявляют инициативы в общении со взрослыми, но откликаются на его предложения, играют со звуками и слова по побуждению педагога в игровых проблемных ситуациях. Ребенок делит на слоги двух- и трехсложные слова: сани, малина (взрослый говорит не слог, а часть слова), определяет первый и последний звуки в словах; может произвольно регулировать силу голоса, темп и ритм речи, дыхание, использовать разнообразные интонации. Понимает термины «слово», «звук», «буква» при выполнении упражнений. В этом возрасте ребенок уже согласует слова в роде, числе и падеже, употребляет предложения с однородными членами.

Если ребенок плохо для своего возраста владеет речью, обязательно обратитесь к логопеду.

Ознакомление с окружающим миром

Ребенок знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества своих родителей, дедушек и бабушек, няни, воспитателей. Знает названия 2-3 деревьев и цветов, отличительные особенности внешнего вида нескольких животных (домашних и диких), называет детенышей домашних животных.

Различает и называет окружающие его предметы, знает их назначение, существенные детали и части, их величину, цвет и форму. Понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, мебель, обувь, транспорт, посуда. Называет времена года и состояние погоды.

К четырем годам ребенок внимательно слушает не мене 10 минут литературные тексты, пересказывает содержание художественных произведений по наводящим вопросам, знает много стихов. Воспринимает иллюстрации к книгам, предметы народно-прикладного творчества, с удовольствием рассматривает картины, скульптуры.

Изобразительная деятельность

Ребенок знает и называет цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, розовый). Правильно работает с карандашом и кистью, подбирает цвет, соответствующий предмету, изображает простейшие предметы и явления, использует прямые, круглые, наклонные, длинные, короткие и пересекающиеся линии, закрашивает предметы в пределах контура.

Лепит из глины или пластилина предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой или разной формы, используя приемы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краев формы кончиками пальцев. В аппликации умеет пользоваться клеем, наклеивать готовые формы.

Конструирование

Ребенок называет основные детали строительного материала (конструктора), располагает пластины, кирпичики, кубики вертикально и горизонтально, изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими, различает части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).

Музыкальное воспитание

Ребенок знает и называет некоторые музыкальные инструменты: барабан, фортепиано, гитара, металлофон, скрипка. Умеет слушать небольшие музыкальные произведения от начала до конца, узнавать на слух знакомые мелодии и песни, подпевать. Различает звуки по высоте (в пределах октавы), замечает изменения в звучании (тихо – громко), поет под музыку и без музыки, танцует.

Элементарные математические представления

Ребенок знает понятия «много» и «один», сравнивает группы предметов, используя приемы наложения и приложения; выражает словами каких предметов больше (меньше), каких поровну. Сравнивает два предмета разные по величине (длине, высоте), выражает словами какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже). Узнает, называет и соотносит предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Понимает слова: верх, низ, слева, справа, направо. Знает порядковый счет до десяти и цифры до 5.

Эмоциональное развитие и культура поведения

Ребенок здоровается и прощается, умеет благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь, внимание, пользуется словами «спасибо», «пожалуйста», бережно относится к игрушкам, книгам и вещам; убирает их на место. Соблюдает элементарные правила поведения в туалете, ванной комнате, за столом, на улице, в гостях. Умеет вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.

Ребенок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменения настроения окружающих, близких, проявляет сочувствие и внимание.

Он способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу». Переживания эмпатийного характера и эмоциональная экспрессия (выражение печали, радости) становятся регуляторами поведения и общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Источник

Показатели развития ребенка 4-5 года жизни

Навыки социализации и коммуникации:

  1. Ведет себя в соответствии с правилами культурного поведения на улице и в помещении.
  2. Не разрушает сделанного другими.
  3. Выбрасывает мусор в предназначенное для этого место.
  4. Бережно относится к вещам и игрушкам.
  5. Разбирает постройки конструктора и аккуратно складывает детали в коробку.
  6. Выходя из-за стола, тихо задвигает стул, благодарит взрослых.
  7. Самостоятельно одевается и раздевается.
  8. Аккуратно складывает и вешает одежду в шкафчик.
  9. С помощью взрослых приводит в порядок свою одежду и обувь (чистит, просушивает).
  10. Самостоятельно поддерживает порядок и чистоту в помещении и на участке.
  11. Ухаживает за животными и растениями.
  12. Здоровается и прощается со сверстниками и взрослыми.
  13. Называет старших по имени и отчеству, сверстников по имени.
  14. Делится игрушками.
  15. Уступает в спорах.
  16.  С удовольствием помогает сверстникам, вежливо отвечает на просьбу, вопрос.
  17. Приходит на защиту обиженного.
  18. Не пререкается, не кричит при общении с взрослыми.
  19. Выполняет поручения взрослых, предлагает свою по

Общая осведомленность и речевое развитие:

  1. Имеет представлениео понятиях Россия,Родина
  2. Имеет представление об армии, охраняющей нашу Родину
  3. Знает  и различает разные виды транспортных средств.
  4. Различает и называет время суток.
  5. Знает о глине (пластилине) и его свойствах, умеет им пользоваться.
  6. Имеет представления о выращивании растений из семян.
  7. Знает названия 3-4-х деревьев, одного кустарника, 3-4-х травянистых растений, 2-х комнатных растений.
  8. Имеет представления о жизни домашних и диких животных, о пользе, о труде людей.
  9. Различает по голосам 2-3 птицы.
  10.  Владеет обобщающими понятиями: транспорт, головные уборы, продукты питания, домашние животные, звери, птицы.
  11.  Называет геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал, ромб.
  12.  Считает в пределах 5 (количественный счет).
  13.  Отвечает на вопрос «сколько всего ?»
  14.  Сравнивает две группы предметов, используя счет.
  15.  Сравнивает пять предметов разной длины, ширины, высоты; понимает соотношение между ними.
  16.  Определяет направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
  17.  Находит закономерности расположения чисел и продолжать их ряд.
  18.  Знает названия некоторых профессий (врач, повар, шофер, парикмахер, продавец, учитель).
  19.  Подбирает антонимы к существительным (плохой – хороший, чистый — грязный).
  20.  Образовывает уменьшительно-ласкательную форму существительных и прилагательных.
  21.  Добавляет недостающее слово в предложении нужной грамматической формы.
  22.  Образовывает качественные и относительные прилагательные от существительных (Доброта – добрый, Сила — сильный).
  23. Согласовывает числительные с существительными (4 карандаша, 5 мячей, 7 елок и т.п.).
  24. Пересказывает короткие сказки, рассказы.
  25.  Правильно произносит все звуки родного языка.
  26.  Употребляет слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста и т.п.).
  27.  Знает правила работы с карандашом, кистью, с красками, глиной и выполняет их.
Читайте также:  Самолет для ребенка 5 лет

Развитие моторно-двигательной сферы:

  1. Пользуется карандашом, кистью.
  2. Владеет навыками скатывания (глины, пластилина) прямыми и круговыми движениями, расплющивания, соединения в виде кольца, защипывания края формы.
  3. Лепит предметы из нескольких частей, соединяя их между собой примазыванием, прижиманием.
  4. Лепит предметы, состоящие из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания.
  5. Владеет навыками загибания края расплющенной формы.
  6. Лепит предметы полой формы, используя приемы вдавливания и оттягивания краев, уравнивая их пальцами.
  7. Обрабатывает поверхность глиняной формы приемом разглаживания смоченными в воде пальцами.
  8. Правильно держит и действует ножницы.
  9.  Режет по диагонали квадрат и прямоугольник, делает косые срезы.
  10.  Вырезает круг из квадрата, овал из квадрата и прямоугольника.
  11.  Складывает лист бумаги по показу (оригами: «лодочка», «вертушка»).
  12.  Пользуется ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.
  13. Лазает по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой.
  14. Ползает разными способами: опираясь на кисти рук, колени, и пальцы ног, на стопы и ладони, на животе, подтягиваясь руками.
  15. Принимает правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляется.
  16. Прыгает в длину с места на расстояние не менее 70 см.
  17. Ловит мяч кистями рук с расстояния 1,5 м.
  18. Принимает правильное исходное положение при метании, метает предметы разными способами правой и левой рукой.
  19.  Отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
  20.  Сохраняет равновесие по ограниченной площади опоры.
  21.  Строится в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
  22. Ходит и бегает легко, ритмично, сохраняя направление и темп.
  23.  Прыгает через короткую скакалку.
  24.  Бегает на скорость 20 м за 5,5-6 сек.
  25.  Выполняет танцевальные движения: пружинку, подскоки.
  26.  Двигается в паре по кругу, кружиться один и в паре.
  27.  Выполняет движения с предметами (с ленточками, куклами).

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Замечает выразительность формы в произведениях изобразительного искусства.
  2. Передает в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотнося их по величине.
  3. Замечает сочетание красок в произведениях изобразительного искусства.
  4. Замечает расположение элементов узора в произведениях изобразительного искусства.
  5. Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа.
  6. Создает узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы.
  7. Рисует по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
  8. В лепке украшает изделие методом налепа, узорами.
  9. Лепит животных, передавая их характерные особенности.
  10. В аппликации составляет узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розетке.
  11. Самостоятельно выбирает способы изображения при создании выразительных образов.
  12. Внимательно слушает музыкальное произведение, чувствует его характер, передает в движении.
  13. Знает об особенностях музыкальной речи (мелодии, ритме, тембре, динамике, регистре, о 2-частной структуре пьесы).
  14. Различает два вида музыкального искусства: инструментальное и вокальное.
  15. Узнает песни по мелодии, ритму.
  16. Поет протяжно, подвижно, четко произносит слова.
  17. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с 2-частной формой музыкального произведения.
  18. Инсценирует (совместно с взрослым) песни, хороводы.
  19. Знает и выделяет звучание отдельных музыкальных инструментов (рояль, скрипка, аккордеон, гитара, флейта).
  20. Самостоятельно высказываться о содержании песен, хороводов, предлагать свои модели.
  21. Сочиняет элементарное инструментальное сопровождение к песенным и стихотворным текстам.
  22. Придумывает танцевальные движения.
  23. Изображает свое эмоциональное состояние.

Выполняет здоровьесберегающие мероприятия:

  1. Самостоятельно и своевременно приводит в порядок свою одежду и обувь (моет, чистит и просушивает).
  2. Самостоятельно и аккуратно моет руки (по мере загрязнения, после пользования туалетом), лицо, умеет правильно пользоваться мылом и вытираться полотенцем.
  3. Пользуется расческой, носовым платком, и чистить зубы.
  4. При кашле, чихании отворачивается, прикрывает рот носовым платком.
  5. Следит за своим внешним видом, опрятен.
  6. Пищу берет понемногу, тщательно её пережевывает, ест бесшумно.
  7. Во время приема пищи сохраняет правильную осанку за столом.
  8. Имеет представление о том, что вредно и что полезно для организма (замерзать вредно, дышать свежим воздухом полезно и т.п.).
  9. Имеет представление о диетическом питании.
  10.  Получает удовольствие от занятий физкультурой, от подвижных и спортивных игр.
  11.  Катается на самокате.
  12.  Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, футбол, хоккей.
  13.  Ходит на лыжах скользящим шагом на дистанцию 500 м.
  14.  Описывает свое состояние при недомогании (насморк, головная боль, болит живот, тошнит и т.п.).
  15.  Без страха идет на прием к врачу.

 Развитие навыков моделирования:

  1. Использует при моделировании строительные детали, природный и бросовый материал с учетом их конструктивных свойств.
  2. Преобразует постройки и поделки в соответствии с заданием воспитателя.
  3. Создает постройки и поделки по рисунку из пластмассового, деревянного конструкторов, из природного и бросового материала.
  4. Создает макет групповой комнаты в уменьшенном масштабе, используя мелкую игрушечную мебель.
  5. Моделирует костюмы для кукол и конструирует их из кусочков ткани.

Источник