Основные показатели развития ребенка 4 5 лет
От автора: Каждый возраст уникален, в детстве уникален каждый год.
Особенности развития ребенка 4-5 лет.
Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному. Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
Развитие личности ребенка 4-5 лет.
Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.
Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. Поэтому важно как со стороны родителей, так и со стороны педагогов поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.
Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.
В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций — чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно — чувство долга.
К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.
Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.
С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т.д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру ( страх к хищникам, любовь домашним животным и т.д.)
В этот периода жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.
У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.
Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения — познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.
Развитие психических процессов в 4-5 лет.
В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).
Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.
Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.
В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.
У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.
Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).
Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).
Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).
В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.
Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов
Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы разных форм).
Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы), спортивные игры (мяч, прыгалка).
Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов (ложка: меч, лопата, машина и т.д.).
Ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т.д.
Творческие игры: рисование (карандашами и красками), пластилин (предпочтительно не очень мягкий), аппликация.
Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было?, что случилось и почему?. Если сказка не большая можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т.д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь и внутренний эмоциональный мир.
Компьютерные игры в этом возрасте пока не рекомендуется.
Средняя прибавка в росте составляет 5-7 см в год, прибавка в весе: 1.5-2 кг. Рост мальчиков в среднем: 100,3см, девочек: 99, 7 см. Вес в среднем 15,9-17.5 кг.
Скелет ребенка в этом возрасте остается достаточно гибким, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с эти не рекомендуется давать детям физические силовые упражнения. Длительное поддержание неправильной позы может вызвать нарушение осанки.
Сначала развиваются крупные мышечные группы, а затем мелкие, на основании этой особенности формируется образовательная программа. Не рекомнндуется ребенку в этом возрасте длительные занятия с карандашом (большой объем раскрашивания), у ребенка быстро наступает утомление и он теряет интерес к деятельности.
Частота сердечных сокращений в среднем 87-112 ударов в минуту. Развитие сердечно-сосудистой системы продолжается, сердечная мышца еще не окрепла и легко утомляется при сильной нагрузке. Это может выражаться в покраснении кожных покровов, учащенном дыхании, раскоординированности двиджений.
Происходит активное развитие органов чувств.
Нервная система в этом периоде жизни ребенка еще не совершенна, преобладает процесс возбуждения. И как результат, при изменении привычного уклада жизни, психологических и физических перегрузках часто появляются бурные эмоциональные реакции с последующим несоблюдением норм поведения. В этом возрасте еще трудно просто объяснить ребенку, что можно, а что нельзя. Необходимо постоянно упражнять их в нормативных поступках.
- Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
- Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
- Людмила Петрановская, «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
- Мария Осорина, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
- 5. Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии»
- Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
- Адель Фабер, Элейн Мазлиш, «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
- Росс Грин, «Взрывной ребенок».
Источник
Физическое развитие
Внешние проявления физического развития – рост и вес. В таблице приведены показатели для нормально развитых детей четырехлетнего возраста.
Тип телосложения | Рост (см) | Вес (кг) |
Большой | 106,3 – 114,2 | 15,6 – 19,7 |
Средний | 102,6 – 106,2 | 15,3 – 18,5 |
Маленький | 96,2 – 101,2 | 11,5 – 15,0 |
К четырем годам у ребенка выросли все 20 молочных зубов, а в пять лет начинается прорезывание первых постоянных коренных зубов.
К этому возрасту ребенок должен уметь ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление и темп бега; перешагивать через предметы; ползать на четвереньках, лазать по шведской стенке произвольным способом; энергично отталкиваться в прыжках на обеих ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м; бросать мяч обеими руками от груди, из-за головы, вниз об пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Развитие речи
Главное направление на пятом году жизни – освоение связной монологической речи, начинается взрыв словотворчества.
Современный ребенок к 4 – 4,5 годам при правильном развитии овладевает родным языком, говорит связно, правильно излагает сказки, знает и читает наизусть небольшие стихи. Он произносит почти все звуки (до 5 лет допускается искажение только звука «р»), воспроизводит многосложные слова. Словарный запас составляет от 4 – 4,5 тыс. слов.
При раннем типе развития дети инициативны в общении со взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают знакомые сказки, сочиняют небольшие истории по набору игрушек, картинкам, придумывают слова и рифмы. Менее активные дети не проявляют инициативы в общении со взрослыми, но откликаются на его предложения, играют со звуками и слова по побуждению педагога в игровых проблемных ситуациях. Ребенок делит на слоги двух- и трехсложные слова: сани, малина (взрослый говорит не слог, а часть слова), определяет первый и последний звуки в словах; может произвольно регулировать силу голоса, темп и ритм речи, дыхание, использовать разнообразные интонации. Понимает термины «слово», «звук», «буква» при выполнении упражнений. В этом возрасте ребенок уже согласует слова в роде, числе и падеже, употребляет предложения с однородными членами.
Если ребенок плохо для своего возраста владеет речью, обязательно обратитесь к логопеду.
Ознакомление с окружающим миром
Ребенок знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества своих родителей, дедушек и бабушек, няни, воспитателей. Знает названия 2-3 деревьев и цветов, отличительные особенности внешнего вида нескольких животных (домашних и диких), называет детенышей домашних животных.
Различает и называет окружающие его предметы, знает их назначение, существенные детали и части, их величину, цвет и форму. Понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, мебель, обувь, транспорт, посуда. Называет времена года и состояние погоды.
К четырем годам ребенок внимательно слушает не мене 10 минут литературные тексты, пересказывает содержание художественных произведений по наводящим вопросам, знает много стихов. Воспринимает иллюстрации к книгам, предметы народно-прикладного творчества, с удовольствием рассматривает картины, скульптуры.
Изобразительная деятельность
Ребенок знает и называет цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, розовый). Правильно работает с карандашом и кистью, подбирает цвет, соответствующий предмету, изображает простейшие предметы и явления, использует прямые, круглые, наклонные, длинные, короткие и пересекающиеся линии, закрашивает предметы в пределах контура.
Лепит из глины или пластилина предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой или разной формы, используя приемы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краев формы кончиками пальцев. В аппликации умеет пользоваться клеем, наклеивать готовые формы.
Конструирование
Ребенок называет основные детали строительного материала (конструктора), располагает пластины, кирпичики, кубики вертикально и горизонтально, изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими, различает части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).
Музыкальное воспитание
Ребенок знает и называет некоторые музыкальные инструменты: барабан, фортепиано, гитара, металлофон, скрипка. Умеет слушать небольшие музыкальные произведения от начала до конца, узнавать на слух знакомые мелодии и песни, подпевать. Различает звуки по высоте (в пределах октавы), замечает изменения в звучании (тихо – громко), поет под музыку и без музыки, танцует.
Элементарные математические представления
Ребенок знает понятия «много» и «один», сравнивает группы предметов, используя приемы наложения и приложения; выражает словами каких предметов больше (меньше), каких поровну. Сравнивает два предмета разные по величине (длине, высоте), выражает словами какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже). Узнает, называет и соотносит предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Понимает слова: верх, низ, слева, справа, направо. Знает порядковый счет до десяти и цифры до 5.
Эмоциональное развитие и культура поведения
Ребенок здоровается и прощается, умеет благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь, внимание, пользуется словами «спасибо», «пожалуйста», бережно относится к игрушкам, книгам и вещам; убирает их на место. Соблюдает элементарные правила поведения в туалете, ванной комнате, за столом, на улице, в гостях. Умеет вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.
Ребенок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменения настроения окружающих, близких, проявляет сочувствие и внимание.
Он способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу». Переживания эмпатийного характера и эмоциональная экспрессия (выражение печали, радости) становятся регуляторами поведения и общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Источник
Показатели развития ребенка 4-5 года жизни
Навыки социализации и коммуникации:
- Ведет себя в соответствии с правилами культурного поведения на улице и в помещении.
- Не разрушает сделанного другими.
- Выбрасывает мусор в предназначенное для этого место.
- Бережно относится к вещам и игрушкам.
- Разбирает постройки конструктора и аккуратно складывает детали в коробку.
- Выходя из-за стола, тихо задвигает стул, благодарит взрослых.
- Самостоятельно одевается и раздевается.
- Аккуратно складывает и вешает одежду в шкафчик.
- С помощью взрослых приводит в порядок свою одежду и обувь (чистит, просушивает).
- Самостоятельно поддерживает порядок и чистоту в помещении и на участке.
- Ухаживает за животными и растениями.
- Здоровается и прощается со сверстниками и взрослыми.
- Называет старших по имени и отчеству, сверстников по имени.
- Делится игрушками.
- Уступает в спорах.
- С удовольствием помогает сверстникам, вежливо отвечает на просьбу, вопрос.
- Приходит на защиту обиженного.
- Не пререкается, не кричит при общении с взрослыми.
- Выполняет поручения взрослых, предлагает свою по
Общая осведомленность и речевое развитие:
- Имеет представлениео понятиях Россия,Родина
- Имеет представление об армии, охраняющей нашу Родину
- Знает и различает разные виды транспортных средств.
- Различает и называет время суток.
- Знает о глине (пластилине) и его свойствах, умеет им пользоваться.
- Имеет представления о выращивании растений из семян.
- Знает названия 3-4-х деревьев, одного кустарника, 3-4-х травянистых растений, 2-х комнатных растений.
- Имеет представления о жизни домашних и диких животных, о пользе, о труде людей.
- Различает по голосам 2-3 птицы.
- Владеет обобщающими понятиями: транспорт, головные уборы, продукты питания, домашние животные, звери, птицы.
- Называет геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал, ромб.
- Считает в пределах 5 (количественный счет).
- Отвечает на вопрос «сколько всего ?»
- Сравнивает две группы предметов, используя счет.
- Сравнивает пять предметов разной длины, ширины, высоты; понимает соотношение между ними.
- Определяет направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
- Находит закономерности расположения чисел и продолжать их ряд.
- Знает названия некоторых профессий (врач, повар, шофер, парикмахер, продавец, учитель).
- Подбирает антонимы к существительным (плохой – хороший, чистый — грязный).
- Образовывает уменьшительно-ласкательную форму существительных и прилагательных.
- Добавляет недостающее слово в предложении нужной грамматической формы.
- Образовывает качественные и относительные прилагательные от существительных (Доброта – добрый, Сила — сильный).
- Согласовывает числительные с существительными (4 карандаша, 5 мячей, 7 елок и т.п.).
- Пересказывает короткие сказки, рассказы.
- Правильно произносит все звуки родного языка.
- Употребляет слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста и т.п.).
- Знает правила работы с карандашом, кистью, с красками, глиной и выполняет их.
Развитие моторно-двигательной сферы:
- Пользуется карандашом, кистью.
- Владеет навыками скатывания (глины, пластилина) прямыми и круговыми движениями, расплющивания, соединения в виде кольца, защипывания края формы.
- Лепит предметы из нескольких частей, соединяя их между собой примазыванием, прижиманием.
- Лепит предметы, состоящие из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания.
- Владеет навыками загибания края расплющенной формы.
- Лепит предметы полой формы, используя приемы вдавливания и оттягивания краев, уравнивая их пальцами.
- Обрабатывает поверхность глиняной формы приемом разглаживания смоченными в воде пальцами.
- Правильно держит и действует ножницы.
- Режет по диагонали квадрат и прямоугольник, делает косые срезы.
- Вырезает круг из квадрата, овал из квадрата и прямоугольника.
- Складывает лист бумаги по показу (оригами: «лодочка», «вертушка»).
- Пользуется ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.
- Лазает по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой.
- Ползает разными способами: опираясь на кисти рук, колени, и пальцы ног, на стопы и ладони, на животе, подтягиваясь руками.
- Принимает правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляется.
- Прыгает в длину с места на расстояние не менее 70 см.
- Ловит мяч кистями рук с расстояния 1,5 м.
- Принимает правильное исходное положение при метании, метает предметы разными способами правой и левой рукой.
- Отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
- Сохраняет равновесие по ограниченной площади опоры.
- Строится в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
- Ходит и бегает легко, ритмично, сохраняя направление и темп.
- Прыгает через короткую скакалку.
- Бегает на скорость 20 м за 5,5-6 сек.
- Выполняет танцевальные движения: пружинку, подскоки.
- Двигается в паре по кругу, кружиться один и в паре.
- Выполняет движения с предметами (с ленточками, куклами).
Художественно-эстетическое развитие:
- Замечает выразительность формы в произведениях изобразительного искусства.
- Передает в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотнося их по величине.
- Замечает сочетание красок в произведениях изобразительного искусства.
- Замечает расположение элементов узора в произведениях изобразительного искусства.
- Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа.
- Создает узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы.
- Рисует по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
- В лепке украшает изделие методом налепа, узорами.
- Лепит животных, передавая их характерные особенности.
- В аппликации составляет узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розетке.
- Самостоятельно выбирает способы изображения при создании выразительных образов.
- Внимательно слушает музыкальное произведение, чувствует его характер, передает в движении.
- Знает об особенностях музыкальной речи (мелодии, ритме, тембре, динамике, регистре, о 2-частной структуре пьесы).
- Различает два вида музыкального искусства: инструментальное и вокальное.
- Узнает песни по мелодии, ритму.
- Поет протяжно, подвижно, четко произносит слова.
- Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с 2-частной формой музыкального произведения.
- Инсценирует (совместно с взрослым) песни, хороводы.
- Знает и выделяет звучание отдельных музыкальных инструментов (рояль, скрипка, аккордеон, гитара, флейта).
- Самостоятельно высказываться о содержании песен, хороводов, предлагать свои модели.
- Сочиняет элементарное инструментальное сопровождение к песенным и стихотворным текстам.
- Придумывает танцевальные движения.
- Изображает свое эмоциональное состояние.
Выполняет здоровьесберегающие мероприятия:
- Самостоятельно и своевременно приводит в порядок свою одежду и обувь (моет, чистит и просушивает).
- Самостоятельно и аккуратно моет руки (по мере загрязнения, после пользования туалетом), лицо, умеет правильно пользоваться мылом и вытираться полотенцем.
- Пользуется расческой, носовым платком, и чистить зубы.
- При кашле, чихании отворачивается, прикрывает рот носовым платком.
- Следит за своим внешним видом, опрятен.
- Пищу берет понемногу, тщательно её пережевывает, ест бесшумно.
- Во время приема пищи сохраняет правильную осанку за столом.
- Имеет представление о том, что вредно и что полезно для организма (замерзать вредно, дышать свежим воздухом полезно и т.п.).
- Имеет представление о диетическом питании.
- Получает удовольствие от занятий физкультурой, от подвижных и спортивных игр.
- Катается на самокате.
- Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, футбол, хоккей.
- Ходит на лыжах скользящим шагом на дистанцию 500 м.
- Описывает свое состояние при недомогании (насморк, головная боль, болит живот, тошнит и т.п.).
- Без страха идет на прием к врачу.
Развитие навыков моделирования:
- Использует при моделировании строительные детали, природный и бросовый материал с учетом их конструктивных свойств.
- Преобразует постройки и поделки в соответствии с заданием воспитателя.
- Создает постройки и поделки по рисунку из пластмассового, деревянного конструкторов, из природного и бросового материала.
- Создает макет групповой комнаты в уменьшенном масштабе, используя мелкую игрушечную мебель.
- Моделирует костюмы для кукол и конструирует их из кусочков ткани.
Источник