Основные периоды функционального развития ребенка неврология

Основные периоды функционального развития ребенка неврология thumbnail
Основные периоды функционального развития ребенка неврология

ТОП 10:

Детство человека имеет наибольшую длительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии, поистине грандиозен. От беспомощного существа со скудным набором реакций, до всемогущего, наделенного разумом человека — такова возрастная эволюция мозга. Наиболее ответственными этапами этого пути являются первые 2—3 года жизни.

Первый год жизни ребенка — период наиболее интенсивного формирования двигательных навыков. Тогда же закладываются основы психической деятельности, поэтому знание главных этапов становления психофизического развития позволит своевременно диагностировать различные отклонения.

Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У новорожденного преобладают импульсивные движения, которые тормозятся к концу 1-го месяца жизни в результате развития зрительного и слухового сосредоточения, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1—3 мес жизни идет дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в деятельность мышцы-антагонисты. С 3 до 6 мес появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы в известной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важным является усложнение акта хватания. В период с 6 до 12 мес возникают более сложные, координированные движения. Постепенно удлиняются периоды спокойного бодрствования.

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражений, их монотонность заметно сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в этот период происходит так называемое первичное обучение, т. е. формируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

Период первичного обучения является в известном смысле критическим, так как если ребенок не получает в это время достаточного количества информации, дальнейшее приобретение навыков заметно затрудняется.

Вероятно, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых нуждаются в уточнении. Во всяком случае, широко известен факт, что дети, достигшие 8—10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут овладеть речью и многими другими человеческими навыками. Следовательно, можно предполагать существование периодов наибольшей готовности к усвоению тех или иных навыков. Вне этих периодов обучение затруднено или невозможно.

Весьма своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является способность к обучению при помощи «запечатлевания» (импринтинга). Импринтинг обнаруживается в первые дни жизни, причем наиболее ярко у птиц. Например, только что вылупившиеся из яиц гусята имеют тенденцию следовать за любым движущимся предметом, издающим негромкие звуки. На месте такого предмета обычно оказывается их мать, но если это человек, то гусята следуют за ним. Впоследствии образ этого человека фиксируется и стоит ему пройти мимо гусиного выводка, как гусята покидают мать и устремляются за ним. Если же опыт по запечатлеванию провести на 2-й неделе жизни, то подобная установка уже не вырабатывается. По-видимому, импринтинг существует и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого еще не найдено.

К концу 1-го года или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством трехмерности пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые восприятия, вырабатывает важные навыки активного познания мира. На этом этапе нередко моторное развитие связано с речевым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации указанных функций.

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также формированию чувства «Я», т. е. выделению себя из окружающего мира. Впоследствии это чувство может в известной степени гипертрофироваться, приводя к появлению своеобразного, наивного раннедетского эгоизма.

В возрасте до 2-21/2 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пубертатным периодом, поскольку наблюдается значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно сформированное чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя и небольшой, но свой собственный жизненный опыт, отмечается очень сильная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. Это упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этом возрастном периоде могут наблюдаться различные невротические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 6—8 лет ребенок вступает в новый ответственный период, называемый вторым пубертатным. У ребенка уже хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время у него нет еще достаточной самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникать отклонения, связанные с недостаточной психологической подготовленностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для дифференцировки подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.

Истинный пубертатный период (12—16 лет) также сопровождается значительными изменениями в поведении подростка. Движения становятся неловкими, резкими, порывистыми; порывистость обнаруживается и в психологических процессах. Стремление быть взрослым может проявляться в подражании привычкам взрослых, в ниспровержении всех авторитетов, активном сопротивлении любым мерам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этом периоде вегетативная регуляция несовершенна: отмечаются избыточная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Явления акселерации, наблюдавшиеся в последние десятилетия, вероятно, оказывают влияние и на формирование нервно-психических функций. Однако соматическое развитие в пубертатном периоде несколько опережает нервно-психическое, что может приводить к функциональным расстройствам нервной системы.

Окончательное формирование нервной системы в основном завершается к 18—20 годам. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга приближается к таковой у взрослого примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе имеет большое клиническое значение.

Говоря о патологии нервной системы у детей, следует иметь в виду не болезнь вообще, а конкретный возрастной период, в котором находится ребенок. Частота многих заболеваний нервной системы в различных возрастных периодах неодинакова. Кроме того, одни и те же заболевания могут иметь заметные клинические различия в зависимости от возраста больного. Методы неврологического обследования также должны быть адаптированы к возрастным особенностям.



Источник

Детство человека имеет наибольшую продолжительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии действительно грандиозный. От беспомощного малыша с минимальным набором реакций к всемогущей, наделенного разумом человека — такая возрастная эволюция мозга. Самый ответственный этап этого пути есть первые 2-3 года жизни.

Первый год жизни ребенка — период интенсивного формирования двигательных навыков. В это же время закладываются и основы психологической деятельности.

Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У ребенка преобладают импульсивные движения, которые тормозятся до конца 1-го месяца жизни вследствие развития зрительных и слуховых сосредоточений, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1-3 месяцев жизни происходит дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в действие мышцы-антагонисты. С 3 до 6 месяцев появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы при определенной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важно также осложнения акта хватания. В период с 6 до 12 месяцев возникают сложные, более координированные движения. Постепенно увеличивается период спокойного бодрствования.

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельного хождения, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятия различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражителей, их однообразие сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в настоящее время происходит так называемое первичное обучение, то есть формируются «нейронные ансамбли», которые в будущем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

Период первичного обучения является в какой-то мере критическим, ведь если ребенок не получит в это время достаточного количества информации, то дальнейшее усвоение навыков заметно затрудняется.

Наверное, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых требуют уточнения. Во всяком случае хорошо известный факт, что дети, достигшие 8-10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут освоить язык и другие человеческие навыки. Соответственно, можно предположить существование периодов наивысшей готовности к усвоению тех или иных навыков. За этими периодами обучения затруднено или невозможно.

Довольно своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является обучаемость с помощью «фиксирование» (имбринтингу). Имбринтинг проявляется в первые дни жизни, к тому же ярко у птиц. Например, гусята что только что вылупившихся из яйца, имеют тенденцию следовать любым предметом что движется и издает негромкие звуки. На месте такого предмета чаще оказывается их иметь, но если это человек, то гусята двигаются по ней. В дальнейшем образ этого человека фиксируется и стоит ей пройти мимо гусят, как они покидают мать и следуют за человеком. Если же опыт по фиксации провести на 2-й неделе жизни, то такая установка уже не производится. Очевидно, имбридинг есть и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого пока не найдено.

К концу первого года, или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощущая их на ощупь и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые ощущения, производит важные навыки активного восприятия мира. На этом этапе нередко двигательный развитие связано с языковым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он владеет языком, хотя возможны и отклонения в форме диссоциации указанных функций.

Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует формированию чувства «Я», т.е. выделению себя из окружающего мира. В дальнейшем это ощущение может гипертрофироваться в определенной мере и вызвать появление своеобразного наивного раннедетского эгоизма.

В возрасте до 2-2, 5 лет ребенок, как правило, коммуникабельная, дружелюбная, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пуберантним периодом, потому что происходит значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым несогласованием нейроэндокринной и сердечно-сосудистой регуляции. В психологическом плане наблюдается достаточно сформировано чувство «Я». У ребенка, уже овладел фразовым языком и имеет пусть небольшой но собственный жизненный опыт, отмечается очень сильное влечение к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятна родителям. Эта упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этот возрастной период могут наблюдаться различные неврологические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 6-8 лет ребенок вступает в новый ответственный период называется вторым пуберантним. У ребенка уже хорошо развита моторика и речь, она точно умеет анализировать ситуацию, у нее уже развитое чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время нет у нее чувство самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности наблюдаются игровые элементы. При поступлении в школу могут наблюдаться отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать умственную отсталость, слабую сообразительность, пониженную память. Для дифференциации подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.

Истинный пубертатный период (12-16 лет) тоже сопровождается значительными изменениями в поведении подростков. Движения становятся угловатыми, резкими, порывистыми; порывистость прослеживается и в психологических процессах. Желание быть взрослыми может проявляться и в подражании привычек взрослых, в отвержении всех авторитетов, активном противодействии любым методам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этот период вегетативная регуляция несовершенна: отмечается повышенная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Окончательное завершение формирования нервной системы заканчивается в 18-20 лет. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга становится подобна таковой у взрослых примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многостепенность становления нервной системы имеет важное клиническое значение.

Источник

Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.

Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.

Развитие нервной системы в раннем возрасте

Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.

При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.

Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.

Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.

Мышечное развитие начинается сверху.

  1. Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
  2. Затем появляется способность держать голову.
  3. Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
  4. Позже формируется движения тела.

Формирование детской психики

Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.

Развитие психики претерпевает 4 этапа.

  1. Моторный период продолжается в грудном возрасте.
  2. Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
  3. Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
  4. Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.

Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.

Показатели НПР ребенка до года

Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:

  • сенсорное;
  • двигательное;
  • эмоциональное;
  • речевое;
  • навыки, умения.

Критерии нормального развития ребенка – в таблице:

Возраст по месяцам.Сенсорные реакцииЭмоциональная сфераФизическая активностьРечь
ЗрительныеСлуховые
1Следит глазами за движущимися игрушкамиСлушает голосаУлыбается
2Долго рассматривает лица людей или игрушкиПоворачивает голову в сторону говорящего человекаУлыбается при общенииВ положении лежа на животике держит головуИздает звуки
3Сосредоточивает взор на лице мамы или предметахОживляется при общении с нимНаталкивается руками на висящие над ним игрушки
4Узнает маму и радуется ейПоворачивается головой к говорящему человеку, находящемуся вне поля его зрения, и находит егоСмеется во время разговора с нимБерет и держит игрушку рукойИздает отдельные звуки
5Различает знакомых и чужих людейОборачивается на звуки. Различает голоса и интонации близких людейРадуется в обществе детей, берет протянутую ему игрушкуЛежа на животике, поднимает голову, опираясь на ручки

При поддержке мамы упирается ножками о пол.

Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции

Подолгу воркует, гулит
6Узнает свое имяСидит без поддержки.

Перекладывает игрушки

Лепечет, имитирует речь
7Стучит и размахивает игрушками. Пытается брать мелкие предметыНа вопрос «где?» находит взглядом вещь
8Подражает движениям взрослых с игрушкамиАктивно ползает.

Придерживаясь за край кроватки, встает и опускается

Понимает слово «нет». Жестикулирует.
9.Выполняет плясовые движения под веселую музыкуПолзает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукойРеагирует на свое имя. Подолгу лепечет.

Произносит неосознанно слоги «ма-ма», «па-па».

10С удовольствием общается с другими детьмиМанипулирует игрушками, вынимает их из коробки и складывает в нее. Передвигается при помощи взрослыхНазывает родителей «мама» и «папа».

Ищет и дает игрушки

11Активно реагирует на других детей, радуетсяСтоит без поддержки.

Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги.

Складывает кубики

Произносит отдельные новые слова
12Подолгу играет с куклами, машинками. Находит спрятанную игрушкуСамостоятельно ходит. Умышленно бросает игрушки.Повторяет за взрослыми слоги. Может произнести 5–10 слов

В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.

Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.

Наблюдение за ребенком до года

Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:

  • безусловные рефлексы – глотание, сосание;
  • слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
  • эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.

Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.

Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.

Критерии развития деток 1–2 лет

На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.

Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.

Возраст1 год и 3 мес.1 год и 4–6 мес.1 год и 7–9 мес.1 год и 10 месяцев – 2 года
Сенсорное развитиеРазличает кубики по размеруРазличает формы – шар, кубик, кирпичОриентируется в размерах предметовПо просьбе находит 3 цвета
Понимание речиЗапоминает больше словОбъединяет карандаши по цвету, размеруПонимает сказку по картинкамПонимает рассказ на словах
Активная речьЛепечет и говорит короткими слогами: «би-би»Произносит простые словаОбъясняет действия словамиРазговаривает фразами из 2–3 слов
ДвижениеЕст густую едуЕст жидкие блюда ложкойСнимает обувь, шапкуОдевается при помощи взрослых
НавыкиДолго ходит без отдыха. Наклоняется, пятитсяПерешагивает через невысокие препятствияХодит по бордюруПреодолевает подряд несколько возвышенностей
ИгрыПовторяет знакомые действия – кормит куклу, надевает кольца на осьПовторяет движения, которые увидел раньшеСтроит скамейки, домикиПовторяет действия последовательно

Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.

Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.

Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.

Мама и папа должны разговаривать с ребенком несложными фразами с правильным произношением. Употреблять детские «синонимы» слов не стоит, ведь если малышу часто говорить «ням-ням», то он нескоро выучит слово «есть».

Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?

Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.

Сфера развития2 года и 6 мес.2 года и 6 мес. – 3 г.
Сенсорное развитиеСобирает предметы четырех главных цветов. Различает фигуры по формеЗнает и называет 4 цвета по картинкам
Активная речьСоставляет фразы из 5–6 слов. Часто пользуется вопросом «где?». Повторяет и учит короткие стишки. Использует в разговоре больше 300 слов.Задает много вопросов «почему?», «где?». Называет себя «я». Запоминает стихи и песни. Словарный запас приближается к 1000 слов
Двигательная активностьБегает, идет по лестнице, меняя ноги. Перешагивает через палку, поднятую на высоте 30 смСтоит на одной ноге.

Уровень палки или натянутой веревки, через которую может перешагнуть малыш, поднят до 35 см

НавыкиОдевается, но не может застегивать пуговицы. Ест, не размазывая пищу по столуОдевается сам, завязывает шнурки, частично застегивает пуговицы. Моет руки, ходит в туалет
ИгрыСамостоятельно строит домики из кубиков. Активно играет с детьми. Лепит из пластилина и рисует карандашом предметы.Рисует окружность, крест. Закрашивает картинки. Строит из 9 кубиков. Убирает игрушки. Ездит на 3-колесном велосипеде.

Как помогают родители?

Учитывая развитие психики, ребенку нужна помощь родителей для усвоения новых слов. С малышом следует чаще общаться. Называя предмет, расскажите о нем. Например: «Вот едет трамвай. Он везет много людей». Во время занятий по рисованию объясните, что это за животное, какие звуки издает. У детей слова ассоциируются с предметом. Когда мама говорит: «Давай порисуем», – он приносит карандаши и альбом.

Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.

Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.

В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.

К 3-летнему возрасту мозг маленького человечка сформирован. Для расширения познавательных способностей ребенку нужно помочь не только готовыми развивающими наборами типа «Конструктор». Познавательные развлечения можно организовать дома из подручных предметов. Детям нравятся игры «Наперсток», «Веселый мешок» или «Одно к другому».

Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.

Развивает внимание игра «Карлики и великаны». Мама говорит ребенку, что сейчас будет рассказывать сказку. В тот момент, когда она произнесет слово «карлики», малыш присядет, а на слове «великаны» – подпрыгнет.

Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.

Наблюдение за развитием детей старше 2 лет

В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.

Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:

  1. дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
  2. отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
  3. с задержкой на 2 периода;
  4. отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.

Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.

Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.

При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.

Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.

Источник