Основные направления развития ребенка согласно фгт

Основные направления развития ребенка согласно фгт thumbnail

Одна из основных целей введения федеральных государственных требований — сохранение единства образовательной системы Российской Федерации. ФГТ ориентированы на выполнение следующих задач: Формирование у ребенка не только необходимых навыков, но и потребности в общении с искусством. Приобретение опыта творческой деятельности. Ознакомление с национальным и мировым культурным наследием. Выявление в раннем возрасте склонностей и талантов и дальнейшее их развитие. Подготовка детей к учебе в заведениях профессионального образования. Вырабатывание умения правильно планировать время, осуществлять самостоятельный контроль результатов своей работы. Формирование у детей с раннего возраста лояльного и уважительного отношения к другим точкам зрения. Воспитание культуры взаимодействия с коллективом и преподавательским составом. Приобретение навыка анализа причин своих неудач или достижений и умения эффективно повышать собственную результативность. Создание базы знаний для дальнейшего профессионального образования в выбранной сфере деятельности. Каждое учебное заведение должно предоставить программу обучения, разработанную с учетом возраста учащихся и содержащую сроки выполнения поставленных целей, критерии оценки полученных результатов. ФГТ к различным организациям дополнительного образования: ФГТ по специальности «фортепиано» предполагают выявление и развитие одаренных детей, приобретение ими навыков игры на инструменте, обучение сольному и ансамблевому выступлениям. Предпрофессиональное образование должно сформировать знания о характерных особенностях каждого музыкального стиля. ФГТ для хорового пения направлены на развитие навыков вокального искусства, обучение передачи замысла автора с помощью сочетания слов песни и музыки, а также на подготовку детей к поступлению в высшие музыкальные учреждения. ФГТ направления «Живопись» ориентированы на обучение ребенка элементарным правилам и техникам рисования, терминологии ИЗО и работе с эскизами и набросками. Предпрофессиональное образование в области изобразительного искусства развивает навыки самостоятельной работы в различных художественных техниках. ФГТ для театральных школ устанавливают, что учебные учреждения обязаны изложить ребенку технику безопасного поведения на сцене, привить навыки публичного выступления и обучить основам актерского мастерства. ФГТ для школ хореографического искусства: заведения должны научить исполнению как классического, так и народного танца, умению преодолевать трудности во время тренировок, познакомить с техникой безопасности при выполнении движений, приучить сохранять отличную физическую форму. ФГТ по декоративно-прикладному искусству направлены на приобретение знаний об основных видах художественного народного творчества, обучение рисованию с натуры и по памяти предметов окружающего мира, получение навыков копирования выдающихся образцов прикладного искусства. Учащиеся обязаны освоить гармоничную передачу световоздушного пространства, знать законы линейной перспективы и равновесия. ФГТ в области духовых, струнных, ударных и народных инструментов: изучение технических особенностей сольного и оркестрового исполнения, музыкальной терминологии; подготовка к самостоятельному разучиванию произведений. Сегодня учреждения дополнительного образования — это уже не просто кружки и секции, где ребенок проводит свое свободное время, а серьезные организации, цель которых заключается в создании основательной базы знаний и умении применять их на практике.

Источник: https://edunews.ru/additional-education/fgt-dopolnitelnogo-predprofessionalnogo-obrazovaniya.html© edunews.ru

Источник

Основные направления развития ребенка согласно фгт

Что такое ФГТ?28.01.2013

Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

В настоящее время все дошкольные образовательные учреждения разрабатывают новые образовательные программы на основе примерных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

3) решать поставленные цели и задачи предлагается:

— максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

— в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

В первую очередь, ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации, ориентированной на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающей вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности.

Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

— формирование их общей культуры,

— развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

— формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

— сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

— коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

Коротко: ФГТ по дошкольному образованию

Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей.

«Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:

Направления развития (4)

Образовательные области (10):

1. Физическое развитие

(физическая культура, здоровье)

2. Познавательно-речевое развитие

(познание, коммуникация, чтение художественной литературы)

3. Художественно-эстетическое развитие

(музыка, художественное творчество)

4. Социально-личностное развитие

(социализация, труд, безопасность)

Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности:

-двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»);

-игровая («Социализация»)-ведущий вид деятельности!

-трудовая («Труд»);

-восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»);

-коммуникативная («Коммуникация»);

-познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»);

-музыкально-художественная («Музыка»);

-продуктивная (Художественное творчество»).

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка — это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного процесса: «Совместная деятельность взрослого и детей» и «Самостоятельная деятельность детей».

ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Документ (приказ о ФГТ) ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В работе также используется вступивший в силу 2 декабря 2011 года приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Возврат к списку

Источник

Консультация «Что такое ФГТ?»

        В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).

        Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

        Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

3) решать поставленные цели и задачи предлагается

— максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

— в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

        Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

        В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

        Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности.

        Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

  • формирование их общей культуры,
  • развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
  • формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
  • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65% до 80% всего времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).

Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

        Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

        Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

        Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

        Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

        Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

        Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

        Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

        Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

        В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.

        Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не учебной).

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками истановится самодеятельностью.ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе:

Совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей).

        Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

        Одно из требований программы — построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

        В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.

        Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

  • Двигательная  (Подвижные дидактические игры, Подвижные игры с правилами, Игровые упражнения, Соревнования)
  • Игровая  (Сюжетные игры, Игры с правилами)
  • Продуктивная   (Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, Реализация проектов)
  • Коммуникативная   (Беседа ситуативный разговор, Речевая ситуация, Составление отгадывание загадок, Сюжетные игры, Игры с правилами
  • Трудовая  (Совместные действия, Дежурство, Поручение, Реализация проекта)
  • Познавательно-исследовательская  (Наблюдение,  Экскурсии, Решение проблемных ситуаций, Экспериментирование, Коллекционирование, Моделирование, Реализация проекта, Игры с правилами)
  • Музыкально-художественная  (Слушание, Исполнение, Импровизация, Экспериментирование, Музыкально-дидактические игры
  • Чтение художественной литературы(Чтение, Обсуждение, Разучивание)

        Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.

        Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

         «Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

        «Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

  • непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Источник

Читайте также:  Индивидуальность ребенка и развитие чувства