Основные направления изучения особенностей развития ребенка
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Специфика применения методов в работе с детьми определена тем, что психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.
Классификация методов (по Ананьеву).
1.организационные, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.
Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок).
В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований. — —Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.
При использовании процедуры поперечных срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют продольными исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.
Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.
Комплексный анализВсовременных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).
2. эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.
Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.
3. методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).
4. интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.
1. Стратегия наблюдения. Основная задача — накопление фактов и расположение их во временной последовательности.
Наблюдение — это целенаправленное, систематическое изучение определенного явления. Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).
2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.
Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.
3. Стратегия формирующего эксперимента.
Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент
организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.
Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.
Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
— постановка цели;
— планирование хода эксперимента;
— проведение эксперимента (сбор данных);
— анализ полученных экспериментальных данных;
— выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;
В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:
1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.
2. Формирующий (в процессе которого, реализуются формирующие и развивающие приемы);
3. Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.
Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.
Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский, который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. Чтоб организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны для участников. (Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.). Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. (Пример, тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, Тест Векслера и др.))
Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник
В психологии детского развития можно выделить много направлении. Для целей анализа
материнских функций целесообразно остановиться на следующих:
1. Когнитивная психология. В этом направлении изучается становление связей ребенка с
внешним миром. Выделяются возрастные особенности и механизмы развития, их физиологическое
обеспечение. Роль матери рассматривается в двух аспектах: как предоставление необходимой для
развития ребенка стимуляции и как обеспечение физического и психического комфорта, что также
необходимо для нормального развития. При этом акцент делается на первое, а второе рассматривается
как условие, но не входит в предмет исследования.
2.Развитие эмоциональной сферы. Это направление имеет своим предметом исследование
возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка, развитие обеспечивающих их
физиологических и психологических механизмов. Роль матери здесь является весьма существенной, а
во многих подходах — решающей. Она выражается в эмоциональном поведении матери, качестве
ухода, важным является своевременное и адекватное обеспечение физиологических потребностей
ребенка. Большое внимание уделяется отношению матери к ребенку и стилю материнско-детского
взаимодействия.
3.Развитие личности (психоанализ, микропсихоанализ, гуманистическая психология,
психотерапевтически ориентированные направления). Здесь выделяются структура личности и этапы ее
развития. Роль матери признается решающей, особенно в становлении базовых, ядерных структур
личности в раннем онтогенезе. Функции матери состоят в своевременном и качественном
удовлетворении потребностей ребенка, в предоставлении любви и поддержки. Эти ее функции
рассматриваются как врожденные, обеспеченные «материнским инстинктом». Неудовлетворительное
обеспечение матерью своих функций связывается с деструктивным влиянием на реализацию
материнского инстинкта внутренних, личностных конфликтов матери.
4.Развитие отдельных структур субъективного опыта (самосознание, Я – концепция, рабочая
модель мира, образ мира, привязанность, общение, мотивация достижений и др.). В этих направлениях
углубленно изучается становление отдельных структур личности или содержаний субъективного опыта,
имеющих значение в развитии личности ребенка и его отношений с миром. Именно в этих
направлениях происходит прорыв «за грань рождения» — во внутриутробный период, причем не с
позиции актуализма, как в классических направлениях психологии личности, проецирующих модель
взрослой личности в ранний онтогенез, а на основе изучения развития самого ребенка и его
взаимодействия с матерью. В этих направлениях роль матери оценивается как решающая, а во многих
случаях даже абсолютизируется (например, концепции «objekt relation» Д. Винникотта, М. Кляйн,
частично у Э. Эриксона). К этому направлению можно отнести пренатальную и/или перинатальную
психологию.
5.Этологический подход. К этому направлению можно отнести современные варианты теории
социального научения и часть теории привязанности. Мать и ребенок рассматриваются как члены
специфической диады, развивающиеся во взаимодействии. Недостатком этого подхода является точка
зрения на изначально существующие способности матери и ребенка включиться в это взаимодействие,
как бы не имеющие предварительной истории. Однако ювелирное описание структуры и содержания
взаимодействия в диаде дает необыкновенно богатый материал для интерпретации. Рассматриваемый
подход, несмотря на его описательный характер, а может быть, именно благодаря этому, служит
источником данных для анализа практически во всех остальных направлениях психологии раннего
онтогенеза и материнства.
6. Исследования структуры деятельности ребенка и ее развития в онтогенезе. Это направление
относится главным образом к отечественной детской психологии, традиционно развивающейся в
рамках деятельностного подхода. Здесь разработана система периодизации детского развития как
смены ведущих деятельностей, периодизация развития общения, становление знаковой функции в
онтогенезе, самосознания. Роль взрослого рассматривается как участие в развитии не только
содержания, но и структуры потребностно-мотивационной сферы ребенка и структуры его
взаимоотношений с миром. К сожалению, экспериментальные и теоретические данные, полученные в
этих исследованиях, недостаточно востребованы учеными, работающими в рамках других направлений,
чего нельзя сказать о представителях деятельностного подхода, в последнее время активно
обращающихся к современным психологическим теориям.
Все указанные направления интерпретируют феномены психического развития ребенка в аспекте
своего предмета исследования и с позиций своих теоретических подходов. Однако функции матери
присутствуют в любом случае. С точки зрения характеристики этих функций рассмотрим кратко
особенности онтогенеза, которые изучаются в каждом из отмеченных направлений в отдельные
возрастные периоды. Необходимо отметить, что традиционно детская психология начинала свой анализ
с момента рождения. В современных учебниках, особенно отечественных, пренатальный период либо
вообще отсутствует, либо есть указание на то, что до рождения происходят физиологическая
подготовка ребенка к существованию во внеутробной среде, созревание некоторых рефлексов и т.п.
Последние десятилетия знаменуются активным изучением внутриутробного развития как с
физиологической, так и с психологической точки зрения. Влияние же состояния матери и ее поведения
в беременности на развитие ребенка известно издревле, а в практической психологии является объектом
работы психолога уже несколько десятилетий. Поэтому относительно характеристики материнских
функций рассмотрение развития ребенка необходимо начинать с пренатального этапа индивидуального
развития, который вообще не представлен в классических психологических периодизациях детского
развития. С современных позиций (в плане развития ребенка, материнских функций и направленности
научных исследований) в рабочем порядке целесообразно выделить следующие периоды развития
ребенка: пренатальный (от возникновения чувствительности, которая позволяет говорить о наличии у
ребенка субъективного переживания в самой элементарной форме до готовности к рождению); период,
объединяющий перинатальный, катальный и ту часть неонатального, которая характеризуется как
критическая для возникновения тесной материнско-детской связи (bonding — первые двое суток после
рождения); период новорожденное (до появления комплекса оживления); первое полугодие
младенчества; второе полугодие младенчества; второй и третий год жизни. Такая периодизация, как
будет ясно ниже, связана именно с содержанием материнских функций.
Источник
Физическое развитие
Познавательное развитие
Социально-
Коммуникативное
развитие
Художественно –
Эстетическое
развитие
Цель и задачи
цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
задачи:
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задачи:
— сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
— формирование элементарных математических представлений;
— формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Цель :позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Цель: Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Средства
— Физические упражнения
— Воспитание культурно – гигиенических навыков
— Подвижные и спортивные игры
— Закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздух, солнце и вода
— внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);
-игры
-Познавательные занятия
— применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);
Наблюдения – рассматривание картин- чтение художественной литературы – просмотр видеоматериалов – беседы – игры – драматизации – сюжетно – ролевые игры
— разнообразные виды игр
— искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества
Методы и приемы
— наглядные,
— словесные,
— практические
-игра
-сюжетно-ролевая игра
-рассматривание
-наблюдение
-чтение
-игра-экспериментирование
-конструирование
-исследовательская деятельность
-беседа
-проектная деятельность.
Проблемная ситуация.
— наглядные,
— словесные,
— практические
Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.
Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.
Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание), организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми
метод приучения,
.
— метод убеждения,;
— метод приучения,;
— метод проблемных ситуаций,
— метод побуждения.
— наглядные,
— словесные,
— практические
Формы организации
физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).
— Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы
— дидактические и развивающие игры,
Индивидуальная работа,
Прогулки,
Организованная образовательная деятельность,
применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения,
Организованная образовательная деятельность,
с/р игры,
— дидактические и развивающие игры.
Организованная образовательная деятельность,
Досуги,
утренники,
театральная деятельность,
музыкальные занятия,
самостоятельная деятельность.
Источник