Основное значение игры для развития ребенка
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая исключительное значение для развития ребенка дошкольного возраста. Психологи говорят о развивающем значении игры, педагоги отмечают её общевоспитывающий. характер. В психолого-педагогических исследованиях установлены факты влияния игры на становление отдельных психических функций, свойств и качеств личности, усвоение разнообразных знаний, норм и правил поведения, формирование взаимоотношений детей и др.
Множество подходов к определению значения игры можно объединить в три большие группы, подчеркнув ее роль в процессе становления:
отдельных психических функций (мышления, речи, памяти, внимания, воображения);
некоторых видов деятельности (познавательной, конструктивной, изобразительной, общения);
развитии личности ребенка в целом (физического, нравственного, познавательного, эстетического, трудового).
Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн подчеркивали решающее значение игры в развитии воображения и образного мышления. Действительно, действия ребенка осуществляются в мнимой, воображаемой ситуации, реальные предметы заменяются другими, ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом постепенно с накоплением опыта развивается способность к творческому воображению.
Использование предметов-заместителей способствует постепенному переходу сначала к сокращенным игровым действиям, а затем — действиям во внутреннем, умственном плане. Выполнение различных ролей создает условия для принятия позиции другого человека, сопоставления собственной точки зрения с другими возможными вариантами. Это, по мнению Д.Б. Эльконина, способствует переходу мышления на более высокий уровень
Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности всех психических процессов и поведения. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают, чем в ситуациях прямого указания взрослого. В ходе разрешения игровых задач создаются условия для осознания ребенком собственных действий (запоминания, припоминания, выделения и построения социальных функций контроля), что ведет к более глубокому пониманию их значения.
Д.Б. Эльконин показывает значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. В процессе игры у детей происходит ориентация в общественных функциях взрослых, смысле их деятельности и взаимоотношениях. На этой основе у ребенка возникает иерархия мотивов, он учится подчинять свои непосредственные желания мотивам успешного выполнения взятой на себя роли. Д.Б. Эльконин отмечает, что «… в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности».
В совместных играх детей объединяет общая цель, совместные усилия по её достижению, общие переживания. Играя вместе, дети должны учитывать интересы друг друга, согласовывать индивидуальные замыслы, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Таким образом в играх разворачивается такая важная для детей деятельность, как общение.
Продуктивные виды деятельности, которые в дошкольном возрасте получают статус самостоятельных, зарождаются также в игре. Нередко игра ребенка начинается с постройки: домика для куклы, парохода для путешествия, замка для принцессы. Во время рисования дети разыгрывают тот или иной сюжет: покатился колобок дальше, а на встречу ему — зайчик. Иногда дети прерывают игру для того, чтобы изготовить недостающий материал: пакеты для игры в «магазин», конверты для почтальона, жезл для милиционера. Так в игре складываются другие виды деятельности конструирование, рисование, ручной труд.
В игре зарождаются элементы учебной деятельности. В играх с правилами дети выполняют учебную задачу, скрытую игровой формой, учатся контролировать свое поведение и поведение сверстников, объективно, доброжелательно оценивать результаты деятельности.
В игре удовлетворяется потребность ребенка в двигательной активности, накапливаются знания, развиваются способности, формируются важнейшие качества ума. В ряде исследований сформулировано значение игры как формы самоорганизации детей. Совместная игра создает условия для возникновения детского общества и реальных отношений между детьми. Именно в этом А.П. Усова усматривала основное воспитательное значение игры. В ней развивается и действует «особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способным действовать друг с другом». Это качество было названо общественностью. Только при наличии этого качества ребенок становиться членом детского общества, входит в него и в нем действует, в чем-то завися от детского сообщества, в чем-то подчиняясь ему. На основе общественности, как качества личности ребенка, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения и отношений.
Принимая на себя различные _роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Через игру можно узнать особенности характера ребенка, его интересы, представления об окружающем, отношения со сверстниками. Яркость, красочность содержания, богатство замысла показывает богатство личности играющих (А.П. Усова).
С помощью игры можно осуществлять коррекцию поведения детей, их отношений со сверстниками, формировать уровень притязаний и характер самооценки дошкольников.
Исключительное значение игры для развития всех психических процессов, отдельных видов деятельности и личности ребенка в целом дало основание ученым считать её ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Источник
Значение игры для развития детей дошкольного возраста
В условиях современных стандартов педагогам необходимо знать особенности развития каждого ребенка. Игра – это неотъемлемая часть развития детей.
На основании одного из принципов Федерального государственного образовательного стандарта осуществление программы производится в разнообразных формах, специфичных для детей данного возраста и прежде всего в игровой форме.
Психологическая теория деятельности в рамках исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева обращает внимание на три преобладающих вида деятельности человека – трудовую, игровую и учебную. В дошкольном детстве игра представляет собой ведущую деятельность человека, она оказывает большое влияние на его развитие.
В последние годы вопрос классификации детских игр опять стал одним из важных в детской педагогике и психологии. Одна из современных классификаций детских игр была представлена С.Л. Новоселовой, в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». Данная классификация базируется на понятии о том, кто был инициатором возникновения игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), – самостоятельные игры:
а) игра-экспериментирование;
б) самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные.
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который организует их с воспитательными и образовательными целями:
а) игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;
б) досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.
3) игры, сложившиеся в ходе исторического развития этноса, возникающие как по инициативе взрослого, так и детей более старшего возраста: народные или традиционные.
В игровой деятельности развиваются все стороны детской личности, происходят интенсивные изменения в психике ребенка, которые подготавливают ее на следующую, более высокую ступень развития. На этом основывается большой воспитательный потенциал игры, которую психологи определяют, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.
Игра является отражением жизни. В ней все «понарошку», «как будто», но в такой условной ситуации, порождаемой детским воображением, много реальности: действия участников всегда реальны, их переживания, чувства, искренни, натуральны.
Можно отметить определенные особенности игры дошкольников:
1. Игра является ведущим и наиболее доступным видом деятельности детей-дошкольников.
2. Игра также выступает результативным средством воспитания детской личности, его волевых и морально качеств.
3. Все психологические новообразования дошкольников берут свое начало в игровой деятельности.
4. Игра помогает развитию всех сторон детской личности, способствует происходящим психическим изменениям.
5. Игра является значимым средством интеллектуального развития ребенка, где интеллектуальная деятельность связана с деятельностью всех процессов психики.
Развитие игры в личностном онтогенезе проходит несколько стадий.
I. В раннем возрасте преобладает предметная игра, когда ребенок производит перенос действия с предметом в другие условия. Ложкой кормит и кукол, и мишек, и машину, и лошадку. Предмет приобретает разные несвойственные ему функции. Начало игры – игровое отношение к предметам.
II. В возрасте 3 лет появляется сюжетно-отобразительная игра. Деятельность ребенка в репликах, в действиях. Ребенок при этом одни играет с различными игрушками. Игрушки представляют собой доктора и больных, у них появляются дети и родители, хотя дети еще не выделяют отношения между ними. Но в подобной игре игрушки уже начинают изображать особенности реального человеческого поведения.
III. Позже появляется самая сложная форма игры – сюжетно-ролевая. Её сложность в том, что в ней принимают участие несколько детей, причем каждый исполняет свою роль. Взаимоотношения между играющими могут происходить как в реальном, так в сюжетном, воображаемом плане. Я – врач, а ты – больной. Но ты тоже хочешь поиграть с фонендоскопом, и мы меняемся ролями: ты – врач, я – больной.
Сюжетно-ролевая игра совершенствуется в различных направлениях; в сюжетах отображаются все более отдаленные области действительности: почта, путешествие, ателье, скорая помощь, концерт, космодром и т.п..
В процессе игровой деятельности дети формируются физически, психически и личностно. Рассмотрим более подробно влияние игры на детское развитие.
Физическое развитие. В ходе игры ребёнок производит различные движения, развивает свои двигательные умения. Все дети любят подвижные игры: они с увлечением бегают, прыгают, гоняют мяч, кувыркаются. В подобных играх дети учатся в совершенстве владеть своим телом, развивают мышечный тонус и ловкость, что чрезвычайно важно для растущего организма.
По мнению психологов, в том числе и В.С. Мухиной, игра оказывает большое влияние на воспитание произвольности психических процессов.
Так, у детей в игровой деятельности начинают формироваться произвольная память и произвольное внимание. В игровых ситуациях ребенок лучше сосредоточивается и больше запоминает, чем в условиях лабораторных опытов. Осознанная задача (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка легче и раньше всего в условиях игры.
Игровая деятельность постоянно оказывает влияние на интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника. В ходе игры он учится использовать заместитель предмета – применяет к заместителю другое игровое название и применяет его в соответствии с этим названием. Предмет-заместитель становится основой для мышления. На базе манипуляций с предметами-заместителями ребенок учится думать о реальном предмете.
Игровая деятельность как ведущая играет особую роль для формирования рефлексивного мышления. Рефлексия дает возможность строить адекватное поведение человека в обществе.
Ролевая игра играет огромную роль значение для развития воображения. В игре дети учатся замещать одни предметы другими, принимать на себя разнообразные роли. Все это помогает формированию воображения.
Значение игры для развития детской личности заключается в том, что через игру он сталкивается со взаимоотношениями и поведением взрослых людей, которые становятся эталоном для его собственного поведения, и в игре он усваивает главные навыки общения, качества, требуемые для установления контакта с другими детьми.
Внутри деятельности игровой начинает формироваться и деятельность учебная, которая позже станет ведущей. Учебные элементы вводятся взрослым, они не могут появиться непосредственно из игры. Ребенок дошкольного возраста начинает учиться в процессе игры – обучение он воспринимает как очередную ролевую игру с определенными правилами. Но при выполнении этих правил, незаметно для себя ребенок овладевает первичными учебными действиями.
В игровой деятельности детьми постигаются определенные знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, которые имеют мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконинеские знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
В ходе сюжетно-ролевой игры у ребёнка появляется необходимость все время проговаривать собственные действия, изображая диалоги между игровыми персонажами. Игры в обществе других детей содействуют не только речевому развитию, но и совершенствованию коммуникативных умений: детям необходимо распределить роли, составить правила игры, поддерживать общение непосредственно в игровом процессе. Ребёнку необходимо уметь не только договариваться, но и соблюдать оговоренные правила.
Сюжетно-ролевые игры строятся на подражании ребёнком взрослому человеку. В процессе игры дети как будто примеряет на себя роль взрослого, на уровне игры старается выполнять его функции. Подобная игра порождает у ребёнка желание по-настоящему стать взрослым, то есть создать семью, получить профессию, зарабатывать деньги. Естественно, для того, чтобы в процессе игры складывалась «правильная» мотивация, у ребёнка должен быть перед глазами положительный пример взрослых.
Хотя сюжеты детских игр и являются фантазийными, но выводы, которые ребёнок делает в игровой ситуации – самые реальные. Игра становится в своем рода полигоном, на котором ребёнок формирует определенные личностные качества. Таким образом, у ребенка появляется желание поступать нравственно.
В игровой деятельности дети учатся жалеть, выражать симпатию, сочувствовать, поддерживать. Часто встречаются ситуации, когда в игре проявляются эмоциональные детские проблемы: тревога, страх, агрессия. В форме игры есть возможность дать выход подобны эмоциям и прожить с ребёнком трудные для него ситуации.
Таким образом, игра является для ребенка отражением жизни и ведущим видом деятельности. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Все психологические новообразования ребенка берут начало в игре. В процессе игры ребенок развивается физически, психически и личностно.
Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. – 240 с.
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Отв. ред. М.Н. Лазутова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
Игра дошкольника. [Текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под. ред С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
Источник
Ирина Матвеева
Значение игры в жизни ребенка. Виды игр
Значение игры в жизни ребенка.
Игра занимает в жизни ребенка особое место. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) и другие отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Педагог С. Т. Шацкий назвал игру «жизненной лабораторией», где наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития ребенка.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, дисциплинированность, ловкость и т. д. Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка,много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что самолет и кораблик – только игрушки, но любит их как живых, чувствует себя – отважным пилотом, храбрым моряком, который гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Дети играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игровая деятельность, становится средством воспитания детей. это происходит потому что ребенок приобщен к жизни и труду взрослых. Через игру осуществляется ориентировок ребенка в жизни общества. Очень важно участие взрослого в играх с ребенком, именно в игре взрослый должен обратить внимание на детскую игру. Именно в игре можно разобраться в особенностях игры вашего ребенка,и понять на чем она построена. Понять что она строится на конкретных условиях жизни ребенка, условий его воспитания. Правда иногда в совместной игре перед детьми встает сложная проблема взаимопонимания. Детям обычно не свойственно общение-беседа, чаще всего общение протекает в форме игры. Но для того чтобы дать пояснение игры для партнера, дети используют «поясняющие» речи. Например, а «давай — как будто я мама и варю кашу». Совместная игра взрослого и ребенка приносит огромную пользу и для ребенка и родителя.
Если ребенок никогда не играл со взрослым, то позже даже со знакомыми ранее ему людьми. У таких детей складывается мысль о том, что взрослые играть не умеют, и когда кто-то предлагает ребенку совместно поиграть, то у него возникают определенные трудности- растерянность, скованность.
Что важнее – игра или обучение?
Малыш должен играть. Это утверждение, мы уверены, никто не станет оспаривать. Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае — у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.).
В раннем возрасте необходимо учить малыша играть, иначе он просто не поймет, для чего нужен мячик и детская железная дорога. Важно помнить о возрастных особенностях ребенка, только в этом случае игры будут иметь развивающий характер.
Условно игрыможно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.
Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых вами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.
Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игрыособенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами.Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.
Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т. к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.
В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.
Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.
Играя, дети учатся жить!
Литература:
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозайка – Синтез. 2015. – 128 с.
2. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. –Самара: Учебная литература, 2005. – 160 с.
3. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. ИГРАЕМ?. ИГРАЕМ! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006. – 111 с.
Источник