Основа полноценного социально личностного развития ребенка
Ольга Шептикина
Социально-личностное развитие дошкольника.
Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Организация деятельности по социально-личностному развитиюв условиях ДОУ доступна в следующих формах:
— НОД;
— совместная деятельность воспитателя с детьми;
— совместная деятельность детей;
— индивидуальная работа воспитателя с ребенком;
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.
Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников,являются следующие:
1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.
2. Воспитание социальных чувств.
3. Воспитание активной позиции.
4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.
Многие взрослые считают, что ребенок должен делать что-то полезное, а не только играть. Аксиомой является положение о том, что игра — ведущий вид деятельности дошкольников. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Все игры могут и должны использоваться для их социального развития, так как игра — это в большинстве случаев коллективная деятельность, предполагающая необходимость общения со сверстниками или взрослыми, определения лидеров, «звезд» и «отверженных».
Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.
Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит — научить жить.
Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия.
В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.
Первый класс игр — игры по инициативе детей (самостоятельные сюжетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).
Второй класс — игры по инициативе взрослых (дидактические, подвижные, игры-забавы, интеллектуальные).
Третий класс — народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).
Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охватить все игры.
1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).
2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений); интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).
Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить проблему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, трудных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную работу можно организовать, используя отдельные игровые элементы, приемы, или полностью провести в игровой форме.
В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.
Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.
Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения — контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Идентифицируя себя со взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые ярко выраженные идентификации происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, социальные отношения, способ поведения, что, естественно, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот почему в этой связи ответственность несут взрослые, особенно родители.
Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом,где в целостную систему соединяются:
1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;
2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;
3. содержание и структура его самосознания.
Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:
1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.
Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь, затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение — это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности. Социально-коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Вашему вниманию, мы предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:
чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др.
умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех» и др.
умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.
развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Разведчики» и др.
создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости «Поймай мышку», «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и др.
Источник
Проблема социально-личностного развития детей является одной из активно
разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. В то же
время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выговский,
складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное
отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С.
Выговскому, социальная ситуация развития “определяет целиком и полностью те
формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства
личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника
развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным”.
Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни
социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается
в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть
изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в
окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если этого
не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и
его возможностям. Главное направление в эмоциональной сфере – способность
управлять чувствами. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное
переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности.
Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и
чувства мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не
контролируемые действия.
В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают
формироваться личностные механизмы поведения. Воля и произвольность становятся
важнейшими личностными новообразованиями. Развитие воли связано со становлением
мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием
осознанности и опосредованности поведения. В дошкольном возрасте формируется
ядро личности– Концепция. У дошкольников она остается весьма пластичной,
подверженной воздействию многочисленных факторов. Для ребенка становятся важными
такие составляющие самосознания, как представителя определенного пола,
представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), оценка себя в
отношении прав и обязанностей. Ребенок, рождаясь как индивид, постепенно
приобретает черты личности и субъекта социальных отношений. Вхождение ребенка в
социум называется социализацией. Способности к социальному взаимодействию
развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым. Общение со
взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы.
Социально-личностное развитие – это развитие положительного отношения ребенка
к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной
компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного
развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих
возможностях, в том, что он хороший, его любят.
В учебном пособии Бабуновой Т.М. приводится следующее понятие
“социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как
комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции,
культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Основными
качествами, определяющими успешное социально-личностное развитие дошкольника,
является: положительное отношение ребенка к себе (адекватная самооценка,
сформированное самосознание, уверенность в себе); положительное отношение к
другим людям (адекватные межличностные отношения). Большое внимание в старшем
дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе:
педагог побуждает детей прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о
своих чувствах и переживаниях. Организуемая совместная деятельность педагога и
детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников,
выделение своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в
разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это
обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, решает задачи
социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Начиная с 4 лет, у
ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Необычайно
энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной
движущей силой которой является любознательность. Ребенок может уже свободно
передвигаться и достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы и осмыслять
полученные ответы. Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную
активность ребенка. Главной опасностью этого периода Э. Эриксое считает
возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и
активность, которое может подавить чувство инициативы. Уже у пятилетних детей
имеется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального
выбора. После пяти лет дети живо интересуются нормами и правилами
взаимоотношений людей, их поведением и вполне осознанно следуют нормам и
ситуациям морального выбора, что отражено в исследованиях С.Н. Карповой и Л.Г.
Лысюк (1986), а так же Е.В. Субботского (1977). Представления ребенка о
социальном мире формируются на основе знаний, которые он получает. Знания могут
выполнять разные функции в формируемом у детей социальном опыте. Одна из функций
информативная, то есть знания несут в себе информацию о разных сторонах
социальной действительности. В отличие от других знаний, которые получает
ребенок, знания о социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности
обязательно должны быть эмоциогенными-порождающими эмоции. Они должны быть
окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как главное
назначение таких знаний -влиять на формирующиеся мировоззрение, мироощущение и
активно-действенное отношение к окружающему. Влияние на ребенка эмоциогенной
функции проявляется в интересе к изучаемому объекту, в ярких экспрессивных
реакциях (смеется, плачет), в просьбах много раз повторять (чтение сказки и
др.). Дошкольник как бы наслаждается переполняющими его впечатлениями, эмоциями.
Такое состояние чрезвычайно важно для воспитание социальных чувств, их развития.
Некоторые социальные чувства в полной мере недоступны ребенку (чувство долга,
национальной гордости, патриотизма и др.). Не всегда дети могут понять причину
огорчения или радости взрослых, т. е. ребенок располагает далеко не всей гаммой
человеческих чувств. Дети дошкольного возраста эмоционально, с большим интересом
воспринимают знания о героизме взрослых людей в период войн (регуляторная
функция – она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность).
Деятельность является важным условием приобщения дошкольника к социальной
действительности и развития личности. Деятельность, особенно совместная,
является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле
ребенок видит и понимает, как взаимодействуют между собой взрослые, какие
правила и нормы делают взаимодействие приятным. Ребенок имеет возможность в
процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в
естественных условиях. В деятельности ребенок не только объект воспитания, но и
субъект этого процесса. Дошкольник учится сопереживанию, переживанию, овладевает
умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту
формах и продуктах деятельности. Игра дает ребенку доступные для него способы
моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно
досягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев). В играх ребенка отражаются
наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие
идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник
как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он
искренне переживает все, то что воображает в игре. Особое место в познании
ребенком социального мира занимает наблюдение. Часто наблюдение осуществляется
дошкольником неосознанно. Процесс наблюдения всегда активен, даже если внешне
эта активность выражена слабо. Именно из наблюдения дошкольник черпает материал
для формирующегося миропонимания, оно (наблюдение) стимулирует развитие
познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства,
подготавливает почву для поступков. Общение объединяет ребенка и взрослого,
помогает взрослому передать дошкольнику социальный опыт, а ребенку – принимать
этот опыт. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в
близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др. В дошкольном
возрасте зарождается учебная деятельность. В процессе обучения на занятиях
ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого
человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их освоение
детьми, вносит необходимую коррекцию.
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что в раннем детстве у
ребенка параллельно с познанием окружающего мира продолжается познание самого
себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию.
Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются
ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во
многом определяют морально– нравственную ориентацию и поведение ребенка на
данном этапе его возрастного развития. В дошкольном возрасте возникают первые
этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки,
складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и
нравственные чувства. Таким образом, каждый вид деятельности вносит свой вклад в
процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен
и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами.
На базе Дворца творчества детей и молодежи были открыты группы раннего
развития детей. В эти группы вошли дошкольники 3–5 лет не посещающие детские
сады. Многие дети не имеют возможности посещать детские сады, а общение со
сверстниками и новыми людьми очень важны в любом возрасте. Наша программа
поможет ребенку научиться понимать и оценивать поступки других людей, развить
такие важные качества, как сочувствие и переживание, укрепить нравственные
ориентиры. Комплексы психологической тренировки помогут детям снять мышечное и
эмоциональное напряжение. Программ по предмету “Социализация” не существует.
Даннаяобразовательная программа “Социализация” составлена на основе
примерной общеобразовательной Программы воспитания, обучения и развития детей
раннего и дошкольного возраста. (Под редакцией Л.А.Парамоновой, М., 2004.)
Ориентирована на детей 3–5 лет, не посещающих детский сад. Цель программы
“Социализация” – формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника и развитие
коммуникативных навыков. Задачи: развивать коммуникативные навыки ребенка через
подвижные игры, песочную терапию, сказкотерапию; формировать отрицательное
отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их
преодоления; развивать эмпатию, а именно понимание, сочувствие и содействие
другим людям; способствовать полноценному развитию личности ребенка через
самовыражение и творчество; формировать базис личной культуры и собственной
индивидуальности.
Сроки реализации программы – 2 года; количество часов – по каждому году
обучения – 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.
Программа разделена на 4 основных блока:
1-й блок “Развитие коммуникативных навыков”.
Его цель: адаптировать детей от 3–5 лет к новым условиям (дети, приходящие в
группу развития не посещали детские сады и имеют проблемы адаптации),
способствовать формированию положительных черт характера. С помощью данного
блока ребенок научится сотрудничать и уважать интересы других, уметь находить
общие решения в конфликтных ситуациях; научится умению слушать и слышать
другого, использовать мимику, пантомимику и голос в общении.
2-й блок. Формирование эмоционально-волевой сферы.
Цель: Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, проявление эмоций
и чувств различными социально приемлемыми способами. С помощью данного блока
дети познакомятся с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, грусть,
гнев, страх, стыд, вина, научатся распознавать эмоциональное проявление других
людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос).
3-й блок. Сказкотерапия.
Работа со сказками через ролевые игры, позволяет ребенку на вербальном и
эмоциональном уровне осознать, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, примерить
на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и
равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со
стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и
близких людей.
4-й блок. Песочная терапия.
Цель: проживание и разрешение некоторых психологических проблем детей (работа
со страхами, несамостоятельностью, агрессивностью, обидами). Ребенок часто
словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят
игры с песком. (Методика: Проигрывание тревожных ситуаций с помощью игрушечных
фигурок, создавая картину собственного мира из песка). Ребенок освобождается от
напряжения. Он приобретает опыт символического положительного разрешения
жизненных ситуаций. Этот опыт попадает в бессознательное, перерабатывается там.
И наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребенка изменения. Он
начинает применять в реальности свой “песочный” опыт.
Программа построена в форме психотренинга, цель которого – развитие навыков
конструктивного общения, обеспечении чувства психологической защищенности,
доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной
культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.
Педагог создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его
действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, порицаний!
Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность
раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами.
Список литературы
- Гераскина Ю. Н. “Программа эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста.” Магу – 2005 г. - Дубровина И. В., Лисина М. И. “Возрастные особенности
психического развития детей”. М – 2005 г. - Выготский “Психология”. М – 2007 г.
- Петровский В. А. “Развитие социальных эмоций у детей дошкольного
возраста”. М – 2006 г. - Смирнова Е. О. “Детская психология”. М – 2003 г.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. “Практикум по дошкольной
психологии». Академия – 2000 г. - Л.Ф.Обухова “Детская психология». М – 2000 г.
- Козлова С.А. “Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальной действительностью”. 1998 год. - Козлова С.А. “Я – человек”: Программа приобщения ребенка к
социальному миру//Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1. - Крюкова С.В., Слободняк Н.П. “Программа эмоционального развития
детей дошкольного и младшего школьного возраста. –2000. - Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё Я. – 2000.
- А.В.Петровский. К пониманию личности в психологии//Вопросы
психологии. – 1981. – № 2 - Бабунова Т.М. Социально-личностное развитие и воспитание
дошкольников: Учеб. Пособие. МаГУ, 2005. - Коломийченко Л.В. “Концепция и программа социального развития
детей дошкольного возраста”, Пермь, 2002. - Ю.Н. Гераскина “Программа эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста”, Магнитогорск, 2005 г.
Источник