Основа интеллектуально личностного развития ребенка

Основа интеллектуально личностного развития ребенка thumbnail

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Павлова С. К. ,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• становление речи.

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

Читайте также:  Педагогическое воздействие на развитие личности ребенка

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

Литература

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: 1977. — 240 с.

3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2001. — 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

Источник

Библиографическое описание:


Кириллова, Д. С. Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью / Д. С. Кириллова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53482/ (дата обращения: 08.08.2020).



Гармоничное развитие личности является одной из важнейших проблем в теории и практике воспитания и обучения. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, которое связывает воедино различные психологические процессы, происходящие с индивидом и сообщающее его поведению необходимую последовательность действий и устойчивость.

Личность формируется под влиянием различных взаимодействий со стороны окружающей среды. Однако, заметим, что это не просто процесс усвоения социальных отношений и социального опыта, а результате сложного взаимодействия социальных условий и тенденций психофизического развития.

Развитие личности детей с интеллектуальными нарушениями, воспитание у них положительных черт характера — одно из ведущих направлений развития коррекционной педагогики. Успешное решение этой задачи обеспечивает подготовку воспитанников к дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе.

Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает по тем же законам, как и развитие нормально развивающихся детей. Но по причине интеллектуальных нарушений это происходит в определенной среде.

Одна из важных особенностей детей с нарушениями развития интеллекта является незрелость их эмоциональной сферы. Ведь в совокупности различных личностных качеств очень важное место отводится эмоциям, влияющим на любое проявление человеческой деятельности. Какими бы ни были факторы, определяющие жизнь и работу человека, они становятся психологически эффективными только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений.

Ребенок с интеллектуальными нарушениями имеет грубые первичные изменения в эмоциональной сфере, что способствует формированию своеобразного психопатологического характера и ряда негативных качеств, которые значительно затрудняют коррекцию основного психического дефекта. Именно поэтому так важно изучать особенности формирования эмоций и чувств ребенка с интеллектуальными нарушениями.

С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости… Развитие психики-специфика детства, прорывающаяся через любую, самую тяжелую патологию организма» [4]. Одновременно со специфическим развитием психики ребенка с интеллектуальными нарушениями происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы, которое характеризуется незрелостью эмоций и чувств, потребностей и мотивов.

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается своеобразием. Малыши позже принимают вертикальную позу, держать голову, сидеть, стоять, ходить. Таким детям присущ пониженный интерес к окружающему миру, равнодушие и инертность, что не исключает резких вспышек агрессии и крика. В первый год жизни они не различают «своих» и «чужих» взрослых, не формируют зрительно-моторную координацию и восприятие свойств объектов. Впоследствии данная категория детей начинает отставать от сверстников в развитии речи, артикуляции, фонематического слуха.

В результате минимализации совместных действий со взрослыми у детей с нарушениями интеллекта не развивается память, процессы подражания и осмысления окружающей действительности. Все вышеуказанные факторы приводят уже в раннем возрасте к вторичным отклонениям в развитии интеллекта детей. И если отставание от нормальных показателей в развитии нервной системы и психики в момент рождения составляло 2–3 недели, то к возрасту 3–4 лет оно может составить, по статистическим данным, от 1,5 до 2 лет.

В дошкольном возрасте недоразвитие личности у детей с нарушенным интеллектом проявляется, в первую очередь, в игровой деятельности, как отмечал, в частности, Н. Л. Коломинский [3]. Это происходит потому, что у детей слабо развит интерес к новым знаниям, переживаниям, впечатлениям. Они весьма подвержены влиянию ситуации и склонны к раздражительности и тревожности, что не способствует развитию социального восприятия окружающего мира.

С приходом ребенка с интеллектуальной недостаточностью в школу, он попадает из игровой атмосферы дошкольного учреждения в условия четкой программы обучения. Школьный возраст характеризуется особенностями, требующими совершенно иных видов психической деятельности [1].

С учетом того, что дети с нарушенным интеллектом весьма внушаемы и несамостоятельны, они могут быть неустойчивы в решениях, неадекватны в проявлениях эмоций и подвержены влиянию более авторитетных детей. Жизненные события оцениваются ими поверхностно, мотивы не формируются в должной степени, а слабая психическая активность приводит к обеднению эмоционального развития. Кроме этого, дети с интеллектуальной недостаточностью не способны подавлять желания или аффект, что приводит к бурным вспышкам агрессии. Более сложные эмоции и волевые характеристики на фоне протекающих процессов претерпевают недостаточное развитие. Хотя, даже при выраженных степенях нарушений интеллекта, дети способны испытывать обиду или стыд.

Читайте также:  Значение проектной деятельности в развитии ребенка

Л. С. Выготский говорил о том, что существует сильная взаимосвязь между интеллектуальной и эмоциональной сферами развития ребенка [1]. Следует учитывать, что при нарушениях интеллекта соотношение между интеллектом и аффектом у детей отличаются от общепринятых, и это является важным фактором для формирования личности таких детей. Л. В. Занков считал, что развитие личности у учеников с нарушениями интеллекта определяется внешними факторами, поэтому крайне важно уделять внимание специальным программам обучения и правильной организации всего образа жизни такого ребенка.

При таком подходе внезапные проявления агрессии и расстройства постепенно сглаживаются путем целенаправленного воспитания, которое способствует появлению у детей контроля над поступками и действиями, и формирует правильные привычки и навыки правильного поведения. Таким образом, личностные черты ребенка будут развиваться в направлении, способствующем социальной адаптации.

Изучение подростков с интеллектуальной недостаточностью показало, что главным фактором, влияющим на их поведение, является острое переживание от чувства неполноценности, которое часто осложняется инфантилизмом и неблагоприятными обстоятельствами. Они склонны к категоричным, лишенным оттенков суждениям, которые являются неустойчивыми. Некоторые, напротив, проявляют инертность и медлительность в реакциях. Но и в том, и в другом случаях наблюдается неадекватное восприятие окружающего социума и практически полное отсутствие контроля за своими поступками.

Таким образом, работа по коррекционному обучению и развитию детей с интеллектуальной недостаточностью должна проводиться педагогами-дефектологами и психологами на базе специально организованных классов или школ по специальной программе обучения и процессе всех видов повседневной деятельности ребенка.

При коррекционном обучение особое внимание следует уделять поведению детей во время занятий, игр, общения в социуме, отношениям в классе или группе.

Процесс социально-эмоционального развития личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью должен развивать представления о себе и своих родственниках, о социальных ролях себя и окружающих других, воспитывать уважительное отношение к взрослым и вырабатывать чувство гуманности и сопереживания. Со временем у детей формируется «эмоциональный интеллект» и способность сформулировать собственную позицию, что позволяет ребенку ощутить себя личностью и занять свою позицию в социуме сверстников.

Личностно-эмоциональное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью должно осуществляться планомерно и постепенно, с использованием готовых образцов поведенческих реакций. В процессе развития ребенка принимают участие не только педагоги и психологи, роль семьи нельзя недооценить, поскольку гармоничное построение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми должно проходить на фоне позитивных эмоций, доверия и любви.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2016–199 с.
  2. Занков, Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения / Л. В. Занков.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 292 с.
  3. Коломинский, Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н. Л. Коломинский. — К.: Рад. школа, 1978. — 87 с.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –СПб: Питер, 2002. — 720 с.

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная недостаточность, ребенок, эмоциональная сфера, нарушение интеллекта, выраженная интеллектуальная недостаточность, специальная программа обучения, развитие ребенка, нарушенный интеллект, окружающий мир, нарушение.

Источник

Элла Колосова
Основы социально-личностного развития ребенка в дошкольном возрасте

Наши современные дети! Какие они? И правомерно ли так ставить вопрос о наших детях? Разве они не такие, как все дети? Разве они отличаются от миллионов таки же детей, живущих, скажем, в 50-60 годы?

Конечно, наши современные дети не такие, какими были их сверстники раньше, в годы существования СССР.

На маленьких гражданах Великой России, живущих уже в XXI веке, в период бурного научно-технического прогресса и замечательных научных открытий, не может не отразиться своеобразие современного исторического периода. Ведь дети все очень разные. Однако мы видим, что даже при наличии бесконечного множества индивидуальных, возрастных различий, сочетания которых создают бесконечное количество неповторимых индивидуальностей, дети одной страны, одного народа в конкретный период отечественного развития характеризуются некоторыми общими чертами, формирующимися под влиянием условий переживаемого периода.

Например, современные дети стали очень рано проявлять необычную дня их возраста самостоятельность и независимость.

Наши дети во многом, конечно, все те же дети. Как и все, к 3 годам они уже умеют ходить, бегать и действовать с предметами, овладевают разговорной речью. В дошкольном возрасте увлекаются играми, любят животных, охотно слушают сказки, заучивают стихотворения, с увлечением рисуют, строят, лепят, много смеются, шалят.

Существенные изменения совершаются в психике ребенка, между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта Он усваивает такой способ познания, как наблюдение, узнает много в жизни окружающей природы и жизни людей. Конечно, ребенок не фотоаппарат, и не все то, что он видит и слышит, с одинаковой точностью запечатлевается в его сознании. Его наблюдения избирательны и определяются желаниями, интересами, чувствами. А больше всего ребенку интересны люди и их взрослая жизнь. Многое для него непонятно, удивительно, возбуждает любопытство и любознательность. Ребенок активно познает окружающий его мир, мир взрослых. Он познает этот мир действую, — через игру. Он играет, и в этой своеобразной деятельности воссоздает своими действиями. речью, переживаниями мир и жизнь окружающих его людей. Ребенок становится доктором — живет, работает, говорит, как доктор, выслушивает больного, ставит ему градусник, волнуется за здоровье пациента. Девочка баюкает, кормит, одевает и наказывает свою дочку — куклу или другого ребенка, играющего эту роль, при этом она подражает в своей игре действиям своей матери.

Читайте также:  Презентация собрание роль книги в развитии ребенка

Чем старше становится ребенок, тем полнее и точнее он наблюдает окружающую его жизнь взрослых людей. Чем больше он овладевает умением играть в коллективе, дружно и разнообразно, тем богаче, содержательнее становятся его игры, тем больший развивающий результат достигается в формировании подрастающего человека.

В дошкольном возрасте оформление и других важнейших для развития ребенкаи подготовки его жизни видов деятельности: труда, учения, занятий ИЗО деятельностью, физкультура и спорт.

Нравственный опыт передается от взрослых детям и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в становлении его как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.

В дошкольном детстве одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие люди (взрослые).

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами.

Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им не практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таки правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте — об этом мы говорили выше. Именно в них имеют место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (мл. дошкольный возраст, затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но и внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся с ними рядом дети следовали этим же правилам и нормам.

Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рами познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно.

Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально-полезных качеств. Это — стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества, как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие. С ними же связано становление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга.

У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношением людям. Это, в первую очередь, внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам, сочувствие и заботливость по отношению людям появляются у многих детей-дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни.

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.

Впервые проблему нравственной регуляции поведения человека выдвинул И. М. Сеченов в 1863 году в главном труде своей жизни «Рефлексы головного мозга», где определяя высший тип произвольности,он написал: «совершая поступок наперекор естественным инстинктам, человек способен сохранить себя как личность». Таким образом, Сеченов утвердил детерминизм в трактовке поведения человека действующего «во имя какого-нибудь высокого нравственного принципам. Формирование волевой личности он связал с нравственной регуляцией ее поступков. Развитие такой регуляции обусловлено ВОСПИТАНИЕМ.

Задача дошкольного воспитателя состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка. Пробудить в восприимчивой детской психике другие гуманные чувства стремление сотрудничеству и положительному самоутверждению

Подчеркивая значение эмоциональны факторов в онтогенезе, Л. С.Выготский писал: «. Жизненный путь личности — это история ее переживаний». Эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную, так и негативную окраску, что оказывает непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимопониманию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Преимущественно негативный эмоциональный опыт приводит к развитию недоверия миру, отчуждению и нередко провоцирует агрессивные проявления, что обуславливает неадекватное социальное поведение.

Создавая условия для развития положительных эмоций ребенка в такой ответственный период жизни, как дошкольное детство, мы обеспечиваем основы для созидательной жизненной стратегии личности.

Источник