Ошибки воспитания 4 года ребенку
Как правильно воспитывать детей? Каждый родитель ежедневно сталкивается с трудностями и проблемами в воспитании детей. Но не каждый осознает их. Одни родители постоянно беспокоятся, что все делают не так и ребенок вырастет невоспитанным. Другие, а таких значительно больше, уверены в том, что они отлично воспитывают своих детей.
Может быть они и правы, а может быть, и нет. Цена ошибки в воспитании детей очень велика.
Как отмечают психологи, существует 8 наиболее распространенных ошибок, которые родители бессознательно допускают при воспитании детей. Какие же это ошибки, давайте разбираться.
Ошибка № 1. Ябедничать плохо. Очень часто, когда дети приходят и жалуются на своего брата или сестру, на другого ребенка во дворе или в детском саду, родители, отмахиваясь, говорят: «Ябедничать плохо! Никто не любит ябед». Как следствие данной ошибки в школьном возрасте у детей появляется тенденция замалчивания проблем, а эта проблема может привести к тому, что над ребенком будут смеяться, издеваться, бить, а он будет молчать. Кроме того, каждый раз, получая негатив от родителей, ребенок вскоре перестанет идти к ним и станет все держать в секрете.
Исправление ошибки № 1. Нужно учить ребенка быть честным и открытым. Ребенок должен рассказывать родителям о несправедливости и сложных ситуациях в своей жизни, это не значит, что мама должна сразу бежать и исправлять ситуацию, но это позволит оценивать масштаб детского горя, и в случае необходимости – стать единой командой и помочь ребенку.
Ошибка № 2. Ребенок не должен выражать свои негативные эмоции.
Родители не любят, когда их дети плачут, злятся, в гневе дерутся или разбрасывают игрушки, поэтому иногда гораздо легче сказать: «Не реви! Прекрати истерику! Подумаешь горе большое! Хватит устраивать сцены» Успокойся», даже не разобравшись в ситуации. Почему это происходит? Чаще всего родители не думают о том, что вызывает у их детей такие эмоции, порой родители не хотят ставить себя в неудобное положение перед окружающими или же им не хочется самим справляться с эмоциями ребенка, успокаивать его, внимательно выслушивать. Как правило, данная ошибка приводит к тому, что дети начинают стесняться своих негативных эмоций и стараются их не проявлять, прятать, кроме того, они делают неправильные выводы о том, что это они плохие и их эмоции и переживания не важны по сравнению с переживаниями родителей и окружающих людей. Дети привыкают держать эмоции в себе и не дают им выхода, что приводит к агрессии, психологическим заболеваниям и нервным срывам.
Исправление ошибки № 2. Родители должны научить ребенка выражать эмоции в конструктивном ключе. Выясните, что вызвало такую реакцию, поговорите с ребенком об этом и постарайтесь найти пути решения.
Ошибка № 3. Ребенок должен нравиться и учителям, и друзьям, и соседям. Почти все родители хотят, чтобы их дети нравились всем, чтобы они со всеми вежливо общались, мило улыбались. Мы прививаем у детей неправильное трактование отношения к окружающим людям, они не должны уступать всем, отдавать свои вещи или делать чужую работу, в таком случае мы воспитываем слабовольных людей с низкой самооценкой.
Исправление ошибки № 3. Родители должны учить детей относиться к другим с уважением, но иметь собственную точку зрения.
Ребенок не должен жертвовать своими интересами и целями в угоду другим, он должен уметь говорить твердое «нет», нужно учить постоять за себя.
Ошибка № 4. С плохими оценками хорошей работы не получить.
Если ребенок плохо учится или получил плохую оценку за контрольную, часто родители начинают говорить о том, что с такими оценками он сможет быть только дворником, работать на заправке и т.д. Конечно, хорошие оценки – это замечательно, но при неправильном отношении к оценкам, ребенок начинает мерить свой успех только оценками. В этом случае ребенка может ждать тяжелое разочарование, имея хорошие оценки, отличники часто не достигают успеха, не могут устроиться на работу в то место, которое хотелось бы.
Исправление ошибки № 4. Родители должны формировать у детей понимание того, что учиться необходимо не для того, чтобы получить хорошие оценки, а для того, чтобы получать новые знания и развивать свои навыки.
Ошибка № 5. Детям нужно покупать все самое лучшее и дорогое.
Часто родители хотят купить своим детям все самое дорогое, а иногда и абсолютно ненужное. Часто причиной этого становится отсутствие этого у них самих в детстве, по причине типа «пусть люди смотрят – у моего все самое лучшее», если чувствуют вину перед ребенком за что-то, потому что им нравится, как дети радуются подаркам, или они просто решили купить любовь ребенка. Родители тратят гораздо больше разумного, когда речь заходит о детях. Дети склонны повторять за родителями, и если они видят, что вы расточительны, то они будут вести себя так же.
Исправление ошибки № 5. Родители должны научить детей ответственно относиться к деньгам. Финансово ответственные родители становятся отличным примером для своих детей.
Ошибка № 6. Наказать – значит лишить ребенка чего-то.
Чаще всего родители используют наказание как способ лишения чего-то ребенка. Получил двойку – месяц домашнего ареста, соврал – запрет планшета на две недели, нагрубил – запрет общения с друзьями. Как отмечают психологи, такое наказание не является эффективным, и чаще всего становится причиной плохого настроения родителя. Наказывая таким способом ребенка, мы приучаем его признавать в качестве приоритета постулат – кто сильнее, у того и власть.
Исправление ошибки № 6. Родитель не должен наказывать ребенка за ошибки. И, если он получил двойку по математике, нужно понять, где он не разобрался, что он не понял. А, если все же необходимо наказание, лучше дайте ему в качестве наказания дополнительное задание – убрать по дому, помочь в огороде, помочь на кухне и т.д. Главное быть последовательными и справедливыми, ваш ребенок не должен думать, что сила решает все.
Ошибка № 7. Ребенок не должен бездельничать. Многие родители записывают детей на всевозможные занятия и спортивные секции, занимая их все свободное время. Тем самым родители лишают детей времени, когда они могут побыть наедине с собой. Кроме того, такие дети, вырастая, начинают ждать того же от других и требовать полной занятости во всем.
Исправление ошибки № 7. Родители должны понять, что побыть наедине с собой — это нормалью. Психологи утверждают, что дети не смогут стать самостоятельными, если родители не дают им времени на себя. Предложите ему активности, игрушки, занятия рисованием и чтением, пусть он сам выбирает, выделите определенное время в его плане на день, когда он сможет заниматься тем, чем захочет.
Ошибка № 8. Дети обязаны делиться игрушками. Очень часто родители настаивают на том, чтобы дети отдавали свои игрушки младшим братьям или соседским детям. И когда вы требуете у ребенка отдать игрушку, для него это равносильно тому, чтобы отдать очень дорогую любимую вещь в чужие руки.
Исправление ошибки № 8. Родители должны научить детей делиться тогда, когда это справедливо. Поощряйте детей, если они хотят поделиться своими игрушками, но также развивайте в них чувство справедливости. Если другой ребенок просит у вашего ребенка мячик поиграть, то пусть они играют вместе, или поменяются игрушками. Но это нормально, когда ребенок не хочет отдавать свои игрушки и говорит «нет».
Все мы совершаем ошибки, нет идеальных родителей, как впрочем и идеальных детей. Родители часто совершают ошибки, но никогда не поздно начать исправлять их. Любите себя и своих детей.
Если эти советы оказались полезными – ставьте лайк.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!
Источник
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Ошибка первая — обещание больше не любить
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»
Мнение родителей:
Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу.
Мнение психологов:
Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка — малыш будет воспринимать вас как людей лживых.
Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».
Ошибка вторая — безразличие
«Делай что хочешь, мне все равно»
Мнение родителей:
Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.
Мнение психологов:
Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».
Ошибка третья — слишком много строгости
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»
Мнение родителей:
Дети должны слушаться старших беспрекословно — это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Мнение психологов:
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем».
Ошибка четвертая — детей надо баловать
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»
Мнение родителей:
Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство — такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность — в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.
Мнение психологов:
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Ошибка пятая — навязанная роль
«Мой ребенок — мой лучший друг»
Мнение родителей:
Ребенок — главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.
Мнение психологов:
Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Ошибка шестая — денежная
«Больше денег — лучше воспитание»
Мнение родителей:
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
Мнение психологов:
Любовь не купить за деньги — звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.
Ошибка седьмая — наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»
Мнение родителей:
Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам — дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Мнение психологов:
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
Ошибка восьмая — слишком мало ласки
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»
Мнение родителей:
Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более нужные и серьезные вещи.
Мнение психологов:
Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно — это может оттолкнуть их.
Ошибка девятая — ваше настроение
«Можно или нет? Это зависит от настроения»
Мнение родителей:
Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.
Мнение психологов:
Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое — постарайся быть ко мне снисходительным».
Ошибка десятая — слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»
Мнение родителей:
Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Мнение психологов:
Взрослые часто забывают простую истину — если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.
Источник: https://www.psychologov.net/
Источник
А.С.Макаренко писал: «Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви — часто искалеченные люди».
Наша проблема заключалась в том, что у пятилетней дочери после рождения младшей на протяжении года был энурез. Она писалась в кровать только у нас дома, а у бабушки, в саду и на даче нет. Мы пошли к психологу. После первого же посещения энуреза не стало.
Основная методика, которая помогла мне наладить отношения с дочерью, чтобы избавиться от энуреза, заключается в следующем:
1. Использование метода словесно-речевого и эмоционального воздействия матери на ребенка, который способствует восстановлению необходимых для ребенка взаимоотношений с матерью.
Каждый день ребёнку нужно говорить эти фразы и не переставлять местами слова:
1. Я тебя очень-очень сильно люблю.
2. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
3. Ты моя родная частичка, родная кровинушка (если ребёнок родной).
4. Я без тебя не могу жить (по желанию мамы).
5.Мы все тебя очень сильно любим.
2. Ребёнок как сосуд. Чем его наполняете, то и получаете. 75% этот сосуд наполнен любовью матери, а 25% любовью отца, бабушек, дедушек, вместе взятых. Если любви матери ему не хватает (мама работает, уехала), то любовь отца и родственников не компенсирует отсутствие любви матери, она остается 25%, и в сосуде образуются пустоты. От этого ребёнок сильно страдает.
Ребёнку каждый день нужно не менее 32 прикосновений и объятий. Только тогда он будет чувствовать себя любимым. Гормональная система работает так, чтобы человек получал эмоции- отрицательные или положительные. Прикоснулись ласково к ребёнку — и у него вырабатывается гормон радости, гормональная система заработала. Не будете прикасаться, сколько ребёнку нужно, гормональная система все равно будет работать, только уже в другом направлении. Ребёнок начнёт капризничать, провоцировать вас на эмоции, вы ударите по его руке, он начнёт плакать, кричать. И снова заработала его гормональная система, только вырабатываются другие гормоны, гормоны стресса. Так как выработка гормонов необходима, лучше для родителей создавать условия для выработки гормонов радости и удовольствия, чем гормонов стресса. Так жить всем будет спокойнее.
3. В процессе работы с ребенком имеет значение и то, как складываются отношения между родителями. Важно, чтобы у родителей был единый подход к проблемам ребенка. Чтобы они не переносили на него проблемы своих, возможно непростых, взаимоотношений. Даже в полных семьях, где все хорошо, все благополучно, возможны какие-то трудности.
К сожалению, в реальной жизни люди не соблюдают эти правила и занимаются поиском лучших вариантов: расходятся, заводят другие семьи и т.д. Нужно помнить, что когда на этом фоне создаются новые семейные отношения (речь идет не только о зарегистрированных браках), родители несут на себе комплекс вины. И этот комплекс постоянно где-то исподволь их точит, мешает созданию нормальных отношений в новых парах. Для детей это всегда оборачивается очень большими трудностями. А ведь эмоциональное состояние родителей, и, прежде всего, матери имеет для ребенка огромное значение. Если мама нервная, обозленная, разочарованная в жизни — плохо дело этого ребенка.
Ребенок, которому не хватает материнской любви и ласки, вырастает холодным, черствым, отчужденным человеком. Нужно учить маму любить ребенка таким, какой он есть. За его внешность, какой бы она не была, за его поведение, как бы он себя не вел. Если ребенка любят таким, какой он есть, он вырастет человеком, уверенным в своих силах, а значит, человеком счастливым. Он сумеет себя реализовать. Если же родители не принимают ребенка таким, какой он есть, с его недостатками, он растет с постоянным ощущением того, что у него не все в порядке и вырастает человеком, не уверенным в своих силах.
4. НИКОГДА не говорите ребёнку — ты плохой, ты безрукий, ты неряха и т.д. Внутри себя каждый ребёнок (да и взрослый) живет с пониманием — Я ХОРОШИЙ! Взрослые могут себя за что-то похвалить, какой я молодец, переделал столько дел, а ребёнок нет. Ему нужны эти слова от родителей. Как можно чаще хвалите его, и тогда он станет тем, кем вы его называете. Ты умный, ты добрый, ты ласковый, ты честный. Но нельзя употреблять слова негативные с частичкой не — ты не жадный, ты не лживый. Только положительные прилагательные. Если ребёнку говорить — ты эгоист, то 100% он таким и будет.
5. Если ребёнок что-то натворил плохое, никогда не говорите ему — ТЫ плохой. Со словом ТЫ используйте только положительные прилагательные. Начинайте со слов — МНЕ, У МЕНЯ и т.п. Говорите — МНЕ не нравится, что ты сделал (можете топать ногами, повышать голос), и потом добавляйте — ТЫ же у меня хороший (добрый, умный, аккуратный и т.п.). Ребёнок сразу же побежит исправлять то, что натворил. Он же у вас хороший).
6. Психика всегда управляет физиологией. От внутреннего душевного состояния зависит физическое здоровье. Если ребёнок долгое время чувствует обиду, непонимание, страх, душевную боль, то это всегда скажется на его здоровье, на том органе, который у него самый слабый. У одних детей это уши (отит), у других лёгкие (кашель), у третьих мочевой пузырь (энурез). Если на ребёнка накричать, он может описаться сразу, а может и ночью. Ночной энурез — невыплаканные днём слезы.
7. Первый пункт — слова, которые мы повторяем всем детям. Второй блок — это слова для детей с отклонениями в физическом здоровье. После слов из первого блока мы говорим ребёнку ещё фразы:
1. Ты сильный, здоровый, красивый ребенок
2. Ты хорошо кушаешь, поэтому быстро растешь и развиваешься
3. У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик
4. Ты легко и красиво двигаешься (вся гамма двигательных расстройств)
5. Ты закаленный ребенок, легко и редко болеешь.
Третий блок – нервно-психические расстройства:
1. У тебя хорошие, крепкие, здоровые нервы (сюда могут войти все астенические, церебрастенические, церебропатические, вегетативные и пр. расстройства)
2. У тебя хорошо развиваются головка и ум (сюда входят задержки развития, школьная неуспеваемость и т.д.)
3. У тебя всегда хорошее настроение. Ты любишь улыбаться (вся гамма аффективной патологии)
4. Ты очень хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь. Ты видишь только хорошие добрые сны. Ты очень хорошо отдыхаешь, когда спишь.
5. У тебя хорошо и быстро развивается речь (здесь – задержки речевого развития и вся гамма речевых расстройств, в том числе и заикание)
Вся программа обязательно заканчивается фразой:
Я тебя очень-очень сильно люблю!
P.S. Следующий пост будет о роли отца в жизни девочки. О чем рассказал нам психолог. Я раньше много читала об этом, но даже мои знания оказались неполными.
Источник