Осень с ребенком 1 год
Автор: Наливайкина Людмила
Опубликовано 23 Август 2017
В этой статье я хочу поделиться с вами идеями осенних игр с самыми маленькими детьми – от 1,5 до 2 лет. В них можно играть по – отдельности или положить в основу настоящего развивающего занятия на тему «Осень».
Поскольку дети в возрасте от 1,5 до 2 лет могут значительно отличаться друг от друга по своему развитию, каждую игру из указанного ниже перечня нужно будет «поднастроить» на уровень вашего ребенка (усложнить или упростить).
Смогут ли малыши от 1 до 2 лет понять что такое «Осень»?
Конечно нет . Думаю, что и ребенок 2 лет не очень-то хорошо понимает, что же это такое…
Поэтому с детьми от 1 до 2 лет просто изучают самые простые осенние понятия: листики, дождик, лужи, деревья и т.п.
Сенсорная коробка «Осень».
Наверняка ваш малыш заинтересуется сенсорной коробочкой на тему «Осень».
У нас получилась такая, например:
Как играть с коробкой:
Коробочку можно использовать для «проигрывания» различных «осенних» сценок:
«Зайка собирает листочки», «Белочка ищет орешки», «Листики шуршат под ногами».
Малышу будет интересно следить за тем, как мама разыгрывает разные сценки («мини-сказки») с использованием этой коробки, заодно он очень быстро выучит все «осенние» слова.
Кроме того, многим детям понравится копошится в такой коробке самостоятельно.
Осенние слова и картинки.
Совсем нелишним будет рассматривать с ребенком картинки на тему «Осень» и изучать «осенние» слова: листочки, дождик, зонтик, лужи, падают, грибы, листопад, пожелтели и т.п.
Помогут:
— Красочные осенние презентации.
— Осенние картинки, которые можно повесить на стены и периодически обсуждать их с ребенком.
— Подборка осенних фотографий, которые можно рассматривать на экране компьютера или распечатать как карточки.
Просто рассматривайте с ребенком иллюстрации, называйте предметы, которые на них изображены (тучка, листик, дерево, листик упал, лужа мокрая и т.п.), просите найти предметы на картинке (покажи пальчиком, где здесь дерево?), описывайте то, что нарисовано на картинках в простых предложениях (идет дождик, на земле лужи, девочка одета тепло и т.п.).
Игра «Листочки большой и маленький».
Цель: учим понятия «большой – маленький».
Для игры понадобятся листочки – большие и маленькие.
Можно использовать настоящие осенние листья или вырезать листочки из бумаги.
Суть игры: Складываем большие листики в большую коробочку, а маленькие – в маленькую.
Это задание будет довольно просто выполнить деткам от 2 до 3 лет.
А вот у малышей от 1 до 2 лет могут возникнуть трудности («вы начинаете знакомить малыша с заданием, а он улыбается и убегает от вас в другую комнату» — знакомая картина, правда?).
Чтобы малыш успешней справился с выполнением задания, важно провести «ритуал знакомства» c заданием.
Например:
- Рассмотрите с ребенком большой листочек. Скажите «вот бо-о-ольшой листик». Слово «большой» выделите соответствующим голосом. «Давай покажем, какой этот листочек «большой», вот такой бо-о-льшой» — расставляем широко руки в сторону, показывая знак «большой», побуждаем ребенка повторить за вами этот жест (если он затрудняется – разводим его руки в стороны сами).
- Берем маленький листочек. «А этот листочек «маленький» (произносим слово «маленький» «тоненьким» голосом.) Давай покажем, какой этот листочек «маленький» (сводим руки близко друг к другу, показывая знак «маленький размер», побуждаем ребенка повторить за вами этот жест, помогаем ему это сделать, если он сам затрудняется).
Эта предварительная работа – выделения слов «большой» и «маленький» особым голосом, показывание ручками размеров «большой», «маленький» — очень важна. С ее помощью ребенок лучше поймет смысл задания и ему легче будет его выполнить.
3. После того, как с понятием «большой – маленький листик» вы поработали, можно переходить к выполнению задания. Покажите малышу, что большие листики надо складывать в большую коробочку, а маленькие в маленькую. Попросите его разложить все листочки по коробочкам правильно.
Как можно помочь ребенку:
— вместе определяйте размер листочка (мама проговаривает какой это листочек — большой или маленький).
— направлять руку ребенка с листочком к нужной по размеру коробочке, если малыш ошибается.
— если малыш затрудняется в выборе нужной коробочки – можно просто подставлять нужную коробочку под ручку малыша и просить «бросить большой листочек в большую коробочку».
Кажется, что при такой «помощи» мама почти все делает за ребенка. Но это не так! В процессе совместного выполнения задания малыш активно учится. Его глаза смотрят и запоминают (он рассматривает большие и маленькие листики), его уши слышат и усваивают (он постоянно слышит как мама сравнивает листочки по размеру), его руки «делают» (малыши очень хорошо усваивают знания, если они подаются через «движение»).
После того, как ваш ребенок выполнит несколько раз это задание вместе с вами и с вашей помощью – он почувствует себя уверенней, лучше усвоит все необходимые понятия и начнет справляться с подобными заданиями самостоятельно.
Учим цвета.
Это задание поможет вашему малышу усвоить понятие «красный и желтый цвет».
Приготовьте листочки двух цветов — красного и желтого.
Рассмотрите листочки, акцентируйте внимание малыша на том, что одни листочки желтые, а другие – красные.
Затем предложите сложить желтые листочки в желтую коробочку, а красные листочки — в красную.
Помочь выполнить это задание правильно помогут те же правила, что и для предыдущего занятия (активно помогаем малышу выполнить задание, работаем вместе с ребенком, на первых порах очень полезно буквально подставлять под руку ребенка нужную «коробочку», вслух произнося название цвета («это красный листочек, мы его кладем в красную коробочку»).
Лепка + изучение цвета.
Рассмотрите с ребенком два листочка, распечатанные на листе бумаги. Один из них красный, а другой — желтый (Скачать картинку c листочками можно по этой ссылке).
Только мышки проели в листочках дырочки! Надо это срочно исправлять.
Для игры понадобятся заранее заготовленные комочки мягкого пластилина — желтые и красные.
Покажите ребенку, что «красные комочки мы будем класть на красный листик и придавливать их пальчиками, а желтые комочки — на желтый листик, так все дырочки и закроем!».
Скорее всего на первых порах ребенок может путаться и класть комочки пластилина на листик не того цвета. Поэтому активно помогайте справиться малышу с заданием — проговаривайте название цвета, с которым он сейчас работает, и подсказывайте на какой из листочков крепить пластилин.
Эта игра не только развивает навыки лепки, но и помогает запоминать цвета — в процессе работы ребенок много раз услышит от мамы слова «красный, желтый» и это обязательно повлияет на то, как быстро малыш запомнит названия основных цветов.
(Когда я даю подобные задания в группе раннего развития деткам от 1 до 2 лет, то предварительно (на протяжении нескольких уроков) мы обязательно выполняем «подготовительные» упражнения — крепим желтые пластилиновые ягодки на желтые тарелочки, нарисованные на бумаге, а красные «ягодки» — на красные, либо крепим желтые/красные комочки (яблочки) в желтые и красные корзинки, нарисованные на бумаге и т.п. — т.е. сначала мы учимся крепить желтый пластилин отдельно от красного в более свободной форме, и только потом усложняем, прося прикрепить пластилин на определенное место).
Дождик – лепка.
Осенью часто идет дождь. Рассмотрите с ребенком картинку с тучкой и капельками, покажите вместе «как капает дождик» («кап-кап-кап») и постучите пальчиками по столу.
Затем предложите малышу сделать «капельки для тучки» — пусть он наклеит пластилиновые «капельки» на лист бумаги.
Это задание имеет три уровня сложности (лучше выбрать тот, который наиболее соответствует уровню ребенка):
1. Простой уровень (для детей которые еще плохо лепят или лепят в первый раз (обычно это дети до 1,5 лет) – мама кладет на лист бумаги заранее подготовленные шарики и просит ребенка нажать на них пальчиком.
2. Средний уровень (для деток, которые уже знакомы с приемами лепки) – малыш сам берет комочки пластилина, сам располагает их на бумаге и сам нажимает на них пальчиком.
3. «Продвинутый» уровень (для деток которые уже хорошо лепят) – малыш сам отрывает кусочек пластилина от «колбаски» и крепит его на лист бумаги (специально подготовленные капельки не требуются, малыш «делает» их сам).
Музыка дождя.
Возьмите ударные или шумовые детские музыкальные инструменты, которые есть у вас дома (либо используйте вот эти «бытовые» инструменты, которые легко заменят музыкальные).
Возьмите руки ребенка в свои попробуйте вместе «простучать» ритм под стихи:
Дождик, дождик, кап да кап!
Ты не капай громко так!
К нам в окошко не стучи!
Лучше травку намочи!
Кап – кап – кап – кап!
Затем включите музыку и предложите ребенку сыграть «мелодию» под песенку самостоятельно (подыгрываем под композицию Екатерины Железновой «Дождик»).
Малыш будет это делать с большим удовольствием, если мама также будет проигрывать ритм на каком-нибудь музыкальном инструменте вместе с ребенком.
Лото «Парочки».
Предложите малышу разложить осеннее «Лото». Играя с лото, малыши развивают внимание и логику, а также расширяют словарный запас (если мама озвучивает предметы, нарисованные на картинке).
(Если лото вас заинтересовало, нажмите на картинку, чтобы увеличить изображение).
Память — игра «Найди».
Наклейте на детальки конструктора скотчем изображение «осенних» предметов (листик, тучка, зонтик).
Вместе с ребенком рассмотрите картинки и проговорите их названия. Затем переверните фигурки картинками вниз и предложите ребенку найти по памяти: «где спряталась тучка? Покажи!», «а листочек где спрятался? Покажи!».
Ребенок будет пытаться вспомнить где какая картинка «спряталась» и пробовать открывать их по — памяти.
Когда ребенок запомнит под каким из предметов какая картинка спрятана (и перестанет ошибаться в поисках предметов), продолжите игру, меняя фигурки местами.
Массаж пальчиков.
Массировать пальчики можно не только специальными мячиками, но и шишками.
Выполните с ребенком массаж пальчиков с использованием шишки под стишки (во время чтения стишков шишка перекатывается между пальчиками малыша, массируя их):
Мишка по лесу ходил,
Много шишек находил,
Много шишек находил,
И ребятам приносил!
Раз, два, три, четыре пять,
Будем с шишкой мы играть!
Будем с шишкой мы играть,
Между пальцами катать.
Массаж можно выполнять несколькими способами.
- Мама читает стишок и самостоятельно массирует пальчики ребенка шишкой.
- Малыш с мамой выполняют массаж «рука в руке».
- Мама сидя перед малышом массирует свои пальчики шишкой, показывая таким образом движения малышу, а ребенок повторяет.
Пазлы – «Найди половинку».
Разрежьте на две части изображения осенних картинок (мы использовали картинки лото, которые выложены выше).
Предложите ребенку сложить картинки в одно целое.
Если ребенок пока не умеет собирать пазлы, то это упражнение можно выполнять так:
Мама берет одну половинку картинки и говорит: смотри, вот нарисован кусочек тучки. Покажи, где еще один кусочек тучки нарисован? Правильно вот он! Давай сложим вместе картинку.
Шнуровка — грибы
Начиная с 1,5 лет с ребенком можно учиться нанизывать бусы на шнурок. Для обучения этому навыку лучше приобрести набор детских бус, к которому прилагается шнурочек с деревянной иголочкой.
Поскольку занятие у нас осеннее, то нанизывать на шнурок можно листочки или грибочки из бумаги, наклеенной на картон.
Скачать файл с грибочками и листочками вы можете, нажав на картинку ниже. Каждая пара грибочков на этой картинке «зеркальная», поэтому при желании грибочки и листочки можно сделать двухсторонними (приклеить друг к другу).
Игра на развитие внимания — «найди все листочки в комнате».
Разложите листочки по всей комнате. Часть из них положите на видные места, а часть — спрячьте, но так, чтобы ребенок их все-таки мог найти.
Попросите ребенка найти все листочки и сложить их в ведерко.
Поделки.
Рисуем листья на дереве (пальчиками).
Лепка «Осенние листочки» (прикладываем кусочки теста или пластилина).
Для творчества вам может пригодиться вот этот шаблон (нажмите, чтобы увеличить):
Подвижные паузы.
Долго сидеть на одном месте малыши не будут. Поэтому если вы запланировали провести с ребенком в один день несколько развивающих игр из указанного выше списка, не забудьте соблюсти простое правило — «одно «сидячее» задание чередуется с одним подвижным».
В качестве подвижных заданий можно использовать танцы под осенние песенки, веселую физкультуру и т.п.
Веселых вам игр с вашими малышами!
Автор: Наливайкина Людмила
Понравилась статья? Отложите в закладки на свою страничку в социальной сети:
Важно: Копирование материалов сайта возможно только при условии указания активной ссылки на сайт. В случае нарушения наших авторских прав мы будем их защищать.
Что еще почитать:
Источник
Виктория Кудинова
Конспект НОД по окружающему миру с детьми раннего возраста (1–3 года) «Осень»
Конспект НОД по окружающему миру с детьми раннего возраста (1-3 года) по теме «Осень».
Цели:
1.Обучающие:
-формировать представление о доступных явлениях природы;
-формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе (похолодание, на деревьях желтеют и опадают листья, созревают многие овощи и фрукты);
-формировать умение отвечать на вопросы.
2.Воспитательные:
-поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о событии из личного опыта;
-воспитывать желание слушать стихотворения.
3.Развивающие:
-развивать внимание и память в игре;
-развивать мелкую моторику рук ;
-развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа: на улице рассматривание осенних листьев; игры с осенними листьями; наблюдение за дождем; игры с зонтом; рассматривание осенней одежды; прослушивание стихотворений про осень.
Материалы:сюжетные картинки: осенние деревья, фруктовый сад, осенний дождь (дети в теплой одежде под зонтом); фрукты и овощи в корзинке; вырезанные из бумаги силуэты моркови, свеклы, лука, репы из картона (для каждого ребенка).
Ход работы:
Рассматривание картины «Осень».
Воспитатель (демонстрируя картину задает вопросы детям). -Кто нарисован? Как одеты дети? Что делают мальчики? Что делают девочки? Какого цвета листья?
Воспитатель загадывает детям загадку:
Ветер с листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат-
это значит — (листопад)
Воспитатель: Осенью созревают овощи и фрукты. Я принесла корзинку с овощами. Хотите посмотреть, какие овощи у меня в корзине? (Ответы детей.) Наташа, подойди и достань из корзинки морковь. Покажи нам морковь. Дети берут из корзины по одному овощу, показывают его другим, называют и кладут на стол. Воспитатель организует рассматривание овощей, обращая внимание на цвет, форму и особенности каждого овоща.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»:
Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили. (Ритмичные удары ребром ладоши.)
Перетёрли, (Хватательные движения обеими руками.)
Посолили. (Указательный и средний пальцы трутся о большой)
И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)
Игра «Чего не стало?»
На столе перед детьми разложены овощи. Воспитатель убирает один овощ, малыши открывают глаза и называют, чего не стало. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Посмотрите, запомните, какие овощи лежат на столе. Давайте назовем их еще раз. На столе лежат картошка, капуста, морковка, лук, свекла. Все овощи запомнили? Вы закроете глаза, я спрячу один овощ. Когда вы глаза откроете, то должны будете назвать овощ, который я убрала со стола. Дети, закрывайте глаза.
Физкультминутка «Дождик»:
Капля — раз, капля — два,
Очень медленно сперва, (хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом —
Все бегом, бегом, бегом. (бег)
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. (хлопки руками на каждое слово)
Кап-кап, кап-кап. (свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. (соединить руки над головой)
Похвалите детей!
Источник
Татьяна Толмачева
Сценарий праздника осени в группе раннего возраста с 1,6 лет до 3 лет «Здравствуй, осень»
Цель:
Развивать музыкальные способности, эмоциональность, вызывать активность детей при подпевании и пении; стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений по плясовую мелодию.
Действующие лица:
Ведущая: Толмачева Татьяна Георгиевна.
Заяц: Дородных Наталья Александровна.
Медведь: Чудайкина Юлия Сергеевна.
Атрибуты:
1. Листья бумажные,
2. Маски зайчиков и морковки,
3. Корзинка с яблоками
Ход праздника
(Из группы в зал, украшенный, как осенний лес, входят дети.)
Ведущий: За окном листочки желтые кружатся,
Золотым ковром нам под ноги ложатся.
Осень снова к нам пришла,
И веселья принесла.
Ребята, давайте все вместе споем песню про осень.
Песня «Листья золотые»
(слова Н. Найденовой, музыка Т. Попатенко)
Ведущая: Ребята, а вы знаете, что осенью все животные делают запасы на зиму. Вот зайчики любят кушать капусту, морковь.
(В зал заходит зайчик с корзинкой.)
Ведущая: Куда ты, серенький, так спешишь?
Заяц: Здравствуйте ребята. Как это куда? Осень на дворе, пора листочки на зиму запасать, чтобы было в домике моём и тепло и красиво! (по залу разбросаны осенние листочки)
Ведущая: Дети, давайте поможем зайчику собрать листочки! (дети собирают листья)
Вот, молодцы!
Золотые листики с дерева летят,
Кружит ветер листики – это листопад!
Ведущая: А давайте мы с зайчиком поиграем в игру.
Проводится игра: «Листочки»
Мы листики осенние. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Подуть, развести руки в стороны.)
Мы летели, мы летели (Бег.)
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Подуть. Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети присаживаюсь.)
(дети кладут листья зайчику в корзинку, он благодарит всех)
Ведущая: Дети, давайте мы с вами превратимся в зайчиков и станцуем для нашего гостя?
Танец зайчат с морковкой.
(Дети садятся на стульчики)
Ведущая: Ребята, а вот медведи не делают на зиму запасов. Потому что они зимой спят. Но пока медведи еще не уснули. Давайте мы с вами пригласим к себе на праздник мишку и поиграем с ним. Мишки очень любят играть.
Дети: Да давайте позовем мишку.
Ведущая: Для того, чтобы мишка услышал нас, нам нужно громко захлопать в ладошки,потопать ножками и позвать мишку:
«Мишка, мишка приходи,
Будем весело играть
И листочки собирать.
(Дети вместе с ведущей хлопают в ладоши и топают ногами и повторяют за ведущей закличку)
Ведущая: не слышит нас мишка, давайте еще раз попробуем, немного погромче. (Повторяют предыдущее действие)
(Под музыку входит медведь)
Медведь: Здравствуйте, ребята! Мимо пробегал я и услышал, как зовете вы меня.
Ведущая: Здравствуй, мишка! Мы с ребятами позвали тебя поиграть и повеселиться вместе с нами.
Медведь: Я очень люблю играть и веселиться, давайте скорее поиграем! Вставайте все в кружок по шире и повторяйте за мной.
Игра «Танцуй как я»
Медведь: Ой, какие молодцы. Таких ребят обязательно надо наградить подарками.
Ведущая: Обязательно надо.
Медведь: А я как раз по дороге из леса встретил «Осень» и она мне передала целую корзину яблок, вот же вот она (приносит корзину с яблоками)
Вот вам ребята волшебную корзинку мы дарим, кушайте яблочки вкусные, сочные, набирайтесь здоровья на весь учебный год.
(Отдает корзину с яблоками)
Ведущая: Спасибо тебе мишка! А у нас для тебя есть ещё одна веселая игра есть, поиграешь с нами?
Игра «У медведя во бору»
Ведущая: Спасибо тебе мишка, а теперь нам надо уходить в группу. До свидания, мишка!
(дети вместе с воспитателем прощаются с мишкой и выходят из зала)
Источник