Организация среды в доу как средство развития ребенка
Елена Васильевна Шакирова
Организация предметно — развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
«Организация предметно — развивающей среды в ДОУ»
Введение
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Требования ФГОС к предметно — развивающей среде:
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития)позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы,активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Предметно- развивающая средав ДОУ включает в себя:
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе,включающий в себя:
1. Центр игры
2. Центр двигательной активности
3. Центр конструирования
4. Цент музыкально — театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
1. Центр книги
2. Центр отдыха
3. Центр природы
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются»текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:
1. Центр познавательной и исследовательской деятельности
2. Центр продуктивной и творческой деятельности
3. Центр правильной речи и моторики
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением,математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами,отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ.
В соответствии с рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующая предметно-развивающая среда- центры:
1. Раздевалка.
2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.
6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.
7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.
8. Театральная зона– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
9. Уголок сюжетно — ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье».
10. Математическая зона.
11. Центр дидактической игры (грамматический уголок).
12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
13. Центр краеведения.
14. Уголок уединения.
15. Туалетная комната.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Источник
Екатерина Грачева
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников
Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУ. Приёмную комнату в нашей группе мы постарались сделать красивой и уютной. Согласно ФГОС ДО родители воспитанников являются полноправными участниками образовательных отношений. Поэтому мы регулярно информируем родителей о жизни их детей в ДОУ. На стенде «Для вас, родители!», представлены следующие материалы: визитка группы, режим дня, расписание РОД, перспективный план на год, тема недели и задачи, которые мы планируем реализовать.
Далее представлена выставка поделок из природного материала на тему «Осенние фантазии» — совместное творчество детей и родителей.
Здесь же располагается «Родительский столик», где родителям предлагается литература, дидактические игры по теме недели, картотека прогулок, а также альбом «Интересные события нашей жизни», последнее из таковых событий – утренник «Волшебница Осень». Информация постоянно меняется.
На следующем стенде расположена информация о текущих сезонных изменениях в природе.
Стенд «Наше творчество» демонстрирует продуктивную деятельность всех воспитанников, которую регулярно просматривают родители.
Стенд с рубрикой «Поздравляем» помогает поддерживать доброжелательную атмосферу в группе, стимулирует детей и родителей к активному участию в жизни группы. Здесь мы размещаем поздравления воспитанников с Днём Рождения, с успешным участием в различных конкурсах.
Также в приёмной комнате представлен стенд для объявлений, здесь же расположен фильтр приёма детей.
Родителям важно знать, чем кормят детей в д/с. Об этом они узнают на стенде «Меню».
Периодически выставляются папки-передвижки с различной информацией и консультации для родителей.
Нам необходимо получать обратную связь от родителей воспитанников. Здесь представленыдве формы обратной связи: «Почта доверия», «Тетрадь отзывов и предложений».
Далее представлен органайзер под названием «Домашние друзья», где воспитанники могут оставлять игрушки, принесённые из дома.
Кроме того, в нашей группе существует рубрика под названием «Копилка новых слов», где родителям предлагаются способы пополнения словарного запаса детей, кармашек с алгоритмом одевания по сезону, кармашек «Мнемотаблица», информация в котором меняется в соответствие с темой недели.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей среднего дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда отвечает требованиям содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Мебель соответствует росту и возрасту детей.
В группе для развития и воспитания детей создана правильная, целесообразная, удобная, информационная предметно — развивающая среда, настраивающая на эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.
Групповая комната представлена развивающими центрами. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы в виде ширмы, подвижных стеллажей, пластмассовых контейнеров. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность, все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям, гендерной принадлежности детей моей группы.
Каждому ребенку представлена свобода выбора средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.
При проектировании РППС обеспечивается создание условий для информатизации образовательного процесса. Для этого групповое помещение оснащено оборудованием для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (мобильным компьютерам, интерактивной доской, проектором).
Компьютерно — техническое оснащение используется в различных целях:
для обеспечения образовательного процесса;
— для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др. ;
— для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию рабочей;
— для предоставления информации о рабочей программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
— для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией рабочей программы и т. п.
Наша группа оснащена современными информационными средствами.
На столе рядом с интерактивной доской располагается дидактический материал, игры по теме недели.
Центр познавательного развития.
Центр «Юные математики».
Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др.
Центр «Говорим правильно».
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Поэтому мы заботимся о формировании речевой активности детей, о её чистоте и правильности.
Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения.
Для подготовки к обучению грамоте есть магнитная доска, д/и, наборы букв.
Центр «Безопасность» способствует формированию основ безопасного поведения у детей. Он оснащен макетом улицы, пособием «Дорожные знаки», игрой «Парковка», игрушками – транспортными средствами, иллюстрациями о транспорте и рабочих инструментах. Есть папка «Правила безопасности для дошкольников», картотека с/р игр «Безопасность».
Уже несколько лет в нашей группе работает мини-музей. Работа по созданию мини-музея ведётся совместно с родителями и детьми. В настоящее время в нашем мини-музее действует экспозиция на тему «Русская народная игрушка». Экспонаты из мини-музея могут обыгрываться детьми, используются в игровой, познавательной и продуктивной деятельности. Экспонаты и тема мини-музея меняются в зависимости от возраста и интересов детей.
Центр «Юные исследователи»:
При организации детского экспериментирования стоит новая задача — показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир. В центре экспериментирования собраны разные сыпучие материалы, часы песочные (на разные отрезки времени, микроскоп, Циркуль, линейки, набор мерных стаканов, бумаги, семян и плодов, (гербарий).
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующая модель водяной мельницы.
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов.
Центр «Любители природы».
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох. Нами собраны серии сюжетных картинок, альбомы для рассматривания, картотеки «домашние и дикие животные, растения, птицы, жители океана и другие». Так же подобран наглядный материал с фигурками животных разных климатических зон Земли.Различное лото: «Дикие и домашние животные»,дидактические игры: «Лото: весёлые зверята», «Круглый год», «Времена года», «Как растёт живое», «Найди пару» и другие. Есть календарь погоды.
РППС познавательного центра соответствует принципам содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Игровой центр позволяет создавать условия для развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;В группе имеется все необходимое оборудование для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Семья»; «Магазин»; «Дочки-матери»; «Транспорт»; «Детский сад»; «Водители»; «Наша армия»; «Пожарные»; «Мы- строители». Также в игровом центре есть наборы фруктов, овощей, хлебобулочных изделий. Кроме того, в игровом центре представлен кукольный домик с мебелью, куклы, пупсы, коляски, машины, инструменты.
Дети активно используют передвижную ширму в своей игровой деятельности, что позволяет РППС группы быть полифункциональной. Такую же функцию выполняет передвижная платформа.
Спокойно отдохнуть, снять эмоциональное напряжение дети могут в центре отдыха и уединения. Воспитанники сидят на мягком диване, могут выполнять различные действия со шторами – «сухим дождем», могут посмотреть книги, фотоальбомы «Моя семья», «Это я», заняться сенсорными играми (шнуровка, катушки). Здесь дети рассматривают картины на стене.
Центр художественно – эстетического развития:
Центр музыкально-театрализованной деятельности способствует развитию способности выразить в речи свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, где представлены:
— различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, теневой;
— маски, одежда для ряженья;
— набор наручных кукол би-ба-бо;
— музыкальные инструменты по возрасту детей;
— музыкально — дидактические игры;
— магнитола, диски, флэшка с детскими песнями;
— мобильный контейнер с нарядами и т. п.
— папка с фотографиями композиторов.
Центр изобразительной деятельности способствует формированию творческого потенциала детей, развитию интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, художественно – творческих способностей. Для решения этих задач в мини-центре есть доска-мольберт, различные канцтовары, трафареты, раскраски, альбомы с иллюстрациями народного творчества.
Центр конструктивной деятельности «Маленький строитель»
— крупный, средний и мелкий строительный материал, конструкторы из серии «Лего», мозаика, схемы, игрушки для обыгрывания построек. Крупный конструктор находится в передвижных контейнерах, что способствует их трансформируемости.
Рядом с центром «Юные строители» располагаются передвижные модули, которые также трансформируемы и полифункциональны.
Центр книги «Юный книголюб».
Центр книги обеспечивает литературное развитие дошкольников. Наряду с художественной литературой здесь представлены портреты писателей, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, книжки-малышки, сделанные руками детей и их родителей.
Центр физического развития: «Олимпийские резервы», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей, оснащен необходимым физкультурным оборудованием, пособиями в соответствии с разными видами физических упражнений, движениям (мячи большие и малые, кольцебросы, скакалки, кегли, серсо, мишени и шарики для бросания, мешочки для метания). Также есть д/и и альбомы спортивного содержания, массажные дорожки.
Перечень материалов, игрушек и оборудования для группы определяется ООП ДО с учётом комплексной ОП ДО «Детство» (Бабаева, Гогоберидзе, Солнцева).
Мы в своей работе стремимся,чтобы:
-предметный мир обеспечивал потребности каждого ребёнка;
-РППС обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накоплению социального опыта;
-РППС выступала условием расширения возможностей ребёнка;
-РППС способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
Источник