Организация математического развития ребенка как способ реализации
Математика сегодня — это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений.
Существуют различные взгляды на объем и качество этого необходимого для социализации минимума. Проблема создания оптимального курса математики для общеобразовательной школы более чем актуальна.
На сегодняшний день существует не менее пятнадцати учебников по математике для начальных классов, и почти все они рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе.
Последнее десятилетие XX в. характеризуется значимыми изменениями в подходах к определению целей начального математического образования. Эти изменения были порождены сменой приоритетных целей обучения: их обусловленностью на современном этапе проблемой воспитания личности ребенка на основе личностно-ориентированного деятельностного подхода.
Рассмотрим эти изменения. С этой позиции целесообразным будет тот курс математики для младших школьников, который позволял бы средствами данного предмета реализовать идею развивающего обучения, и в то же время обеспечивал усвоение соответствующих знаний и умений, готовил и позволял бы уже с первых шагов творчески использовать их при решении разнообразных задач как практического, так и теоретического характера.
Базовым положением упомянутой выше концепции является положение о том, что начальное звено в системе школьного образования обладает своей собственной непреходящей ценностью, и поэтому обязано предоставить ребенку возможность и условия самореализации в тех видах деятельности, которые являются ведущими в этом возрасте. Полагая учебную деятельность ведущим видом деятельности в этом возрасте, необходимо при построении системы (содержание, методы, средства, формы организации обучения) предусмотреть возможность самореализации ребенка при изучении конкретного содержания. Иными словами, ребенок младшего школьного возраста должен всегда видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности.
Иными словами, на данном этапе жизни ребенка образовательная система обязана предоставить ему возможность и условия самореализации в тех видах деятельности, которые являются ведущими в этом возрасте.
В «Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» обозначены общие цели:
— воспитание нравственного человека;
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
В интервью с академиком А.А. Леонтьевым, приведенном после текста «Концепции», особо отмечено то, что «Концепция» не имеет целью обозначать чему и как учить, а призвана обозначить, что именно в развитии ребенка должно обеспечить образование и каким мы ожидаем видеть ребенка на пороге начальной, а затем средней школы.
Поскольку «Концепция» не уходит от содержательной характеристики образования, целесообразнее было бы предположить, что средством развития ребенка должно стать это содержание, а усвоение знаний умений и навыков — следствием достижения ребенком определенного уровня развития познавательной деятельности.
Применяя свои знания и умения в различных видах значимой для него деятельности, ребенок будет самоутверждаться и самореализовываться как личность. А задача педагога – сделать этот процесс успешным для ребенка, т. е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребенок сумел справиться со всеми ее проблемами, используя свои знания и умения. При этом, чем выше методическое мастерство педагога, тем незаметнее для ребенка становится его помощь в преодолении возникающих трудностей. Именно в этом случае возможно достижение ребенком эмоционального благополучия, стимулирование активности детей в различных видах деятельности, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; будут решаться обозначенные в «Концепции» приоритетные задачи непрерывного образования детей на ступени начальной школы:
— осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
— готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
— желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
— инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
— совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
— индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
С этой точки зрения создание системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступени имеет цель:
— сохранение самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
— формирование у дошкольника готовности к школьному обучению не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований, что обеспечит психологическую готовность ребенка к школе;
— освоение ребенком разных форм взаимодействия с окружающим миром;
— обеспечение индивидуализации процесса обучения и развития ребенка.
Все обозначенные выше цели создания системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступени требуют глубокой аналитической исследовательской деятельности от специалистов, разрабатывающих проблему преемственности между дошкольным и начальным звеном, поскольку вопросы формирования умений учиться как психологических новообразований в дошкольном возрасте являются практически не разработанными в теории дошкольного воспитания. Отсутствие преемственности между дошкольным и начальным школьным образовательным звеном в этом вопросе порождает как для ребенка, так и для учителя начальных классов сложнейшую проблему адаптации ребенка к условиям школьного обучения в первом классе. Многие психологи и специалисты коррекционного обучения полагают, что негативные последствия адаптационного стресса могут в дальнейшем оказать влияние на весь процесс обучения ребенка в начальной школе. То же самое можно сказать об уровне разработки одной из сложнейших на сегодняшний день проблем процесса организации обучения – его индивидуализация (как на дошкольном, так и на школьном этапе), особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Содержательный объем начального математического образования ребенка определяется не столько количеством (перечнем) понятий и способов действий с ними, определенным программой обучения, сколько той ролью, которую может и должно сыграть это содержание в развитии личности ребенка в этот период. Традиционно учитель всегда был более озабочен процессом формирования знаний и умений младшего школьника. На это нацеливали программы, непременно снабженные перечнями четко обозначенных знаний и умений школьников на всех этапах обучения. На это всегда были негласно ориентированы требования преемственности обучения, понимаемой как наличие, главным образом, предметных знаний и умений школьников при переходе в среднее звено. И сегодня, на вопрос: «Что вы хотите от выпускника начальной школы?» абсолютное большинство предметников-математиков отвечает: «Умения считать, знания таблиц сложения и умножения письменных алгоритмов действий и умения решать арифметические задачи». К сожалению, могут пройти еще годы и годы, пока новая образовательная парадигма будет осознанна и принята педагогами всех ступеней образования.
Как же на сегодня формулируются цели начального образования в общем и начального математического образования в частности в рассматриваемой «Концепции» и насколько это соотносите с традиционными требованиями средней школы к уровню мате магической подготовки выпускника начальной школы?
В «Концепции» отмечается, что начальное образование имеет свои характерные особенности, резко отличающие его от последующих этапов систематического школьного образования.
Во-первых, это первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации.
Во-вторых, это становление самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности («Я — ученик, школьник»).
В-третьих, это особое значение начального образования как базы всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. Без овладения чтением, письмом, счетом и т. д. невозможно образование на следующих этапах.
В-четвертых, предполагается, что в начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются в основной школе.
Специфика начальной школы как самоценного звена общей системы образования проявляется и в том, что каждый компонент его содержания способен «обслуживать» различные образовательные области и предметы, их составляющие, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Таким образом, содержание начального образования, выполняя одну из важнейших функций — формирование готовности к дальнейшему образованию и самообразованию, — может рассматриваться как пропедевтическое по отношению к содержанию образования в основной школе.
Исходя из сказанного, авторы «Концепции» считают, что нельзя прямо проецировать в содержание начального образования систему образовательных областей, принятых в основной школе. Применительно к начальной школе целесообразно говорить не об образовательной области, а о введении в образовательную область. Такое уточнение оправданно, так как, во-первых, определяет целевую направленность образования в начальной школе на общее развитие ребенка, во-вторых, подтверждает его непрерывность и преемственность с основной школой, в-третьих, подчеркивает специфику начального образования и необходимость ее учитывать при отборе содержания образования.
В таблице 1 показана предлагаемая в «Концепции» преемственность между конкретным Введением в образовательную область, предложенным для начальной школы, и конкретной Образовательной областью, изучаемой в основном звене школы.
Таблица 1
Введение в образовательную область (начальная школа) | Образовательная область (основное звено школы) |
Словесность | Филология |
Математика | Математика |
Человек и окружающий мир | Естествознание, обществознание, технология |
Искусство и художественный труд | Искусство, технология |
Физическая культура | Физическая культура |
Следует иметь в виду, что пропедевтическая роль каждого компонента начального образования по отношению к другим образовательным областям отражается на уровне содержания образования.
Рассматривая математику как образовательную область, прежде всего следует определить вклад данной образовательной области в развитие умения учиться как основного новообразования младшего школьника в результате его обучения в начальной школе.
Применительно к математическому содержанию формирование умения учиться, помимо рефлексии как центрального механизма, лежащего в основе изменений мышления, деятельности, коммуникации и самосознания, предполагает развитие:
— интуитивного и логического мышления и соответствующего им математического языка;
— элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сериации, классификации и др.);
— умений оперировать знаково-символическими средствами, выражать содержание (объекты, явления, признаки, отношения, действия, преобразования) в разных знаково-символических формах, переходить от одного языка к другому, отделять содержание от формы его представления;
— начал творческой деятельности (пространственного воображения, способов решения задач, представления информации и др.).
В соответствии с этими целями развития проектируется предметное содержание учебной деятельности. Образовательные цели обучения математике младших школьников, достижение которых должно одновременно обеспечить перечисленные цели развития, могут быть сформулированы следующим образом:
1) овладение определенной системой математических понятий и общих способов действий по двум ведущим содержательным линиям: «Число и вычисления» и «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»;
2) овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности – математическом моделировании;
3) формирование общего умения решать задачи.
Содержательная линия «Число и вычисления»дает учащимся возможность получить представления о натуральном числе как результате счета и измерения величин, понять особенности построения натурального ряда чисел, освоить принцип позиционной системы записи чисел, овладеть арифметическими действиями с натуральными числами и величинами.
Реализация в обучении второй линии «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»предоставляет школьникам возможность осознать геометрические формы как образы предметов окружающего мира; познакомиться с различными геометрическими фигурами, открыть некоторые их свойства через преобразование, конструирование, изображение, выполнение простейших дедуктивных умозаключений и измерений.
В процессе освоения данного содержания дети не только получают первоначальные представления о математическом моделировании, о структуре задачи и этапах ее решения, но происходит и развитие их логического мышления, мыслительных процессов, умений оперировать знаково-символическими средствами.
Математика изучается в течение всех четырех лет обучения в начальной школе, в базисном учебном плане она обозначена как часть федерального компонента. Нетрудно заметить, что первая из указанных образовательных целей определяет содержательное наполнение программы, а вторая и третья – характеризуют виды деятельности с математическими понятиями, включенными в программу.
Таким образом, важнейшим итогом начальной математической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического (и любого другого) содержания.
Рассмотренные тенденции изменения взглядов на цели и задачи начального математического образования порождают ряд проблем, которые становятся актуальными как для педагогов-практиков, так и для методической науки. Эти проблемы связаны с разработкой теоретических концепций, лежащих в основе построения обучающих курсов, с отбором их содержания, методов и форм организации деятельности детей в процессе их изучения.
Источник
Ольга Стульникова
Концепция математического развития в дошкольном образовании
Концепция математического развития в дошкольном образовании
Стульникова Ольга Геннадиевна, старший воспитатель,
СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» детский сад № 16,
Самарская область, г. Отрадный
Математическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении проектируется на основе концепции дошкольного воспитания и обучения, программы учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и предлогического компонентов в содержании образования.От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д.
Приобретение знаний и умений формируется под влиянием развивающего
обучения и благодаря особой организации учебного процесса развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы в целом. Развивающий эффект обучения должен быть сориентирован на «зону ближайшего развития». Детям предлагается, наряду с заданиями, которые они могут выполнять сейчас самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Приобретенные таким образом знания, а главное – систематическое совершенствование их качества, плюс развитие мышления, обеспечивают общее развитие ребенка.
ПРОЦЕСС МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием
его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной
деятельностью и т. д., а также с развитием математического стиля мышления.
Благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность и ответственность. В процессе математического развития происходит общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка (доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря).
Целью математического развития дошкольника является знакомство с азами
математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию
окружающего мира с использованием элементов этой культуры (Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации», декабрь 2013г.).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
• Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении,
моделировании.
• Развитие логико-математических представлений и представлений о
математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
• Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания
математических свойств и отношений, а именно обследования, сопоставления,
группировки, упорядочения.
• Развитие у детей логических способов познания математических свойств и
отношений, а именно анализа, сравнения, обобщения, классификации, сериации.
ОБЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ
Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание и обучение — воспитывающее обучение, характеризующееся
конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает у них
организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность.
Уровень развития дошкольника зависит от специально организованного
«умственного воспитания», которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей и их потребности в умственной деятельности. Основной составляющей частью умственного воспитания дошкольника являются способы умственных действий. Каждое умственное действие — соответствующая мыслительная операция. Эти операции — различные, взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления.
Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование. Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом, т. е. нельзя сформировать отдельно какую-либо мыслительную операцию без связи и опоры на другие операции. «Показателем усвоения приема является его сознательный перенос на решение новых задач». У дошкольника способы умственных действий должны быть заложены именно в этом возрасте, более того без формирования мыслительных операций невозможно умственное воспитание ребенка.
Принцип гуманизации педагогического процесса.
Это принцип личностно — ориентированной модели воспитания и обучения.
Главным в обучении должно стать развитие возможности приобретать знания и
умения и использовать их в жизни, индивидуализации обучения, создание условий для становления ребенка как личности.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
Принцип научности обучения и его доступности.
Данный принцип означает формирование у детей дошкольного возраста
элементарных, но по сути научных, достоверных математических знаний.
Представления о количестве, размере и форме, пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания с учетом возраста детей, особенностей их восприятия, памяти, внимания, мышления.
Реализации принципа доступности способствует и то, что материал, который
изучается,излагается в соответствии с правилами: от простого к сложному; от известного к неизвестному; от общего к конкретному.
Таким образом, знания детей постепенно расширяются, углубляются, лучше
ими усваиваются, но новые знания следует предлагать детям небольшими дозами, обеспечивая повторение и закрепление их разными упражнениями с использованием их применения в разных видах деятельности.
Принцип доступности предусматривает также подбор материала не слишком
трудного, но и не слишком легкого. Организуя обучение детей, педагог должен
исходить из доступного уровня трудности для детей определенного возраста.
Принцип осознанности и активности.
Осознанное усвоение учебного материала предусматривает активизацию
умственных (познавательных) процессов у ребенка.
Познавательную активность – это самостоятельность, осознанность,
осмысленность, инициативность, творчество в процессе умственной деятельности, умение ребенка видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, составлять план и выбирать способы решения задачи с использованием наиболее надежных и эффективных приемов, добиваться результата.
Принцип систематичности, последовательности.
Логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на
ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание как бы вытекает из старого, известного. Педагог распределяет программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим. Именно такое изучение обеспечивает прочные и глубокие знания.
Принцип наглядности.
Этот принцип имеет важное значение в обучении детей дошкольного возраста, т. к. мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер. В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, через непосредственное восприятие окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-
пространственная развивающая среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала. Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для организации образовательного процесса выбрана трехблочная модель,
которая собирает в себе все известные основные модели, по которым работают
дошкольные учреждения: учебную, комплексно-тематическую, предметно-
пространственную — средовую. При этом используются сильные стороны каждой отдельной модели, и, по возможности, устраняются их недостатки.
I блок. Специально организованное обучение в форме занятий — содержание
организуется по «предметам».
II блок. Совместная взросло — детская (партнерская) деятельность — содержание
организуется комплексно – тематически.
III Блок. Свободная самостоятельная деятельность детей – в соответствии с
традиционными видами детской деятельности.
В рамках первого блока организуется обучение в форме специальных
занятий на основе программы. Процесс обучения дошкольников строится с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Преимущественно применяются игровые приемы и средства, привлекательные для детей виды деятельности (реализуется принцип «учение с увлечением», обеспечивается комфортное для психофизиологического состояния ребенка комбинирование произвольных и непроизвольных, статических и динамических форм на занятиях.
В рамках второго блока организуется познавательно — исследовательская
деятельность детей на основе стандартов. Цель — помочь воспитанникам научиться самостоятельно получать знания, развить навыки исследовательской деятельности, сформировать целостную картину мира и понимание своего места в нем.В ходе исследований воспитанники: проводят эксперименты и практические работы; собирают информацию и обрабатывают данные; делают проекты и проводят презентации;
В рамках третьего блока самостоятельная деятельность детей осуществляется на занятиях в центрах активности и в произвольной игровой деятельности.
Деятельность направлена на развитие познавательных способностей и
поисковых действий детей. В центрах активности помещение разделено на
несколько зон, в каждой из которых находятся материалы для занятий, игр,
проведения экспериментов и исследований.
Неоспорима роль дошкольной подготовки к школе не только в формировании, развитии и пополнении математических знаний, умений и навыков дошкольника, но и в интеллектуальном развитии ребенка в целом. Математическое образование на ранних этапах развития — мощный инструмент становления личности, обладающей развитым логическим мышлением, навыками анализа и синтеза, классификации и систематизации. Эти навыки станут залогом успеха не только в школьной математике, но и в других предметах школьного цикла, и в дальнейшей профессиональной деятельности подрастающего гражданина. Подготовка основы математических знаний должна занять важное место в программах дошкольного воспитания и обучения.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Н. Н. Поддьяков. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников.
2. Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачёва. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.
3. Е. А. Юзбекова. Ступеньки творчества.
4. А. В. Белошистая. Обучение математике в ДОУ.
5. З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи.
6. Т. И. Ерофеева. Дошкольник изучает математику.
7. А. А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
8. Дагмар Алытхауз, Эрна Дум. Цвет, форма, количество.
9. А. И. Иванова. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
10. А. И. Савенков. Методика проведения учебных исследований в детском саду.
Источник