Организация центра эстетического развития ребенка

Организация центра эстетического развития ребенка thumbnail

Любовь Шляпцева
Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных группах.

Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных группах.

Детский сад — особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. Поэтому огромное внимание в своей работе необходимо уделять предметно-развивающей среде, особенно ее развивающему характеру. Необходимо обогатить такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов должны отвечать определенному возрасту. Их размещение, планировка должны иметь свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене, в подвешенном состоянии).

Предметно-развивающая среда должна позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Инновационный подход к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции как образовательных областей, определенных ФГОС, так и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, доска, мольберты на уровне глаз детей и др.).

• Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

• Принцип стабильности — динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

• Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

• Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

• Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

• Принцип открытости — закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

• Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также требования и нормы СанПиН. Столы с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей. Доска, мольберты находятся на уровне глаз детей.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-развивающей среды, обладающей разносторонними потенциалами активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность, с целью формирования интеллектуальных, творческих, личностных, физических качеств; познавательной, социальной, художественно-эстетической мотивации к развитию самореализации.

Театрализованный центр — важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. В театрализованный центр необходимо включить разные объекты. Наряду с уголком «Играем в театр», «Наряжайка», можно оборудовать уголок эмоционально-волевого развития, который способствует эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов. Подобная организация пространства дает возможность приблизиться к позиции ребенка.

В уголке «Играем в театр»можно расположить различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.

Рядом можно расположить яркий, веселый уголок «Наряжайка», где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке можно расположить нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки.

Большое зеркало привлекает внимание детей. Все это создает радостное настроение и желание примерить на себе интересный образ.

Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей необходимо учесть интересы мальчиков и девочек, подобрать различные атрибуты для инсценировок разных сказок (полоролевых).

Читайте также:  Назовите особенности возрастного развития ребенка

Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом по музыке. Детям необходимо предоставить возможность научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дедактических игр. Для достижения этой цели необходимо разнообразить музыкальный уголок в группе.

Основное содержание музыкального центра должны составлять разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь — это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкальных занятий. Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. При желании музыкальный уголок можно отгородить ширмой, которая легко убирается.

Зона для самостоятельного музицирования должна быть мобильна, то есть дети могут перемещать ее по своему усмотрению.

«Центр изобразительного творчества». В группе необходимо создать пространство для творческой деятельности детей (столы, мобильный уголок художника, стулья, мольберты, магнитные доски, фланелеграф).

Для активизации интереса к деятельности материалы необходимо расположить на уровне глаз детей, эстетически привлекательно.Можно использовать традиционные красящие материалы: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры, ориентированные на недостаточное развитие технических умений и позволяющие создавать интересные работы. Их способ расположения и систематизации (в коробках, на полках) облегчает детям начало деятельности.

Для развития художественно-эстетического восприятия Центр изобразительного творчества необходимо оснастить предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов — Дымково, Хохлома,Городец: барышни, тройки, кони).

В Центре можно разместить детские книги. Используем иллюстрации таких авторов, как Е. Чарушин, В. Конашевич, А. Пахомов и др., соответствующих возрастным возможностям детей, предусмотрено по 2-3 книги одного автора. В Центре могут находится книги разного назначения (книги-игрушки, книги-раскраски и т. п., формата (книги-малышки, книги формата А4). Для активизации интереса к книге (иллюстрации) можно организовывать выставки книг согласно осваиваемой теме. Использовать репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей (натюрморты с изображением цветов, фруктов, знакомых предметов).

Для центра творчества отводится самое светлое место в группе. Ребенок смотрит в окно и сразу может на мольберте нарисовать удивительный пейзаж.

В доступном для детей пространстве необходимо расположить многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые, и акварельные мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины; ткани и нитки; печатки, проволочные и деревянные модели.

Лучше если в группе предусмотреть наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству, музей народных игрушек.

Дети нуждаются в позитивной оценке результатов деятельности (которая носит в большей степени мотивирующий характер). Поэтому в центре можно оборудовать место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.

Расположение центра должно быть рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы, которая во время работы может обменяться мнением и опытом. При организации центра необходимо учесть интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, изготавливая поделки из ниток, рассматривая репродукции картин, портреты художников, детское творчество.

Художественно-эстетическое развитие предполагает близость к жизни, музыке, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Источник

Дата создания образовательной организации:

ИСТОРИЯ ЦЕНТРА «РАДОСТЬ»

История Центра «Радость» началась в «олимпийском» 1980 году, когда на базе Дворца культуры Московского авиационного института была создана хоровая студия, принимавшая всех детей, независимо от их музыкальных способностей.

В те годы число детских хоровых объединений стремительно росло по всему Советскому Союзу – начало этому движению положила знаменитая «Пионерия» Георгия Струве. Создателем новой детской хоровой студии в стенах Дворца культуры МАИ стала выпускница Московской консерватории Татьяна Жданова. Для ее развития были созданы все необходимые условия, и уже через три с половиной года (вместо обычных пяти) студия получила звание народной.

Тремя первыми коллективами студии «Радость» стали Старший, Младший хоры и Подготовительное отделение. Со Старшим хором, объединившим около 45 школьников 10–11 лет (3–4 классы общеобразовательной школы), работала Татьяна Жданова. Руководство Младшим хором и Подготовительным отделением взяла на себя Елена Зиновьевна Азарх. На Подготовительное отделение принимались дети с пяти лет.

12 сентября 1980 года состоялась первая встреча воспитанников Старшего хора. А через три месяца – 23 декабря 1980 года студийцами был дан первый концерт, программа которого состояла из произведений детского композитора Тамары Григорьевны Попатенко. На нем в исполнении детского хора уже звучало двухголосие. Дату этого концерта, прошедшего с успехом, который позволил говорить о рождении нового яркого творческого коллектива, принято считать Днем рождения Центра «Радость».

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка донецк

Первой поездкой воспитанников «Радости» (принципы студийного воспитания неотъемлемой частью полагали работу в выездных летних лагерях) стала поездка в июне 1981 года в Сестрорецк (пригород Ленинграда, где по указанию Петра I был построен первый оружейный завод).

Года через три, когда учащиеся Старшего хора подросли, расширившийся возрастной «диапазон» заполнил новый коллектив – Средний хор. Тогда же была сделана первая попытка создания в стенах студии народного оркестра – необходимо было найти подходящую форму занятий для мальчиков в период возрастной мутации голоса.

Деятельность студии никогда не ограничивалась только учебной и репетиционной работой. Вскоре студия стала организатором Детской филармонии, Клуба любителей музыки, Народного университета культуры, Педагогического кинолектория, тематических абонементов. Обширная концертная деятельность студийных коллективов гораздо лучше абстрактных педагогических технологий формировала воспитательную среду.

С контингентом около 200 воспитанников, имея несколько сложившихся коллективов (Подготовительное отделение, Младший, Средний и Старший хоры), в 1992 году Детская хоровая студия «Радость» переехала в новое помещение на Новопесчаной улице. Из системы профсоюзов студия перешла в систему дополнительного образования, сохранив воспитанников, среди которых были ребята из малообеспеченных и многодетных семей, а также не изменив своему принципу обучения всех детей без исключения – независимо от уровня их общих и специальных музыкальных способностей.

С начала 1990-х годов «Радость» стала реализовывать общегородские и даже международные проекты. В ноябре 1990 года впервые прошел международный детско-юношеский хоровой фестиваль «Звучит Москва», организатором которого выступила «Радость». В качестве учреждения, курирующего по линии Департамента образования Москвы мероприятия вокально-хорового жанра, «Радость» стала организатором целого ряда смотров: Московского детско-юношеского хорового фестиваля-конкурса на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь», Московского открытого детско-юношеского фестиваля-конкурса академического сольного пения «Посвящается Ф.И. Шаляпину» и других. Это позволило не только воспитанникам «Радости», но и тысячам поющих в хорах школьников из других образовательных учреждений регулярно выступать в лучших академических залах столицы: Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Светлановском зале Московского международного Дома музыки и других.

В этот период в «Радости» сформировались новые учебные отделения: народно-оркестровое, затем – фольклорное. И оркестр русских народных инструментов, и детские фольклорные ансамбли быстро достигли высокого исполнительского уровня и начали писать свои творческие летописи, насыщенные концертными выступлениями, гастрольными поездками и другими проектами.

Подтверждением творческих достижений педагогов и воспитанников «Радости» стали престижные награды: многие коллективы получили звание образцовых коллективов, регулярно удостаивались высоких наград на всероссийских и международных музыкальных смотрах. «Радость» стала обладателем почетных призов Департамента образования Москвы: «Девочка на шаре», «Хрустальный павлин», а также Северного окружного управления – «Северная звезда».

В 1999 году студия была переименована в Музыкально-хоровую школу «Радость» (приказ Департамента образования Москвы № 453 от 22.07.1999). В 2004 году школа «Радость» стала лауреатом I Московского городского конкурса учреждений дополнительного образования, а в 2006-м – победителем II Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования в номинации «Лучшая школа России». Вскоре было принято решение о передаче школе в оперативное управление дома № 22 на Михалковской улице в районе Коптево.

С 2008 года «Радость» переехала в район Коптево, началась новая глава в истории образовательной организации, последовательно развивавшей все те образовательные и просветительские проекты, инициатором которых она однажды становилась.

В 2011 году учреждение получило наименование Детской музыкально-хоровой школы «Радость» (приказ Департамента образования Москвы № 475 от 20.07.2011), а в 2013 году, в связи со значительно расширившимся спектром образовательной деятельности, стало называться Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (распоряжение Департамента образования Москвы № 58р от 12.04.2013).

С 2012 года Центр «Радость» выступает оператором крупнейшей Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы», инициатором которой выступила вице-премьер Правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец. Программа в рамках своих тематических проектов и творческих смотров ежегодно охватывает до 100 тысяч школьников Москвы.

Сегодня в Центре обучаются более 6 тысяч детей и подростков. Деятельность Центра способствует приобщению молодого поколения к традициям мировой художественной культуры, развивает музыкально-эстетическое образование как среду формирования нравственных качеств и творческого мышления современной молодежи.

В Центре действуют учебные отделения, реализующие комплексы бюджетных и внебюджетных образовательных программ.

Отделения для дошкольников:

– Школа раннего развития «Малышок» (для детей от 4-х лет);

– «Академия детства» (для детей 2 – 3-х лет, занятия с участием родителей);

– Группа комплексного развития «Солнышко» (для детей от 3-х лет).

Отделения для школьников:

– Хоровое отделение;

– Народно-оркестровое отделение;

– Фольклорное отделение;

– Оркестрово-духовое отделение;

– Хореографическое отделение;

– Отделение эстетического воспитания (реализует программы дополнительного образования на базе общеобразовательных школ);

– Театральная школа;

– Художественная студия «Я – художник»;

– Студия мультипликации «Сказка с «Радостью»;

Читайте также:  Развитие личности ребенка личный опыт

– Школа журналистики.

Отделения для школьников от 14 лет и взрослых:

– Школа искусств для взрослых.

В системе учебных отделений действуют методические отделы и студии:

• Отдел клавишных инструментов (классы фортепиано, органа, синтезатора);

• Скрипичный отдел (класс скрипки);

• Отдел народных инструментов (классы балалайки, домры, гуслей звончатых, гуслей клавишных, баяна, аккордеона, гитары, народных духовых: владимирского рожка, жалейки, свирели, окарин);

• Отдел духовых и ударных инструментов (классы флейты, кларнета, трубы, саксофона, валторны, тенора, тубы, ксилофона и других ударных);

• Теоретический отдел;

• Класс сочинения и импровизации;

• Вокальный отдел;

• Студия танца;

• Театральная студия.

«Радость» работает не только как образовательная организация, но и как культурно-просветительский центр Москвы и всей России. Здесь действуют подразделения, нацеленные на решение значимых социокультурных задач в пространстве города:

Отделение музейной педагогики, объединяющее три музея: Музей музыкальной культуры и истории Центра «Радость», Музыкально-литературно-художественный исторический музей Великой Отечественной войны «А музы не молчат!», Музей русского народного творчества, традиций и быта. Все три музея ведут активную просветительскую работу, проводят увлекательные тематические занятия и мастер-классы.

Детский интерактивный театр «На Михалковской», представляющий увлекательные музыкальные спектакли и праздничные программы.

Концертно-просветительский отдел, проводящий концерты классической, народной и современной популярной музыки, осуществляющий координацию музыкально-просветительских и других социокультурных проектов.

Студия семейного творчества «Дружный дом», привлекающая родителей к совместной с детьми творческой деятельности в разных сферах искусства.

Издательство «Радость», выпускающее периодические детско-юношеские издания художественной, социальной, культурологической тематики (музыкально-литературно-художественную юношескую газету «Радость», информационное издание программы «Поют дети Москвы»), нотные репертуарные сборники, методическую литературу.

Ресурсный инновационный центр, решающий задачи обобщения передового педагогического опыта в сфере музыкально-эстетического воспитания, проводящий Методические ассамблеи, конференции, семинары, мастер-классы.

Как оператор Городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы» Центр проводит международные, всероссийские и городские конкурсы, смотры, тематические концерты, курирует деятельность Большого сводного хора московских школьников.

Гордость Центра – его концертные коллективы (хоры, оркестр русских народных инструментов, фольклорные и хореографические ансамбли). Творческие коллективы «Радости» с успехом выступают на самых престижных сценах Москвы (Большой Кремлевский Дворец, Международный Дом музыки, Большой и Рахманиновский залы Московской консерватории, Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Колонный зал Дома союзов и др.), побывали на гастролях более чем в 30 странах мира и более чем в 40 городах России.

Концертные коллективы Центра – лауреаты международных, всероссийских, московских конкурсов и фестивалей, обладатели Гран-при и Золотых дипломов (более 200 лауреатских дипломов ежегодно).

При этом Центр заботится о том, чтобы радости музыкального творчества были «все возрасты покорны». Более 3 лет здесь действует хор родителей «Лад», ставший обладателем престижных наград на музыкальных смотрах. Занятие по душе в творческих мастерских на Михалковской улице сегодня могут найти и те, кому за 55. Для них по средам и пятницам открываются клубы рукоделия, хоровой класс, кинолекторий, музейные объединения.

Для детей и подростков путешествие по этажам «Радости» больше похоже на увлекательный «квест» в многосложном эстетически преображенном пространстве. Есть здесь Интерактивная комната игровых технологий «Лукоморье»; Детский театр «На Михалковской», еженедельно представляющий музыкальные спектакли с интригующими названиями; Театральная студия, Класс изобразительного искусства, Школа журналистики, Студия мультипликации. Наиболее заинтересованные ребята из числа тех, что получают комплексное музыкально-эстетическое образование, обучаются композиции – учатся сочинять музыку, имеют возможность освоить даже такой сложный музыкальный инструмент, как орган.

Дети «Радости» с малых лет погружены в атмосферу творчества: концертная, театральная жизнь Москвы – их родная стихия, они часто выезжают на экскурсии, гастролируют по России и за рубежом. Этот творческий и социальный опыт формирует эстетический вкус, чуткость к восприятию произведений отечественного и мирового искусства.

Оглядывая сегодня историю становления Центра, невольно задумываешься: случайно ли, что источником и прообразом его стала детская хоровая студия – собрание поющих ребят, увлеченных самым доступным и демократичным видом музыкального творчества? Ведь именно хоровое содружество, словно «локомотив», десятилетия ведет за собой прекрасную образовательную миссию приобщения всех без исключения школьников к искусству и художественному творчеству.

Многие исследователи с полным на то основанием относят хоровое искусство к ключевым, системообразующим началам русской культуры. Сегодня оно по-прежнему раскрывает свой образовательный, социокультурный потенциал, дарит подрастающему поколению яркие художественные впечатления, любовь к культурным истокам и новые творческие горизонты. «Радость» и ее смелые инициативы свидетельствуют об этом более чем красноречиво!

Директор Центра «Радость» Татьяна Арамовна Жданова – заслуженная артистка России, лауреат премий Президента РФ, Правительства РФ, Мэрии Москвы в области образования и культуры, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Президиума Московского музыкального общества, член Президиума Всероссийского хорового общества, директор Московского международного детско-юношеского хорового фестиваля «Звучит Москва», куратор городской программы «Поют дети Москвы», главный дирижер Большого сводного хора московских школьников.

Источник