Органическое поражение мозга задержка развития ребенка

Симптомы органического поражения мозга у детей

Основной признак повреждения головного мозга детей органического характера – психоорганический синдром.
Это состояние выражается в нарушении сразу трех аспектов работы мозга.

  1. Проблемами с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия)
    Более того, при ОПМ могут появиться нереальные (придуманные) воспоминания.
  2. Снижением интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве.
  3. Аффективными расстройствами и сниженная нейродинамика – малыши с органическими поражениями головного мозга постоянно испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности. Часто малыши проявляют неадекватные эмоции и «полевое» поведение.
  4. Задержка речи и интеллектуального развития – еще один симптом органического поражения мозга, который характеризуется нарушением познавательной деятельности.
    Это состояние является не врожденным, как умственная отсталость, а приобретенным. Функции поврежденного мозга ребенка начинают распадаться.
    Иногда задержка развития настолько сильна, что ребенок не может научиться обслуживать себя самостоятельно.

Существует также целый ряд очаговых симптомов, которые зависят от того, в какой области головного мозга локализуются нарушения.

Лобная доля – парализованы мимические и глазные мышцы, нарушено обоняние и с трудом выговариваются слова, сложности с выполнением целенаправленных движений, странное поведение на грани эйфории.

Теменная доля – нарушение чувствительности, невозможность совершать целенаправленные осмысленные действия, а также неспособность обучиться чтению и счету. Нередки припадки с судорогами.

Височная доля – нарушены обоняние и слух, проблемы с вкусовыми ощущениями, бывают галлюцинации, эмоционально неустойчивое настроение, частичное или полное непонимание речи.

Затылочная доля – нарушение зрения вплоть до слепоты, проблемы с координацией движений и равновесия, галлюцинации, судороги во время припадков.

Естественно, терапию и коррекцию ОПМ следует назначать, исходя из причины его возникновения и развития.
Так, например, врачи рекомендуют устранять поражения, вызванные инфекцией, с помощью антибиотиков, противовирусных препаратов и иммуностимуляторов.
Если ОПМ развилось вследствие опухоли, то, прежде всего, нужно позаботиться о ее удалении. С этим не поспоришь.

Ишемические болезни головного мозга официальная медицина предлагает лечить с помощью ноотропных средств, а также использовать противоотечную и сосудистую терапию.

Нужно обязательно помнить, что медикаментозная терапия не может не иметь побочных, порой вредных последствий.

Устранять последствия, часто бывает сложнее и дольше, чем основное нарушение.

Но без психолого-коррекционной терапии даже в случае успешной медикаментозной терапии НЕ ОБОЙТИСЬ.

Если ваш ребенок:

  • очень разборчив и капризен в выборе еды
  • остро реагирует на изменения погоды
  • его укачивает в машине
  • он невнимательный
  • плохо говорит
  • неусидчивый
  • часто плачет
  • неуклюжий
  • ленивый

Вы думаете, что все это — особенности характера? На самом деле, это неврологические проблемы, которые могут быть связаны с органическим поражением мозга.  Если сейчас проигнорировать эти нарушения, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а в последствии и трудностей обучения в школе.

Дело в том, что в раннем возрасте последствия многих неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие и с ними уже очень трудно справиться.

Поэтому лучше не откладывать визит к неврологу и нейропсихологу.

Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.

Например, в височной доле левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если нейропсихологические тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

Источник

5 марта 2015, 10:26

Давыденко Ольга Алексеевна, психолог, разработчик программы коррекционной педагогики, применяемой в дошкольных детских образовательных учреждениях, «Психолого-педагогическая деятельность с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста».

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.

Его недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, которое обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, но как бы “не слышит” или “не видит” многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы. / 12, стр. 77 /

В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Исследователи высказали мнение о том, что задержка их развития вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью. Отставая в учении, они становятся более нервозными и все более “трудными” для учителей.

Вторую группу составили учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастенические состояния), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Для этих школьников характерна слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе.

Основной причиной отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном, при родовом или в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и её основного отдела – головного мозга; интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п., которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Неблагоприятные социальные факторы, включая неблагополучные условия воспитания, дефицит информации и т.п., усугубляют отставания в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину. / 37, стр. 45./

В некоторых случаях задержка затрагивает не только психику, но и физическое развитие ребенка. При гармоническом психофизическом инфантилизме ребенок несколько отстает в росте и весе от своих сверстников, отличается живостью моторики и эмоций. Круг интересов ограничивается игровой деятельностью. Игра развитая, сюжетно-ролевая, в которой ребенок может проявлять много выдержки и творчества. В то же время учебно-познавательная деятельность для этих детей мало привлекательна, при выполнении учебных заданий наступает быстрая пресыщамость. Эмоции и мотивация соответствуют более младшему возрасту. Самооценка слабо дифференцирована. При этом не отмечается существенных нарушений со стороны психических процессов. Задержка в основном затрагивает эмоционально-волевую сферу личности, приводит к недостаточности произвольной регуляции деятельности, мышления, запоминания, сосредоточения внимания. При организации организующей помощи и постоянном поощрении дети данной категории показывают достаточный уровень достижений в интеллектуальной сфере. В дальнейшем возможно постоянное сглаживание различий между нормой и детьми с инфантилизмом, перевод их в обычный класс. / 45, стр. 200/
Органический инфантилизм возникает на основе перенесенных в раннем детстве органических поражений (травм, инфекций). При этом отмечаются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы: неспособность к произвольному сосредоточению на интеллектуальной деятельности, преобладание игровой мотивации.

Однако у детей этого типа отмечаются и черты органического поражения ЦНС: инертность психических процессов, неловкость моторики. При обследовании у этих детей отмечается высокая ориентация на реакцию взрослого, стремление заслужить похвалу экспериментатора. При этом ребенок мало заинтересован в содержании задания, не может самостоятельно оценить успешность своей деятельности. У детей с органическим инфантилизмом выражены такие особенности эмоционально-волевой сферы: при преобладании повышенного фона настроения отмечается неусидчивость, двигательная расторможенность. Ребенок не способен к волевому усилию и самоорганизации в ходе деятельности. Самооценка обычно высокая, отношение к учебе негативное (“скучно”, “трудно”, “лучше поиграть”). Родители и учителя отзываются о таких детях как расторможенных и недисциплинированных. При исследовании интеллекта у таких детей выявляется нижняя граница возрастной нормы. У детей с преобладанием черт тормозимости и тревожности легко возникает школьная тревожность. Дети тяжело переживают свои неудачи в учебе, хотя у них преобладают игровые интересы. На уроках эти дети подчиняются требованиям дисциплины, но боятся отвечать у доски, перед классом. Инертность и медленный темп сенсомоторики приводят к тому, что ребенок не в состоянии понять и выполнить задание одновременно с другими учениками. Сознание своей неспособности еще больше тормозит личностное развитие ребенка. Причиной обращения к психологу или психиатру часто служит неуспеваемость. У детей с органическим инфантилизмом возможно значительное улучшение поведения и успеваемости при регулярно проводимом лечении и оздоровлении. / 45, стр. 203/
Церебрально-органическая задержка психического развития в большей степени затрагивает познавательную деятельность, а не эмоционально-волевую сферу.

При патопсихологическом обследовании отмечается двигательная расторможенность, недостаточное понимание инструкций. Работоспособность снижена, выражена истощаемость психических процессов по гипостеническому либо гиперстеническому типу.

Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны, резко страдает способность к распределению внимания. Память также развита слабо, в основном страдает запоминание вербального материала. Темп сенсомоторики замедлен, нарушена точная координация движений.

Отмечается задержка речевого развития, бедность словарного запаса. У детей часто отмечаются дефекты произношения, недостаточность звукобуквенного анализа и синтеза. Речь в меньшей степени, по сравнению с нормой, выполняет функцию регуляции деятельности. /46, стр. 129./

При церебрально-огранической задержке психического рождения встречаются и проявления очаговых поражений мозга: нарушения зрительного и слухового восприятия, стереотипы и повторы в ходе деятельности, трудности пространственной ориентации.
Самооценка и критичность к результатам деятельности у детей этой группы затруднены. Отмечается реакция на поощрение со стороны экспериментатора. Специфика игровой деятельности состоит в том, что у ребенка стереотипная игра, а игры с правилами отсутствуют. К началу школьного возраста доступны довольно простые сюжетно-ролевые игры. При ранней диагностике, регулярно проводимом лечении и обучении по специальной программе возможно достижение хорошей социальной адаптации детей с церебрально-органической задержкой психического развития.
Нейрофизиологические и нейропсихологические особенности детей с задержкой психического развития достаточно хорошо изучены. У таких детей, как правило, ослаблена активация левого полушария при поступлении информации в правое, вследствие чего происходит снижение влияния правого полушария на левое. Определенную роль в том играет и недостаточность системы, связывающей оба полушария. Ослабленное включение в деятельность структур левого полушария, характерное для более ранних этапов нормального развития и наблюдаемое у детей с задержанным развитием к началу школьного обучения, влияет на процессы восприятия и переработки информации. У них замедлена передача информации из одного полушария в другое, снижена скорость приема и переработки сенсорной информации (информации, поставляемой в мозг органами чувств, то есть того, что ребенок слышит, видит и т.д.). Это проявляется в более медленном реагировании на внешние стимулы, особенно при усложнении сигналов или нарастания темпа предъявления стимулов. Ребенок испытывает затруднения в опознавании предметов, звуков, ритмов. Эти трудности нарастают при коротком времени предъявления сигнала, при необычном ракурсе показываемого предмета. / 46, стр. 38./

В связи с недостаточностью процесса переработки сенсорной информации у ребенка страдает целостное восприятие объектов и ситуаций, многое он воспринимает фрагментарно, не полностью и не может, поэтому осмыслить и усвоить, включить в свой интеллект. Активные образы, воспринятые ребенком, оказываются недостаточно дифференцированными и полными. Внимание отличается более узким полем, что приводит к фрагментарности выполнения заданий. Снижение памяти проявляется не только в “технической” недостаточности процесса запоминания и воспроизведения материала, но и в трудности смысловой переработки информации, неумении найти вспомогательные приемы для запоминания, то есть используются преимущественно механический вид памяти. Поэтому особенно трудно дается запоминание материала, требующего логического объединения частей в последовательное и целое. Сниженная скорость планирования своей деятельности, неумение предвидеть результат и соотносить с ним произведенные действия, недостаточная предварительная ориентировка в условиях познавательных задач приводят к тому, что ребенок при выполнении задания часто спрашивает учителя, надеясь отгадать правильный способ выполнения задания, но, не осмысляя его. / 46, стр.45./

Особенно отстает у детей с задержкой психического развития развитие словесно-логического мышления – это связано с недостаточным речевым развитием (прежде всего с несформированностью обобщающей функцией слова) и с недостаточным овладением мыслительными операциями (сравнение, обобщение, группировка).

Обучение детей данной категории нередко осложнено такими явлениями, как неспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемость, замедленный темп мышления и деятельности, инертность (ребенок с большим трудом переключается с одной деятельности на другую, с одного способа выполнения задания на другой).

Недостаточность “инструментальной” функции мозга или “интеллектуальных предпосылок”: памяти, внимания, скорости и переключения психических процессов, а также недоразвитие высших корковых функций часто сопровождаются задержкой темпов созревания эмоционально-волевой сферы, недоучет ситуации, неумение тормозить свои желания, неспособность к волевому усилию затрудняют приспособление к условиям школы. / 46, стр. 47./

Резюмируя, можно отметить, что при различных вариантах классификаций задержки психического развития общим радикалом является априорное понимание термина “задержка” как явления временного: предполагается, что со временем темп развития ребенка перетерпит позитивные изменения (с помощью коррекционной работы или без таковой), ребенок догонит по своему развитию сверстников. В то же время практика работы с детьми, чье состояние характеризуется как задержка психического развития, показывает, что не все так просто. “Подушка для ленивой головы”,- так, со слов современников Г. Е. Сухаревой, звучало ее высказывание по поводу этого “ярлыка”. / 37, стр. 74./

Источник

Под органическим поражением головного мозга у детей подразумеваются прогрессирующие заболевания разной этиологии, которые провоцируют нервные и психосоматические расстройства. Такие патология встречаются крайне редко, но могут вызывать серьезные последствия, включая задержку речи, снижение интеллекта.

Органическое поражение: что это такое?

У органического поражения мозга (ОПГМ) у детей нет точного определения. По сути это комплекс заболеваний вследствие расстройства процессов обмена в нейронах, что вызывает их гибель, нарушения деятельности ЦНС.

ОПГМ делятся на врожденные и приобретенные. У доношенных детей они чаще всего проявляются уже в первую неделю после рождения, у недоношенных – в течение 4 недель. Приобретенные заболевания более характерны для взрослых.

Виды

Международная классификация болезней не содержит ОПГМ. Поэтому диагноз формулируется как «неуточненное повреждение мозга», «неуточненная энцефалопатия». Все же существует классификация патологий, объединяемых термином «органическое поражение»:

  • гидроцефалия;
  • врожденные аномалии развития;
  • ДЦП;
  • нарушения вследствие внутриутробных инфекций (сифилиса, цитомегалии);
  • заболевания, поражающие ЦНС.

Еще ОПГМ делятся на диффузные – например, вследствие энцефалопатии, и локализованные – на фоне опухоли, мозговой травмы.

Причины заболевания

Причины органических патологии головного мозга бывают разными. Среди них:

  1. Патологии у матери в перинатальный период, когда формируется мозг ребенка. Например, она страдала пороком сердца, гипертонией, диабетом, анемией, сильным токсикозом, выпивала, испытывала сильный стресс.
  2. Сложные роды. Если они сопровождались гипоксией, младенец был обвит пуповиной или получил родовую травму, у него может развиться ОПГМ.
  3. Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость мамы с ребенком) при одновременной ядерной желтухе. В крови младенца слишком много токсичного непрямого билирубина, который нарушает работу мозга.
  4. Черепно-мозговая травма.
  5. Инфекционные болезни – энцефалит, менингит.
  6. Внутриутробные инфекции, поражающие ЦНС – краснуха, герпес, ВИЧ, энтеровирусы.
  7. Сосудистые патологии мозга – энцефалопатия, геморрагический инсульт.
  8. Рассеянный склероз, болезни Паркинсона, Альцгеймера.
  9. Эпилепсия.
  10. Доброкачественный новообразования.

Органическое поражение мозга может еще стать осложнением после прививки, когда нарушается формирование органа. Однако медицина это замалчивает.

Симптомы органического поражения мозга у детей

Главный признак органического повреждения мозга – психоорганический синдром, который выражается:

  1. Проблемами с памятью. Трудно запоминать информацию. Развивается частичная амнезия, когда забывается часть усвоенного. Также симптоматика включает появление нереальных, выдуманных воспоминаний.
  2. Сниженным интеллектом. Детям сложно концентрироваться. У них нарушено мышление и затруднена пространственная ориентация.
  3. Аффективными расстройствами и сниженной нейродинамикой. Возникает слабость, головные боли, головокружение. Также малыши растут нервными, страдают депрессиями, у них бывают неадекватные эмоции и поведение.
  4. Задержкой речи, умственного развития. ОПГМ вызывает расстройство познавательной деятельности. В отличие от умственной отсталости, это приобретенная проблема. Из-за повреждения мозга его функции распадаются. Задержка развития бывает такой сильной, что не позволяет обучиться навыкам самообслуживания.

Еще есть очаговые симптомы. Они зависят от локализации нарушения:

  1. Лобная доля. Симптоматика – паралич мимических и глазных мышц, нарушение обоняния, неадекватное поведение, граничащее с эйфорией. Еще сложно выговаривать слова, с трудом выполняются осмысленные действия.
  2. Теменная. Нарушена чувствительность, возникают судорожные припадки. Ребенок неспособен обучаться чтению, счету, не может выполнять осмысленные действия.
  3. Височная. Симптомы – нарушения обоняния, слуха, вкуса, галлюцинации, эмоциональная нестабильность, непонимание речи.
  4. Затылочная. Нарушается координация, сложно удерживать равновесие, возникают судорожные припадки. Появляются проблемы со зрением, возможна слепота.

Диагностика

Диагностику ОПГМ проводит врач-невропатолог. После осмотра пациента он назначает следующие исследования головного мозга:

  • КТ – изучается функциональное состояние органа, выявляются структурные изменения;
  • нейросонографию – обследуются ликворные пространства, выявляются новообразования;
  • РЭГ – обследуются сосуды;
  • УЗДГ – это УЗИ полостей мозга;
  • МРТ – выявляются структурные изменения мозговых тканей, сосудов, нервных волокон, степень повреждения.

Методы лечения и реабилитации

После обследования и уточнения диагноза врач будет определяться с терапевтической методикой. Сначала лечится патология, ставшая первопричиной.

Комплексное лечение обязательно включает прием медикаментов. Их цель – улучшить кровообращение всех отделов мозга, обеспечить кровь питательными веществами и кислородом.

Назначаются следующие препараты:

  • на начальной стадии – средства для восстановления и поддержания функций клеток, при тяжелой степени повреждения – для сохранения и защиты здоровых мозговых клеток от повреждения;
  • медикаменты, улучшающие кровоток в мозговых тканях и сосудах;
  • витаминно-минеральные комплексы для укрепления местного иммунитета, насыщения организма полезными веществами для поддержания мозговой активности;
  • успокоительные, которые нормализуют сон, предотвращают эмоционально нестабильные состояния (страх, тревожность, апатию, агрессию).

Еще больным показана диета, которая подбирается индивидуально, комплекс физиопроцедур, направленных на восстановления функционального состояния мозговых клеток. Назначаются:

  • транскраниальная микрополяризация для улучшения двигательной активности и против судорог;
  • трансвертебральная микрополяризация, снижающая степень повреждения мозга, улучшающая речь, мышление, психическую деятельность;
  • массажи, ЛФК, понижающие тонус, стимулирующие кровоснабжение, улучшающие двигательную активность;
  • электрофорез – воздействие током, помогающее купировать симптомы;
  • терапия красным/зеленым спектром цвета, нормализующая тонус мышц;
  • тепловые процедуры, улучшающие кровообращение, метаболизм;
  • водные процедуры, повышающие двигательную активность, устраняющие гипертонус мышц;
  • комплекс процедур, помогающих разработать моторику.

ОПГМ неплохо поддается лечению, если оно начинается в раннем возрасте. Осложнения возникают редко. Если же болезнь не выявляется вовремя или проводится неграмотное лечение, возможные последствия этого – гидроцефальный синдром, регулярные мигрени, головокружение, обмороки, парезы, параличи, астения, нарушения слуха, зрения, эпилепсия. У детей бывает затруднена социальная адаптация, они демонстрируют девиантное поведение, страдают неврозами, истерией.

Тяжелое поражение мозга часто провоцирует летальный исход. Если ребенок выживает, у него развиваются психические расстройства, идиотизм, слабоумие, ДЦП.

Источник