Оптимальные условия для развития здорового ребенка

Оптимальные условия для развития здорового ребенка thumbnail

Как бы банально это ни звучало, дети — самое ценное, что есть у родителей. Их здоровье, самочувствие, настроение — то, что заботит любящих родителей с момента рождения детей. С этапа планирования малыша и до его совершеннолетия родители стараются создать максимально комфортные условия для гармоничного развития будущего чада. Они мечтают вырастить его успешным и здоровым. Каким должен быть здоровый ребёнок и как вырастить ребёнка здоровым — тема нашего сегодняшнего материала.

Здоровый ребёнок: что это значит?

В понятие «здоровье» ребёнка мы вкладываем физический аспект и психологическое состояние ребёнка, а также его эмоциональный настрой. Здоровый ребёнок гармонично развивается, его организм справляется с вредными факторами окружающей среды и противостоит болезням.

Здоровый ребёнок жизнерадостен, активен, хорошо ест, с удовольствием играет, доброжелателен и не доставляет родителям никаких хлопот. Когда он не голоден и у него ничего не болит, он выглядит и ведёт себя, как абсолютно здоровый, счастливый малыш.

На здоровье ребёнка влияет генетика, социальная и экологическая среда, соблюдение правил гигиены и множество других факторов. Но в основном здоровье ребёнка зависит от его родителей и их совместных усилий.

Именно они должны взять на себя обязательства по воспитанию здорового ребёнка и успешной личности. От них будет зависеть конечный результат. Главная роль отводится матери малыша, но и отец очень важен для гармоничного роста и развития ребёнка.

Рост, вес, развитие ребёнка в соответствии с возрастом – также важные показатели здоровья, как и базовые физические качества, черты характера, навыки и привычки, которые формируются постепенно, от месяца к месяцу и от года к году. 

Растить детей — нелёгкий труд, но нерешаемых проблем здесь нет.

растим здорового малыша

Как вырастить ребёнка здоровым? Полезные советы

Формированием личности ребёнка нужно заниматься с раннего детства.

Чтобы ребёнок быстро развивался и рос здоровым, нужно соблюдать немало правил, мы назовём лишь основные из них. Возможно, они вам знакомы.

Если вы хотите вырастить ребёнка здоровым, вам придётся:

  • следить за режимом дня ребёнка с самого рождения;
  • организовать ежедневные физические нагрузки, активные прогулки, занятия спортом;
  • обеспечить полноценное правильное питание;
  • закаливать малыша, одевать по погоде;
  • создать комфортные условия для сна и отдыха;
  • приучить к здоровому образу жизни и ежедневной гигиене;
  • создать благоприятную, доброжелательную семейную атмосферу;
  • развивать когнитивные и коммуникативные способности;
  • много общаться;
  • учить всему не на словах, а на собственном примере;
  • избегать физических наказаний;
  • любить ребёнка безусловно, а не за его успехи и заслуги.

как вырастить здорового ребенка

Растим здорового ребёнка: спорт и физические нагрузки

Мало кто из педиатров или психологов порекомендует малышу профессиональный спорт, как эффективное средство физического развития. Но физические нагрузки, гимнастика, активные прогулки и подвижные игры должны присутствовать в распорядке дня ребёнка любого возраста в обязательном порядке. Если ребёнок ходит в детский сад, о его двигательной активности позаботятся воспитатели, но о детях до детсадовского возраста и о тех, кто по каким-либо причинам не посещает детские учреждения, должны позаботиться родители и обеспечить:

  1. Утреннюю гимнастику;
  2. Ежедневные физические нагрузки;
  3. Активные игры и прогулки на свежем воздухе;
  4. Закаливание;

Если малышу до трёх лет достаточно активных игр и прогулок на свежем воздухе в любое время года, то деткам постарше уже можно посещать различные спортивные секции:

  • плавание;
  • гимнастика;
  • футбол;
  • волейбол. 

здоровый ребенок

Им полезна езда на велосипеде, прыжки на батуте, утренние или вечерние пробежки.

Все эти занятия принесут ребёнку огромную пользу и море удовольствия, особенно если рядом будут находиться любящие и заботливые папа и мама.

Чтобы ребёнок рос здоровым, энергичным и подвижным, делайте вместе с малышом утреннюю зарядку, учите самым простым физическим упражнениям. Чем больше ребёнок будет двигаться, тем лучше он будет развиваться и быстрее расти. Нельзя недооценивать пользу двигательной активности для здоровья детей любого возраста. Физические упражнения положительно влияют не только на формирование иммунитета, но и на развитие памяти, мышления, умственных способностей и личностных качеств.

Детские болезни: почему их не стоит бояться?

Для любящих родителей любой чих ребёнка — серьёзный повод для беспокойства. А если температура любимого чада внезапно поднялась выше 38 градусов, то без помощи специалиста никак не обойтись.

Однако, обычно все не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Сегодня особой популярностью (вполне заслуженно) пользуется книга Роберта Мендельсона, американского профессора, доктора медицины и педиатра «Как вырастить ребёнка здоровым вопреки врачам», где он подробно объясняет, почему не стоит бояться детских болезней.

Р. Мендельсон уверен, что большинство детских болезней не нуждается во внимании докторов, и учит родителей воспринимать болезни, как «естественный этап развития ребёнка», как своеобразную реакцию организма на «динамику жизни».

Он рекомендует не надеяться на чудеса медицины, а полагаться на жизненные силы ребёнка, здравый смысл и интуицию родителей.

Родительский долг — заботиться о ребёнке, растить его в любви и заботе, не следовать стереотипам, не перекладывать уход за ним и ответственность за его здоровье на кого-либо.

Титанические усилия любящих родителей обязательно будут вознаграждены — ребёнок вырастет здоровым и успешным.

Соблюдая элементарные правила, можно избежать частых ОРВИ и сократить до минимума общение с врачами. Вот некоторые из них: не кутайте малыша и гуляйте с ним в любую погоду, приучайте ходить босиком в любое время года дома, а летом — ещё и на даче, закаливайте деток с раннего детства.

Старайтесь проветривать помещение, где ребёнок проводит много времени, как можно чаще, но не реже, чем два раза в день — утром и вечером. Очень положительно на развитие и самочувствие ребёнка влияет грудное вскармливание.

здоровая семья

Питание ребёнка: рекомендации врачей

Педиатры рекомендуют кормить ребёнка грудью по меньшей мере до полутора лет.

Ещё один совет относительно питания малышей — не спешить с прикормами и отдать предпочтение простой, незатейливой еде — кашам, пюре из овощей и фруктов, супам и бульонам.

Следует учесть, что у разных детей разный аппетит. Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он ел больше или меньше. Полагайтесь на выбор ребёнка и его желание.

Здоровье малыша — это кропотливый, ежедневный труд его родителей, которым придётся трудиться каждый день, без праздников и выходных, чтобы вырастить ребёнка здоровым.

На собственном примере нужно приучать детей к здоровому образу жизни, здоровым привычкам, правильному режиму, полноценному питанию.

здоровый малыш

Здоровье ребёнка — не сиюминутное состояние, а результат длительной работы его родных.

Будьте уверены в том, что ваш ребёнок — здоров, и пусть эта уверенность передаётся вашему малышу. Положительный настрой, доверительные отношения, благоприятная семейная атмосфера, любовь и поддержка родителей — вот что поможет вырастить ребёнка здоровым. Любите своих детей, доверяйте своей интуиции и руководствуйтесь здравым смыслом в вопросах воспитания. 

Читайте также:  Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста курсовая

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

Создание благоприятных условий для развития здорового ребенка.

Едемская Майя Валентиновна,

заведующая МБДОУ №31 города Апатиты

Модернизация системы отечественного образования и ориентир на инновационный путь развития обусловили высокую активность разработки и внедрения новых образовательных технологий в дошкольных учреждениях. Использование новых подходов, методов и технологий позволили нам не только заниматься воспитанием у подрастающего поколения общей культуры, но и формировать умения вести здоровый образ жизни, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, адаптироваться к различным условиям жизни и жизнедеятельности, защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Создание благоприятных условий для развития здорового ребенка — обеспечение полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Психолого-педагогические условия:

1) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

2) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

3) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

4) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

5) защита детей от всех форм физического и психического насилия

6) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

7) приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

В ДОУ создана система здоровьеразвивающей деятельности, касающаяся физического и психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволило осуществлять более эффективное взаимодействие между администрацией, психологом, педагогами и родителями детей. В разработанной нами системе получили логическое развитие принципы системного подхода и реализации основных предпосылок развития детей на разных уровнях управления этим процессом. Прежде всего, данная система находится под воздействием оздоровительной, профилактической и педагогической деятельности.

Система здоровьеразвивающей деятельности в ДОУ.

При этом на всех этапах применяются психолого-педагогические и здоровьесберегающие технологии, осуществляется психолого-педагогическое медицинское взаимодействие. Успех во многом зависел и от того, кто, развивая дошкольника, сам имеет высокий уровень его развития. Поэтому одной из задач является развитие у педагогов способности видеть психолого-педагогическую проблему, находить новые формы организации НОД, осуществлять подбор и разработку самих заданий, выстраивать их по степени сложности; развивать у себя стремление искать новые методы работы с детьми. С целью развития у педагогов интереса к наиболее значимым, первоочередным вопросам, создания мотивации индивидуального поиска используются такие формы работы:

семинары-брифинги «Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе», дискуссии «Важна ли адаптация в ДОУ», творческий манеж «Закаляйся, если хочешь быть здоров…», педагогические качели:интеллектуальные состязания в области педагогики и психологии по использованию здоровьесберегающих технологий в своей работе, педагогический аквариум «Современные подходы оздоровлению детей», педагогическая мастерская «Личностное развитие ребенка в совместной физкультурно-оздоровительной деятельности» и другие.

Понимая важность данной работы на протяжении многих лет педагоги углубленно работают по проблеме «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ».

В детском саду разработана система организационно-методических мероприятий:

 перспективные планы;

 блок интегрированных занятий;

 блок познавательных занятий;

картотека «Игры с применением «социоигровой» технологии на развитие эмоциональной сферы», «Игры на снижение психоэмоционального напряжения», «Игры в период адаптации».

Из этого следует, что инновационная методическая деятельность в ДОУ направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечила непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Ценность такого подхода в том, что она обеспечила обратную связь, обмен мнениями, сформировала положительные отношения между педагогами, педагогами и родителями.

Результативность здоровьеразвивающей деятельности:

Сильные стороны

Эффективность воспитательно-образовательного процесса;

Эффективность работы по охране и укреплению здоровья и психофизического развития детей (адаптация, динамика эмоционального состояния и благополучия детей, динамика тревожности и агрессивности, анализ состояния здоровья, группы здоровья);

Планирование оздоровительной работы, ежемесячно. Проведение тематических развлечений, НОД, совместных мероприятий с родителями по ЗОЖ.

Стабильное улучшение материально-технической базы ДОУ.

Удовлетворенность деятельностью дошкольного образовательного учреждения (показатели удовлетворенности всех основных субъектов образовательного процесса – администрации, педагогов и родителей).

Постоянный рост профессиональной компетентности педагогических работников.

Применение информационно-коммуникативных технологий педагогами во многих сферах деятельности.

Анализ показывает, что сотрудники ДОУ занимают активную жизненную позицию и стремятся к эффективному отражению  состояния образования в ДОУ.

Сотрудничество с управлением образования г.Апатиты, Информационный методический центр Управления образование (далее ИМЦ УО), Региональный центр оценки качества образования (далее РЦОКО), Министерством образования и науки Мурманской области, ГАУДПО «Институт развития образования», Домом культуры имени Кирова, МБОУ СОШ 14, 5,3, Домом детского творчества библиотека, детская поликлиника и т.д.

Для безопасности жизнедеятельности детей по периметру территории детского сада установлено видеонаблюдение.

Слабые стороны

Анализ здоровья детей показывает тенденцию к увеличению детей с группой здоровья 2 и 3 и уменьшение детей с 1 группой здоровья, что приводит к увеличению хронических заболеваний и заболеваний ОРВИ.

Учитывая наиболее существенную значимость двигательной активности для развития растущего организма, необходимо: повысить интерес детей к различным видам ее, а также, увеличить ее объем; поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение; побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Слабая мотивация педагогов МБОУ СОШ

Пути коррекции: применение новых, более интересных форм работы.

Сотрудничество с МБОУ СОШ: отслеживание динамики детей с ОДА.

Перспективы

Формирование активной позиции родителей: привлечение родителей к участию в воспитании и развитии детей..

Обустройство спортивно-оздоровительного оборудования на участках детского сада с учетом особенностей здоровья детей с ОВЗ.

Пополнение развивающей среды спортивным оборудованием и оборудованием для детей с ОВЗ.

Улучшение уровня информационной системы ДОУ.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников на курсах по направлению

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Источник

Осокина Людмила Петровна
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка

Доклад к педсовету

на тему:

«Полноценное физическое развитие

и здоровье ребенка»

воспитателя МК ДОУ д/с № 15 «Ромашка»

Осокиной Л. П.

2013 г.

«Я не боюсь еще и еще раз повто-рить:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадост-ности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, ум-ственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это осно-ва формирования личности.

Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского языка С. И.Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и пол-ное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспек-те.

Читайте также:  Методики познавательного развития ребенка

Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых за-ложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» ново-рожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т. Я. Чертюк, З. С. Мака-ровой, М. Н. Беловой, Б. Н. Капустян и др.). Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90 % отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

По статистике, каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Таким образом, детская заболеваемость ска-зывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значи-тельный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей выраста-ют взрослые, подверженные простудам и другим, более серьезным забо-леваниям.

В чем же причины повышенной заболеваемости?

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно — как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподи-намия — своеобразная болезнь,определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного ап-парата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении дви-гательной активности».

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большин-стве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество дви-жений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не сек-рет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утом-ление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскосто-пие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблаго-приятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию де-тей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30- 40 % наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье за-висит от двигательной активности.

В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы — это след-ствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психо-логической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении (из-за переполненности групп, «заорганизованности» воспита-тельно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и ра-ционального чередования умственной нагрузки с физическими упражне-ниями, отдыхом и так далее. Известный физиолог Н. М.Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содер-жание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы наруша-ют нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка (М. Ю. Кистовская, П. К. Анохин, Л. З. Неве-рович и др.).

Ребенок конца XX века, по мнению академика Н. М. Амосова,стал-кивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два по-следних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — уско-ренному развитию организма ребенка, и в первую очередь, увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от ро-ста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Общепринятая система физического воспитания практически не мо-жет решить данные проблемы,так как:

не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных ре-гионах России;

не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соот-ветствии с их индивидуальными способностями и здоровьем;

не реализует потребности детей в движении и др.

Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физическо-го развития детей (из-за нехватки врачей и среднего медицинского персо-нала) также не обеспечивает должного уровня системы физического воспи-тания дошкольников.

Основными задачами детского сада по физическомувоспитанию дошкольников являются:

охрана и укрепление здоровья детей;

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навы-ков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, разви-тие физических качеств;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания

Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Причем, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка,работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:

создание условий для физического развития и снижения заболевае-мости детей;

воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потреб-ности в движении в дошкольном учреждении должны быть созданы опре-деленные условия.

Так, в группе должно быть выделено достаточно места для активно-го движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренаже-ров. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных занятий, разместить в нем гимнастические стенки с наборами приставных досок и лестниц, разновысотные бумы и скамейки, дуги, кубы, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффек-тивность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основ-ных движений в помещении.

На участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорож-ками, «полосами препятствий» (бумы, рукоходы, дуги, балансиры, мише-ни для попадания в цель, ямы для прыжков в длину и др., гимнастиче-скими стенками, комплексами из канатов, шестов, веревочных лестниц и т. д.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми полезно приобрести (по возможности) тубусный и «маячный» кварц, аппарат УВЧ, ингалятор, лампу «Соллюкс», аппарат «Здоровье«.

Гармоническому физическому и полноценному психическому разви-тию ребенка способствует гибкий режим дня. Причем, понятие «гибкий режим дня»следует рассматривать в 3-х аспектах:

динамичный режим дня для детей;

гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслужи-вающего персонала;

разная длительность пребывания детей в группе.

Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятель-ность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Та-кой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную дея-тельность различных органов, создает условия для своевременного и пра-вильного физического и полноценного психического развития, дает воз-можность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Таким образом, суточный режим и по-строенный на его основе распорядок дня — конструкция гибкая, динамич-ная. В каждом детском саду она может быть откорректирована в зависи-мости от условий и особенностей детей, однако время основных компонен-тов режима дня должно оставаться неизменным.

Ежедневно во всех возрастных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием (при нали-чии бассейна, что позволяет обеспечить необходимую двигательную ак-тивность детей в течение всего дня, рационально распределить ин-теллектуальную нагрузку дошкольников.

Читайте также:  В два месяца ребенок развитие по месяцам

Обеспечить воспитание здорового ребенка можно только при условии содружества медицины и педагогики, четко организованного медико-педагогического контроля,в который входит:

медицинское обследование состояния здоровья и физического разви-тия детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;

медико-педагогические наблюдения за методикой физвоспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, со-ответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;

санитарно-педагогический надзор за местами, где проводятся физ-культурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состо-янием оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихся детей.

Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закали-вающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями со-стояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в тече-ние года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивает-ся в течение всего времени пребывания ребенка в яслях или детском саду.Для этого необходимы:

четкая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);

рациональная, неперегревающая одежда детей;

соблюдение режима прогулок во все времена года (4-5 часов в день при t° воздуха до 15-20°);

сон при открытых фрамугах;

гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя про-хладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных трав и др.);

хождение босиком в группе (при температуре пола + 18°) и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой;

Можно организовать и специальные меры закаливания:

воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходь-бой по гальке.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседнев-ной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке, в зависимости от характера предыдущего занятия и погод-ных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором де-ти сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий — с наблюдения, спокойных игр и т. д. Необходимо учить воспитателей определять при-знаки утомления у детей по окраске кожи, выражению лица, частоте ды-хания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсив-ный. Причем, для того, чтобы дети не перегревались и не простуживались, следует организовывать выход на прогулку подгруппами, а ее дли-тельность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, со-стоянием здоровья и погодными условиями.

Функциональному совершенствованию детского организма, повы-шению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физическиеупражнения на свежем воздухе в различных формах: утренняя гимна-стика, физкультурные занятия, спортивные игры и развлечения. Причем, на каждые две недели желательно иметь 3-4 комплекса физическихупраж-нений на воздухе:

для хорошей погоды (по сезону);

на случай сырой погоды;

на случай порывистого ветра.

Однако какой бы вариант физических упражнений ни был выбран, он обязательно должен включать оздоровительный бег, подвижные игры и свободную деятельность детей на спортивных снарядах и физкультур-ном оборудовании.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка прида-ется развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причем,в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

в среднем возрасте — развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);

в старших группах — сформировать потребность в движении, раз-вить двигательные способности и самостоятельность и т. д.

Чтобы физкультурные занятия были эффективны,необходимы сле-дующие условия:

построение занятия в соответствии с задачами на данный период, ос-новными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей;

использование воспитателями разнообразных методических приемов и способов организации детей для выполнения упражнений с целью уве-личения их двигательной активности;

последовательность при обучении детей движениям, подбор и соче-тание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, рас-пределение физической нагрузки на детский организм на протяжении все-го занятия;

развитие у детей физических и нравственно-волевых качеств лично-сти;

использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкаль-ного сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и актив-ность детей при выполнении упражнений.

Чтобы каждое физкультурное занятие проходило с высокой общей и моторной плотностью, необходимо один раз в месяц проводить совмест-ный медико-педагогический контроль.

В целях развитияиндивидуальных двигательных способностей детей хорошо использовать в вечернее время занятия различных секций по ин-тересам: волейбол и баскетбол, настольный теннис, флорбол, футбол, син-хронное плавание и др.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование в начале учебного года.

Такое анкетирование поможет воспитателям больше узнать о ребен-ке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды.

Анализ анкетных данных приводит к выводу, что необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка и продолжению работы дома, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий через разнообразные семи-нары-практикумы, занятия спортклубов типа «Папа, мама и я — спортив-ная семья», смотры работы с детьми и т. д. Причем, в подготовке таких ме-роприятий должны участвовать заведующий и врач, старшая медсестра и воспитатель-методист, инструктор по физкультуре и плаванию, шеф- по-вар и т. д.

Одной из эффективных форм проведения занятий с родителями яв-ляются вечера вопросов и ответов, на которых в оживленной, интересной беседе родители имеют возможность высказать свое мнение, поделиться опытом, получить исчерпывающий ответ от специалистов. Причем, на та-ких мероприятиях имеет смысл обсуждать не только вопросы физического воспитания детей в семье, но и то, как повысить, по мнению родителей, эффективность данной работы и снизить детскую заболеваемость в до-школьном учреждении. Все это повышает авторитет дошкольного учре-ждения и обеспечивает тесный контакт и хорошие взаимоотношения с ро-дителями.

Эффективность работы по физическомувоспитанию детей может быть оценена по следующим направлениям:

перемена группы здоровья на более высокую;

уровень физического развития детей по местным стандартам;

выполнение основных движений: качественные и количественные ха-рактеристики по возрасту;

физические качества и способности (по тестам).

Источник