Оптимальное общее развитие каждого ребенка

Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального
личностного развития младшего школьника
Ясавеева Динара Масгутовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 125» г.Казань
Республика Татарстан
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Движущей силой, импульсом развития личности выступает особым образом организованное обучение – совместная деятельность и общение, под воздействием которых осуществляется становление и развитие личности в единстве внутреннего и внешнего воздействия на неё, взаимоотношение между индивидом, личностью, усваивающей общественный, социальный опыт, и индивидуальностью. «Социальное» и «индивидуальное» не является противоположным друг другу, и это дает мне основание считать, что личность – это человек, с его социальной обусловленностью и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием познавательной и эмоционально–волевой сферы). Поэтому говорят: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Я рассматриваю каждого ученика как самоценное, саморазвивающееся, сложное явление, обладающее своей собственной логикой развития, которую нельзя игнорировать или видоизменять, а можно лишь согласиться с ней, приняв личность ребенка такой, какая она есть.
В любых педагогических инновациях подчеркивается проблемная структура учебных материалов, направленность на организацию учебно-поисковой деятельности детей в атмосфере сотрудничества и сотворчества учителя и детей. Еще недавно административная оценка успешности педагогической деятельности школьного учителя включала прежде всего сведения о проценте успеваемости. Сейчас в официальных документах подчеркивается, что смысл профессиональной деятельности учителя видится в создании условий, благоприятных для проявления и развития личностного потенциала учащихся. Несомненно, что в общественном и педагогическом сознании происходит смена приоритетов, что идеи развивающего обучения вошли в российское образование.
В Законе Российской Федерации «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования в качестве основной, главной и определяющей его цели называется развитие личности школьника.
Анализ научных данных о перспективах развития образования, о тенденциях развития отечественной и зарубежной образовательных систем, изучение прогнозов экспертов свидетельствуют о том, что в третьем тысячелетии именно личностно-ориентированные развивающие педагогические системы будут занимать доминирующие позиции в мировом контексте.
Таким образом, ведущей тенденцией современного образования в нашей стране, как и за рубежом, является ориентация на психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения.
В настоящее время в российской начальной школе представлены три целостные системы начального образования – традиционная и две педагогические системы развивающего обучения: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Признаком любой системы является её целостность:
- общность цели;
- общие задачи обучения;
- единые дидактические принципы;
- типические свойства методической системы;
- система изучения результативности;
- требования к организационным формам и условиям протекания учебного процесса.
Целостность педагогической системы Л.В.Занкова достигается благодаря взаимодействию всех её частей, именно поэтому в своей деятельности я использую вышеназванную систему.
Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом мною ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого ребенка, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему, я считаю, что в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то является тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь. Развивающая система признаёт неповторимость, уникальность каждого ученика, отношение к нему как к личности, одновременно как к объекту и субъекту учебно-воспитательного процесса.
Активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые доверительные отношения. И я, как учитель, способствую развитию благоприятного климата в нашем коллективе. Дети не боятся высказывать своё мнение, участвуют в коллизиях, задают вопросы, как учителю, так и своим одноклассникам, учатся высказывать своё мнение. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки. Роль педагога в данный момент быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, к его мнению. Я, придерживаюсь высказывания, Л.В. Занкова, что «личность растет и крепнет в условиях многогранной, содержательной жизни школьников, в условиях дружеских отношений, полных уважения и внимания между учителем и детьми».
Цель моего обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, эмоционально-нравственных представлений, то есть то, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника. Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, с его окружением, поэтому я уделяю особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей.
Мною была поставлена задача – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
В своей работе я использую следующие дидактические принципы –
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Реализация этого принципа создает условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, на уроке формируется атмосфера доверительного общения. Он предусматривает организацию коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
- ведущая роль теоретических знаний.
Этот принцип нацеливает не на простое заучивание формулировок, терминов, а на осознание связей и зависимостей между теоретическим материалом внутри определенного учебного предмета и между разными предметами, ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому.
- осознание процесса учения.
В соответствии с принципом обучение строится так, чтобы ученики осознали не только закономерность последовательности материала и взаимосвязь понятий, но и сам процесс добывания знаний, чтобы они оценили свои возможности.
- быстрый темп прохождения учебного материала.
Принцип затрагивает не столько количественную, сколько качественную характеристику обучения. Процесс познания строится так, что более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному.
- целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся.
Этот принцип предусматривает такое осуществление индивидуального подхода в обучении, при котором каждый ученик проходит своеобразный путь в своем развитии.
- принцип деятельности.
Он заключается в такой организации обучения, когда ребенок получает знание не в готовом виде, а добывает его сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Этот принцип является основным механизмом реализации развивающей функции образования.
- принцип психологической комфортности.
Обязательным требованием к организации процесса обучения детей является сохранение их здоровья. Для этого необходимо снять по возможности все стрессообразующие факторы учебного процесса. Он предполагает: создание в классе спокойной доброжелательной атмосферы; веру в силу ребёнка; осознание им процесса учения; понимание учителем и родителями функциональной роли знаний. Моя роль, как учителя, заключается в том, чтобы создать на уроке атмосферу, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя как дома.
- принцип вариативности.
Он предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед неудачей. Я учу детей воспринимать ошибку не как трагедию, а как сигнал для её исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни, в случае неудачи – не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
Обучение по развивающей системе Л.В.Занкова осуществляется на основании единой методической системы, обладающей типическими свойствами, охватывающими все учебные предметы. Это — многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.
Методическая система является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как системная организация поисковой самостоятельной деятельности, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, реализация межпредметных связей, формирование общеучебных умений и навыков, в том числе информационно-коммуникативных.
Развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе служит прежде всего организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие взаимодействий, отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому мне, как учителю, необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, их умелое использование служит для взаимопонимания людей. В ходе развития коммуникативных способностей осуществляется воспитание толерантности.
Работая по системе Л.В.Занкова 12 лет, я создаю атмосферу искренности и доверия на уроках, так как это необходимое условие успешности учебного процесса. В ходе общения с учениками я внимательно выслушиваю вопросы, ответы, побуждаю к доказательству высказываемых суждений, наблюдаю за классом, ободряю не только словом, но и взглядом, поощряя стремление ученика доискаться до истины.
В общение «учитель – ученик» я придерживаюсь следующих критериев:
- Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают.
- Учитель владеет умением «подать себя».
- Дети испытывают и проявляют интерес, уважение к учителю.
- Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности.
- Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям.
- Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке.
В общение учащихся друг с другом я работаю и добиваюсь следующих показателей:
- Дети умеют общаться без постоянного вмешательства взрослых, испытывают интерес к групповой и парной формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли, добиваются слаженности и взаимопонимание.
- Дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников.
- Ученики владеют диалогической формой общения, умеют слушать друг друга, поддерживать чужие идеи и развивать их.
- Коллектив класса мобилизует познавательную деятельность ученика.
- Дети владеют мимикой, могут открыто передавать свои чувства, умеют устанавливать зрительный и вербальный контакт.
В качестве иллюстрации направлений и критериев общения «учитель – ученик» приведу фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».
Обратите внимание на доску. (На доске написано слово варить.) Определите корень. Образуйте новые слова. Ответы учащихся: повар, варка, варенье, навар, вареный, заварка, заварной, самовар и т.д. Предлагается классифицировать слова по способам образования. Учащиеся классифицируют, высказывают свое мнение, обсуждают в парах варианты ответов, внимательно выслушивая друг друга. Таким образом были сделаны выводы. Приставочный — навар, повар. Суффиксальный — варка, варенье, вареный. Приставочно-суффиксальный — заварка, заварочный, заварной. Во время работы на доске были поставлены вопросы (?) с правой и с левой стороны от слова варить, которые убирались в ходе рассуждения учеников. А сложные слова – это способ образования новых слов? Давайте порассуждаем. Что такое сложные слова? Ответы: это сложение или слияние двух основ (корней) с помощью соединительных гласных о, е или без них. Во время данной работы создалась проблемная ситуация — сложные слова это способ образования слов? Ребята смогли доказать и убедить, что это именно так. И последний вопрос был решен.
В русском языке есть термин неологизм «неос» — новый, «логос» — слово – образование новых слов. На какую сторону доски нам прикрепить слово неологизмы? В ходе обсуждения и общения ребята высказывают свое мнение на левую, т.к. там размещены 4 способа образования слов; на правую, т.к. именно там образованы новые слова; в середину, объединив и способы образования и сами слова.
Развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив – яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека! Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Психолог А. Маслоу утверждает, что «путь к осуществлению потенциальных возможностей человека в его самореализации открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей, в том числе, потребности защищенности и в хорошем отношении к нему». При удовлетворении этих потребностей, я считаю, что в личности ребёнка возникают новые черты и качества: уверенность в себе, вера в окружающих людей, оптимизм, стремление к осуществлению полезных целей, жизнерадостность. Чувство собственного достоинства, ощущение значимости собственного «Я», уверенность в своих силах и положительная оценка со стороны окружающих – всё это я поддерживаю в своих учениках, так как кардинальная потребность человека – осознавать себя личностью.
Совершенно очевидна соотносимость современной цели российского образования и цели системы, созданной под руководством Л.В. Занкова. Сравните: «построение личностно-ориентированной развивающей модели школы» и «общее развитие каждого школьника». Смысл один, различно только словесное выражение. Сейчас эта целостная, разработанная во всех частях дидактическая система, проверенная временем в разных условиях обучения, должна быть включена и использована в реализации образовательных стандартов нового поколения.
Литература:
1.Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие / Н.В.Нечаева, Н.Н.Рощина. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2006./
2.Учебная деятельность: знакомая и незнакомая: От теории – к практике обучения / Н.Я. Чутко. – Самара: Издательский дом « Федоров», 2005./
Источник
Образование как социальное явление полностью зависит от общества в тот или
иной исторический период. Сегодня государственная образовательная политика во
главу угла ставит развитие личности обучаемых, что абсолютно совпадает с целью
обучения, сформулированной Л.В.Занковым: достижение оптимального общего развития
каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья. Система
развивающего обучения Занкова – это целостная система, направленная на развитие
личности. Основана она на своих дидактических принципах:
- обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание процесса учения;
- быстрый темп изучения материала;
- работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого.
Разработана методика обучения, сформирован учебно-методический комплект. Всё
это является условиями достижения планируемых результатов: личностных,
предметных и метапредметных. Разработаны программы по обучению грамоте, русскому
языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии,
изобразительному искусству, музыке и др. в полном соответствии ФГОС. Содержание
нацелено на создание условий для личностного развития ребёнка, для развития
умения учиться, для усвоения предметных умений. Содержание образования на
начальной ступени обучения реализуется преимущественно за счёт введения учебных
курсов, обеспечивающих целостное восприятие (интегрированное содержание),
деятельностного подхода, индивидуализации обучения.
Особенность учебно-методического комплекта по программе развивающего обучения
Занкова – освоение основного, базового содержания осуществляется системно, в три
этапа:
- пропедевтическое изучение будущего программного материала, связанного с
актуальным содержанием для данного года обучения; - его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде
изученным материалом; - включение этого материала в новые связи при изучении новой темы.
Например, материал курса «Окружающий мир» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)
выстроен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются
многочисленные связи между знаниями о развитии Земли, о её природе, об
общественно-культурной жизни человека в определённые исторические периоды.
Вначале учащиеся исследуют только связи между объектами неживой природы, затем
внутри живой и между живой и неживой природой, а затем переходят к изучению
особенностей жизни человека в различных природных условиях, к разговору о
формировании его взглядов и идей в разное историческое время. Построенный таким
образом курс становится основой для дальнейшего изучения физики, географии,
биологии, истории. Другой особенностью курса является то, что он предполагает
одновременное обращение к уже приобретённым знаниям, к знаниям, изучаемым в
данный момент, а также к тем, которые предстоит приобрести.
Автор программы по обучению грамоте – Н.В.Нечаева. В основу данного курса
заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих
языка: системы языка и речи. В процессе обучения грамоте ребёнок начинает
осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора
соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. Курс
обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и
письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребёнка к новым условиям
жизнедеятельности, на формирование универсальных учебных действий, необходимых
для дальнейшей успешной учебной деятельности. Кроме Азбуки, комплект включает
тетради по письму, тетради по чтению и рабочую тетрадь «Звуки и буквы». Тетради
по письму (авторы Н.В.Нечаева, Н.К.Булычева) содержат образцы букв и их
элементов, которые рассчитаны на праворуких и леворуких детей. В ходе обучения
письму первоклассники на непреднамеренном уровне готовятся к изучению
систематического курса русского языка: здесь есть упражнения для наблюдений
грамматических и смысловых особенностей слов и предложений. В комплект входят
также тетради по чтению (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец). Они содержат
игровые и проблемные задания, весёлые тексты, красочные иллюстрации. Тетради
помогают первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить
знания об окружающем мире. Наличие страниц с наклейками вносит разнообразие в
процесс усвоения материала, является дополнительным фактом мотивации учебной
деятельности. Рабочая тетрадь «Звуки и буквы:Учусь грамоте» (автор
О.А.Мельникова) в ненавязчивой форме помогает ребёнку освоить трудные для этого
возраста темы. Особенность этой тетради состоит в том, что первоклассник
тренируется в игровой форме, выполняя разные по форме и уровню трудности
задания, в основе которых лежит звукобуквенный анализ; материал тетради даёт
возможность и для лексической работы. Методическое сопровождение курса включает
в себя методические рекомендации и поурочно-тематическое планирование. В пособии
раскрываются возможности реализации требований ФГОС средствами курса русского
языка, представлены планируемые результаты освоения УУД по каждой теме, подробно
показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды
деятельности.
Целью программы по русскому языку (автор Н.В.Нечаева) является воспитание
грамотных носителей родного языка. Основная задача: развитие речи школьников в
ходе освоения системы русского языка. Курс построен на коммуникативной основе. В
УМК по русскому языку, кроме учебников, входят рабочие тетради. Тетрадь для 1
класса «Звуки и буквы. Учусь русскому языку» (автор О.А.Мельникова) помогает
ребёнку освоить программные темы курса (различение мягких – твёрдых согласных,
употребление мягкого знака и йотированных букв, правописание имён собственных и
др.). Рабочие тетради для 2 класса в 4 частях (автор С.Г.Яковлева) составлены в
полном соответствии с содержанием учебника, что позволяет учителю использовать
их как для самостоятельной работы учащихся в классе и дома, для фронтальной
работы, так и в качестве контрольного (проверочного) материала. Задания тетрадей
способствуют закреплению знаний и осознанию их взаимосвязи, включают детей в
поисковую деятельность. Пособие «Игрослов. Русский язык. Строгие правила в
занимательной форме» (автор С.М.Белорусец) поможет ученикам начальных классов
освоить орфографические правила. Автор интересно и разнообразно подаёт материал,
отвечающий всем требованиям развивающей методики. Книга позволяет разнообразить
работу на уроках. Курс обеспечен методическими рекомендациями и
поурочно-тематическим планированием.
Содержание курса «Литературное чтение» соответствует концептуальным
положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования. На специфическом материале учебников по литературному чтению
с первого по четвертый класс обеспечивается достижение общих целей начального
общего образования, заявленных в стандарте. Интеграция предметных областей
обеспечивает формирование целостной картины мира и становится основой развития
способности к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему
самообразованию обучающихся. Например, обращение к «Картинной галерее» позволяет
рассматривать обсуждаемые эстетические и этические проблемы на материале другого
вида искусства, с иной позиции. Актуализируются межпредметные связи с такими
курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное
искусство». Программа курса «Литературное чтение» представлена завершенной
линией учебников для 1 – 4 классов.
К учебникам подготовлены хрестоматии. Система работы раскрывается в
методических пособиях для учителя. Работа по данному курсу
обеспечивается следующими пособиями учебно-методического комплекта:
1) Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебники для 1 – 4 класса.
2 Хрестоматия по литературному чтению. 1 – 4 класс/Автор-составитель
В.Ю. Свиридова.
Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова,
отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. В нем отражена
идея деятельностного подхода, предусмотрена работа по формированию универсальных
учебных умений, таких, как умение анализировать, сравнивать, обобщать,
классифицировать, выдвигать гипотезы и проверять их истинность, выявлять
закономерности и т.д. Содержание курса направлено на решение следующих задач,
предусмотренных ФГОС 2009 г. и отражающих планируемые результаты обучения
математике в начальных классах:
- научить использовать начальные математические знания для описания
окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и
пространственных отношений; - создать условия для овладения основами логического и алгоритмического
мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения
навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о
записи и выполнении алгоритмов; - приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; - научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с
алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и
изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и
диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать
данные.Решению названных задач способствует особое структурирование
определенного в программе материала. Курс математики построен на интеграции
нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.
Важнейшей особенностью структуры учебника является ориентация на
самостоятельное добывание знаний самими учащимися. Следующей важной особенностью
учебника является преобладание заданий, требующих использования
словесно-образного и словесно-логического уровней мышления, над заданиями,
требующими наглядно-действенного и наглядно-образного уровней, хотя последние
также активно используются в случаях, когда этого требует специфика изучаемого
вопроса или особенности учеников, с которыми работает учитель. В УМК по курсу
математика, кроме учебника, входят также 4 рабочие тетради (авторы Е.П.
Бененсон, Л.С. Итина, под редакцией И.И. Аргинской), основная функция
которых – способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков, заложенных
в учебнике, и продвижению детей в развитии.
Одним из направлений ФГОС является внеурочная деятельность, которая в системе
Занкова представлена по направлениям с разработанным учебно-методическим
комплектом.
Спортивно-оздоровительное направление представлено «Уроками здоровья» (автор
И.П.Товпинец) и «Удивительные приключения Ани в стране ознобышей» (автор
Т.В.Смирнова). В пособиях предлагаются детям тексты для чтения, вопросы и
задания, материалы для самопроверки, полезные странички. Задания направлены на
сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них способности
заботиться о собственном здоровье.
Организовать исследовательскую деятельность учащихся поможет учебник-тетрадь
«Я – исследователь» (автор А.И.Савенков). Пособие «Методика исследовательского
обучения младших школьников» (автор А.И.Савенков) включает описание методических
приёмов и эффективных форм организации исследовательской деятельности.
В неразрывном единстве, целенаправленно и систематически, средствами разных
предметных курсов, а также курса «Я – гражданин России» (автор Н.Я.Чутко)
решается проблема духовно-нравственного воспитания учащихся.
Проанализировав весь УМК убеждаешься, что за период обучения в начальной
школе ученики, обучающиеся по системе Л.В.Занкова, приобретут первичные навыки
работы с информацией. У них будет возможность научиться устанавливать
причинно-следственные связи, строить умозаключения на основе полученной
информации, принимать её или подвергать сомнению, перепроверке. Все предлагаемые
в УМК задания многогранны, они позволяют работать и на формирование предметных
навыков и универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями
Стандарта.
Список литературы
- ФГОС начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. М.:
Просвещение, 2010. - Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г
.
Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова.
Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
Источник