Описание семьи в которой ребенку 4 года
Людмила Белокопытова
Конспект занятия «Моя семья» для детей 4–5 лет
Конспект: «Моя семья«
Цель: Уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.
Задачи:
1) Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.
2)Расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
3) Активизировать словарь по теме «Семья»
4) Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
5) Обогащать и активизировать словарный запас имен прилагательных.
Ход занятия.
Приветствие, сюрпризный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Сегодня к нам в гости заглянул Незнайка. Посмотрите на его лицо, он немного загрустил, просит нас о помощи. Незнайке очень хотелось бы узнать, что такое семья, поможем ему? Расскажем о семье?
Давайте для начала покажем нашему гостю зарядку о семье. Вы её помните?
1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши)
Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте)
1,2,3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)
Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка, (перебирать пальцы правой руки)
Мой щегол, щенок и я (перебирать пальцы левой руки)
Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)
А теперь поможем Незнайке разгадать загадки о семье.
1. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый. (дед)
2. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой?
Правильно: бабушки.
3. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
4. Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
5. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей? Итак, ребята, что такое семья? (это папа, мама, дети, бабушки и дедушки).
Семья — это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга. Заботятся друг о друге. Семья может быть большой и маленькой. Но главное, чтобы в семье всегда был мир, уважение, дружба и любовь друг к другу.
А теперь давайте расскажем Незнайке, какие хорошие слова мы знаем о своих близких.
Игра «Скажите самые хорошие слова о папе и маме»
Какой у вас папа?
Хороший, большой, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, красивый, умный
А мама какая?
Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная, красивая, молодая, хорошая
Ребята, а вы не забываете говорить эти хорошие слова своим близким?
Так как мы выражаем любовь к своим близким? (говорим ласковые слова, помогаем по дому, заботимся друг о друге).
Игра «Назови ласково»
Вы все очень любите своих родственников, давайте расскажем Незнайке, как мы умеем называть их ласково. Дети, посмотрите у меня на руках сердечко, оно очень нежное, ласковое.
(Дети друг — другу передают сердечко и называют ласково.)
мама — мамуленька, мамочка, мамулечка
Папа – папочка, папуля
Бабушка – бабуля
Дедушка – дедуля
сын – сынок, сыночек
дочь – дочка, доченька
внук — внучок
внучка — внученька
сестра — сестрёнка
брат — братишка
Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость на солнышко или на тучку? А печаль?
Д/и «Радость и печаль». А теперь поможем Незнайке разобраться в хороших и плохих поступках (стоя у стульчиков)
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует — солнышко.
— Нарисовали красивую картину;
— Подрались с другом;
— Съели манную кашу;
— Убрали игрушки на место;
— Порвали книгу;
— На прогулке замарали куртку;
— Разбили чашку;
— Уступили место в автобусе бабушке;
— Помогли маме с уборкой
— Отыскали потерянные бабушкой очки;
— Помогли маме вымыть посуду;
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой. (хлопки руками)
Мы во двор выходим
Дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания)
Повороты вправо- влево
Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)
Про своих близких, вы рассказали. Но мне бы хотелось узнать, как вы помогаете своим близким. У меня необычный «Цветок добрых дел». Я вам даю по маленькой бабочке. Подумайте, что делаете вы в своей семье.
Образец педагога: Я стираю бельё.(прикрепляет бабочку на цветок)
Дети по очереди подходят к цветку, называют действие, которое выполняют дома и прикрепляют цветок.
Много добрых дел вы делаете. Сразу видно первые помощники в семье.
Ребята, так что же такое семья?
1 ребенок: Семья – это мы. Семья – это я.
2 ребенок: Семья – это папа и мама моя.
3 ребенок: Семья – это Пашка, братишка родной,
4 ребенок: Семья – это котик пушистенький мой.
5 ребенок: Семья – это бабушки две дорогие,
6 ребенок: Семья – и сестрёнки мои озорные.
7 ребенок: Семья – это крёстная, тёти и дяди,
8 ребенок: Семья – это ёлка в красивом наряде.
9 ребенок: Семья – это праздник за круглым столом,
10 ребенок: Семья – это счастье, семья – это дом,
Все вместе: Где любят и ждут, и не помнят о злом.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, помогли мы Незнайке разобраться в том, что такое семья? Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, посмотрите. Каким веселым он стал. А в благодарность за ваш рассказ Незнайка приглашает Вас потанцевать (Непоседы «Моя семья»)
Источник
Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.
Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.
Оценка рисунка
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Анализ рисунков к тесту «Моя семья»
Вероника, 19 лет
Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.
Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника
Николай, 6 лет
В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай
Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.
Источник
Оксана Микляева
Конспект ООД для детей 3–4 лет «Моя семья»
Конспект ООД для детей 3-4 лет на тему:
«Моя семья»
Программное содержание: создать комфортный психологический климат; дать представление детям о семье, как о людях, которые живут вместе, учить строить элементарные родственные связи, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; развивать умения рассуждать и доказывать, мышления;воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Ход ООД.
Воспитатель предлагает детям взяться за руки, встать в круг, улыбнуться друг другу.
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руку возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
— Как тепло и светло стало в нашей группе от ваших улыбок.
-Сегодня мы с вами поговорим о семье. Но прежде всего, давайте договоримся о том, что такое семья, и разберемся, чем она отличается от других групп людей.Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья? (Ответы детей).
-Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи- очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах.
-Ребята,послушайте стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото –правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много – и старых и новых-
У нас, у семейства…
-У кого есть альбомы с семейными фотографиями? (Ответы детей.)
У сенсорного панно.
На панно перед детьми- изображение генеалогическое дерева.
-Ребята, а на нашем панно- семейное дерево- рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками. На этом дереве есть ячейки. Мы заполним эти ячейки, разместив картинки с изображением членов семьи. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом. А вот каким словом, мы сейчас с вами отгадаем и поместим на наше панно картинки.
Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают и помещают на панно картинки с соответствующим изображением.
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
-Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами; если вам грустно, они успокоят, утешат Бабушкины рук такие тёплые, ласковые. Бабушкины сказки – настоящее чудо.
-Молодцы, отгадайте следующую загадку.
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый (дед)
-У кого из вас есть дедушка? Как зовут ваших дедушек? (Воспитатель предлагает детям ответить, как зовут у каждого из них дедушку.)
Сколько бы не было разных имён,
Главное в дедушке – дедушка он.
-У кого из вас два дедушки и две бабушки? (Ответы детей.)
-Одни бабушка с дедушкой-мамины родители, а другие-папины родители. А у вас тоже есть родители.
Кто не в шутку, а в серьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь, конечно…. (папа)
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы храма,
Не ругая нас с братишкой.
Кто же это? Наша….(мама)
Мама – это самый близкий родственник, самый родной человек. Ребята, как зовут ваших мам? (Ответы детей.) Какие красивые имена у ваших мам. Ребята, а вы своих мам любите? Давайте подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова.
Игра с мячом «Подбери слово»
В руках у воспитателя мяч. Мяч бросается детям, дети подбирают слова, воспитатель помогает им наводящими вопросами.
— Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая? (Ласковая.)
— Когда мама модно одевается, какая она? (Красивая.)
— Когда мама улыбается, смеётся? Какая она? (Весёлая.)
— Когда мама не ругает, даже если вы шалите, какая она? (Добрая.)
— А если вы маму любите, какая она? (Любимая.) и т. д.
-Молодцы! Вот сколько чудесных слов мы сказали о маме.А еще есть такие слова: есть дочь и (сын, есть братья и (сестры).
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
-У кого из вас есть родные сестры и братья? Как их зовут? (Ответы детей.)
-Посмотрите на наше дерево, как можно назвать всех одним словом? (Семья.)
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)
Вот и вся семья!
(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)
Работа за столами.
Воспитатель предлагает детям нарисовать свою семью. Приглашает их за столы. Дети рисуют.
Затем рассматривают рисунки все вместе, рассказывают, кого они нарисовали.
— Завершить нашу встречу хочу стихотворением:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу,чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Итог. Поощрения.
Источник