Описание ребенка и его интересы в 2 года
В широком значении интерес—это склонность обращать внимание на предметы и явления, представляющие для нас ту или иную значимость. Многие наши интересы носят временный характер, возникая в повседневных делах и угасая вместе с прекращением этих дел. Но есть такие интересы— у каждого человека свои,— которые более или менее устойчивы. По ним можно судить о том, к чему человек стремится, о направленности личности. Значение таких интересов велико: они побуждают нас к активной деятельности в определенном направлении, к приобретению знаний в какой-либо области, к расширению общего кругозора.
Важно, чтобы опорой интересов человека была реальная жизнь, его практическая деятельность. Отсутствие же интересов или их незначительность делает жизнь человека серой и бессодержательной, ограничивает его умственное и нравственное развитие. Как и все психические качества и свойства человека, интересы развиваются и воспитываются. В этой статье мы и расскажем о некоторых сторонах развития интересов ребенка в 2 года.
Когда же возникают первые интересы ребенка?
Известно, что уже в первый месяц жизни младенец на некоторое время задерживает взгляд на яркой вещи, как бы «изучая» ее и как бы проявляя к ней «интерес». Но уберите из поля зрения ребенка эту вещь — и она просто перестанет для него существовать. Здесь пока еще нельзя отделить интерес от непроизвольного внимания, в основе которого лежит ориентировочно – исследовательская реакция (эту врожденную реакцию И. П. Павлов назвал рефлексом «Что такое?»). Развитие внимания, а также определенных навыков — опора для пробуждения интересов младенца.
Заботливая и вдумчивая мать стремится как можно больше общаться с младенцем: разговаривает с ним (пусть он еще не понимает ее слов, зато привыкает к ее голосу и оживляется при виде ее), забавляет малыша яркими и звучащими игрушками, вызывая на его лице улыбку, учит ползать, ходить, рассматривать предметы, вслушиваться в голоса людей и в посторонние звуки. Иными словами, она дает толчок развитию в ребенке интереса к познанию вещей, которые его окружают. Такие познавательные интересы расширяются по мере того, как ребенок знакомится с окружающим миром и получает знания от взрослых людей.
Интересы приобретают самостоятельное значение с того момента, когда у ребенка развивается активная речь (умение произносить слова, при помощи их организовывать свои действия и обмениваться мыслями с другими). С этого момента между ребенком и взрослыми устанавливаются подлинно человеческие отношения — в форме речевого общения. Ребенку становится необходимо такое общение, поэтому-то он и требует от взрослых постоянного внимания к себе. Он любит, когда с ним разговаривают, любит слушать сказки, рассказы, стишки. Постоянные беседы родителей и воспитателей с детьми, прогулки с ними, общение детей с другими людьми, правильный подбор игрушек и книжек с картинками — все это обогащает опыт ребенка, вместе с тем развивая его интересы и внимание.
Главное в развитии интересов детей 2 лет
Главное в развитии интересов маленького ребенка — соблюдать постепенность. Нельзя не учитывать, что опыт и знания малыша пока что ограничены. Вы хотите возбудить у 2-летнего (или 3-летнего) сына интерес к картинке? Для этого недостаточно только показать ему эту картинку. Попробуйте рассказать малышу, что на ней нарисовано, и, главное, свяжите это с тем, что уже известно ему из его личного опыта. Только в этом случае можно надеяться, что картинка вызовет у него переживание. (Излишне добавлять, что и сама картинка должна быть яркой и привлекательной.)
Не стоит забывать о детских потребностях, на основе которых складываются различные интересы . Мы сейчас остановимся лишь на одной — потребности в движении.
Приглядитесь внимательнее к ребенку—он очень деятельное существо. Говорят — «беспомощный младенец». Верно, младенец беспомощен. Но посмотрите, как он активен. Сначала эта активность проявляется просто в беспорядочном движении рук, ног, головы. Но постепенно складываются действия руки с предметами. Ваш малыш стремится захватывать все предметы, которые попадают в поле его зрения. Нередко на этой почве у него возникают «конфликты» с окружающими людьми — он хватает то, что не полагается. Как быть? С одной стороны, нельзя воспитывать человека, которому «все позволено», а с другой стороны, подавлять активность малыша было бы неправильно и вредно.
К сожалению, в некоторых семьях ребенок почти с пеленок слышит постоянные окрики: «Не трогай!», «Не делай!», «Отстань!». Нередко они сопровождаются шлепками. Быть может, родители думают, что так они приучат ребенка к порядку? Ничего подобного. Наоборот, они подавляют его потребность в движении, не дают проявлять ребенку его собственной активности. Ребенок становится вялым, ему скучно, он не знает, за что взяться. Выходит, его поведение самое что ни на есть «беспорядочное». Но все же — как быть? Если ребенок тянется к запретной вещи, проще всего поступить так: занять его другим делом, переключить внимание на другой предмет. Но при этом совершенно необходимо попытаться заинтересовать ребенка этим предметом, не выйдет — другим. Но никак нельзя оставлять малыша в бездеятельном состоянии.
К. Д. Ушинский писал, что дитя вполне счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом. Это замечательное высказывание великого русского педагога справедливо по отношению к детям всех возрастов. В том числе к вопросу развития интересов детей 2 лет.
Источник
Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.
Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности
Физическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты – в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Пол ребенка | Рост, см | Вес, кг |
Мальчик | 84-89 | 12-13,5 |
Девочка | 83-87,5 | 11,5-13 |
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают
Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей
Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время
Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам
Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- “Нет” занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.
Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет
Физические показатели
Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:
- грамотно составленный режим дня;
- сбалансированное питание;
- прогулки;
- активные игры, физкультура.
Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:
- Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
- Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
- После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
- Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
- Параллельно выполнять больше одного действия – например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
- Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
- Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.
Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда
Интеллектуальный уровень
Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет – их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.
Развитие памяти, логического мышления
Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.
В этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.
Что может ребенок:
- правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
- уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
- определять, какого цвета предмет;
- уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
- различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
- понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
- определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
- находить предмет по его характеристикам;
- уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
- рассказать о том, что делал целый день.
Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях
Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.
Счет и логика
Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:
- считать до 5;
- помнить, что на руках по пять пальцев;
- сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
- пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
- соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
- показывать, что находится сверху, что снизу.
Речь и словарный запас
В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:
- Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
- Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
- Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
- Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
- Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
- Задают вопросы взрослым.
Быть “почемучкой” совершенно естественно для ребенка такого возраста
- Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
- С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
- Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
- Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
- Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.
Время для игр и творчества
Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:
- помнить слова считалок, песенок, стишков;
- рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
- с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.
Родителям необходимо стараться стимулировать сына или дочь творчески мыслить, развивать мелкую моторику, умение выражать себя с помощью поделок, рисунков. Для этого нужно создать дома творческую атмосферу, дать возможность малышу использовать глину для лепки, конструктор, различные развивающие игрушки.
Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:
- паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
- наборами для имитации взрослой жизни – пластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
- развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: развивающие книги для детей 3-4 лет).
Психологический портрет
На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:
- нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
- удлиняется период бодрствования до 7 часов;
- появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
- он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.
Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.
Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:
- перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
- повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.
Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки
Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».
Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.
Рекомендации родителям по воспитанию
Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:
- Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: что при правильном развитии должен уметь ребенок в 2 с половиной года?).
- Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
- Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.
Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность – для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу
- Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
- Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
- Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
- Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.
Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто. Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз. В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.
Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник