Описание березы для ребенка 5 лет

Рассказ для старших дошкольников и младших школьников: Белая береза под моим окном
Автор: Букарев Даниил, школа №401 г. Колпино Санкт — Петербург
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт — Петербург
Описание материала:
Уважаемые гости и пользователи Портала, предлагаю познакомиться с рассказом о березе, который подготовил мой бывший воспитанник. Можно использовать, для ознакомления с окружающим миром. Материал может быть интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и любящим родителям.
Цель:
— знакомство с березкой.
Задачи:
— прививать желание поближе познакомиться с удивительным миром растений;
— воспитывать любовь к природе, желание беречь растительный мир.
Начнем знакомство со стихов собственного сочинения. Может где-то немного не в рифму, но в этом стихотворении, я постарался рассказать о своем отношении к этому деревцу.
Белая березка, тонкий стебелек,
Ты стоишь у дома.
Словно маячок.
На тебе сережки, клеевые висят.
Платьице одето,
Вот такой наряд.
Ты наша красавица,
Радуешь ты нас.
Мы тобой любуемся,
Не отвести глаз.
Наша красавица березка стоит на углу нашей и соседней дачи. Березку, можно встретить везде. Во многих городах и городских парках выстроены целые березовые рощи или полянки. Это такая красота, я даже не могу найти слова, чтобы это передать.
Из березовых веточек делают березовые веники. У нас на даче тоже есть банька. Но нам жалко нашу красавицу, мы веники покупаем, но не рубим березку. Веники очень красивые и я очень люблю парится березовыми вениками. Они очень нежные и мягкие.
На праздник Святой Троицы, у нас в деревне на даче, на многих домах и калитках красуются березовые букетики. Это какие – то традиции, я правда не знаю этих традиций.
Еще я знаю, что из березы получают березовый сок, об этом мне рассказывала мама, правда я его ни разу не пробовал, а дерево надрезать из – за сока мне жалко. В магазинах сейчас почему – то этот сок не продают. Но мама говорит, что он очень вкусный и полезный.
Мы всей семьей наблюдаем за нашей березкой: радуемся и любуемся, когда на нашей березке появляются сережки, вслед за сережками березка распускает свои зелененькие листочки. По осени под березками мы собираем грибочки, которые называются – подберезовиками.
Еще из березы получают березовые дрова, из бересты можно делать замечательные подделки. Из бересты березы плетут очень красивые и нужные корзинки, разные коробочки и многое другое.
Красавицей русских лесов называют люди березу.
Белая береза под моим окном…
Вот такую красоту можно увидеть на нашей даче.
Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая сказка, 2 класс. Сценарий
Экологическая игра для 2-3 класса. Конспект
Как относятся к деревьям разные народы
Внеклассное мероприятие по экологии для 2-5 класса. Экологическая экскурсия
Похожие статьи:
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Викторина по экологии с ответами для начальной школы
Познавательная беседа в начальной школе. Вода и её свойства
Игра «Поле чудес» для начальной школы, 3-4 класс. Подводный мир
Рассказы о природе для школьников. Лесное эхо
Участник №226 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Источник
Юлия Чмыхало
Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Русская береза»
Предлагаю вам конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме «Деревья». Данный материал может быть интересен воспитателям дошкольных учреждений. Отдельные игры, загадки из конспекта могут быть полезны воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.
Программные задачи:
— Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней;
— Уточнить и углубить знания о взаимосвязи человека и природы, продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России;
— Дать понятие о том, какую пользу берёза приносит людям.
— Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Оборудование: компьютер, проектор и экран, мультимедийная презентация «Чудо – дерево берёза», макет берёзы, гербарий, береста, банка с берёзовым соком, стаканчики с трубочками на всех детей, для исполнения хоровода, фонограмма песни «Посадили мы берёзку», краски, кисти, альбомные листы, шкатулка с играми «Угадай с какого дерева лист», листочки с загадками.
Ход занятия
Мотивация
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на ковре лежат листочки и предлагает собрать их. Дети встают в круг, воспитатель читает загадки, которые написаны на листочках.
I. Повторение пройденного материала
* * *
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
* * *
Вроде сосен, вроде ёлок,
Но зимою без иголок. (Лиственница)
* * *
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
* * *
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
* * *
Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба)
* * *
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
* * *
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
* * *
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
* * *
Платье потерялось —
Пуговки остались. (Рябина)
* * *
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Воспитатель хвалит детей и предлагает пройти к столу и поиграть в игру.
Листопад! Листопад!
Весь усыпан парк и сад!
Разноцветными коврами,
Расстелился под ногами!
В руки листики возьму,
Как зовут их, расскажу.
Дидактическая игра «Угадай с какого дерева лист».
Ответы детей: березовый – береза, тополиный – тополь, рябиновый – рябина, осиновый – осина, дубовый – дуб и т. д.
Воспитатель хвалит детей и предлагает раскрасить листочки.
II. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном хорошо знакомом дереве. (читает загадку) Ствол белеет, шапочка зеленеет
Стоит в белой одежде, свесив серёжки. Что это? (Берёза)
Воспитатель:Какое дерево издавна считается символом нашей Родины – России? (Берёза)
(читает стихотворение) Рано утром встаёт она солнце встречать
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней
Ведь берёза – частица России моей.
Воспитатель: В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается»
Берёзонька одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы.
(читает стихотворение)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубе белой – зимой,
Вся в серёжках – весной,
Сарафан зелёный – летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Воспитатель: Чем отличается берёза от других деревьев? (белой корой)
Чем необычна кора берёзы? (Белую кору называют берестой)
Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит.
Рассматривание бересты
Воспитатель: В древние времена наши предки писали на бересте, сделанной из коры берёзы. Из бересты плели корзины, делали коробочки и большие короба. Из древесины берёзы делают сейчас мебель, фанеру, лыжи.
Воспитатель: Про берёзку есть много пословиц и поговорок:
Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
Кто с берёзы кору снимает, её убивает.
Не бывать ветке толще ствола.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
— А какие приметы вы знаете, которые связаны с русской красавицей?
Иней на берёзах – к морозу.
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.
Когда берёза станет распускаться – сей овёс.
Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.
Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа.
Воспитатель: Почему берёзку называют русской красавицей?
(белоствольная, кудрявая (её ветви похожи на косы русской девицы, стройная)
Воспитатель: Где любит расти берёза? (на солнце, она не боится жары и лютых морозов, очень устойчива к переменам погоды)
Воспитатель: Берёза – не только красивое дерево. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать?
(Чай из набухших почек, серёжек становится очень полезным и лечит многие болезни.
Распаренный берёзовый веник в бане угоняет болезни, даёт бодрость и силу.
Берёзовыми листьями на пасху люди в старину красили яйца.
Весной, когда деревья просыпаются, начинается сокодвижение, у берёзы выделяется вкусный сок. Светлую густоватую влагу собирали в кадушки, и она, засахариваясь, до будущей весны давала бодрость и силу, сок пьют для укрепления здоровья.
Берёзовые дрова горят долго, дают много тепла, света и выделяют приятный аромат.
Из берёзы делали самые крепкие топорища плотницких и боевых топоров, гнали дёготь – ценное снадобье и лекарство.
Из берёзовой коры, или бересты, делали посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса, или родниковой воды. И было такое правило в старину: не брать у берёзы лишнего, не доводить её до болезни и тем самым не губить до смерти. Брали у неё сок, как молоко у белой коровушки, столько, сколько нужно, чтобы берёза оставалась жива и здорова.
В праздники берёзку наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг неё хороводы.
И стояли наряду с дубравами священные берёзовые рощи по Руси, убранные, ухоженные, как дворцы, в благодарность за красоту и доброту этого дерева.
Воспитатель приглашает детей отдохнуть на импровизированной полянке под кроной березы и послушать легенду.
Учебная релаксация «Березка – помощница»
…А сейчас ложитесь по удобнее. Закройте, пожалуйста, глазки. Давайте отправимся с вами в далекие времена. Посмотрите: вокруг стоят деревянные дома, кругом поляны и узкие тропинки. Почувствуйте аромат трав, послушайте пение птиц. В эти времена люди еще не знали сына бога Христа. Русский народ охраняла богиня Берегиня. Посмотрите, как Берегиня подошла к красивому кудрявому дереву с белым стволом и сказала ему: «Ты будешь помогать людям. Ты будешь деревом четырех дел».
Берегиня обняла корни березки и сказала: «1 дело – мир освещать – лучинами». Потом она погладила ствол березы и сказала: «2 дело – крик утешать – люльками, игрушками, ложками». Богиня коснулась веточек и задала 3 дело – чистоту соблюдать, веники вязать. Берегиня поклонилась листочкам березки и сказал: «4 дело – людей исцелять – чагой, березовыми почками».
Подойдите к берёзке, и потрогайте её корни. 1 дело – мир освещать – лучинами. Потрогайте ствол. 2 дело – крик утешать – люльками, игрушками, ложками. Возьмитесь руками за веточки. 3 дело – чистоту соблюдать, веники вязать. Полюбуйтесь листочками. 4 дело – людей исцелять – чагой, берёзовыми почками.
Поблагодарите богиню – Берегиню за заботу о людях. Поблагодарите славную берёзку – помощницу. Теперь нам пора в группу. Почувствуйте ваши ножки. Пошевелите ручками. Сделайте вдох и откройте глазки….
Вопросы детям:
Вам понравилось путешествие? Что видели? Вам удалось увидеть берёзку? Какое дело задано корням, стволу, ветвям, листьям?
Работа с образоном березы (или макетом березы, на котором развешаны предметы по теме релаксации).
Воспитатель: Давайте подойдём к берёзоньке нашей, встанем в хоровод и споём ей песенку.
Хоровод «Посадили мы берёзку» (макет березки)
Воспитатель приглашает детей за столы, предлагает нарисовать «русскую красавицу»
III. Рефлексивный анализ.
Воспитатель хвалит детей. Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось беседовать с вами, а теперь я предлагаю вам попробовать берёзовый сок, он полезный и очень вкусный. Пусть он напитает вас силой и бодрым духом. Благодарю вас за интересное общение и желаю вам крепкого здоровья.
Источник
Татьяна Полякова
Интересные факты о берёзе для детей
Несколько интересных фактов о БЕРЁЗЕ
Берёзаявляется одним из самых распространенных деревьев: встретить ее можно где угодно – хоть в теплых странах, хоть в холодных северных округах. Берёзу есть за что любить, стройное белоствольное дерево с утонченной вязью листвы, испокон веков приносящее неоценимую пользу людям.
А что мы знаем о берёзах?
Интересные факты о берёзах:
1. Всего насчитывается около 120 видов, она растет на большой территории. В нашей стране встречается не более 70 видов.
2. Почки и листья берёзы активно применяются в медицине как жаропонижающее, бактерицидное, мочегонное и ранозаживляющее средство.
3. Слово «берёза» в праславянском языке является производным от глагола «белеть, светлеть».
4. Большинство берёз вырастают до 30-45 метров при обхвате ствола до 150 сантиметров. Есть в этом роду и кустарники, едва приподнимающиеся от земли.
5. Что интересно, у маленького деревца кора темная, и только через несколько лет она светлеет. А есть виды, у которых кора коричневая, желтоватая, черная.
6. Кора берёз имеет белый цвет благодаря смолистому веществу бетулину. Оно защищает дерево от неблагоприятных внешних факторов, в том числе от паразитов.
7. Семена берёзы исключительно легкие – 5000 семян весят около 1 грамма, поэтому ветер способен отнести их на огромное расстояние от материнского дерева.
8. Большинство берёз прекрасно переносит вечную мерзлоту и растет далеко за Полярным кругом.
9. Берёзы могут расти практически на любой почве – влажной, болотистой, сухой и каменистой.
10. Средняя продолжительность жизни берёз – около 100 лет, хотя некоторые деревья доживают до 400 лет и более.
11. В древесине берёз живет жук-олень – самый крупный жук в Европе.
12. Некоторые виды грибов растут исключительно под берёзами – это подберезовик, березовый белый гриб, черный груздь и розовая волнушка, а также часть разновидностей сыроежек.
13. В прошлом берёзовые лучины часто использовались для освещения крестьянских изб, потому что эта древесина горит ярко, и при этом почти не коптит.
14. Из берёзовой древесины делают лыжи, игрушки, фанеру и приклады для огнестрельного оружия. Капы (наросты, образующиеся на разных частях берез) благодаря красивому рисунку древесины используют для вырезания табакерок, портсигаров, шкатулок и декоративных деталей мебели.
15. Береста (берёзовая кора) — прекрасный материал для плетения корзин, лаптей, лукошек и коробов.
16. В древности бересту использовали в качестве бумаги – она не боится влаги, благодаря чему до наших дней дошло множество записей XI—XV веков.
17. Народности, населяющие Дальний Восток и Север, делают из бересты лодки и строят себе жилища (чумы).
18. Берёзовый сок, сбор которого начинается после первой весенней оттепели, используют для приготовления разнообразных напитков. Одно крупное дерево способно дать больше ведра сока в день без вреда для себя.
19. Согласно древним народным верованиям, запах берёзы помогает уберечься от сглаза и спасает от меланхолии. Считалось также, что берёзовый сок, собранный в определенные дни марта и апреля, способен очистить кровь.
20. При разложении берёзовой листвы образуются вещества, стимулирующие рост других растений.
Источник
Антонина Жукова
Интегрированное занятие в старшей группе «Береза»
Береза
Образовательные задачи
Уточнять и расширять знания детей о русском дереве – берёза. Способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растении. Формировать экологические знания
Развивающие задачи
Развивать у детей познавательный интерес к русской березе через художественно-эстетическое восприятие.
Развивать речь детей, умение находить нужные прилагательные для передачи образа березы. Обогащать словарный запас детей (красавица, белоствольная, стройная, береста, кузовок, лукошко, шкатулка).
Развивать творческие способности, эстетический вкус
Воспитательные задачи
Прививать эмоционально-положительное отношение к красоте природы, желание любоваться ею, заботится о ней и беречь.
Предварительная работа
Знакомство с березой.
Наблюдения в природе за березой.
Беседы, чтение художественной литературы.
Заучивание стихов, пословиц, загадок.
Знакомство с работами художников: Шишкина, Левитана.
Прослушивание музыкальных произведений о березе.
Рассматривание предметов изготовленных из бересты.
Материал
Картины с изображением берез.
Бумага для рисования, восковые мелки, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Игрушка – котенок.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня, идя в детский сад, я повстречала маленького котенка. Он сидел на скамейке и горько плакал. Мне стало очень жалко котенка, и я принесла его к нам в группу, он сам расскажет вам, что с ним случилось.
(Появляется котенок, плачет)
Воспитатель: Почему ты плачешь, что за беда с тобой приключилась?
Котенок: У меня мама заболела. Напилась холодного молочка и горлышко простудила.
Воспитатель: Не плач, котенок. Наши ребята постараются тебе помочь. Ребята, как можно помочь маме – кошке?
Дети: Ее надо полечить.
Котенок: В том то и дело, что мама послало меня в лес, попросить у березки ее веточку. Из почек и листочков березы можно приготовить лекарство от простуды. Только я не знаю, как отличить березку от других деревьев.
Воспитатель: Не беда! Мы тебе поможем. Садись, котенок, поудобнее, слушай и запоминай.
Русская красавица
Стоит кудрявится
Белые сапожки
Зеленые сережки
Тонкий стан
Белый сарафан
Воспитатель: О каком дереве эта загадка?
Дети: О березе.
Воспитатель: Что за белый сарафан у русской красавице?
Дети: Это ствол дерева. Только у березы ствол белый.
Воспитатель: Правильно, верхний слой коры у березы покрыт тонкой шелковистой берестой. Ребята, а вы знаете, что делают из бересты?
Дети: Из бересты делают лукошки, кузовки, шкатулки, красивые необычные картины.
Воспитатель: А какое дерево носит «сережки»?
Дети: «Сережки» носит береза.
Воспитатель: Ранней весной на её веточках набухают почки, из которых потом появляются листочки. Распускаются серёжки – это её цветы.
В серёжках созревают семена, похожие на крошечные самолётики. Ветер уносит их в разные места. Они падают на землю, прорастают. Постепенно проростки превращаются в тонкоствольные молодые берёзки. Берёза любит свет и простор, не боится морозов и живёт более 100 лет. Но, ещё берёза — это лекарственное растение. Целебными свойствами обладают её почки (которые собирают ранней весной, сок и даже листья. Из них готовят отвары, настои, делают примочки.
Воспитатель: А какие у березы листочки?
Дети: Зеленые, изумрудные, клейкие.
Воспитатель: Береза – самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на ветру листьями.
Такие поэты как Есенин, Трутнева, Тютчев, Лермонтов воспевали красоту русской березки. Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах. (Е. Трутнева)
Дети:
Осенью.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С. Есенин)
Дети:
Зимой.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)
Дети:
Летом.
Воспитатель: Ребята, а что вы еще знаете о березке?
Дети: У березы – белый, стройный ствол.
У березы – тонкие и гибкие ветви.
В жару береза дает прохладу, а в холод согревает.
Береза может лечить людей.
Береза дает березовый сок.
О березе поют песни и пишут картины.
Воспитатель: На Руси березу сравнивали с девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.
(Воспитатель выставляет картины с изображением берез).
Воспитатель: На картинах художников какие березки?
Дети: Березки прямые, стройные, белоствольные.
Воспитатель: Посмотрите на картины. Какие красивые березы изображены на них. Около какой из них вы хотели бы оказаться и почему?
1 ребенок. Я хотел бы оказаться около молодой березки, потому, что она маленькая, веселая, стройная, красивая.
2 ребенок. А мне больше понравилась старая береза. Она очень красивая, большая, высокая. Веточки у нее свисают вниз, и мне очень хотелось бы постоять под ними.
Воспитатель: Такие березы называются плакучими. Если какому-то человеку взгрустнется, подойдет он к такой березе, обнимет ее, посмотрит, как машет ему береза своими руками-веточками, и станет ему легче на душе.
Давайте представим, что мы с вами – березы.
Физ. минутка.
Руки подняли и покачали – это березки в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
Воспитатель: Ну, что, котенок, запомнил, как выглядит береза. Теперь сможешь попросить у нее веточку для своей мамы. А чтобы ты все-таки не перепутал деревья, наши ребята нарисуют тебе березку.
Дети выполняют задание.
Рисование – восковыми мелками, акварельными красками, используя разнообразные приемы изображения.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Очень красивые получились у вас березки.
Котенок, мы дарим тебе наши рисунки, ты покажешь эти рисунки своим друзьям и расскажешь им, какое замечательное это дерево – береза.
И наше занятиехочется закончить стихотворением:
Будем берёзку любить, охранять
Будем мы взрослым во всём помогать
Реки, поля и леса сбережём
Помним о том, что природа наш дом.
Источник