Онтогенез ребенка в 3 года

Онтогенез ребенка в 3 года thumbnail

4 ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ЛЕКЦИЯ 4

План.

1.     Развитие речи детей в 2 года.

2.     Развитие речи детей в 3 года.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДВА ГОДА

Задание для студентов – привести примеры в тех местах, где указаны звездочки

1.     Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия* и предметы*.

2.     Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов*.

3.     К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам – 200-400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой* и бытовой тематики*, а также глаголов, обозначающих простые действия*.

4.     В речи много глаголов в повелительном наклонении*.

5.     Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей*.

6.     Понимают значение пространственных предлогов*.

7.     После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».

8.     Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов*, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными*, используют формы некоторых падежей*; появляется первое лицо глаголов* и местоимение «я».

9.     Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

10.                       Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает*, то заменяется*, то произносится верно.

11.                       Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова*).

12.                       У части детей слабый, тихий голос.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТРИ ГОДА

1.     Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.

2.     Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов*, употребляются союзы*, используются все основные части речи.

3.     Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения*, слова обобщения*.

4.     Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие* и сонорные*. Твердые* и мягкие* звуки дифференцируются большинством детей.

5.     Слова со сложной слоговой структурой* и со стечениями согласных* могут произноситься искаженно*.

6.     Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по-многу раз знакомые сказки* и стихи*. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.

7.     Понимает несложные сюжетные картинки*.

Литература

1.     Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

2.     Белякова Л.И., Заикание.

3.     Бородич А.М., Методика развития речи детей.

4.     Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.

5.     Жукова Н.С., Логопедия.

6.      ИНТЕРНЕТ ! ! !

7.     Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.

8.     Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.

9.     Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.

10.                       Поваляева М.А., Справочник логопеда.

11.                       Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.

12.                       Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.

13.                       Филичева Т.Б., Основы логопедии.

14.                       Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.

Источник

Среда, 29 Августа 2012 г. 10:22

+ в цитатник

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.

 НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение «Я»

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.)

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде

К 3 годам

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями

С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи

С 2 лет 3 мес.

Произносит твердые звуки С, 3, Ц

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам

С 3 лет

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ                                                   

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов

3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы

3 года 1 мес.

Появляется словотворчество

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук)

К 4 годам

Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

К 4 годам

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Использует родовые названия предметов

С 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии

4 года 6 мес.

Может подбирать к словам антонимы

К 5 годам

Продолжается словотворчество

В течен. дошк. детства

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак)

С 4 лет 6 мес.

Определяет наличие звука в слове

С 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок

К 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме

С 4-5 лет

Читайте также:  Занятия с ребенком 3 года с красками

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Возраст

Развитие

2 недели

Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать.

0-2 месяца

Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы.

1 месяц

Успокаивается песней.

3 месяца

Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

3-4 месяца

Реагирует на громкость, интонацию.

5-6 месяцев

Слушает разговор, активно гулит.

6 месяцев

По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику.

8 месяцев

В лепете остаются только звуки родного языка.

К 1 году

Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам.

2 года

Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.

3 года

Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха.

4 года

Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении.

5 лет

Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух.

6 лет

Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами.

7 лет

Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Возраст

Развитие

2 месяца

Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х.

3-4 месяца

Характер гуления меняется, появляется лепет.

5 месяцев

Неосознанное повторение звуков.

6 месяцев

Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги.

8 месяцев

Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма».

1-2 года

Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М.

2-3 года

Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

4-5 лет

Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч.

5-6 лет

Р, Л.

СЛОВАРЬ

Возраст

Развитие

Около 1 года

Появляются первые слова, но произношение нарушено.
Всего 12-20 слов («ама» — кушать; «бух» — падать)
Слоговая структура нарушена.                                                     

существительные – 80%

глаголы – 20%                           

прилагательные                      

местоимения, наречия            

служебные части речи

Около 2 лет

200-300 слов

существительные – 75%    

глаголы – 20%

5 % — прилагвтельные +  местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там)

Около 3 лет

1500 слов

местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша).

служебные части речи – простые предлоги, союзы.

Около 4 лет

≈1900 слов

местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше).

служебные части речи – используют сложные союзы.

Около 5 лет

В словаре 2000-2500 слов.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Возраст

Развитие

1 год

Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям.

К концу 1, началу 2-ого года

Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности.

II половина 2 года

Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов.

К концу 2-ого года

Появляется грамматическое оформление предложения.

 3 года

Серия сообщений «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ»:

Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped

Активная группа логопедов в «Одноклассниках» — «Логопеды, логопедия» https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/

Часть 1 — ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часть 2 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 3 — 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 4 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 5 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 6 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая

Серия сообщений «Онтогенез детской речи»:

 Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…

Часть 1 — ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 — 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)

Часть 10 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 — ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая

Метки:
онтогенез речи в таблицах

Читайте также:  Спрей при ангине ребенку 3 года

возрастные особенности речи

 

Процитировано 5 раз

Понравилось: 2 пользователям

Источник

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Чтобы четко разобраться, какие речевые показатели соответствуют интересующему нас возрасту (3-4 года), нам необходимо выяснить нормативные показатели развития речи детей, начиная с младенческого возраста. Рассмотрим некоторые периодизации. [13]

Речевое развитие в период младенчества протекает в относительно скрытой форме. В этом возрасте на базе врожденной эмпатической способности осуществляется развитие и совершенствование невербальных форм коммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции. Все это, вместе взятое, подготавливает переход на качественно новый уровень развития, связанный с активным усвоением и использованием сначала невербальной (бессловесной) речи, а затем и ее вербализации (выраженной в слове). [2]

У всех нормально развивающихся детей существует определенная последовательность в развитии предречевых реакций: 1,5 месяца — гуление (а — ааа и т.п.), 2 — 3 месяца — гуление (г — у, ш — и, бу — у, эы и т.д.), 4 месяца — свирель (аль — ле — е — лы — агы — аы и т.д.), 7 — 8,5 месяцев — лепет (ребенок произносит слоги ба — ба, да — да — да прочие), 8,5 — 9,5 — модулиорванный лепет (повторяет слоги с разнообразными интонациями). [15]

Итак, в конце первого года жизни дети делают попытки повторять отдельные слова вслед за взрослыми. Девочки начинают говорить несколько раньше — на 8 — 9-м месяце, мальчики — на 11 — 12-м месяце жизни.

Ряд отечественных лингвистов изучали развитие речи детей. Особенно много в этом отношении сделали Н.А Рыбников и А.Н. Гвоздев. Их исследованиями установлена определенная последовательность в развитии языка ребенка (таблица 1). [13; 15]

Таблица 1

Возраст

Особенности развития течи в данном возрасте

9,5 месяцев — 1 год 6 месяцев

Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (есть) и т.д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п.

Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе.

1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев

Попытки связать два слова во фразу («мама, дай!»).

Усваивается повелительное наклонение глаголов «иди, иди!», «дай, дай!» и т.п.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.

1 год 8 месяцев — 1 год 10 месяцев

Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

1 год 10 месяцев — 2 года

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы — 23%, другие части речи — 14%. Союзов нет.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет — первый период вопросов: «Что это?»

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательные, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже.

3-й год

Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года — соединительные союзы и местоимения.

4 — 5 лет

Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?»

Далее изучим уровень речевого развития детей интересующего нас возраста.

На третьем году жизни ребенок говорит и понимает речь намного лучше, чем раньше. Его словарный запас увеличивается в 3-4 раза. Малыш говорит короткими фразами, использует как простые, так и распространенные предложения, но делает много грамматических ошибок.

В этом возрасте ребенок задает взрослому много вопросов: «Почему?», «Где?», «Зачем?»

Малыш еще не умеет четко произносить звуки. Он смягчает многие согласные звуки, некоторые звуки ребенок заменяет другими или пропускает трудные звуки — все это признаки физиологической дислалии — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти), а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.

Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения: согласные звуки произносятся смягченно («лямпа» вместо «лампа», «миська» вместо «мишка», «зюбы» вместо «зубы»); шипящие фонемы заменятся свистящими («лоська» вместо «ложка», «сяпка» вместо «шапка», «сётка» вместо «щётка»); совсем не произносят звук «р» или заменяют его звуками «л, ль, в, й» («лыба» вместо «рыба», «лёза» вместо «роза», «кавман» вместо «карман», «йак» вместо «рак»); звук «л» чаще всего отсутствует («ампа», вместо «лампа»); смягчается или заменяется на «й» («люк» вместо «лук», «йампа» вместо «лампа»); звуки «к, г, х» или отсутствуют или заменяются на «т» и «д» «п» («дуси» вместо «гуси», «тоска» вместо «кошка», «тлеб, плеб» вместо «хлеб»). [11]

Читайте также:  Вентолин для ингаляций ребенку 3 года

Рассматривая книжки, ребенок называет знакомые картинки (мышка, собака и др.). Понравившуюся книжку дети обычно просят читать много раз.

Слушая короткие стихи, которые читают родители, кроха может спонтанно повторить последнее слово или слог в стихотворной строке. Играя с игрушками, ребенок часто разговаривает сам с собой, озвучивает свои действия и дает им оценку.

Кроха понимает двухступенчатую просьбу, с которой к нему обращаются взрослые. Например: «Пойди в комнату и принеси мячик»; «Если съешь кашу, я дам тебе конфету». Теперь малыш не только понимает речь взрослого, но и запоминает то, что ему говорят. [10; 20]

В возрасте от 3 до 4 лет ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка. Его весьма значимые успехи в овладении языком связаны с практическим обобщениемязыковых фактов. Основным «источником» новых слов для него являются взрослые. В своей речи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых. Например, достаточно часто отмечаются случаи, когда в речи ребенка звучат бранные и даже нецензурные слова, случайно им услышанные и смысл которых он совершенно не понимает. Таким образом, получается, что чаще всего своеобразие лексики ребенка определяется словами, наиболее употребительными среди его ближайшего окружения, в его семье. [5]

Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет и творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок точно так же, как взрослые, строят неологизмы (вновь образованные слова или слова известные, но используемые в новом значении), говорит по аналогии «жирафленочек».

В 4 года развитие речи ребенка тесно связано с формированием у него рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи в предложениях, из которых состоит речь ребенка. [25]

По данным Е.А. Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 3 года 6 мес. — 1110 слов, 4 года — 1926 слов. По данным В. Штерна, к 3 годам — 1000-1100 слов, к 4 годам — 1600 слов. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц. [7]

Далее рассмотрим возрастные нормативы речевого развития детей 3 — 4 лет (таблица 2). [2]

Таблица 2

Развитие словря

Развитие связной речи

Развитие грамматического строя речи

Морфология

Словообразование

Синтаксис

Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли — ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3-4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.

Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за.

Употребляют существительные в форме ед. и мн. ч., обозначающие животных и их детенышей; употребляют форму мн. числа существительных в род. падеже (ленточек, яблок, рук).

Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении.

Таким образом, особенностями речевого развития детей 3-4 лет является: гетерохронность развития речевых функций (закономерности онтогенеза, проявляющаяся в несовпадающих темпах развития разных психических процессов относительно друг друга), допустимое несовершенство звукового и грамматического оформления (физиологическая дислалия; внутрипадежное смешение окончаний существительных разных склонений; ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных; окказициональное образование родовых пар у существительных, сравнительной степени прилагательных и наречий, видовых пар глагола; смешение окончаний глаголов, суффиксов императива, суффиксов причастий; синтаксические ошибки — неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании), наличие гиперсензетивных периодов.

Источник