Онтогенез и дизонтогенез речевого развития ребенка
Описание презентации Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности Онтогенез речи по слайдам
Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности
Онтогенез речи – весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.
Этапы формирования речи: доречевой (до 1 г. ) речевой (после 1 г. ) Доречевой период: 1 подпериод 3 мес. – 6 мес. 2 подпериод 6 мес. – 12 мес. 2, 5 – 3 «комплекс оживления» , начинает активно реагировать на мир (в виде улыбки, реакции глазами, мимикой), начинается его голосовая активность.
3 мес. – 6 мес. Гуление. Нельзя понять, на каком языка ребенок «говорит» . Важно наблюдать, как ребенок эмоционально включается. Если есть орг. поражение ЦНС. Гуление может не возникать вовремя. К 6 мес. гуление должно заканчиваться и начинаться лепет, а ребенок все еще молчит или не смотрит вам в глазки, взгляд у него абсолютно рассеянный. Если нет активного голоса, либо голос вялый, хриплый, уставший, это может свидетельствовать о сбоях в работе ЦНС. Гипоксия – внутриутробное кислородное голодание Асфиксия – голодание в родах !!! Лучше не ждать, что-то произойдет само.
6 мес. – 1 г. Лепет. Начинают формироваться лепетные цепочки (на том языке, на котором разговаривают близкие. ) Набор слогов, сначала однородные (ма-ма-ма), после неоднородные (ва-ва-да) К 12 мес. они укорачиваются и из этой длинной цепочки получается слово !!! Если лепета нет – повод обратиться к специалисту. Важно проверить слух ребенка (к сурдологу) В этот период ребенок ориентируется не на содержание, а на интонацию, пытается распознать, как взрослый к нему относится. Это период активного развития фонетического слуха. Импрессивная речь.
1 г. – 1, 6 г. • Лепетная цепочка должна превратиться в двусложное слово с ударением на первый слог Примеры: 1 г – 1, 6 г идет скачок в речевом развитии ребенка: словарный запас составляет 8 -12 слов. Понимает простые инструкции Где мама? Навыки глотания, активно грызет – тренировка артикуляционного аппарата ребенка (губ, языка, щек, челюсти и т. д. ) Хорошие навыки жевания и глотания — впоследствии хорошая речь.
1, 6 г. – 2 г. Запас слов от 12 увеличивается до 150. Ребенок хорошо формулирует простую фразу. И в этой фразе начинает возникать вопросительная информация: Где мама? Это говорит о том, что его развитие идет правильно. Он не просто выдает слово, но и общается. С точки зрения звукопроизношения добавляется много согласных звуков в , ф , г , к , х. Примерно к 1, 8 г. – 1, 10 г. заканчивается формирование фонематической стороны речи. Импрессивная речь.
2 г. – 3 г. Если до 1, 6 – 2 лет развитие речи у ребенка шло хорошо, а потом ребенок резко замолчал. И только спустя 6 -9 мес. какие-то зачатки начали возвращаться, не надо ждать, что пройдет само. Заблуждение, что речь началась, ребенок просто испугался собаки. Просто так или просто от испуга она не пропадает. Значит, что-то происходит в ЦНС, в развитии ВПФ, необзодимо приложить все усилия для повторного запуска речи. Происходит колоссальный скачок. Словарный запас увеличивается от 200 до 1000 слов.
Формирование фонетики • Звуки раннего онтогенеза: гласные а , о , у , и ; согласные м , п(б) , м’(д’) , н’ , к , г , х • Звуки среднего онтогенеза: гласный ы , дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’ • Звуки позднего онтогенеза: с , с’ , з’ , ц , ш , ж , ч , щ , л , р’.
ПРИЗНАКИ РИСКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ • После 1, 6 г. – отсутствие или очень малый пассивный словарь • Отсутствие специфического детского словаря : Язык нянь — лепетоподобные слова баба , деда , бай-бай , бо-бо — звукоподражательные мяу , ням-ням , тик-так Протослова фа-горячо Застывшие фразы биби – баба Ира
Отсутствие лексико-семантических сверхгенераций распространение сферы использования слова : дяка (ягода) – яблоко, персик, слива; требование сделать что-нибудь : дай бай-бай мама , т. е. хочу спать с мамой
Отсутствие коммуникативных жестов • Пока-пока • Привет • Воздушный поцелуй и др.
После 2 лет • Если очень мал или ограничен запас того, что мы перечислили в период от 1, 6. • Появляется фраза. Отсутствие двусловных высказываний Мама, гулять. Книжка читать.
После 2, 6 лет Большой разрыв между активным и пассивным словарем (ребенок понимает, а сказать не может) Использование языка нянь (в норме появляются граматизированные предложения, он перестает пользоваться звукоподражением) Предложения телеграфного стиля Мама бай. Папа ням-ням. (т. е. без грамматического оформления, слова стоят в начальной форме) Слоговая элизия – сокращение слогов в слове носки – ки , молоко – моко (гласный – слогообразующий элемент!, важно, чтобы оставался ударный слог) верблюд
После 2, 6 лет Замена гласных г у лять – г и ять хомяч о к – самат я к г у сь – г о сь д е да – д и да Гласные звуки – звуки раннего онтогенеза!
После 3 лет • Отсутствие предлогов Гуляю мама (гуляю с мамой) А масине (на машине)
После 3 лет Отсутствие формообразовательных инноваций Устранение чередования согласных : посидю , находу (нахожу) , поскаку (поскачу) , гладу (глажу) , ухи (уши) Устранение беглых гласных : Пер е цы , у львён о ка , огур е ца , р о та , на ков ё ре , т е рёшь на тёрке Так ребенок осваивает языковой механизм. Это норма.
После 3 лет Длительное сосуществование предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных Кататься на лыжах и коньки. Нарисовал хвост у петуха и слон. Грамматическая форма у ребенка не приобрела своего обобщения, не произошла систематизация этих языковых форм, правильно использует ребенок эту форму случайно. В норме ребенок уже усваивает грамматику родного языка.
Патологические, аномальные ошибки, не свойственные детям с нормальным речевым развитием Воспроизведение слова только через гласные А у а – бабуля У а – кукла И а – киса Последовательная замена всех звонких согласных глухими (и наоборот), а также всех мягких твердыми (и наоборот) Папушка – бабушка Дёдя – тётя Лала – ляля Сябякя – собака
Патологические, аномальные ошибки, не свойственные детям с нормальным речевым развитием Сравните : Иду мамой Иду с мама Второй вариант – патологическая ошибка. Дисгармония развития различных компонентов языка : достаточно хорошо формируется лексика (активно накапливает слова), но запаздывает (отстает от нормы) формирование грамматической системы языка, т. е. он не может использовать эти слова в грамматически оформленном предложении, т. е. он будет употреблять предложения телеграфного стиля.
Спасибо за внимание!!! Желаю успехов и дальнейшего развития!
Источник
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
детства
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ОНТОГЕНЕЗ И
ДИЗОНТОГЕНЕЗ РАННЕГО РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
Абакан 2013.
Задание 1. Подобрать определения
Таблица 1
Автор (источник) определения | Формулировка определения | Отличие определения от |
Из материала лекций по предмету. | термин «онтогенез речи» используется | Термин характеризует именно период |
«Советская энциклопедия» Москва, | Онтогенез (индивидуальное развитие организма), | Общее определение не специализированное. |
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития | В логопедии термином «онтогенез речи» принято | Термин характеризует период развития Началом |
Задание 2. Охарактеризовать факторы
и предпосылки нормального речевого онтогенеза.
Таблица 2
Анатомо-физиологические | Социальные предпосылки | Психологические предпосылки |
Анатомо-физиологическая Нормальное развитие Полноценное развитие зрительного, слухового анализатора | Речь ребенка формируется Речевая среда — пример | Как и всякая деятельность, Развитие эмоционально-волевой Положительные эмоции. Потребности эмоционального |
Таблица 3
Периодизация речевого
развития
Границы этапа | Содержание речевого развития | Формы и функции речи | Ведущая форма общения | Ведущий вид деятельности | ||||||||
Лингвистический | ||||||||||||
Первый период – период предложений, состоящих
| ||||||||||||
Второй период – период усвоения грамматической
| ||||||||||||
Третий период – период усвоения морфологической | ||||||||||||
Периодизация | ||||||||||||
Младенчество – от рождения до 1 года. | Лепет, первое слово. | Освоение норм отношений | Эмоциональное общение ребенка | |||||||||
Ранний возраст – от 1 — 3 лет. | Значительное накопление | Звукосочетания и слова. | Речевые контакты со взрослыми | Предметная деятельность. | ||||||||
Дошкольный возраст – от 3 – 6(7) лет. | С развитием словаря идет и | Слова, простые и сложные | Освоение социальных норм, | Ролевая игра. Игровая деятельность. | ||||||||
Младший школьный возраст – от 6(7) – 10(11) лет. | Речь становится инструментом | Осознанное использование | Освоение знаний, развитие | Учебная деятельность. | ||||||||
Средний школьный | Осознанное использование | Освоение норм и отношений | Личностное общение в учебной | |||||||||
Юность — (14-17 лет). | Учебно-профессиональная | |||||||||||
Психологическая | ||||||||||||
1-й – подготовительный – до 1 года. | Примерно в 2 месяца появляется гуление, С | Гуление и лепет подражание взрослым | Подражание взрослым. Улыбки, смех, лепет, жесты. | Потребность общения — эмоционального | ||||||||
2-й – преддошкольный этап первоначального | Этап становления активной На протяжении 2-го и 3-го г. жизни К нач. 3-го г. жизни у ребенка | Звукосочетания и слова. Первые слова носят Ситуационная речь. С полутора лет слово приобретает Потом примитивные фразы. | Ребенок выражает свои желания, Речевые контакты со взрослыми | Потребность общения и | ||||||||
3-й – дошкольный – от 3 до 7 лет | У большинства детей еще отмечается Продолжается быстрое Параллельно с развитием Дети овладевают связной | Слова, простые и сложные Общение с др. От | Игровая деятельность | |||||||||
4-й – школьный (от7 – 17 лет) | Главная особенность развития речи | Осознанное использование Ведущая роль при этом принадлежит | Учебная деятельность | |||||||||
Психологическая | ||||||||||||
1. Младенческий возраст – от рождения | Реакция на голоса близких лепет. | Лепет Начальные проявления | Улыбки, смех, лепет, жесты. | Потребность общения — эмоционального | ||||||||
2.Ранний возраст – от 1 года до 3 лет. | Ребенок называет вещи (номинация). Слоговый состав слова | Складывается обобщенная Речь ситуативная, в начале | Речевые контакты со взрослыми | Потребность общения и | ||||||||
3. Дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет. | Речь в деятельности. Роли в игре; ролевая | Регулятивная и планирующая | Речевые контакты со взрослыми Речь выполняет функцию | Игровая деятельность. | ||||||||
4. Младший школьный | Речь становится инструментом | Познавательная функция. Ситуативная речь, она отходит | Речевые контакты со взрослыми | Ведущая деятельность – | ||||||||
Педагогическая | ||||||||||||
Ранний возраст (от рождения до 2 лет) | В 2-3 мес. появляется гуление, 2 год интенсивно развиваются | Подражая речи взрослых, | Первые взаимоотношения | Эмоциональное общение ребенка | ||||||||
Младший дошкольный | Словарный запас к концу | Возрастает понимание В речи ребенка третьего | Потребность ребенка третьего | Потребность общения и | ||||||||
Средний дошкольный (от 4 – 5 лет). | Речь его становится разнообразней, | Свои высказывания четырехлетний | Речевые контакты со взрослыми | Игровая деятельность. | ||||||||
Старший дошкольный (от 5 – 7 лет). | Все чище становится | Речь значительно усложняется | Речь выполняет функцию | Игровая деятельность. Совместные игры нуждаются | ||||||||
К моменту поступления |
Таблица 4
Освоение детьми
произносительной стороны речи
Этапы речевого развития | Звуковая сторона речи | Слоговая структура слова | Просодические компоненты речи | |
Звукопроизношение | Фонематические процессы | |||
Младенческий | Ребенок до одного года изолированно | Характерно полное отсутствие Усваивет интонацию (в 4-6 | Ко 2-3-му мес. жизни крик В 5-6 мес ребенок | |
Ранний (преддошкольный) | К1,5г. ребенок произносит их в словах. До 2,5 лет малыш произносит все | Звук получает смыслоразличительную Процесс различения фонем | Сначала передается только К 3-м г. в основном овладевает | Начинает развиваться Ритмической структурой слова |
Дошкольный | После трех лет ребенок Формирование всех видов | Фонематический слух при | Наблюдаются разнообразные Искажают слоговой состав | Плохо управляет своим |
Школьный возраст | Совершенствование артикуляции | Совершенствование просодики. |
Задание 9. Закономерности формирования
лексико-грамматической системы в
процессе речевого онтогенеза.
Развитие лексики | Развитие грамматики |
Слова не разграничиваются друг от друга, | Звукосочетания не имеют грамматически |
Воспринимая Появляются первые притяжательные Наречия появляются очень Позднее появление прилагательных, Служебные слова (предлоги) появляются | Первые слова не имеют определенной Первый период – период предложений, состоящих из — этап — этап Второй период – период усвоения грамматической структуры
Третий период – период дальнейшего усвоения морфологической |
Задание 10. Закономерности
онтогенеза предложения.
1. «слова-предложения» состоят из одного слова и представляют
законченное целое, происходит приблизительно
с 1.3 до 1.8.
2. Употребление предложений, состоящих
из двух слов.
Они представляют сознательную
конструкцию, в которой каждое слово
является обозначением предмета или
действия.
К 2 годам ребенок включает
в речь простое двусоставное прдложение
(«Митя идить» – «Мишка сидит»)
3. Возникают трех- и четырехсловные
предложения. Этот период можно рассматривать
как овладение ребенком простым распространенным
предложением. Позднее (около 1.11) появляются однородные члены,
находящиеся в связи с одним членом предложения.
4. Первые сложные предложения
начинают появляться в речи детей в возрасте
2.0-2,5. Это предложения бессоюзные, где
смысловая и интонационная связь выражена
недостаточно четко: «Билус, тада саду»
– «Когда уберусь, тогда сяду»
. Однако уже с 2.5-3.0 начинают
появляться в речи сложные предложения
с союзами. В преддошкольном возрасте
встречаются редко.
5. Сложносочиненные
предложения с союзом (и) или бессоюзные.
6. Структура сложноподчиненных
предложений в речи четырехлетних
детей относительно проста. Наблюдается
наличие двух нераспространенных или
малораспространенных простых предложений,
соединенных подчинительным союзом: «Когда
не был праздник, был салют».
На пятом году жизни ребенка
содержание и форма используемых сложноподчиненных
предложений значительно усложняется,
при помощи союзов (что, чтобы, когда, пока,
потому что).
Задание 14. Анализ
понятий
ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение звукопроизношения
при нормальном физическом и фонематическом
слухе и нормальном строении речевого
аппарата. Может наблюдаться расстройство
отдельного звука или нескольких
звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться
в отсутствии (пропуске) звука
– акета вместо ракета
в искажениях – горловое
произнесение звука р, щечное — ш
и т.д.
Неправильное произношение
может наблюдаться в отношении
любого согласного звука, но реже нарушаются
те звуки, которые просты по способу
артикуляции и не требуют дополнительных
движений языка (м, н, п, т).
Чаще всего нарушаются:
свистящие звуки – С, З
(и их мягкие пары), Ц
шипящие звуки – Ш, Ж, Ч,
Щ
сонорные (язычные) – Л, Р
(и их мягкие пары)
заднеязычные – К, Г, Х
(и их мягкие пары)
Дошкольников с ФНР
логопед в детском саду берет
на занятия полгода.
ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение процессов
формирования произносительной системы
(родного) языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов
восприятия и произношения звуков.
При сохранном физическом слухе,
дети не могут различить или путают
близкие звуки (свистящие и шипящие;
сонорные; мягкие и твердые; звонкие
и глухие). Например, при просьбе
повторить ряд разных звуков или
слогов, ребенок повторяет все
звуки или слоги как одинаковые
( па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед
в детском саду спрашивает, какие
звуки он слышит? Малыш отвечает,
что звуки одинаковые. За процесс
различения близких звуков отвечает
не физический, а фонематический слух
(слух на фонемы). А он, вследствие, ряда
причин оказывается нарушенным или
несформированным.
Источник