Олигофрения у ребенка в 4 года
Дорогие читатели, сегодня поговорим о том, что собой представляет олигофрения у детей, симптомы данного состояния. Вы узнаете, что провоцирует развитие этого заболевания, какие его степени различают. Мы поговорим о методах лечения и способах профилактики.
Классификация
Различают три вида олигофрении.
- Дебильность. Является самой легкой степенью. Данное состояние удается диагностировать только после 10 лет. Наблюдается:
- отсутствие восприятия сложных понятий и способа их изъяснения;
- ребёнок не может мыслить абстрактно;
- присутствует замкнутость, боязнь новой обстановки;
- резкие перемены в характере;
- малыш становится рассеянным;
- наблюдается неадекватное поведение.
- Имбецильность. Является средней степенью. Характерна:
- безынициативность;
- мышление у ребенка примитивное;
- малыш легко внушаем;
- такой ребенок может понимать элементарную речь;
- способен научиться считать, писать, а также читать;
- ребенок воспроизводит короткие фразы;
- они остро реагируют на похвалу и ругань.
Такие детки нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.
- Идиотия. Данное состояние является тяжелой формой олигофрении:
- ребенок не в состоянии разговаривать;
- эмоционально ограниченный;
- не может освоить простые навыки;
- продуктивная деятельность отсутствуют.
Таким малышам необходим беспрерывный уход.
На сегодняшний день данная классификация не пользуются спросом. Теперь заболевание разделяют по МКБ 10. В основу кладут интеллектуальный показатель, который является основным критерием определения стадии развития заболевания.
Олигофрению разделяют на:
- дифференциальную — когда удается выяснить причину заболевания;
- недифференциальную — когда этиология неясна.
В зависимости от прогрессирования недуга различают следующие виды:
- легкая степень – от 50 до 70 баллов интеллекта;
- умеренная степень – от 35 до 50;
- тяжелая – от 25 до 30;
- глубокая степень — интеллект ниже 20 баллов.
Существует классификация по Певзнеру. Выделяет следующие типы:
- неосложненное;
- присутствуют нарушения нейродинамики;
- отклонения в работе анализаторов;
- осложненное, с психопатической формой поведения;
- умственная недостаточность.
Учитывая этиологию, различают олигофрению:
- наследственный фактор;
- последствия внутриутробного поражения ребенка;
- родовые травмы;
- отклонения в развитии.
Причины
Хромосомные нарушения чаще всего становятся причиной развития олигофрении
- Наследственность (70% всех случаев), хромосомные нарушения, генные аномалии: синдромы Патау, Вольфа-Хиршхорна, Дауна, фрагильной хромосомы, Прадера-Вилли, кошачьего крика, Альфи.
Для этих состояний характерны структурные повреждения мозга впоследствии хромосомных мутаций.
Также сюда относят:
- наследственные нарушения обменных процессов в организме;
- нарушение обмена фенилаланина;
- неонатальный тиреотоксикоз, который развивается вследствие дефицита йода;
- гипераргининемия.
- Антенатальные причины:
- токсическое отравление фенолом или свинцом;
- гипоксия во внутриутробном развитии;
- инфекции во время беременности;
- плацентарная недостаточность;
- преждевременные роды;
- алкоголизм;
- прием антибиотиков и некоторых медикаментов, в частности аспирина, во время беременности;
- влияние радиации;
- преэклампсия.
- Постнатальные причины:
- асфиксия в момент родов;
- ЧМТ при родовой деятельности вследствие наложения щипцов;
- иммунная несовместимость ребенка с матерью (резус-фактор);
- опухоль в мозгу;
- менингит при рождении или энцефалит;
- травма черепа;
- осложнение скарлатины или кори, перенесенной до трехлетнего возраста.
Симптомы
Признаки олигофрении у детей могут различаться в разные возрастные периоды.
Самые яркие проявления наблюдаются в шестилетнем возрасте. Дело в том, что некоторые признаки можно наблюдать и в более раннем возрасте, однако родители могут их принять за особенности характера. Также стоит учитывать, что то, насколько сильно будет выражено заболевание, зависит от области поражения мозга. Поэтому признаки олигофрении могут возникать даже в первые месяцы жизни крохи.
- Для новорожденных характерны такие симптомы:
- повышенная раздражительность;
- склонность к судорогам;
- мышечная слабость;
- неправильные пропорции;
- большой череп;
- визуальные дефекты лица (например, заячья губа или приплюснутый нос).
- Для грудных детей характерно:
- отсутствие любого интереса ко всему вокруг;
- нет желания контактировать с ровесниками;
- сложности в понимании разговора взрослых;
- трудности с воспроизведением слов;
- ребенок не способен повторить увиденное действие.
- Для малышей в дошкольном возрасте характерны:
- сложности с выполнением простых задач, например, лепка;
- наблюдаются однообразные действия.
- У школьников:
- нарушенная способность распознавания предметов и их свойств;
- дети имеют хаотичную активность;
- искажается получаемая информация;
- нарушаются речевые навыки;
- снижается память;
- возможно полное отсутствие образного мышления;
- нет чувства сопереживания.
Диагностика
Чтоб с точностью установить наличие олигофрении, необходимо проведение специальных тестов (психологических). Врач оценит умственное и речевое развитие ребенка, словарный запас, отметит, как им воспринимаются окружающие, наличие абстрактного мышления. Важно, что данная методика подходит только деткам, начиная с 3 лет. Если заболевание подозревают у ребенка помладше, то используются следующие способы исследования:
- МРТ головного мозга;
- исследование кариотипа;
- генетические тесты;
- оценка памяти малыша;
- скрининг крови на фенилкетонурию и гипотиреоз;
- энцефалография;
- пробы врожденных инфекций;
- комплексное обследование.
Лечение
Полностью избавить малыша от олигофрении не удается. Однако, родителям и врачам под силу сделать коррекцию этого состояния при своевременном выявлении недуга.
Большую роль играют занятия со специалистами:
- дефектологом, логопедом;
- психиатром;
- невропатологом;
- ортопедом;
- физиотерапевтом;
- работникам социальной службы.
Может быть назначена симптоматическая терапия:
- транквилизаторы, седативные средства, в частности Диазепам или Феназепам;
- нейролептики, препараты антипсихотического действия, например, Релатин или Ноотропил;
- гормональные средства, например, Тиреоидин или Гипофизин;
- прием препаратов для нормализации деятельности центральной нервной системы, например, Пирацетам или Фезам;
- витаминотерапия, в частности группа В;
- глутаминовая кислота, которую принимают курсом с целью снижения симптоматики умственной отсталости;
- психотерапия, психокоррекция, занятия с логопедом;
- лечебная физкультура и массаж;
- психомоторная гимнастика.
Воспитание
Таким деткам необходим уход и забота
Особенности детей с олигофренией таковы, что возникает острая необходимость в постоянном уходе и заботе о них.
Если обстановка будет неблагоприятной, то состояние ребенка будет только ухудшаться, причем довольно быстрыми темпами. Могут возникнуть агрессивность, ненависть к окружающему миру, и даже при наличии реабилитации — ее эффективность значительно снизится.
Родители, имеющие такого ребенка должны знать ряд правил и строго их соблюдать:
- постоянный присмотр за малышом;
- доброжелательное отношение к крохе;
- оказание психологической помощи;
- обучение элементарным навыкам;
- наличие позитивной мотивации;
- посещение профильных учреждений;
- занятия со специалистами;
- соблюдением всех рекомендаций.
Прогноз
При правильной и своевременной терапии ребенка может ждать практически нормальное будущее
О благоприятном прогнозе можно говорить только при ранней диагностики олигофрении и своевременной терапии. Также это касается легкой степени заболевания. У таких детей можно купировать заболевание, у них появиться возможность освоить некоторые профессии.
Неблагоприятный прогноз будет при запущенном состоянии или тяжелой степени заболевания:
- инвалидность;
- неполноценный интеллект;
- психические расстройства.
Профилактика
Профилактика олигофрении у ребенка направлена на соблюдение всех правил будущей мамочкой
Меры предосторожности должны быть направлены на беременную женщину, когда она вынашивает своего ребенка.
- Своевременное постановление на учет.
- Регулярное посещение женской консультации.
- Выполнение всех необходимых анализов.
- Ежедневные прогулки не менее двух часов.
- Правильный дневной распорядок.
- Здоровый сон.
- Отказ от вредных привычек и пищи.
- Сбалансированное питание.
- Во время родов недопустимо использование щипцов.
Диагноз олигофрения действительно звучит очень страшно. Родители должны понимать, что своевременно отмеченные изменения в организме ребенка, позволят вовремя диагностировать заболевание и начать его лечение. Конечно, полностью избавиться от этого состояния вам не удастся. Однако, вы сможете значительно облегчить жизнь своему ребенку.
Источник
Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.
Признаки
Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.
Признаки умственной отсталости у детей:
- низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
- моторика практически не развивается;
- значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
- отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
- ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
- настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
- ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
- концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.
Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.
Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.
Формы заболевания
Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:
- Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
- Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.
Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.
Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.
Дебильность или легкая форма
При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.
Дебильность может быть нескольких типов:
- неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
- с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
- осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
- лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
- психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.
Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.
Умеренная и тяжелая форма или имбецильность
При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.
У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.
Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:
- Несложные трудовые операции.
- Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
- Ориентация в быту.
- Основы правильного поведения.
В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.
Глубокая степень или идиотия
Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.
В свою очередь, идиотия делится на три вида:
- глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
- типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
- речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.
Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.
Причины
Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.
Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.
Обучение и воспитание
Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.
Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.
Источник