Окружающий мир ребенку 2 3 года

Окружающий мир ребенку 2 3 года thumbnail

Надежда Пакулина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 2–3 лет «Волшебная водичка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: «Детский сад №2 «Солнышко»

Ямало – Ненецкий автономный округ

г. Салехард

Конспект занятия для детей 2-3 лет

Тема «Волшебная водичка»

подготовила воспитатель

Пакулина Надежда Николаевна

Салехард

2012

РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИМ МИР

ТЕМА: «ВОЛШЕБНАЯ ВОДИЧКА»

ЦЕЛЬ: Создание условий для получения информации о свойствах воды опытным путём.

ЗАДАЧИ: Обогатить словарный запас, уточнить свойства воды опытным путём, формировать знания об окружающем мире, воспитывать бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛ: тазы с водой, ковш, дуршлаг, камушки, мячи теннисные, фартуки, салфетки, стаканы с солёной, сладкой и простой водой.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Детки, давайте послушаем как шумит водичка (звучит фонограмма записи льющейся воды).

Воспитатель: Детки, как журчит водичка?

Дети: Буль — буль — буль

Воспитатель: Когда мы утром умываемся, как мы просим водичку?

Дети: Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: А теперь давайте подойдём к столу. Посмотрите, что налито в тазиках?

Дети: Вода!

Воспитатель: Чтобы удобно набрать водичку, я приготовила ковшик и дуршлаг. Посмотрите у ковшика дно целое, а дуршлаг имеет дно, состоящее из множества дырочек. Ковшик у нас пустой сейчас я наберу водичку. Давайте с вами вспомним потешку про водичку:

Знаем, знаем

Да, да, да

Где ты прячешься вода

Буль — буль — буль

Журчит водичка. (из ковшика льётся вода)

Воспитатель: А сейчас, я наберу воду дуршлагом

-Что происходит с водой? Почему не могу набрать?

Дети: Потому что там дырочки!

Воспитатель: Правильно, детки, дуршлаг имеет дырочки, поэтому водичка вся вытекает.

А ещё, я для вас приготовила камушки и мячики. Возьмите камушки в ручки, потрогайте их. Какие камушки на ощупь?

Дети: Гладкие, твёрдые, тяжёлые.

Воспитатель: Давайте поиграем с ними. Потихонечку бросим камушки в воду.

Что произошло с ними?

Дети: Утонули.

Воспитатель: А теперь давайте возьмём в руки мячики. Потрогайте их. Какие они?

Дети: Твёрдые, гладкие, лёгкие.

Воспитатель: А теперь тихонечко бросим их в воду. Что произошло с мячиками?

Дети: Плавают!

Воспитатель: Вот видите, детки, камушки тяжёлые они утонули, а мячики лёгкие они не утонули.

А сейчас давайте опустим на дно тазика наши ручки. Поиграйте

пальчиками. Вы видите свои пальчики?

Дети: Да!

Воспитатель: Водичка чистая, прозрачная поэтому мы видим свои пальчики. Мы с вами играли с водичкой, руки мокрые, вытрем их салфеткой.

Пока мы с вами играли с водичкой, тётя Света нам приготовила

стаканчики. Что налито в них?

Дети: Вода!

Воспитатель: Какая вода?

Дети: Чистая, прозрачная.

Воспитатель:Перед вами стоит сложная задача: нужно определить в каком стаканчике сладкая вода, в каком солёная, а в каком обычная вода. (Дети пробуют на вкус и определяют) Скажите мне, пожалуйста, кому нужна вода?

Дети: Людям, животным, растениям, рыбам.

Воспитатель: Нужно ли нам беречь воду?

Дети: Да!

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, а кто постоянно живёт в воде?Дети: Рыбы!

Воспитатель: Давайте мы покажем, как рыбки плавают в тёплой воде (физ. минутка):

Рыбки весело играют,

В тёплой, солнечной воде,

То зажмутся – разожмутся,

То зароются в песке.

(вращают кисти рук)

(сжимают кулачок, разжимают)

(вращают ручками перед грудью)

Кира нам расскажет отрывок Корнея Чуковского «Мойдодыр»

«Давайте же мыться, плескаться

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохане

В реке, ручейке, в океане

И в ванне и в бане

Всегда и везде вечная слава воде!»

Список литературы:

1. Згурская Л. Экология малышам // Дошкольное воспитание, №7, — 2004.

2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 96 с.

3. Теплюк С. Н. Занятияна прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

Источник

Окружающий мир ребенку 2 3 годаЗнакомство ребенка с окружающим миром  происходит в трех направлениях: введение в мир предметов (их назначение, строение, материалы и т.п.), приобщение к трудовой деятельности (знакомство с трудом людей и посильная помощь) и познание мира живой и неживой природы.
Познание окружающего мира осуществляется в повседневном общении и дидактических играх.

Советы по организации знакомства с окружающим миром:

• Во время прогулок отмечайте сезонные изменения, понаблюдайте за окружающей природой, за жизнью растений и животных, работой людей, машинами и т.д.

•  Разнообразьте ежедневные прогулки с малышом сюрпризами (например, приподнимите листик, под которым прячется жучок), наблюдениями, дидактическими играми, трудовыми занятиями.

Какие у городского малыша могут быть трудовые занятия на прогулке? Зимой, например, можно «расчистить» от снега небольшую тропинку, подсыпать в птичью кормушку хлебных крошек, осенью или ранней весной — сделать сточную канавку для лужи, сгрести в кучку листву и палочки, весной и летом можно сажать и поливать растения на газончике рядом с детской площадкой. Если у вас есть дачный участок, то посильных занятий для ребенка можно придумать еще больше.

•  Позволяйте ребенку активно действовать с предметами и материалами, подсказывайте, как можно применить в жизни сделанные ребенком открытия. Например, губка впитывает воду. Поэтому ею можно вытирать стол, если что-то пролил.

• Позаботьтесь о том, чтобы предметная среда, в которой растет ваш малыш, была развивающей. Желательно, чтобы ребенку были доступны предметы, различные по своей природе и свойствам, в том числе природные материалы: песок, глина, вода, камешки.
Если вы живете в городской квартире, то дома должны быть комнатные растения.
В этом возрасте для ребенка можно приобретать карточки с иллюстрациями животных и растений, перекидные календари с видами природы, первые энциклопедии и иные познавательные книжки.

У малыша уже могут быть свои инструменты и «технический инвентарь» для «работы» по дому: маленький молоточек (для помощи папе), маленькая метелочка, лейки, совки, перчатки, фартук и т.д.

В освоении предметного мира свою роль сыграют картинки и книжки с предметными изображениями и дидактические игры.
Окружающий мир ребенку 2 3 года

• В двух-трехлетнем возрасте у многих детей проявляется потребность заботиться о ком-то. Поэтому самое время поселить в своём доме маленького питомца: хомячка, морскую свинку, попугайчика, черепашку и т.п. Покажите ребенку, как кормить маленького друга и менять ему воду.

•  Некоторые дети после 3-х лет испытывают по отношению к некоторым представителям живой природы (жукам, паукам, червякам, улиткам, слизнякам, лягушкам, жабам) неоправданную брезгливость или страх. Поэтому изначально старайтесь демонстрировать свое позитивное отношение к ним и поддерживайте в ребенке интерес ко всем живым существам. Давайте прикоснуться к ним, стимулируйте его наблюдение за их жизнью.

•    Воспитывая в ребенке любовь к живой природе, в то же время учите его осторожности и предупреждайте о возможных неприятных последствиях некоторых действий.
Кроха должен усвоить, что нельзя гладить незнакомых собак и уличных кошек, что крапиву лучше не трогать, а пчела или оса способны ужалить. Что нельзя собирать и есть незнакомые ягоды, а знакомые – лучше помыть. Что, несмотря на привлекательный вид, мухомор ядовитый, а очаровательный пони может укусить. Но не стоит «перегибать палку», все хорошо в меру.

Показатели знаний ребенка об окружающем мире

2 года – 2года 6 месяцев

• Малыш этого возраста может длительное время наблюдать за интересующим его объектом, например, как гусеница передвигается по листочку.

•  Имеет представление о людях, животных, растениях, некоторых явлениях общественной жизни (семья, детский сад, профессии).

•  Интересуется миром взрослых, их поступками, переживаниями.

• Запоминает и оценивает поступки  персонажей, а также события из книг или мультфильмов, рассказывает о них.  

2 года 6 мес. — 3 года

• Ребенок этого возраста способен длительное время удерживать внимание на заинтересовавшем его объекте.

•   Знает и называет части тела человека, их функции.

Окружающий мир ребенку 2 3 года•  Знает названия частей тела животных и способен сопоставить их с человеческими: крылья – руки, рот – клюв.

•    Правильно называет предметы быта (из мебели, одежды, посуды и т.д.), знает их назначение.

•    Разбирается в названиях некоторых растений и плодов: деревьев, цветов, овощей, фруктов.

•    Знает названия многих животных,  правильно называет их детенышей, знает их «голоса», различает домашних и диких животных.

•    Знает названия некоторых профессий: врач, воспитатель, учитель, строитель —  водитель; может сказать, что они делают. Различает виды транспорта.

(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

 

Автор: Дарья Колдина

Источник

Никольская Екатерина Михайловна
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности для детей 2–3 лет

Тема:‹‹Вода-какая она››

Интеграция образовательных областей:

Игровая

Коммуникативная

Позновательно-исследовательская

Физическая культура.

Цель: Развитие позновательно-иследовательской деятельности, создание благоприятной атмосферы в процессе совместной деятельности.

Задачи:

Обучающие: Совершенствовать знания детей о некоторых свойствах воды.

Развивающие: Развивать интерес к экспериментированию, формировать познавательную активность.

Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приемы: Беседа, игра «Окрашивание воды», физкультминутка.

Оборудование: Из картона большая капелька, лейка, стаканчики с водой, стаканчик с молоком, камушки, краски, кисточки.

Предварительная работа:

1.Беседы с детьми на тему : «Для чего и кому нужна вода», «Где можно встретить воду».

2. Чтение потешек, стихотворений, сказок о воде.

Ход деятельности:

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель:

Ребята, ой что утром было,

я же вам сказать забыла-

Только в садик я зашла,

ко мне капелька пришла. (показывает капельку из картона)

— Дети, а что умеет делать капелька?

Капелька капает. Кап, кап, кап (хоровое проговаривание)

— Что делают капельки? Капельки капают.

Воспитатель:

Ну вот, ребята, пришла ко мне капелька и плачет, грустит,а потом мне говорит:

Дети кран закрыть забыли,

и все мои подружки — капельки уплыли

И сказала я в ответ:

Мы воду попусту не льём,

мы водичку бережём.

Капелька заулыбалась

и у нас в саду осталась.

Воспитатель: Ребята, для чего нам нужна вода. (Ответы детей).

Пить, мыть руки, купаться, готовить, стирать.

Ребята, капелька приглашает нас отправится с ней в путешествие.

Проводится подвижная игра по «Ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки.

Раз-два! Раз-два!

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам!

В ямку – бух!

2 Основная часть

Опыт№1 «Вода жидкая»

Дети подходят к первому столу.

Воспитатель: наливает воду из лейки в стаканчик, затем переливает в другой стаканчик или даёт перелить воду в ребенку.

Что происходит с водой!

Ответы детей (по возможности)

Она льётся.

Воспитатель: водичка льётся, потому что она жидкая.

Ребята, какая вода?

Ответы детей (жидкая).

Отправляемся дальше в путь!

Проводится подвижная игра по «Ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки.

Раз-два! Раз-два!

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам!

В ямку – бух!

Доходим до второго стола где стоит два стакана. Стакан с водой и стакан с молоком.

Воспитатель: Ребята, какого цвета вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Вода прозрачная.

А какого цвета молоко?

(Ответы детей : белого).

Ребята, давайте с вами поиграем в прятки.

Опыт №2 «Вода прозрачная»

Возьмём по одному камешку и бросим его в стакан с водой, теперь возьмём ещё по одному и бросим его в стакан с молоком. Давайте посмотрим где получилось у нас спрятать камушек, а где не получилось.

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно в воде спрятать не получилось, потому что вода прозрачная, а молоко белое, непрозрачное.

Воспитатель: Давайте все вместе скажем вода прозрачная.

Отправляемся дальше в путь!

Проводится подвижная игра по «Ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки.

Раз-два! Раз-два!

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам!

В ямку – бух!

Дети подходят к третьему столу, на котором стоят стаканчики с водой, краски и кисточки.

Опыт №3 игра «Окрашивание воды»

Капелька предлагает нам немного поиграть с водичкой.

Воспитатель: возьмите кисточки и добавьте в водичку немного краски.

Какого цвета у вас получилась вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Водичка стала цветная. Вода может менять цвет.

3 Итог деятельности. Рефлексия.

Вот сколько нового мы узнали про воду. Вода бывает жидкая, прозрачная и может менять цвет.

Ребята, капелька приготовила вам подарок, музыкальный мультфильм «Капелька прыг-прыг…».

Дети садятся на стульчики смотрят мультфильм.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие.

Ответы детей.

Воспитатель: Капельке тоже понравилось путешествовать, но ей пора возвращаться домой. Дети прощаются с капелькой.

Источник

    Тема: «Домашние животные»

  Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.

Задачи:

Образовательные:  Научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее  распространенных домашних животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде, питании и его детеныше.

Развивающие: Развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.

Речевые: Способствовать освоению диалоговой речи,  обогатить словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать любовь к домашним животным, их значимости в жизни человека, любознательности.

Демонстрационный материал:

Презентация, макеты или игрушки домашних животных (овца, коза, свинья).

Раздаточный материал:

Картинки с  изображением домашних животных на каждом столе и карточки с изображением детенышей домашних животных на каждого ребенка.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши», физкультминутка, подведение итогов.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстрации из серии детских книжечек с изображением домашних животных и их детенышей.

2. Чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей».

№ п/п

Этапы учебного занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Слайды

1

Организационный

Сюрпризный момент.

Дети внимательно слушают, радость

2

Вводная часть

Мотивация и целеполагание

Беседа

3

Основная часть

Создание проблемной ситуации.

Решение

проблемной

ситуации

Внимательно слушают

Выполнение детьми ряда заданий, упражнений

Показ слайдов

№ 3,4,5

4

Заключительная часть

Подведение итогов

Сделать вывод

Показ слайдов № 6,7,8

Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сидит перед ними.

Воспитатель.  Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель ставит на стол перед детьми макеты домашних животных коза, овца, свинья.

Воспитатель.  Ребята, к нам в гости пришли домашние животные, а домашними они называются, потому что живут рядом с человеком, рядом с его домом. Человек за ними ухаживает, кормит, а взамен они дают нам очень много полезного. Давайте послушаем наших гостей.

Воспитатель берет в руку макет козы.

Коза. Ребята, я коза, живу в хлеву, пасусь на лугу и ем траву, а зимой человек кормит меня сеном, взамен я даю вам ребята очень вкусное молочко, моего детеныша зовут козленок.(слайд № 4)

Воспитатель. Ребята, а как говорит коза?

Дети хором. Ме-ме-ме.

Воспитатель берет в руку макет овцы.

Овца.   Ребята, а меня называют овца, я тоже люблю кушать траву или сено, а вам ребята я даю густую шерсть, из которой вам вяжут теплые носочки, рукавички и шарфики, моего детеныша зовут ягненок.(слайд № 3).

Воспитатель. Ребята, а овца говорит беее….

Дети хором. Беее…

Воспитатель берет в руку макет свиньи.

Свинья. А я свинья, живу в хлеву, ем похлебку и хлеб, человек за мной ухаживает, а я взамен даю ему мясо, моего детеныша зовут поросенок.(слайд №5).

Дети и воспитатель произносят хрю-хрю…

Воспитатель.  Ребята, а давайте теперь поиграем, выходите все ко мне. Воспитатель предлагает детям встать в круг и проводит подвижную игру «Козленок».  Координация движений в сочетании с речью.

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)

Я рогатый. (Показывают «рожки» из пальчиков).

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)

Я хвостатый. (Показывают «хвостик»: отводят руку за спину).

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)

Я ушастый, (Показывают «ушки» из ладошек).

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)

Очень страшный. (Показывают «рожки» из пальчиков)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)

Испугаю.( Топают).

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе)

Забодаю. («Бодаются»).

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, наши животные потеряли своих детенышей. Посмотрите,  мамы плачут, давайте им поможем.

Детям предлагается сесть за столы. Воспитатель на каждый стол кладет изображение козы, а детям раздает карточки с изображением всех детенышей.

Воспитатель. Ребята, кто это?

Воспитатель по очереди спрашивает каждого ребенка, пробуждая отвечать индивидуально и хором.

Дети. Коза.

Воспитатель. Ребята поищите на своих карточках изображение детеныша козы, и положите на стол рядом с козой.

Дети находят изображение козленка и выкладывают на стол, ребятам, которые затрудняются, воспитатель помогает.

Такое действие проводиться попеременно со всеми животными.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Давайте послушаем кто это разговаривает?(слайд № 6,7,8). Вы сегодня славно потрудились, и теперь мы с вами пойдем пить молоко.

 Всех детей угощаем молоком.

Конспект разработала: Прямицына И.Л.

Источник

Инякина Вера Григорьевна
Занятие по познавательному развитию «Ребенок и окружающий мир» для детей 2–3 лет «Мамины помощники»

Конспект занятия по познавательному развитию «Ребенок и окружающий мир» во второй группе раннего развития (2-3 года)

«Мамины помощники»

Воспитатель: Инякина В. Г. г. Бугуруслан

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к маме, желание ей помогать.

Задачи: учить детей помогать маме, говорить ей добрые слова, обобщить знания детей о помощи маме, закреплять пространственное ориентирование справа, слева, спереди, различать эмоциональное состояние.

Ход

Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!

Отгадайте загадку:

­ Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты. (маму).

Сегодня мы посвятим день вам, дорогие мамы.

К нам в гости сегодня пришла кукла Маша. Он очень любит свою мамочку, старается ей во всем помочь, но у неё не всегда это получается. То тарелка разобьется, то просыплется что-нибудь. Поэтому Машенька грустная. Может мы научим её, как надо помогать маме? Ну а вы сами умеете помогать маме? Как вы помогаете? Что делаете?

­Давайте поможем маме посолить капусту.

(Пальчиковая гимнастика с пением С. Е. Железновы)

­Мы капусту рубим, рубим. (Стучит ребром одной ладони по другой ладони).

­Мы морковку трем, трем. (Водит сжатой в кулак ладонью по другой ладони).

­Мы капусту солим, солим. (Водит руками, сложенными в щепотки).

­Мы капусту мнем, мнем. (Делает руками сгибательные движения). Салат мы приготовили, а сейчас поможем маме накрыть на стол.

Машенька принесла вам волшебную коробочку, давайте посмотрим, что в ней лежит.

Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

(Вытаскиваю предметы из коробочки, называю, объясняю их назначение.)

-Что это? Для чего нужна? (На стол кладем ложку, тарелку, кружечку, блюдечко, чайную ложечку, рядышком салфетки, чтоб вытирались детки) Как называются эти предметы одним словом! (посуда)

­А вы знаете, ребята, как нужно правильно расставить посуду?

-Давайте покажем Маше. Сначала надо постелить скатерть, поставить тарелку для супа, справа положить ложку, спереди поставить блюдце с чашкой и чайную ложку, слева положить салфетку.

­Какие вы молодцы, все правильно сделали!

-А теперь пора обедать. Наливаем суп, чай. Угощайся Машенька.

-Вот мы и пообедали. Что теперь нужно сделать? Правильно помыть посуду. Мы с Машенькой уберем посуду в раковину и помоем. Ой, а что это? На скатерти остались пятна, что же нужно сделать, чтобы скатерть стала чистой? Правильно, нужно её постирать!

­ Давайте поможем маме постирать! Мама постирает большую скатерть, а мы с вами маленькие платочки. (Раздать платочки)

Физ. Минутка с пением Е. Железнова «Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем (изображаем, что стираем)

Вот так, вот так.

А потом повыжимаем (изображаем, что выжимаем)

Вот так, вот так.

А теперь платок погладим (делаем рукой движения, как будто гладим утюгом)

Вот так, вот так.

А теперь платком помашем (машем платочком над головой)

Вот так, вот так.

А теперь с платком попляшем (кружимся с платочком)

Вот так, вот так.

Давайте развешаем наши платочки, для того, чтобы они просохли.

(Вешаем, закрепляя прищепкой)

­ Ребята, расскажите Машеньке, как вы ласково называете свою маму? Какие ласковые слова ей говорите? Как зовут вашу маму?

Благодаря вам Машенька тоже научилась, как нужно помогать мамочке, как говорить ей добрые слова, ведь она ее очень любит и за это говорит вам «спасибо!». Машенька будет ждать ваши фотографии как вы помогаете маме дома. Досвидания! До новых встреч!

Источник