Окружающая среда и физическое развитие ребенка
В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит
последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно
сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под
влиянием окружающей среды. - Зависит от взрослого, какой социум
будет окружать кроху. - Ребенок социализируется через
общение, деятельность и сознание. - Сознание формируется с помощью
специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Человек тесно связан с окружающей средой и подвержен ее влиянию. Особенно это касается детей.
Какую роль в состоянии здоровья играют внешние экологические факторы?
Какие меры предпринять для защиты малышей от неблагоприятного воздействия?
Об этом — в нашей статье.
Содержание:
- Что такое окружающая среда и как она влияет на здоровье ребенка
- Положительное влияние экологии
- Отрицательное влияние экологии
- Защитные меры
Что стоит понимать под окружающей средой и как она в общем влияет на здоровье ребенка
Окружающая среда — это совокупность условий, которые на нас влияют в данный момент времени и пространства.
Ученые говорят о том, что степень влияния окружающей среды на здоровье ребенка весьма высока.
Безусловно, пребывание на природе приносит пользу подрастающему человечку.
Но, помимо этого, есть и негативные стороны нынешней экологической ситуации.
Загрязненная тяжелыми металлами и токсинами биосфера может вызвать отравление в юном организме, спровоцировать у него различные заболевания.
Положительное влияние экологии
Окружающая природа дарит множество пользы детскому организму.
- Прогулки на свежем воздухе повышают иммунитет ребенка, насыщают легкие кислородом и улучшают обмен веществ. Помимо этого, они развивают физические и психические навыки малыша.
- Солнечный свет повышает количество витамина Д в организме, а значит, препятствует возникновению рахита.
- Активная прогулка — это и профилактика близорукости. Ведь ребенку часто приходится переводить взгляд с близких предметов на дальние. Не говоря уже о том, что это не приносит вреда глазам, в отличие от компьютерных игр и мультфильмов.
- Зимний морозный воздух наиболее чист и насыщен кислородом. Он повышает мозговую деятельность и улучшает сон.
- А купание в водоемах — это действенный и веселый способ развить физические навыки и закалиться.
Отрицательное влияние экологии
К сожалению, человек своими действиями наносит большой ущерб окружающей природе.
Отсюда возникают негативные экологические факторы, которые считаются опасными для подрастающего поколения.
Воздух
Проживание у оживленной автомобильной дороги повышает у детей риск появления бронхиальной астмы. Ведь пыль и другие вредные частицы способны вызывать сильнейший кашель и спазмы.
Также грязный городской воздух может спровоцировать аллергический насморк, раздражение глаз или конъюнктивит.
Вода
Купание в загрязненных водоемах может привести к заражению кожи.
Водопроводная вода зачастую содержит много солей, а также обеззараживается хлорированием. А это может негативно сказаться на здоровье мочевыделительной системы ребенка.
Предметы быта
Косметика и бытовая химия часто провоцируют сильную аллергию. Это происходит из-за чрезмерного количества антибактериальных компонентов, которые в них содержатся.
А дешевые одежда и игрушки, которые не имеют нужных сертификатов, могут вызвать отравление малыша.
Другое
В эту категорию можно отнести:
- солнечную радиацию;
- электромагнитное излучение;
- продукты с ГМО, консервантами и т.д.
Защитные меры
Как же обезопасить своего малыша от негативного влияния окружающей среды?
Родителям следует четко придерживаться рекомендаций специалистов.
- Как можно больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе. Желательно это делать за городом, в лесу. А еще лучше все лето находиться в деревне или на даче.
- Установить дома очиститель воздуха, который собирает пыль и другие негативные примеси.
- Регулярно проводить влажную уборку. Лучше избавиться от ковров, больших мягких игрушек и других “пылесборников”, а книги спрятать на застекленные полки.
- Для питья использовать очищенную воду. Стоит поставить дома специальный фильтр.
- Как можно меньше употреблять продукты с консервантами, стабилизаторами и т.д. Детская еда должна быть как можно более простой.
- Давать ребенку витамины, препараты с йодом и кальцием, иммуномодуляторы. Но делать это только по совету врача.
- Отказаться от курения в тех помещениях, где бывает малыш. Это касается и курения на улице рядом с ребенком.
- Не разрешать детям купаться в стоячих водоемах. Лучше приобрести надувной бассейн.
- Не позволять ребенку слишком долго играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы. Пользование гаджетами должно быть строго дозировано.
- В жаркие солнечные дни гулять до 10-11 утра и после 15 дня. Это поможет уберечь малыша от вредных солнечных лучей.
- Учить детей культуре поведения на природе и в быту, чтобы не загрязнять, а улучшать экологическую обстановку вокруг.
Окружающая среда может принести не только пользу, но и вред детскому организму. Но родители могут минимизировать отрицательное влияние. Для этого нужно выполнять простые правила и приучать к ним детей.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тарновская Н.В., преподаватель ГПОУ «УОРТО»
Экологическая проблема — одна из самых острых проблем во всем мире, актуальна она и для нашего региона. Техногенные факторы, как свидетельствуют исследования последних лет, негативно влияют на здоровье человека, оказывают общетоксическое действие, вызывают появление «дозонологических» отклонений, негативно влияют на генетический аппарат, репродуктивную и иммунную систему.
Весьма чувствительный индикатор экологического неблагополучия — это состояние детского организма.
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов. Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Имеющиеся данные литературы указывают на то, что сложная экологическая обстановка повышает вероятность формирования астенического типа телосложения, снижает скорость роста и развития организма, ухудшает функциональное состояние кардио-респираторной и прочих систем, замедляет скорость биологического созревания, способствует дисгармоничности физического развития детей.
Известно, что формирование здоровья генетически детерминировано и в то же время зависит от влияний различных факторов окружающей природной и социальной среды.
В ряде исследований показано, что Тульская область испытывает большую техногенную нагрузку в связи с размещением на её территории мощнейших предприятий металлургии, угледобывающей, химической промышленности, а также следа радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
Наибольшую озабоченность в сложившейся ситуации вызывает состояние здоровья детей, которые по сравнению с взрослыми, наиболее чувствительны к действию различных экологически неблагополучных факторов, в том числе радиационному.
При обследовании детского населения, проживающего на загрязненной радионуклидами территории, выявляются существенные морфо – функциональные нарушения многих органов и систем организма, а также
физического развития детей, которое в определенной степени отражает уровень их здоровья.
Рост общей, хронической заболеваемости, негативные изменения физического развития детского населения в Российской Федерации, особенно в экологически неблагоприятных регионах, является чрезвычайно острой медико-социальной проблемой, решение которой имеет государственное значение.
Цель нашего исследованиястало оценить физическое развитие детей 5 лет в зависимости от уровня загрязнения окружающей среды в месте их проживания.
Наше исследование проходило в апреле 2018 года на базе «Заброденский детский сад №3» с. Заброды, Калачаевского района Воронежской области и детский сад № 58 г. Новомосковска Тульской области.
Для исследования мы отобрали по 10 детей 5лет из средней группы «Заброденского детского сада №3» Воронежской области и 10 детей из средней группы детского сада № 58 г. Новомосковска Тульской области. Данные регионы в качестве баз исследования были нами выбраны на основе экологического рейтинга регионов России по данным за 2017 год. По данным которого, Тульская область является неблагополучным по экологии районам, а Воронежская — относительно благополучная.
Для исследования физического развития дошкольников нами были выбраны следующие тесты: Рост (длину тела), Окружность головы, Масса тела , ЖЁЛ (жизненная емкость легких), Проба Штанге и Проба Генчи.
Организм ребенка отличается от организма взрослого человека целым рядом особенностей в строении отдельных его органов и систем, а также их функций и в отличие от организма взрослого, находится в состоянии непрерывного роста и развития. В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела.
Тульская область отнесена к 12 наиболее экологически неблагополучным регионам России. Здесь сосредоточены крупные предприятия машиностроительного, химического, топливно-энергетического, военно-промышленного комплексов, строительной индустрии. Все это создает напряженность экологической и санитарной обстановки. Кроме того, 51% территории области загрязнено радиацией из-за аварии на Чернобыльской Атомной электростанции.
В результате нашего исследования мы получили следующие результаты, представленные в таблицах 1 и 2. Не смотря на близкие по значению средние показатели физического развития у детей Заброденского детского сад №3 и детского сада № 58 Г. Новомосковска, анализ индивидуальных показателей детей из этих детских садов дал совершенно разные результаты.
Показатели физического развития практически всех исследуемых детей из Воронежской области (таблица № 1) находятся в «средней» зоне развития, что говорит о их нормальном физическом развитии.
Результаты исследуемой группы детей из детского сада Г. Новомосковска несколько иные (таблица №2).
Таблица 1
Результаты исследования уровня физического развития
детей из МДОУ «Заброденский детский сад №3»
№
Ф.И.
Возраст (лет)
Рост (см)
Вес (кг)
Окр. Головы (см)
ЖЕЛ
(мл)
Проба Штанге (сек.)
Проба Генчи (сек.)
Пок-ль
1
Лиза К.
5
107
18.8
51
1400
21
11
Ср.
2
Алиса Н.
5
109
17.8
50
1300
20
11
Ср.
3
Марина К.
5
100
15.6
49.5
1200
19
10
Ср.
4
Олеся К.
5
105
16.8
51
1250
19
11
Ср.
5
Ульяна З.
5
109
17.8
51
1350
19
10
Ср.
6
Максим Б.
5
120
29
54
1400
22
12
Бол.
7
Олег М.
5
107
17.2
51
1300
22
11
Ср.
8
Иван В.
5
110
17.8
52
1450
23
12
Ср.
9
Иван Г.
5
104
15.3
50
1100
21
10
Мал.
10
Никита К.
5
106
17.5
51
1300
22
11
Ср.
108.5
19.85
51.85
1305
20.8
10.9
Ср.
Таблица 2
Результаты исследования уровня физического развития
детей из МДОУ № 58 г. Новомосковска
№
Ф.И.
Возраст (лет)
Рост (см)
Вес (кг)
Окр. Головы (см)
ЖЕЛ
(мл)
Проба Штанге (сек.)
Проба Генчи (сек.)
Пок-ль
1
Соня В.
5
107
20.8
51
1350
22
11
Ср.
2
Алена В.
5
109
17.8
50
1300
18
9
Ср.
3
Полина К.
5
100
14.6
49
1100
18
9
Мал.
4
Полина М.
5
102
15
49.5
1100
19
10
Мал.
5
Яна Х.
5
109
17.8
51
1300
20
11
Ср.
6
Егор Д.
5
120
29
54
1300
20
11
Бол.
7
Максим О.
5
101
16.2
50
1000
19
10
Мал.
8
Артем Р.
5
110
15.8
52
1100
22
11
Дисг.
9
Святослав С.
5
104
16
52
1200
21
10
Мал.
10
Иван Т.
5
103
14.5
50
1100
20
11
Мал.
106.5
17.85
50.85
1185
19.9
10.3
Дисг.
Всего 3 из 10 детей имеют средний (нормальный) уровень физического развития. Один мальчик Егор имеет показатель значительно превышающий нормальное физическое развитие, что говорит об отклонениях в развитии. У Артема антропометрические показатели превышают норму, а вот показатели ЖЕЛ, наоборот находятся в минимальных пределах нормы, что говорит о дисгармоничном развитии этого ребенка. У 4 из 10 детей физическое развитие находится ниже нормы. Это у двоих девочках: Полины К. и Полины М., и у двоих мальчиков – Святослава и Ивана (таблица №2), что так же доказывает отклонение в развитии.
ВЫВОДЫ
В ходе нашего исследования мы получили следующие данные:
— показатели физического развития детей из МДОУ «Заброденский детский сад №3» Воронежской области находятся на среднем уровне развития, что говорит о норме физического развития детей;
— показатели детей из МДОУ № 58 г. Новомосковска Тульской области находятся на уровне ниже среднего, так же данные говорят о дисгармоничном развитие детей, что говорит об отклонениях в развитие детей г. Новомосковска.
Результаты нашего исследования физического развития детей 5 лет проживающих в чистых зонах, и зонах экологического загрязнения доказывают, что специфические региональные условия влияют на физическое развитие дошкольников.
Список информационных источников:
Вронский В. А., Саламаха И. Н. Экология и здоровье населения промышленных городов // Экология человека. 2001. — № 3. — С. 12-14.
Давыдова Б. И., Рудаева Е. Г., Звягина Е. В. Состояние здоровья детей и подростков в регионе экологического неблагополучия // Здравоохранение Российской Федерации. М.: Медицина. — 1998. — № 6. — С. 43-44.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). — Издательский центр «Академия» 2002, с. 448
Официальный сайт ВОЗ – https://www.who.int/ru/
Источник