Окр у ребенка 5 лет
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей – психическое расстройство невротического уровня, характеризующееся непроизвольными повторяющимися мыслями и действиями. Проявлениями невроза являются ритуалы – частое мытье рук, завязывание шнурков, расчесывание волос; отдельные действия – постукивания, раскачивание ногой; тики – подергивание мышц лица, шеи, рук. Присутствует «застревание» на мысли или идее, вызывающее тревогу. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает когнитивно-поведенческую психотерапию, применение медикаментов.
Общие сведения
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) также называют неврозом навязчивых состояний. Название болезни происходит из латинского языка, означает «охватывание», «одержимость идеей», «принуждение». Подростковый возраст – пиковый период появления первых признаков невроза, заболеваемость колеблется от 0,5 до 2%. С 3 до 12 лет распространенность болезни составляет 1%, в раннем возрасте оно встречается редко. Данные статистики искажаются тенденцией пациентов скрывать навязчивости. Зачастую симптомы определяются родителями и врачами спустя несколько лет после дебюта болезни. До полового созревания заболеваемость среди детей обоих полов одинакова, в последующем отмечается преобладание пациентов мужского пола.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей
Причины ОКР у детей
Точные причины невроза неизвестны. Выделены группы этиологических факторов развития болезни. Биологические причины объясняют возникновение симптоматики особенностями функционирования организма:
- Особенности ЦНС. Невроз развивается при инертности вегетативной нервной системы, заболеваниях, поражающих головной мозг.
- Изменения метаболизма нейромедиаторов. Расстройства обмена серотонина, дофамина, норадреналина, ГАМК сопровождаются нарушением передачи синаптических импульсов. Снижается активность коммуникации между отделами ЦНС.
- Генетические мутации. Развитие невроза происходит при изменениях гена-переносчика серотонина.
- Инфекционный фактор. Появление либо усиление симптомов невроза провоцируется поражением структур головного мозга антителами, взаимодействующими с возбудителями стрептококковой инфекции.
Психологические причины рассматриваются как результат нарушенных межличностных отношений, внутренних конфликтов, особенностей эмоциональных реакций. Существуют различные психологические теории возникновения заболевания:
- Психоаналитическая теория. Развитие ОКР – результат конфликта сексуально-агрессивных влечений и родительской запрещающей инстанции Сверх-Я.
- Теория И. П. Павлова. Невроз свойственен людям мыслительного типа высшей нервной деятельности. Инертность процессов торможения-возбуждения способствует возникновению навязчивостей.
- Связь с конституционно-типологическими характеристиками. Заостренные ананкастные (застревающие) черты характера провоцируют развитие невротического расстройства.
- Обусловленность психотравмирующими событиями. Причиной невроза может стать потеря родителя, неблагополучная семейная обстановка (скандалы, насилие).
В числе социальных причин исследователи указывают негативное воздействие микро-, макросоциума. Невроз провоцируется строгим стилем воспитания, завышенными требованиями, принудительной приверженностью религии, строгим режимом учебно-воспитательного учреждения.
Патогенез
Основой ОКР является предрасположенность к развитию тревоги. Предикаты заболевания – повышенная тревожность, агрессивность детей, тревожно-мнительная, ананкастная акцентуация характера подростков. Пусковым механизмом служит семейная дисфункция, строгие правила, завышенные, невыполнимые требования к ребенку. Воспитанием культивируется моральная ответственность, главными ценностями признаются следование долгу, игнорирование телесных и эмоциональных потребностей. В результате подавленного конфликта между потребностями и внутренними установками возникают навязчивые мысли, нарастает тревога. Эмоциональная напряженность снижается выполнением навязчивых действий, которые приносят кратковременное облегчение.
Классификация
В дошкольном возрасте обсессивно-компульсивное расстройство не имеет четкой классификации, определяется преобладание фобий, движений или действий. Невроз навязчивостей школьников имеет следующие формы:
- Фобический невроз. Центральное место занимают фобии – оформленные страхи. Характерен для возраста 5-7 лет.
- Компульсивный невроз. Проявляется навязчивыми действиями. Пик заболеваемости – 6-8 лет.
- Обсессивный невроз. Преобладают навязчивые повторяющиеся мысли – концепции, идеи. Данная форма характерна для подростков.
Существует классификация ОКР у детей по особенностям течения. Выделяют однократное появление симптоматики, которое в последующем сохраняется недели, месяцы или годы; рецидивирующую форму с периодами полного выздоровления; непрерывное течение с периодическим усилением симптомов.
Симптомы ОКР у детей
Основу невроза составляют обсессии, компульсии. Обсессии – повторяющиеся навязчивые мысли, побуждения, мысленные образы. Ощущаются как неприятные, доставляющие беспокойство, тревогу. Ребенок не может изменить их, старается игнорировать, подавить, заместить концентрацией внимания на действиях. Распространенными являются обсессии о загрязнении, бедствиях, несчастных случаях, симметрии, религиозных идеях. Беспокоящие мысли способствуют нарастанию тревоги, для ее устранения пациент выполняет определенные действия – компульсии. Они могут быть внешними (пересчитывание предметов, закрывание-открывание двери), внутренними (счет, повторение молитвы). Иногда компульсии возникают из-за спонтанного неопределенного чувства тревоги, дискомфорта (без обсессии).
Среди наиболее распространенных вариантов обсессий-компульсий выделяют излишнюю тревогу о расположении вещей. Она компенсируется раскладыванием учебных принадлежностей, книг, одежды по определенной системе. Ребенок привержен принципу симметрии, увеличения размера, нарастания интенсивности цвета. Часто тревога связана с возможными несчастными случаями. Для ее уменьшения больные обсессивно-компульсивным расстройством несколько раз подряд выполняют ритуалы, призванные обеспечить безопасность (перепроверка выключенной плиты, утюга, закрытого окна), действия, «работающие» как приметы («три раза посмотрю в зеркало – все будет хорошо»). Боязнь получить плохую оценку заставляет ребенка много раз перепроверять выполненное задание. Беспокойство о заражении, загрязнении проявляется частым мытьем рук, полосканием рта, использованием дезинфицирующих салфеток.
Тревожные мысли не озвучиваются пациентом, являются пугающими, признаются неправильными. Молчание сохраняется, присутствует боязнь быть осужденным, признанным больным. Комплексные устойчивые идеи трансформируются в фобии. Повторяющиеся действия дети тоже стараются скрыть от взрослых, причиной обращения к врачу нередко становится вторичная симптоматика ОКР – тревожность, подавленность, замкнутость, снижение школьной успеваемости.
Осложнения
При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации. В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда. Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.
Диагностика
ОКР у детей диагностируется врачом-психиатром. Основной метод исследования – клиническая беседа с родителем и ребенком. Врач уточняет начало проявления навязчивостей, характер, частоту. Использует опрос и наблюдение для оценки эмоционального состояния. По необходимости клиническим психологом проводится тестирование, целью которого является выявление напряженности, тревоги, депрессии, ананкастных, тревожно-мнительных черт личности. Специалист использует проективные методики – рисуночные тесты, методы интерпретации образного материала. Личностная сфера подростков исследуется с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).
Требуется проведение дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного расстройства со схожими по проявлениям заболеваниями, состояниями. К ним относятся:
- Обычные детские ритуалы. За навязчивости принимают ритуалы отхождения ко сну, выполнение правил игры или договоренности между детьми, коллекционирование, подражание кумирам. Нормальные ритуалы меняются по мере взросления, способствуют развитию, адаптации, социализации.
- Первичная депрессия. ОКР и депрессия могут развиваться параллельно. Первичным является заболевание, симптомы которого появились раньше. При одновременном дебюте первичным считается депрессивное расстройство.
- Эмоциональные расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство часто протекает с фобиями, паническими атаками. По выраженности симптомов диагностируется основное и сопутствующие заболевания.
- Расстройства аутистического спектра (РАС) проявляются ритуалами, повторяющимися действиями. Также выявляются нарушения социального взаимодействия, общения, интеллекта.
- Шизофрения. Среди симптомов патологии выделяются повторяющиеся ритуалы, действия, доминирующие идеи. Они являются навязанными (а не навязчивыми). Выражаются бредом, голосовыми галлюцинациями, приказывающими выполнять что-либо.
- Нервная анорексия. Присутствуют мысли, идеи о питании, действия направлены на избегание пищи, грязи. При ОКР сохраняется реалистичный образ тела. Возможно одновременная постановка двух диагнозов.
- Синдром Туретта. Заболевание проявляется тиками, но основа их происхождения иная, чем при развитии ОКР.
Лечение ОКР у детей
Лечение обсессивно-компульсивного расстройства включает прием медикаментов, психотерапию. Обычно сначала осуществляется коррекция лекарственными препаратами, после снятия острых симптомов назначаются сеансы психотерапии. Каждый из лечебных подходов является комплексным:
- Медикаментозная терапия. В лечении обсессивно-компульсивного расстройства используются антидепрессанты, ингибирующие обратный захват серотонина (СИОЗС). Выбор препарата, определение дозы выполняется врачом индивидуально с учетом возраста, общего соматического состояния, выраженности проявлений невроза. Иногда фармакотерапия дополняется антипсихотическими средствами.
- Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Основным инструментом психотерапевта является когнитивно-поведенческая терапия. С помощью специалиста ребенок работает над осознанием ошибочных, нелогичных мыслей, учится определять их, заменять конструктивными. Вторая часть работы предусматривает формирование поведенческих паттернов, постепенную замену ими компульсий.
- Индивидуальные методы психотерапии. С учетом конкретного клинического случая подбираются дополнительные методики. Травматическая ситуация прорабатывается техниками гештальт-терапии, эмоциональные нарушения – проективными методиками, ситуации утраты близкого человека – логотерапией, психосоматические симптомы – телесно-ориентированной терапией.
- Семейная психотерапия. Встречи членов семьи и психотерапевта проводятся с целью коррекции отношений, освоения способов взаимодействия, уменьшающих напряженность, тревожность пациента. Подчеркивается необходимость доброжелательного отношения, снижения требований, смещения фокуса с понятий морали на эмоциональные контакты.
Важным условием успешного лечения обсессивно-компульсивного расстройства является сотрудничество, системность приема лекарств, выполнения заданий психотерапевта. Распространенной техникой является ведение дневника, самоотчета. Она позволяет детям заметить возникновение навязчивостей, определить их причину, является инструментом контроля эффективности психотерапевтической работы.
Прогноз и профилактика
Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется устойчивостью. Без помощи специалистов у детей формируется социальная дезадаптация. Медикаментозная и психотерапевтическая помощь сдерживают прогресс заболевания, в некоторых случаях приводят к полному выздоровлению. Улучшение самочувствия не является поводом для самостоятельного отказа от лечения, поскольку существует высокий риск рецидива. В профилактике ОКР основную роль играет гармоничность семейных отношений. Родителям необходимо создать условия, предупреждающие развитие тревоги: избегать ссор, скандалов, использовать как инструмент воспитания сотрудничество и договоренности, поддерживать ребенка, отказаться от критики, завышенных требований.
Источник
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — это психическое расстройство, при котором у человека возникают навязчивые мысли и побуждения, которые мешают повседневной жизни. Это заболевание встречается у 1–2% детей и подростков и часто проявляется впервые в возрасте от 7 до 12 лет. В некоторых случаях расстройство остается нераспознанным, особенно когда ребенок скрывает симптомы или родители не знают, на что следует обращать внимание. Если вы полагаете, что у вашего ребенка может быть ОКР, переходите к основной части статьи. Существуют способы распознать проблему даже у маленьких детей.
Внимание: информация в данной статье носит исключительно ознакомительный характер.
Как обнаружить обсессивно-компульсивное расстройство
1
Не торопитесь с выводами. Важно помнить, что детям характерны странности в поведении. Часто они проходят через такие стадии развития, когда у родителей возникают сомнения в нормальности своего ребенка. Если вы волнуетесь, что у вашего ребенка может наблюдаться некое психическое расстройство, то лучше обратиться к педиатру или детскому психологу и не пытаться определить диагноз самостоятельно. Если ребенок прошел обследование, но вас не покидают сомнения, то не бойтесь обратиться к другому врачу.
2
Обратите внимание на признаки навязчивых идей. Навязчивые идеи или обсессии не всегда удается заметить, поскольку они представляют собой внутренние мысли человека, которые могут не проявляться во внешних действиях. Помимо прочего, дети могут скрывать такие навязчивые идеи от взрослых. Иногда симптомы принимают за чрезмерное волнение. Единственный симптом, который могут заметить родители, — если ребенок проводит долгое время в ванной комнате, своей спальне или в одиночестве. Нередко в бытовых условиях могут проявляться такие навязчивые идеи:
- чрезмерное беспокойство по поводу микробов, болезней и заражения;
- страх возможности причинить вред другим, страх автомобильной аварии и подобные опасения;
- склонность полагать, что дело никогда не будет доведено до конца;
- необходимость идеального порядка и симметрии в окружающих вещах;
- необходимость выполнять задачи конкретное количество раз, фиксация на числах;
- повышенный интерес к религиозным идеям вроде морали, смерти или загробной жизни;
- стремление коллекционировать бессмысленные предметы;
- одержимость сексуальными мыслями.[1]
3
Замечайте побуждения или компульсии. Детские компульсии могут проявляться по-разному дома и в школе. Симптомы можно ошибочно принять за плохое поведение. Взрослые часто принимают компульсии или реакции на обсессии за истерику и раздражение тем, что события развиваются не по сценарию ребенка. Симптомы непостоянны и могут изменяться с течением времени. В бытовых условиях могут проявляться такие побуждения:
- частые уборки в собственной спальне;
- стремление мыть руки и принимать душ чаще обычного;
- многократные проверки с целью убедиться, что дверь закрыта;
- необходимость постоянно передвигать и упорядочивать предметы;
- стремление произносить особые слова, повторять цифры или фразы перед делом, чтобы не допустить худшего развития событий;
- необходимость совершать действия в определенном порядке, сильное раздражение и гнев, если что-то нарушает заведенный порядок.
4
Замечайте скрытые признаки. Дети стараются скрывать свои навязчивые мысли и побуждения. Возможно, вы никогда не заметите вышеперечисленные симптомы. Существуют другие способы попытаться определить наличие ОКР. Среди прочих:
- нарушения сна, бодрствование до поздней ночи;
- раны и сухость ладоней из-за стремления часто мыть руки;
- повышенный расход мыла;
- беспокойство из-за микробов и болезней;
- увеличившееся количество вещей в стирке;
- стремление не соприкасаться с грязью
- снижение учебной успеваемости;
- просьбы повторять слова или фразы;
- ребенок проводит много времени в душе, долго укладывается спать или собирается в школу;
- повышенное беспокойство о безопасности семьи и друзей.[2]
5
Замечайте подобные симптомы в школе. Дети с ОКР могут вести себя в школе не так, как дома. В школе они могут скрывать или подавлять такие симптомы. Симптомы, которые заметны в школе, могут проявляться иначе. Например:
- Трудности при попытках сосредоточиться. Повторяющиеся навязчивые мысли мешают ребенку сконцентрироваться. Ему трудно следовать указаниям, начинать и завершать задания, проявлять внимательность на уроке.
- Замкнутость и закрытость от ровесников.
- Низкая самооценка.
- Притворство или внешне непослушное поведение по причине недопонимания между ребенком и ровесниками или персоналом школы. Ребенок может иметь склонность к необычному поведению, которое приводит к конфликтным ситуациям.
- Наличие затруднений в обучении, которые никак не связаны с ОКР.
Как оценить конкретные примеры поведения
1
Страх заражения. Некоторые дети с ОКР одержимы чистотой и боятся испачкаться, заразиться и заболеть. Они могут волноваться при тесном контакте лицом к лицу, бояться грязи, продуктов или некоторых мест и вещей, которые, по их мнению, являются антисанитарными или заразными. И хотя заметить навязчивые идеи бывает довольно сложно, следите за возможными побуждениями, которые могут возникать в результате одержимостью чистотой:
- Ребенок может избегать определенных мест, например общественных уборных, или определенных ситуаций, напримере общественных мероприятий, из страха заразиться.
- У ребенка могут возникать странные привычки. Например, он может постоянно есть одни и те же продукты, поскольку считает их безопасными.
- Ребенок может навязывать другим членам семьи свои ритуалы поддержания чистоплотности, чтобы обеспечить в доме максимальную чистоту.
- У ребенка могут возникать побуждения, внешне противоположные одержимости чистотой. Так, он может отказываться принимать ванну из страха подцепить инфекцию.[3]
2
Чрезмерное стремление к симметрии, порядку и точности. Некоторые дети с ОКР одержимы симметрией и порядком. Им необходимо выполнять действия “правильно” и располагать вещи в “правильном” порядке. В результате:
- У ребенка может выработаться очень точный порядок того, как нужно брать в руки, размещать или выравнивать предметы. При этом он всегда строго следует определенному ритуалу.
- Неправильное расположение предметов может вызывать сильную тревогу, приступы паники или опасения, будто произойдет что-то ужасное.
- Ребенку бывает трудно сосредоточиться на домашнем задании или других делах из-за того, что он постоянно думает о посторонних вещах, которые кажутся окружающим несущественными.
3
Необходимость обеспечить безопасность близких людей. Дети с ОКР часто зациклены на том, что они или их близкие находятся в опасности. Такая одержимость может проявляться в разных компульсивных поступках:
- ребенок стремится к чрезмерной опеке своих близких и друзей;
- ребенок многократно проверяет замки, электрические и газовые приборы с целью убедиться, что никому не угрожает опасность;
- ребенок может несколько часов в день уделять своим ритуалам, которые призваны обеспечить безопасность близких ему людей.
4
Навязчивые идеи причинить намеренный вред. У детей с ОКР могут возникать насильственные мысли, в результате чего они начинают бояться, что такие идеи одержат верх и будет причинен вред себе или окружающим. Ребенок начинает ненавидеть себя или считать плохим человеком. В результате:
- Ребенка может одолевать чувство вины. Он будет стремиться получить прощение, признаваться в своих мыслях другим, искать доказательства своей любви и привязанности.
- У ребенка может возникать эмоциональное истощение и фиксация на подобных мыслях. И хотя такие тревоги часто не имеют внешних проявлений, обращайте внимание на признаки сильного беспокойства, подавленности или утомления.
- Ребенок может регулярно рисовать или описывать сцены насилия.
Как разобраться в особенностях обсессивно-компульсивного расстройства
1
Ознакомьтесь с детским ОКР. От ОКР страдает больше детей, чем предполагает большинство из нас. По заявлению директора Центра лечения детского ОКР и тревожности в Филадельфии, более миллиона детей в США имеют ОКР. Это значит, что расстройство затрагивает каждого сотого ребенка.
- В отличие от взрослых, дети не осознают собственную проблему. Вместо этого они стыдятся своих повторяющихся мыслей или действий и опасаются, что они сходят с ума. Именно по этой причине многие дети стесняются рассказать о проблеме взрослым.
- В среднем ОКР проявляется в возрасте 10,2 лет.[4]
- Расстройство в равной степени затрагивает мальчиков и девочек.[5]
2
Поймите суть навязчивых идей. Одним из элементов обсессивно-компульсивного расстройства является склонность к обсессиям — стойким или повторяющимся мыслям, образам, идеям или порывам, которые многократно возникают в сознании человека. Ребенок не способен избавиться от мыслей, которые кажутся ему все более реальными. Нежелательные мысли могут пугать, а если пустить ситуацию на самотек, то ребенок будет беспокоиться и отвлекаться, из-за чего он начнет производить впечатление психически неуравновешенного человека.[6]
- Такие мысли порождают множество сомнений.
- Такие мысли могут говорить ребенку, что с близким ему человеком произойдет что-то плохое.
3
Поймите суть побуждений. Вторым элементом ОКР является склонность к компульсивному поведению. Компульсии — это часто повторяющиеся и устойчивые поступки или действия, которые помогают человеку снизить тревожность, отогнать от себя плохие мысли или чувство страха.[7] Ребенок может совершать такие действия психически или физически. Они часто становятся реакцией на обсессии, помогают ослабить страх и превращаются в устойчивые привычки.
- В целом компульсии проще заметить — родители не всегда знают, о чем думает ребенок, но при должной наблюдательности компульсивное поведение можно распознать.
4
Важно понимать, что ОКР — это не просто временное явление. Некоторые родители могут счесть симптомы ОКР временным явлением. Также они нередко полагают, что дети намеренно балуются, чтобы привлечь внимание. В случае с ОКР дело обстоит иначе. ОКР — это неврологическое нарушение.[8]
- Родители не виноваты в том, что у ребенка ОКР, поэтому не нужно винить себя.
5
Другие расстройства, которыми может сопровождаться ОКР. Кроме ОКР у ребенка могут иметься другие психические расстройства. Как правило, ОКР сопровождается еще одним расстройством. Это может быть тревожное расстройство, депрессия, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства пищевого поведения, аутизм или синдром Туретта.
- Существуют другие расстройства, которые можно спутать с ОКР: телесное дисморфическое расстройство, патологическое накопительство, трихотилломания (выдергивание волос) и дерматилломания (повреждение кожи).[9]
Как получить поддержку
1
Открыто поговорите с ребенком. Ребенок может не знать о своем расстройстве или бояться поговорить с вами, поэтому нужно проявить инициативу. Задавайте вопросы о поведении ребенка в определенных ситуациях и внимательно слушайте ответы.
- Помните, что ребенок пойдет на контакт только при уверенности, что ему ничего не угрожает. Говорите теплым и понимающим тоном, чтобы не испугать ребенка.
- Например, скажите: “Ваня, я заметила, что ты так часто моешь руки, что они стали красными. Ты не расскажешь мне, почему тебе нужно часто мыть руки?”, — или: “Ты столько времени расставляешь игрушки. Расскажешь мне про свой особенный порядок и почему он так важен для тебя?”.
2
Общайтесь с учителями, друзьями и воспитателями ребенка. ОКР обычно проявляется у детей школьного возраста, поэтому сторонние наблюдения станут ценным источником информации. Вне дома ребенок может оказываться в разных ситуациях, что приводит к другим навязчивым идеям и побуждениям, которые возникают вдали от вас.
3
Обратитесь к врачу-психиатру или психотерапевту. Если вы пришли к выводу, что у вашего ребенка может быть ОКР, то следует как можно скорее обратиться к врачу, чтобы узнать диагноз и правильный курс лечения. Не ждите, пока ситуация разрешится сама по себе, иначе проблемы лишь усугубятся. Врач может оказать необходимую помощь.[10]
- Обсудите план лечения с врачом или психологом. Также важно подготовить план действий для всей семьи и обеспечить взаимную поддержку.
- Перед походом к врачу записывайте поведение ребенка в дневник. Записывайте действия и поступки, продолжительность действий и другие важные аспекты. Это поможет поставить более точный диагноз.[11]
4
Изучите варианты лечения. Готового рецепта не существует, однако когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и лекарства могут ослабить симптомы. При надлежащем подходе ребенку будет проще жить с расстройством.
- Среди препаратов для детей можно назвать селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), [12] которые обычно хорошо переносятся пациентами, хотя половина пациентов реагируют на такое лечение только частично. Среди препаратов с меньшим количеством побочных эффектов можно выделить флуоксетин (прозак), флувоксамин (феварин), пароксетин (паксил) и сертралин (золофт). Золофт, прозак и феварин могут применяться для детей с 6, 7 и 8 лет соответственно. Детям старше 10 лет также могут выписывать кломипрамин, но это средство может иметь сильные побочные эффекты и повышает риск сердечных приступов.[13]
- КПТ помогает детям осознать свои мысли и действия.[14] Также предлагаются альтернативные варианты поведения в подобных ситуациях. Ребенок начинает вести себя иначе и мыслить в позитивном направлении.
- Иногда возможна терапия в условиях школы. Она помогает детям выполнять школьные задачи, соответствовать учебным требованиям и общественным ожиданиям.
5
Найдите группу психологической поддержки для себя. Воспитывать ребенка с психическим расстройством бывает непросто, а люди со схожей ситуацией помогут вам не чувствовать себя в одиночестве и один на один с проблемой.
- Важно принимать участие во всех доступных вспомогательных сеансах для родителей и сеансах семейной терапии, чтобы лучше контролировать ситуацию. На таких сеансах можно узнать советы по воспитанию, разобраться с накопившимися чувствами и узнать рекомендации для всей семьи.
- Спросите у детского психиатра или психотерапевта о группах поддержки для родителей или найдите местные группы в интернете.
- Также существует горячая линия помощи при ОКР.
Советы
- Если у ребенка наблюдается обсессивно-компульсивное поведение, то вам также потребуется помощь. Найдите группу психологической поддержки и общайтесь с другими людьми, которые столкнулись такой проблемой.
- Важно помнить, что психическое расстройство не должно становиться причиной смущения или стыда, как и необходимость лечения при расстройствах вроде ОКР. При диабете или эпилепсии люди обращаются к врачу, верно? Ситуация с ОКР ничем не отличается.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 35 600 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник