Очень скромный ребенок 3 года

Очень скромный ребенок 3 года thumbnail

Когда в семье растет очень скромный и застенчивый ребенок, многие родители не придают этому большого значения. Ведь им такой сын или дочь не создает особых хлопот. Ребенок, как правило, послушный, спокойный, в домашней обстановке вполне адекватный. Если родители оставят без внимания огромную стеснительность своего чада, то это негативно в дальнейшем скажется на его жизни.

застенчивый ребенок как помочь

Как следствие, может возникнуть плохая успеваемость в школе, отсутствие друзей, неуверенность в себе. Не реализованными останутся профессиональные качества и таланты. Также очень скромный и застенчивый ребенок, повзрослев, может превратиться в алкоголика или наркомана. Поэтому родители должны помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе. Если в вашей семье очень скромный и застенчивый ребенок, то эта статья будет Вам полезна.

Очень скромный и застенчивый ребенок. Как помочь?

Признаки чрезмерной застенчивости и стеснительности у ребенка

В привычной обстановке застенчивый ребенок вполне адекватен. Однако, всё незнакомое в жизни вызывает у него чувство тревоги и страха. Чтобы избежать таких эмоций, скромный ребенок погружается в свой внутренний мир и становится закрытым для остальных людей. Родители должны внимательно понаблюдать за своим чадом и обратить внимание на следующие признаки:

  • опущенный взгляд
  • тихий голос
  • сутулость
  • покраснение лица
  • повышенное потоотделение
  • дрожь в теле
  • одышка (небольшая)

Если при общении с другими детьми или взрослыми у Вашего ребенка наблюдаются перечисленные признаки, то это говорит о его чрезмерной застенчивости и стеснительности. В таком случае необходимо предпринимать меры. Поскольку в детском возрасте побороть робость значительно легче. Если этого не сделать, то негативный отпечаток останется на событиях в жизни ребенка. В более старшем возрасте он будет подвержен депрессивным состояниям, нервным срывам и психическим расстройствам.

Чтобы понять, как помочь ребенку преодолеть застенчивость и скромность, надо разобраться в причинах появления таких качеств.

Очень скромный и застенчивый ребенок

Как преодолеть застенчивость ребенка?

Как преодолеть застенчивость ребенка? Для начала определите, какая именно причина привела к ее появлению . Проведите спокойный и доброжелательный разговор с ребенком. Если Вы обнаружили, что застенчивость является наследственным качеством, то расскажите сыну или дочери о том, как Вы с этим боролись. Через какие трудности Вам пришлось пройти и какой положительный опыт Вы получили.

  1. Не навешивайте ярлыки на сына или дочь. Не надо говорить ребенку что-то типа: “ты у меня тихоня, скромняга”, “да ты ничего не можешь, ты бездарность, неумеха”.
  2. Проявляйте сочувствие к ребенку, уделяйте внимание его проблемам. Налаживайте контакт и выстраивайте теплые отношения.
  3. Объясните своему чаду, зачем ему нужно общение. Какие плюсы есть у тех, кто умеет устанавливать контакты с другими людьми.
  4. Подбадривайте ребенка, поддерживайте, когда он пытается завести новое знакомство. Причем родители должны научить сына или дочь тому, как начинать разговор с незнакомым человеком, а также как заканчивать беседу. Это нужно показать на собственном примере.
  5. Отрабатывать навыки знакомства и общения застенчивому ребенку будет лучше с детьми, которые младше его по возрасту. В компании таких детей скромняге будет проще себя проявить.
  6. Обозначьте для ребенка реалистичные цели: завести новое знакомство во дворе, поиграть со сверстниками, выступить перед детьми.
  7. Поиграйте с ребенком в ролевые игры. В них Вы можете разобрать ситуации, в которые боится попасть Ваш ребенок. Например, Вам предстоит пойти на праздник с ребенком, куда приглашены многие незнакомые люди. В игре обыграйте то, как ребенок себя будет чувствовать и вести на мероприятии. Выучите с ребенком стандартный набор фраз типа: “Как дела”, “Давай вместе поиграем”, “Давай поменяемся игрушками”, “Мне нравится, как ты выглядишь”

Не нужно надеяться, что ребенок из скромного и неуверенного в себе за несколько часов (дней) станет смелым и раскрепощенным. Это дело не одной недели и даже не одного месяца. Здесь нужна постоянная работа и родителей, и их ребенка. Если Вы перепробовали разные методы и не увидели никакого эффекта, то обратитесь за консультацией к хорошему психологу.

Источник

Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.

Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Читайте также:  Ребенок 3 года сколько калорий

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция —  «даже не буду пробовать, все равно не получится».

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

Дайте ребенку право слова

Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

Читайте также:  3 года ребенку кашляет месяц

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Очень скромный ребенок 3 года

Источник

Содержание:

  • Как воспитать буку
  • Громче воды, выше травы
  • На стороне ребенка
  • Играйте дома в шумные игры
  • Есть контакт!
  • Учим плохому

Застенчивый ребенок — педагогическое фиаско, думают многие родители. И их можно понять: сегодня малыш отказывается прочитать стишок перед гостями, завтра он опозорится на утреннике в саду, а через 10 лет не сможет связать двух слов на вступительных экзаменах в вуз. Попытки расшевелить скромников обычно дают обратный результат. Как же быть?

Как воспитать буку

Возможно, вы удивитесь, но застенчивыми не рождаются — ими становятся. Можно выделить четыре основные стратегии воспитания, способствующие развитию у ребенка этого качества.

1. Военная дисциплина. Жесткий контроль — залог того, что малыш вырастет робким и пассивным. Каждое замечание родителя внушает крохе мысль о незначительности или даже неадекватности собственных поступков. Почти полвека назад американский психолог Мартин Селигман провел любопытный эксперимент на собаках. Животных били слабым разрядом электрического тока, при этом лишив их возможности убежать. Через некоторое время шанс спастись у собак появлялся, однако они по привычке продолжали бездействовать. Подобное поведение называется «синдромом выученной беспомощности», и, к сожалению, оно характерно не только для четвероногих.

Если малыш постоянно слышит отрывистые команды «Не бегай!», «Не трогай!» и т.д., то он бессознательно делает заключение, что взрослые не одобряют любые проявления его любознательности и активности, и в результате перестает их демонстрировать. Всякая попытка родителя подбодрить тихоню воспринимается при этом как очередной акт контроля. Знакомая сценка: застывший с подарком в руках робкий малыш оказывается под перекрестным огнем советов — как открыть коробочку, что сказать щедрым гостям и т.д. Виновник переполоха отлично знает, что будет, если он на глазах взрослых неаккуратно развернет упаковку, поэтому еле слышно лепечет «спасибо» и скрывается в своей комнате.

Работа над ошибками. Родителям-военачальникам следует принять к сведению: нельзя упрекать чадо в застенчивости и одновременно требовать от него послушания! Противоречие устраняется путем увеличения количества ситуаций, в которых действует принцип: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Рисовать на обоях? Пожалуйста! Только не на тех, которые на стене, а на остатках рулона, расстеленных на полу. Шлепать по лужам, поднимая фонтаны брызг? На здоровье, но исключительно в резиновых сапогах. Малыш быстро осознает, что, соблюдая разумные меры предосторожности, можно реализовать любую идею.

2. Яблочко от яблони. Если родители привыкли сдерживать эмоции и сами не отличаются коммуникабельностью, ребенку просто неоткуда перенять навыки общения. При этом мамы и папы с «нордическим» характером часто склонны обвинять всех на свете в недостатке чуткости и внимания к их чаду. С одной стороны, они оказывают малышу эмоциональную поддержку, с другой — формируют у ребенка уверенность, будто мир настроен по отношению к нему недоброжелательно. Бывает, что родители намеренно ограничивают контакты малыша со сверстниками, стремясь уберечь его от всевозможных бед. Зимой нельзя ходить на детские представления, потому что там легко подцепить какой-нибудь вирус. А летом все гоняют на велосипедах и могут сбить нерасторопного карапуза, поэтому лучше гулять одному и в сторонке. В результате умение общаться с ровесниками развито у ребенка примерно так же, как навыки ухода за слонами, — ведь и тех и других он видел на почтительном расстоянии от ограды детского сада или зоопарка.

Работа над ошибками. Если вы родитель-социопат, то «неча на зеркало пенять»! Вам совершенно необходимо расширить круг общения своего застенчивого чада. Придется пойти на жертвы вроде приглашения гостей и постараться сохранять улыбку просветленного, даже когда маленькие последователи Мамая будут устраивать скачки в коридоре. Почувствовав вашу искреннюю доброжелательность по отношению к другим детям (достижению нужного состояния хорошо способствует валерьянка), ребенок тоже сможет преодолеть зажим.

3. Марафонский бег. Активные и общительные взрослые, для которых не составляет труда расположить к себе кого угодно, просто не в состоянии понять всей глубины переживаний застенчивого отпрыска. Неужели так трудно сказать «здравствуйте» доктору в поликлинике или, например, попросить лопатку «вон у той девочки»? Да что он, издевается, что ли? Родители начинают действовать — и меры, которые они предпринимают, желая развить у ребенка коммуникативные способности, обычно весьма прямолинейны. Малыша записывают в студию актерского мастерства, заставляют выступать перед публикой и самостоятельно решать конфликты со сверстниками. Особенно туго приходится тем детям, чьи папы и мамы сделали успешную карьеру. Бойкому папе-адвокату, к примеру, становится не по себе при мысли о том, что его сын-тихоня в будущем не сможет достойно выступать на судебных заседаниях.

Работа над ошибками. Нужно признать за ребенком право на индивидуальные особенности характера. Умение кратко излагать мысли и заставлять окружающих ловить каждое слово, произнесенное негромким голосом, достойно уважения так же, как и способность заливаться соловьем. Поэтому вместо кружка сценической речи лучше отвести свою «мышку» на занятия по макраме. Если у чада возник конфликт со сверстниками, не бойтесь брать на себя функции советников и ни в коем случае не допускайте давления на малыша. При этом важно понимать, что грамотное посредничество — это когда вы громко повторяете обидчику то, что тихонько пробормотал ребенок, а не высказываете собственные замечания.

Читайте также:  Велосипед ребенку 3 года

4. Рафинированная среда. Мальчик или девочка в больших очках и с книжкой подмышкой — комический персонаж многих произведений. Как правило, воспитанием таких знаек занимается бабушка или родители, сами когда-то выращенные бабулями. Выходя за порог отчего дома, ребенок сталкивается с настолько непривычной средой, что ощущает полную дезориентацию. Допустим, мальчика ежедневно убеждают в том, что его курточка «немаркого» цвета, сшитая по лекалам эпохи застоя на Ивановской фабрике, — это эталон качества, а все, что производится сейчас, — сплошная синтетика.

Ребенок приходит в детский сад — и испытывает бурю противоречивых чувств, ведь все его ровесники так симпатично смотрятся в яркой «вредной» одежде.

Работа над ошибками. Чтобы приблизить малыша к реальности, взрослым придется пожертвовать значительной частью своих жизненных установок. Рассказывая карапузу о чем-либо, следует подчеркивать, что существуют самые разные мнения — и все они имеют право на существование. Скажем, одни мамы гуляют с ребенком в любую погоду, чтобы он рос закаленным, а другие в дождь и снег сидят дома, но в результате в обеих семьях дети растут здоровыми. Узнав о том, что «правильных» вариантов развития событий может быть несколько, малыш избавится от настороженности.

Диагноз: хронически застенчив
Застенчивость — это не ветрянка, которая никогда не возвращается после выздоровления. Родителям нужно приготовиться к тому, что их с трудом раскрепостившийся малыш столкнется с этой проблемой и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни. Опрос, проведенный американским психологом Филиппом Зимбардо, показал: более 80% взрослых отмечают, что в один из периодов своей жизни были застенчивыми, около 40% считают себя такими в настоящее время, а примерно 25% говорят, что «хронически застенчивы». Можно сделать вывод: опыт преодоления внутренних барьеров, полученный в детстве, обязательно пригодится ребенку в будущем.

Громче воды, выше травы

Застенчивость — «недуг», который следует лечить симптоматически. Взгляд исподлобья, тихий голос, упрямое молчание или пунцовый румянец — все это защитные барьеры, возводимые ребенком для обороны от внешних воздействий. Эту баррикаду нужно аккуратно разобрать на дощечки, чтобы потом использовать их для строительства мостиков, соединяющих малыша и его окружение.

На стороне ребенка

Многие взрослые ошибочно полагают, что застенчивость — это следствие низкой самооценки. Ничего подобного! Ребенок считает себя хорошим, просто сомневается в том, что другие относятся к нему положительно. Чрезмерная обеспокоенность по поводу оценки его действий окружающими мешает малышу наслаждаться игрой или полностью погрузиться в содержание занятий. Он хочет общаться, ожидает похвалы, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение, ему страшно спонтанно проявлять эмоции. Так, например, на детском празднике тихоня может настороженно наблюдать за играми сверстников под руководством клоуна, наотрез отказываясь присоединиться. Когда же всех позовут к столу, малыш начнет плакать и требовать продолжения забав: ведь он только-только настроился на то, чтобы встать в хоровод! Доверять окружающим и не бояться собственных чувств невероятно сложно. В этом деле ребенку нужен надежный помощник — им будете вы.

Придумайте универсальную фразу, которой вы будете отвечать на замечания окружающих о застенчивости малыша. Например: «Ему нужно время, чтобы привыкнуть» или «Он просто не любит торопиться». Наследник должен быть уверен в том, что мама и папа всегда на его стороне.

Избегайте ситуаций, в которых ребенку приходится конкурировать с кем-либо. Если же вы хотите, чтобы малыш принял участие в соревнованиях, выступайте вместе с ним, одной командой. Добиваясь от чада послушания, не сравнивайте его поступки с поведением других детей.

Не отговаривайте карапуза, если он хочет попробовать что-то новое, даже если непривычные впечатления, на ваш взгляд, связаны с риском потерять время, испачкаться и т.д.

У робкого ребенка есть причины не доверять людям. Ведь они могут и обзываться!

Играйте дома в шумные игры

Пусть малыш бегает, кричит, корчит рожицы и делает другие «ужасные», с точки зрения соседей снизу, вещи. Так тихоня научится свободно выражать эмоции и отрепетирует свое поведение для будущих аналогичных забав со сверстниками.

Подчеркивайте свой интерес к процессу, а не к результату, приступая к какому-либо занятию. Допустим, если вам нужно слепить слона, предложите малышу проверить, хорошо ли мнется пластилин, как сочетаются цвета и т.д.

Есть контакт!

Ограничивая себя в общении, застенчивый ребенок попадает в замкнутый круг, поскольку не получает необходимого опыта, который в дальнейшем поможет ему находить выход из сложных жизненных ситуаций. Важно объяснить скромняге, как правильно устанавливать контакты с людьми.

Научите малыша смотреть собеседнику в глаза Скажите, например, что у него замечательные глазки, и всякому приятно, разговаривая, глядеть на такую красоту. И другим людям, кстати, тоже нравится, когда обращают внимание на их глаза. Чтобы закрепить навык, играйте с ребенком в «гляделки».

Придумайте вместе несколько фраз, которыми удобно начинать и заканчивать разговор. Используя игрушки, разыграйте по ролям ситуации, в которых малыш чаще всего теряется. Пусть кукла будет, например, строгой воспитательницей, а заяц — испуганным учеником. В процессе игры полезно поменяться привычными ролями, чтобы маленький скромник почувствовал себя на месте бойкого взрослого. Для отработки навыков ведения беседы воспользуйтесь помощью друзей и родственников — пусть время от времени говорят с деткой по телефону.

Отправляясь в незнакомое место, подробно и увлеченно рассказывайте ребенку о том, что ему предстоит увидеть, с кем нужно будет общаться.

Поощряйте общение своего тихони с младшими детьми или с такими же застенчивыми ровесниками. С ними малыш быстро привыкнет ощущать себя в безопасности во время разговора.

Учим плохому

Нельзя игнорировать тот факт, что у робкого ребенка все-таки есть причины не доверять людям. Ведь они могут кричать, обзываться и даже бросаться песком! Поэтому важно предоставить в распоряжение малыша достойный арсенал защитных средств.

Разрешите ему давать сдачи обидчику. Само собой, детей нужно приучать «разрешать конфликты словами». Но совершенно очевидно, что данную воспитательную функцию ребенок не должен брать на себя в тот момент, когда его лупят.

Научите малыша обзываться. Уточнение номер один: только в ответ на обидные слова другого ребенка. Уточнение номер два: никакой грубой брани, ни боже мой! Достаточно придумать смешные, но неприятные прозвища: Лейкин — Бармалейкин, Иванов — «съел сто блинов». Хорошенько поупражнявшись дома в подобном словотворчестве, ребенок быстро отучит обидчиков дразниться.

Коррупция проникла и в ряды дошкольников. Подкуп — старый как мир способ вызвать к себе более доброжелательное отношение. Пусть ребенок время от времени угощает одногруппников в детском саду конфетами, дарит им наклейки и прочую ерунду. Освоившись в роли бескорыстного дарителя, можно переходить к легкому шантажу, обменивая сласти и фантики на равноценные сокровища. Бурная обменная деятельность — прочный фундамент для детской дружбы.

Про лимон и лимонад или как извлечь выгоду из застенчивости
Дано: детский сад, кто-то из детей принес в группу умопомрачительную машинку, остальные прыгают вокруг счастливца, надеясь, что и им удастся прикоснуться к мечте. Ваш бы, конечно, тоже не отказался, но держится в сторонке. Стратег! Пока все создают ажиотаж вокруг одного единственного автомобильчика, все прочие куклы, мишки и зайчики скучают на полках, а значит, можно вволю наиграться с этим богатством.
Дано: кабинет врача, доктор уже полчаса безрезультатно уламывает маленького пациента сказать «а-а-а». Пусть наследник стоит на своем, то есть упрямо сжимает губы и не раскрывает рта, — по крайней мере, до тех пор, пока доктор не подарит ему деревянную палочку, цилиндр от шприца, обрезок капельницы и… Что тут у вас еще ценного? (Подсказываем — стетоскоп и зеркальце!)
Совет на все времена. Взгляд, полный слез, мольбы и робкой надежды, прошибет любую, даже самую строгую воспитательницу. Пример для подражания — Кот в сапогах из мультика про Шрэка. Главное, чтобы ребенок не слишком часто обращал против вас это безотказно действующее «оружие».

Мария Баулина

Источник