Очень пугливый ребенок 2 года
Я бы рассматривала этот страх как признак неполноты во взаимоотношениях.
Чего-то не хватает.
И то, чего не хватает, пугает, хотя это ложный страх…
25.09.2003 15:45:40, Элла Прокофьева
Еще вот эту стать можете почитать:
Таблица нормы детских страхов и методы борьбы с неврозом страха
https://www.eti-deti.ru/st_neadekvat_5.html
Хотя я напоминаю, что нам, например, два ЛОРа сказали, что вполне возможно, что ребенок физически слышит гораздо громче остальных и это больно.
26.09.2003 14:26:21, Инта
Пока Элла не ответила, порассуждаю по-мамски, раз уж меня это каким-то образом коснулось.
Есть такое понятие как «тревожные дети». Бывает тревожность ситуативная, она имеет за собой вполне понятную причину, она естесвенна. А есть тревожность как свойство личности ребенка. Цитатка: «Главное, чтобы тревожность не стала личностной чертой ребенка. Такие люди постоянно неуверены в себе и своих решениях, все время ждут неприятностей, эмоционально неустойчивы, мнительны, недоверчивы»
Есть очень много статей на эту тему. Можете просто набрать в яндексе что-то типа «причины детских страхов».
Вот еще одна цитатка: «Что же делать, если ребенок тревожный? Конечно, каждый случай индивидуален, и избавляться, прежде всего, нужно от истинных причин тревоги. Самый же общий совет — в каких бы формах не проявлялась тревожность ребенка, надо повышать его самооценку, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявление любви, предоставить ему полную свободу проявления любой инициативы. И не ждите, что ребенок тут же воспрянет духом — он слишком тревожен, чтобы сразу поверить в свою свободу и суметь ею воспользоваться. Возможно, что первые его инициативы будут весьма Вам неприятны или направлены против Вас. Это естественно, потому что ребенок таким образом проверяет Вас на честность в отношениях — не передумаете ли Вы, не подвох ли это? Необходимо остаться верным демократической позиции, суметь окружить ребенка доброжелательными, ничего не требующими от него людьми, которые в то же время увлечены каким-то делом.»
Это я все к вашему «она не жалуется, она просто пугается».
Подумайте, можно ли вашу девочку назвать тревожной? Если да, то можете поробовать снять эту тревожность.
Вот еще цитатка: «Нет ничего страшнее для малыша, чем лишится родительской любви. Вследствие этого у ребенка возникает постоянное чувство вины, неуверенности, страха перед родителями. Он становится замкнутым, боится незнакомых людей, учителей, его пугает одиночество. Ему страшно оставаться одному в темной комнате, он боится больших коллективов, отказывается идти в детский сад. Вполне вероятно, что подобным образом ребенок не только проявляет свои страхи, но и просто пытается привлечь внимание родителей, заслужить их любовь.»
А книжку Росса Кемпбела все равно можно почитать. Ее можно скачать в электронном виде. Многое объясняет. Там говорится о том, что безусловно почти все родители очень любят своих детей. Но часть из них просто не умеет показывать свою любовь так, чтобы это почувствовал ребенок. Эта книга учит, как конкретно заверить ребенка, что он безусловно любим 🙂
26.09.2003 13:59:12, Инта
большое спасибо, книгу прочту, и постараюсь объективно оценить свои отношения с ребенком. Хотя…не вижу я, честно говоря, что она недополучает любви. Любая инициатива приветствуется, любое достижение хвалится. В этом плане я себя упрекнуть не могу. Возможно причина в более раннем детстве. Она была проблемным ребенком (в плане неврологии), ее сильно оберегали, бабушка вообще была привержена тактике — ка бы чего не вышло. Но уже достаточно давно я веду со свекровью работу в этом направлении. Вижу, что результат есть.
Огромное Вам спасибо за советы.
26.09.2003 15:20:18, Маняша
Источник
Малыш смущается при виде чужих людей и боится незнакомых мест. Он сторонится даже знакомых по детской площадке. О том, что отвести его в сад, не может быть и речи: при виде воспитательницы, окруженной детьми, он начинает рыдать. Что делать родителям?
- Не спешите бить тревогу. Дети до трех лет часто боятся разных вещей – темноты, высоты, воды, оживленного движения вокруг. Неестественно как раз полное отсутствие страха. Есть дети – участники игр, а есть дети – наблюдатели. Не вытаскивайте последних из угла, в который они забились: так вы лишите малыша чувства защищенности.
- Иногда малышу просто необходимо побыть одному, увлеченно рисовать, лепить, рассматривать картинки. Ребенок не должен всегда находиться в движении и общении со сверстниками. Если он при желании свободно говорит с посторонними, играет с другими детьми, когда хочет, у него нет причин волноваться. Ребенок развивается «скачкообразно»: застенчивый в 2 года малыш к трем может стать настоящим сорванцом, и наоборот.
- Не будьте чрезмерно строгими. Особенно эти грешат отцы, которые редко видят наследника и спешат излить на него весь комплекс воспитательных мер в выходные. Не только девочкам, но и мальчикам нужна своя порция любви, ласки, объятий и поцелуев. В противном случае однажды сынишка рискует превратиться либо в настоящего хулигана, отыгрывающегося на сверстниках, либо в забитого недотепу.
- Вы знаете, какие ситуации могут испугать малыша. Готовьтесь к ним заранее.
- Не озвучивайте страхи малыша ( «На площадке много детей, я знаю, как ты боишься, давай повернем обратно» ). Лучше предоставьте ему право выбора: «На площадке много детишек, если хочешь, ты можешь прямо сейчас повернуть обратно». Не исключено, что желание играть в песочнице пересилит, и он победит свою застенчивость.
- Не будьте чрезмерно подозрительны. Если в вашей речи, обращенной к ребенку, постоянно звучит рефрен «не обидел ли кто детку» малыш это почувствует, и в дальнейшем будет относиться к окружающим как к злоумышленникам.
- Не избегайте страхов. Многие родители, желая избавить дитя от пугающих ощущений, устраняют саму ситуацию, которая порождает страх. Это главная ошибка. Чтобы избавиться от дискомфорта, ребенок должен оказаться в пугающей ситуации и научиться преодолевать свой страх. С вашей, конечно же, помощью.
- Защищайте его, доверие ребенка – штука хрупкая. Поэтому не заставляйте малыша самостоятельно преодолевать страх и тем более не высмеивайте его, если он испугался. Даже если в угоду вам малыш и постарается «исправиться», он никогда не научится доверять окружающему миру всецело. Ребенок должен постоянно ощущать вашу поддержку и защиту.
- Не торопитесь. Детям намного легче преодолевать свой страх, если родители будут медленно и постепенно знакомить его с ситуацией, которая может вызвать панику.
- Тренируйте общительность. Рано или поздно ребенка придется отдавать «в общество»: садик, секцию или кружок. Чтобы приучить малыша к шумным компаниям, чаще бывайте на детских площадках, знакомьтесь с другими детьми. Сделайте коллективное фото «детсадовских коллег»: вечером сможете обсудить товарищей вместе с ребенком.
- Дети рождаются открытыми миру, любопытными и готовыми познавать. Застенчивость – не врожденное их свойство, а приобретенное в процессе общения с окружающими. Обычно застенчивыми бывают «домашние» детки, которых ограждают от «сложностей мира». Поговорите с родными и близкими, которые составляют круг вашего общения. Возможно, они и не подозревают о страхах вашего малыша. Ваша задача – все им объяснить и научить себя вести при столкновении с детским страхом.
- Ходите в гости. И зовите в гости к себе семьи с маленькими детьми, которые могут стать товарищами вашему пугливому «зайчишке».
В большой компании
Разрешите малышу вести себя так, как ему хочется. Реакция малыша на пугающее окружение может быть различной. Попросите тех, кто рядом, не замечать выходки ребенка. Если вы позволите малышу побыть вне толпы, понаблюдать, вскоре его природная любознательность пересилит застенчивость, и он сам выступит инициатором диалога и вольется в игру.
Источник
Страхи и мнительность формируются в течение всей жизни. Их вызывают те или иные события в жизни человека. Есть несколько видов страха: безусловные, которые заложены самой природой для самосохранения (страх высоты, например), и условные, появляющиеся после отрицательного опыта. Но родители зачастую усугубляют самостоятельное осознание страхов у ребёнка, добавляя ему своих.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Вредный совет №1. Каждый день повторяйте, что ребёнка непременно украдут (заберёт милиция, тетя, дядя, бабайка), если он не будет слушаться.
Это самое распространённое действие со стороны мам и бабушек. Наверняка, вы сами не раз слышали, идя по улице, как бабушка стращает малыша подобными «забирайками». Иногда ещё и пальцем на дядю покажут. А тут и сам дядя начнёт говорить, что заберёт, поддерживая неуместную «шутку». Эта честь часто выпадает пожилому незнакомому старичку, которого малыш обязательно испугается.
А теперь представьте, какой стресс испытает малыш. Нам взрослым это кажется игрой, а у ребёнка стойко вырабатывается страх. Такое поведение взрослого сильно портит отношения с ребёнком и снижает доверие к родителям.
Вредный совет №2. Если ребёнок высказывает свой страх, не надо его успокаивать.
Зачастую родители не обращают внимание на страхи ребёнка, успокаивая себя, что с возрастом это проходит. Дорогие взрослые, вспомните себя! Каждый ребёнок боится монстров под кроватью. И вместо того, чтобы уйти, оставив ребёнка наедине с темнотой, лучше создайте добрую сказку. Дайте мягкую игрушку и скажите, что она его будет охранять, или поведайте по секрету, что у вас есть секретное оружие от монстров, и вы обязательно защитите своего малыша. Даже аскорбинка на ночь с присказкой, что сладких детей монстры не едят, поможет!
Примерно так же обыгрываются и остальные страхи. Не оставляйте их без внимания. А если страхов у ребёнка ни один и ни два, то тут лучше обратится к психологу, так как это признак повышенной тревожности.
Вредный совет №3. Чаще рассказывайте о криминальных новостях, которые происходят в мире.
Следите за своими разговорами и за медиа. Не нужно ребёнку знать, что происходит в мире. Кадры по телевизору и рассказы с элементами насилия лишний раз взбудоражат впечатлительного ребёнка. Конечно, в эпоху цифровых технологий очень тяжело уберечь от лишней информации. Старайтесь хотя бы минимизировать это воздействие: следите, во что ваш ребёнок играет или что смотрит в интернете (да-да, дети 4-5 лет отлично справляются с видеохостингами и браузерами, ведь есть голосовой поиск).
Вредный совет №4. Обязательно одёргивайте его от чего-то нового, не позволяйте ничего делать, а то, не дай Бог, что-то случится.
Этим синдромом страдают мамы с гиперопекой. С возраста, когда дети только начинают ходить, мамаши-наседки с причитаниями и оханьями бегут к ребёнку, если тот споткнулся. А потом начинается: плавать нельзя – захлебнёшься, на лыжах кататься не пойдёшь – можно упасть и стать инвалидом, на качелях не катайся – лоб расшибёшь, и всё в таком духе. В итоге вырастает забитый пугливый человечек без возможности самореализации. В более позднем возрасте это может вылиться в конфликт с родителями, вплоть до того, что ребёнок будет делать всё вам назло, даже если это ему не надо. Ведь раньше у него не было возможности попробовать что-то новое. Не забывайте, что ваш ребёнок – личность, а не животное на привязи.
Чаще всего гиперопека возникает у взрослого, если у него самого повышенный уровень тревожности, возникший из-за травмирующих событий в прошлом (например, сложная беременность, сильное заболевание у ребёнка во младенчестве и т.д.). Это тоже своего рода страх, но уже страх родителя. Поэтому мамам тоже стоит иногда обратиться к психологу.
Вредный совет №5. Разрешайте смотреть мистику и ужасы, играть в страшные компьютерные игры – это же просто развлечение. Ничего страшного.
Как уже было сказано выше, тяжело оградить ребёнка от гаджетов в современном мире. К тому же в дошкольном возрасте у детей формируется потребность в страшилках, которые являются неотъемлемой частью развития детской психики, помогая в принятии такого понятия, например, как смерть. Вы ещё не раз услышите из уст ребёнка про гробик на колёсиках или чёрную руку, которых сами боялись в детстве.
Но современные каналы на видеохостингах кишат не только страшилками, но и шок-контентом, который разумеется детям не по возрасту. А компьютерные игры содержат большой процент насилия. Что делать в такой ситуации? От современности ведь никуда не убежишь. Что касается гаджетов, то у каждого провайдера есть услуга «Родительский контроль». Она убирает из поиска все материалы с маркировкой 18+. А если уж ваш ребёнок хочет сидеть за компьютером, то пусть играет в казуальные или аркадные двухмерные игры. 3D-игры даже не кровавые возбуждают психику ребёнка. Отсюда и плохой сон, и повышенная капризность.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Евгения Константинова, консультирующий психолог в интегративном подходе, автор видеоблога «Психология как наука»:
— То, насколько мы тревожимся, обусловлено не только психологией, но и физиологией. Примерно 30% людей страдают от повышенной тревожности из-за того, что их организм по ошибке слишком много сигналов извне воспринимает как потенциальную опасность. Поэтому если у вас ребёнок очень впечатлительный, то не стоит искать причины исключительно в своих действиях. Но в любом случае, конечно, нужно акцентировать внимание на том, как справиться с опасностью (реальной или потенциальной), а не игнорировать, высмеивать и прочее.
Несмотря на то, что эти советы вредные, ими всё равно пользуются мамы. Очень важно понимать грань между осторожностью и гиперопекой, спокойным отношением к страхам ребёнка и вниманием именно к тем проблемам, которые могут привести к фобиям. Конечно, мы не всегда можем понять, что действительно заботит малыша. Но и запугивать лишний раз его не стоит. Найдите время пообщаться с ребёнком, чтобы развеять сильные страхи и успокоить.
Как вам наши советы?
Поделитесь в комментариях!
Источник
В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего «я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребенок — родитель».
Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.
Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.
В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии — следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.
Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.
Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.
До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его «я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.
Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно «срабатывает» лучше всего — стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.
Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.
Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.
Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.
Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.
Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.
В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.
Осознавая свое «я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.
Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.
Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками или дома «тиран», а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.
Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.
И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все «пробовать на язык» естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.
В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.
Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе «плохих» детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.
Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.
Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.
Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.
Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем — голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.
Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.
Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.
Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.
Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).
К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.
Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.
Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я».
Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.
Источник