Очень подвижный ребенок 5 лет
РГДБ ТВ и лекторий «Как вырастить читателя?» продолжают публиковать видеолекции специалистов по детскому чтению. В этот раз представляем вам лекцию психолога, главного библиотекаря отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Натальи Малаховой «Подвижный ребенок: гиперактивность или норма развития».
Непоседливый, невнимательный, шебутной ребенок – это норма или диагноз?
Непоседливый, вертлявый, моторный, сверхподвижный, невнимательный, шебутной… как только ни называют «гиперактивных» детей.
«Лет 5-7 назад тема СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности – звучала очень громко в СМИ и интернете, а сейчас наступило затишье. Но почему? – спрашивает Наталья Малахова. – Ведь таких детей становится всё больше. И эта проблема касается не только нашей страны, она давно стала международной».
По словам лектора, в мире давно и всерьез занимаются проблемой СДВГ, проводят исследования и конференции, пытаясь ответить на самый важный вопрос: «Что с этим делать – лечить или воспитывать?».
Наталья Малахова напоминает, что первый такой случай, вошедший в историю медицины под названием «Непоседа Фил», был описан более 160 лет назад. Немецкий врач Генрих Хоффман описал поведение маленького мальчика, который ни секунды не сидел спокойно.
«Поскольку симптомы очень вариативны, долгое время не было единого термина, – рассказывает психолог. – Название СДВГ появилось не так давно. И сейчас в этот синдром входят три основные составляющие: дефицит внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Не всегда они бывают в равной степени выражены, иногда даже чего-то не хватает, но синдром общий».
Психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Наталья Малахова.
Наталья Малахова подробно разбирает каждую составляющую.
Дефицит активного внимание – это когда ребенку сложно удерживать внимание. Дети могут задать вопрос, но тут же отвлечься, не дождавшись ответа. Они, как правило, не заканчивают начатое, часто теряют вещи, забывают, куда идут, избегают заданий, требующих умственного напряжения. В психологии даже появился термин – отвращение к интеллектуальной деятельности.
Чем характеризуется двигательная расторможенность? Мы все видели детей, которые постоянно ёрзают, извиваются, не могут усидеть на стуле. Как правило, они часто падают со стула. Проявляют признаки беспокойства и, как правило, очень говорливы.
Импульсивность – это нетерпеливые дети. Дети, которые не могут сдержать себя. Они прерывают других, не слушают до конца, не могут дождаться своей очереди, контролировать свои действия и соблюдать правила.
«Важно не путать СДВГ с обычной реакцией ребёнка на деятельность, которая ему не подходит по возрасту и уровню развития, – предупреждает лектор. – Нет смысла пытаться заинтересовать дошкольника тем, что придумано и составлено для школьного возраста, потому что дошкольник устроен по-другому и думает по-другому».
Ненормальная нагрузка и неправильные требования к ребенку, по словам психолога, могут вызвать у детей симптомы аналогичные симптомам СДВГ. Схожие симптомы могут проявляться при неврозах, напряжениях и в стрессовых ситуациях.
«У СДВГ есть три степени тяжести, и проявляется он примерно в 5-6 лет, – объясняет Наталья Малахова. – Если начать коррекцию в этом возрасте, то можно рассчитывать, что к 13-14 годам синдром уйдет. Если специальная работа не начата, то в подростковом возрасте эти дети попадают в группу риска, потому что процесс становится неконтролируемым».
Эти книги помогут родителям понять своего ребенка.
Чтобы поставить точный диагноз, обращает внимание специалист, данные симптомы должны проявляться у ребёнка не менее 6 месяцев.
«По поводу причин единого мнения нет, – говорит лектор. – Выделяют биологические, генетические и социальные факторы. К биологическим можно отнести влияние лекарств, еды, отравление токсинами и дефицит витаминов. К социальным – микроклимат в семье. Повлиять на ситуацию может и тревожность матери».
Многих родителей волнует вопрос, что происходит, когда такие дети попадают в школу?
Такой ребенок вертлявый, часто отвлекается и не до конца выполняет задание. Он очень демонстративный, то есть требует внимания, причем внимание это чаще всего достается ему в виде замечаний. И ребенок начинает привыкать к тому, что негативное внимание-замечание и есть заслуженное внимание. Он очень нетерпеливый, не умеет работать в команде. При этом с претензией на лидерство, но от лидерства только претензия, потому что они не умеют учитывать интересы других. Как следствие такие дети менее успешны в учебе и могут раздражать учителя или других учеников.
«Для ребенка получается очень сложная ситуация: с одной стороны, он демонстративен и активен, а с другой, тревожный, неуверенный и с низкой самооценкой», – объясняет Наталья Малахова.
На вопрос «Что делать?» единого ответа нет. В Америке, например, принят медикаментозный подход, а в Европе – комплексный, объединивший психотерапию и педагогику.
Общие рекомендации для родителей от Натальи Малаховой:
- Наблюдение у невролога.
- Позитивная модель отношения к ребенку. Наказывать таких детей почти бесполезно, а похвала и поддержка работают очень хорошо.
- Отказ от авторитарного контроля в пользу сотрудничества. Надо не следить за тем, что делает ребенок, а делать с ним вместе.
- Спокойные и последовательные отношения с ребенком. Требования к ребенку должны быть согласованы, правила стабильными и неизменными, инструкции короткими и четкими.
О том, как выстроить отношения со своим гиперактивным ребенком и помочь ему адаптироваться в обществе, Наталья Малахова подробно рассказывает в своей лекции в рамках Лектория «Как вырастить читателя?».
Источник
Практически все дети в в возрасте 4-5 лет и старше очень активны, это не является чем-то необычным. Многие родители в шутку называют детей гиперактивными, но в некоторых случаях в таких шутках есть немалая доля правды.
Что же такое гиперактивность: симптомы и признаки
На сегодняшний день на каждый 15 ребенок (от 4 до 9 лет) является гиперактивным. Заметить это удается не всем, точнее многие спихивают это на чрезмерную неусидчивость детеныша.
В некоторых случаях определить это можно с первых дней жизни. В это время нужно вспомнить о возможной гиперактивности если ваш ребенок:
- трудно засыпает, беспокойно спит;
- часто плачет, причем довольно голосисто и долго;
- чувствителен к звуку, пусть даже негромкому;
- очень подвижен — это может показаться естественным в таком-то возрасте, но чрезмерную активность заметить вполне возможно даже тем, кто стал родителями впервые;
- не может спокойно дослушать колыбельную или сказку, ему просто не хватает терпения, такой ребенок будет делать что угодно, но не сидеть на месте.
Именно такие дети чаще всего чудят что-то, переворачивают дом с ног на голову, не дают родителям покоя ни на минуту.
Стоит осознать, гиперактивный ребенок — это двойная ответственность, так как он гораздо больше подвержен риску опрокинуть на себя кастрюлю с кипятком или сделать что-то в этом роде.
Иногда родители видят в таком неизмеримом запасе энергии нечто положительное, но минусов все же оказывается больше чем плюсов и в большой степени это замечается когда ребенок идет в школу.
Движение — жизнь?
Проблема гиперактивности популярна среди школьников. Большой заряд бодрости отнюдь не значит, что ваш ребенок будет отлично учиться и совершенно не будет уставать.
Гиперактивным детям в школе не просто дискомфортно, им там плохо! И вот почему:
- усидеть на одном месте целых 45 минут — непостижимая задача для гиперактивного малыша, он будет в шоке от того, что рядом нет родителей, которые носятся за ним, а есть только строгая учительница, которая ругает за каждое движение;
- от таких детей добиться внимания практически невозможно, их внимательность рассеивается быстрее чем они успевают сесть за парту, от этого в большой степени страдает успеваемость гиперактивных детей, при этом их интеллект вполне может быть высоким;
- режим — нет ничего хуже для гиперактивного детеныша, нежели когда его заставляют следовать каким-то строгим правилам, ребенок тогда начинает попросту свирепствовать;
- отношения с одноклассниками у гиперактивных детей чаще всего не складываются, потому что из-за желания двигаться ребенок вовлекает в это и других детей, а потом получают все, соответственно, остальные делают вывод, что с таким ребенком дружить не нужно;
- именно такие дети больше всего страдают от учебы, потому что школа фактически лишает их радости жизни — движения!
Выходом может быть частное обучение, но лучше позаботиться о том, чтобы научиться успокаивать и смирять гиперактивного ребенка без ущерба его личности. Как? Об этом поговорим чуть позже.
Причины возникновения СДВГ
Прежде всего стоит заметить, что гиперактивность — это не просто черта характера или что-то подобное, это синдром, который по научному называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Зачатки его появляются еще во время беременности. Причиной СДВГ может быть:
- курение во время беременности;
- нарушения в период беременности (угроза выкидыша и другие нарушения, связанные с нехваткой плоду кислорода);
- тяжелые роды — слишком длительные или слишком быстрые;
- использование при родах дополнительных средств, к примеру, щипцов;
- имеет место и генетика.
Большинство этих причин можно ликвидировать путем заботы о своем здоровье. Причем речь идет о том, чтобы делать это не только в период беременности.
Как понять, что у вас гиперактивный малыш. Наши невнимательные дети.
Теперь более подробно поговорим о том, как распознать гиперактивного ребенка в разном возрасте и что не свойственно для таких детей:
- если вы думаете, что гиперактивный ребенок — это такой себе почемучка, вынуждены вас разочаровать, такой детеныш не задает сто один вопрос каждые полчаса, он вообще редко отвлекается на разговоры, для него гораздо важнее движение;
- вспыльчивость — одна из выразительных черт детеныша, имеющего синдром гиперактивности, его действия часто спонтанны и необдуманны, никогда не знаешь чего ожидать от такого ребенка в следующий момент;
- неловкость движений, у таких детей часто все выпадает из рук, они запросто могут опрокинуть весьма надежно расположенную на полке вазу или нечаянно вылить на себя тарелку с супом;
- агрессивность — также неизменное проявление гиперактивности, особенно острые проявления можно наблюдать когда родители пытаются успокоить ребенка и наконец усадить его на место;
- играть с игрушками — нет, это не для них, гиперактивным детям больше по душе ломать игрушки или рвать их, если речь идет о мягких мишках/слониках/утятах;
- заниженная самооценка, таким детям постоянно недостает внимания, потому что они требуют абсолютного внимания, а родители не могут 24 часа в сутки неизменно играть с ребенком и выполнять его капризы;
- даже сон у гиперактивных детей беспокойный, часто снятся кошмары.
Если эти признаки имеются у вашего ребенка, стоит задаться вопросом — нет ли у него СДВГ?
Процесс диагностирования гиперактивности у детей
Родители могут наблюдать лишь признаки синдрома, диагностировать СДВГ должен врач.
- Признаки гиперактивности у детей до года выражены неярко, и диагностировать расстройство в этом возрасте практически невозможно
- У детей дошкольного возраста. Для того, чтобы определить — действительно ли такой ребенок страдает гиперактивнотью, доктор должен собрать данные о том, как проходил период беременности и роды, также он должен быть уведомлен о всех болезнях малыша.
Как правило, врач также просит родителей составить некую характеристику их ребенка.
- У детей после 5-6 лет. В таком возрасте ребенок уже может выполнять различные тестовые задания, которые помогут доктору более подробно изучить сложившуюся ситуацию.
Существуют специальные приборы для того, чтобы рассмотреть синдром на физическом уровне. Такие обследования не несут для ребенка никакой опасности, но их результативность бесспорна.
После диагностирования доктор подберет методику лечения и медицинские препараты.
Что делать чтобы успокоить гиперактивного непоседу — советы психолога родителям
Как бы ни пугал родителей этот синдром, стоит помнить — выход есть всегда! Даже ребенка с явным переизбытком энергии можно успокоить.
Несколько рекомендаций родителям как вести себя с ребенком с СДВГ:
- Обнять. Довольно часто родители находятся просто вне себя от бешенства от очередной выходки детеныша, но ребенка можно и нужно понять, одним из лучших решений в напряженной ситуации будет просто обнять кроху — нежности много не бывает.
- Превратить жизнь в игру. Поиграйте с детенышем в игру, в которой создайте команду «Стоп!». Как только прозвучит команда «Стоп!», ребенок, что бы ни делал в этот момент, должен замереть на месте. Потом объявите, что такая команда будет действовать всегда, таким образом вы сможете предотвратить нежелательное действие ребенка одним лишь словом, просто нужно выработать привычку и сделать это интересным для детеныша.
- Интересные, но спокойные игры. Вы можете поиграть с детенышем в «Тигра на охоте», то есть ребенок должен сидеть тихо, выжидая жертву. И пусть даже это будет игра без четко оговоренных правил, главное, чтобы малыш увлекся.
- Поиграть с завязанными глазами. Предложите ребенку сделать что-либо с завязанными глазами, например, сложить пирамиду из кубиков или собрать эти же кубики в мешок. Завязанные глаза усложняют и замедляют действия, но в то же время занятие будет увлекательным. Включите свою фантазию и вы обнаружите что существует огромное количество предметов чем занять вашего непоседу. В 2 года им все в новинку и интерес ко всему огромнейший.
- Запеленать кроху. Возьмите одеяло и попробуйте запеленать ребенка, его возраст не имеет значения. Обмотайте его одеялом, смейтесь с ним, целуйте, покачайте, главное, чтобы ребенку понравилось.
Что стоит знать о том, как воспитывать гиперактивного ребенка
При воспитании гиперактивного ребенка следует учитывать некоторые особенности работы с ними. Родители должны понять, что им достался необычный ребенок, поэтому и подход к нему нужен неординарный.
Рекомендации, которые помогут в воспитании такого малыша:
- Правильно формулировать ограничения. Строго говорить с гиперактивным ребенком нельзя, ведь он все это воспринимает слишком остро. Вместо привычного «не ходи по лужам» можно сказать «давай пойдем по сухой дороге».
- Следить за временем. У гиперактивных детей плохо развито чувство времени, поэтому если перед ребенком стоит какая-то задача, за временем ее выполнения должны следить родители.
- Не давать сразу много заданий. Всему свой черед. Не стоит говорить ребенку сразу же «убери игрушки, помой руки, иди кушать», его рассеянное внимание не воспримет этого и скорее всего ни одно из заданий не будет выполнено.
Эффективность лечения СДВГ
Не существует единственно верного способа как лечить гиперактивность. К каждому ребенку нужен разный подход.
Существуют, конечно, успокоительные медицинские препараты, но они не универсальны и должны назначаться врачом.
В некоторых случаях такие лекарства не оказывают влияния вовсе, а иногда наоборот делают ребенка более возбужденным.
Самым эффективным методом в лечении гиперактивности является придерживание определенных правил воспитания ребенка, соблюдение малышом четкого режима.
Родителям часто приходится нервничать из-за маленьких проказников, из-за этого взрослые иногда теряют над собой контроль, чего допускать ни в коем случае нельзя.
Дети с СДВГ особенно чувствительны, поэтому воспитывая такого ребенка, родители воспитывают и себя, учась терпению, мудрости и, конечно же, любви.
Источник
Гиперактивный ребенок: что делать?
из этой рубрики
00:00 / 00:00
В этой статье вы узнаете:
Какого ребенка называют гиперактивным;
Причины и классификация синдрома гиперактивности;
Гиперактивный ребенок: лечение и нивелирования симтомов;
Практические советы родителям гиперактивного ребенка.
Дети – это наше продолжение, «цветы жизни», отражение нас самих. Они такие разные и каждый ребенок по-своему особенный. Кто-то – тихий и спокойный, а кто-то – активный и очень подвижный.
Именно о гиперактивных детях, неусидчивость которых выходит за пределы психологической нормы, пойдет речь в данной статье.
Какого ребенка называют гиперактивным?
Давайте разберемся, если у ребенка зашкаливает запас энергии, он всем интересуется, но вместе с тем обладает способностью слушать ответы на свои вопросы – это не гиперактивность, это развитый познавательный интерес.
Гиперактивный синдром – это синдром, при котором процессы возбуждения нервной системы значительно превосходят процессы торможения. Данные особенности напрямую зависят от чрезмерного проявления эмоций, проявляются чаще всего у детей раннего возраста, реже – у подростков.
Гиперактивный синдром почти всегда объединяется с синдромом дефицита внимания (СДВ), образуя так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), поэтому психологи часто используют данную аббревиатуру для обозначения комплекса данных симптомов.
В зависимости от возраста, признаки гиперактивности у детей имеют разный характер:
- В возрасте 1-2 года, у детей, склонных к гиперактивности, проявляется повышенная нервозность, плаксивость, которая переходит в затяжные истерики, нарушение сна, раздражительность.
- В 3-4 года наблюдается импульсивность действий, неспособность завершить начатую игру, нарушения мелкой моторики, и тонких дифференцированных движений кисти руки, а также, проявления неконтролируемой агрессии.
- В 5-6 лет родители наконец-то начинают бить тревогу, ведь ребенок не способен осваивать программу детского сада, которая является необходимым компонентом в подготовке ребенка к школе, начинает ярко проявляться СДВ, а также нападения неконтролируемой ярости и истерики.
- Позже, 7,8-9,10 лет все вышеперечисленные проявления значительно усиливаются, что приводит к неспособности усвоить азы школьной программы, появляются признаки социальной дезадаптации, развивается делинквентное поведение, а также ярко выраженная лабильность эмоций.
Важно своевременно обнаружить проявления гиперактивного синдрома, ведь чем раньше диагностировать проблему, тем эффективнее будет коррекционная работа по ее нивелированию.
Причины и классификация синдрома гиперактивности
Чтобы правильно классифицировать разновидности гиперактивного синдрома, следует знать причины его возникновения:
- Перинатальные, или внутриутробные – хронические заболевания матери, химическое воздействие на мать во время беременности, курение, алкоголизм будущих родителей, инфекционные заболевания будущей матери, травмы во время беременности, наличие фактора угрозы выкидыша и т. д.
- Натальные – затяжные роды, кровоизлияния, асфиксия, использование дополнительных средств во время родов, таких как щипцы или вакуум, препараты, стимулирующие родовую деятельность, стремительные роды, кесарево сечение.
- Постнатальные – уровень экологического загрязнения места обитания, тяжелые болезни ребенка в первые три года жизни, такие как менингит, энцефалит и др.
Существует международная классификация болезней (МКБ — 10) согласно которой, гиперактивность относится к разделу «Эмоциональные нарушения и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» в более узком смысле — располагается в подразделе «Расстройства активности и внимания» – F90.0, а также «Гиперкинетическое расстройство поведения» – F90.1
Синдром гиперактивности имеет несколько разновидностей, в соответствии с американской классификацией болезней DSM-IV, выделяют:
- Синдром, который сочетает дефицит внимания и гиперактивность – встречается чаще всего.
- Синдром гиперактивности без дефицита внимания – может быть симптомом более серьезных нарушений ЦНС, или индивидуальной чертой характера личности.
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности – чаще встречается у девочек, проявляется в виде патологической мечтательности и «выпадение» из реальности.
Важно правильно дифференциально диагностировать тип нарушения определенного ребенка, для разработки эффективной индивидуальной коррекционной программы.
Гиперактивный ребенок: лечение и нивелирования симптомов
К сожалению, в основном, на момент постановки диагноза, ребенок уже учится в начальной школе, что значительно усложняет коррекционную работу с ним.
Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ, следует четко придерживаться назначенного врачом лечения.
Среди возможных видов медицинской помощи наиболее распространенными являются: нейропсихологическая коррекция, фармакотерапия, холдинг-терапия, поведенческая терапия, Босс-терапия.
Важно помнить, что различными видами медицинской помощи занимаются разные специалисты. Например, все, что касается психолого-коррекционной работы – выполняет психокоррекционный педагог или психотерапевт, а фармакологические назначения имеет право предоставлять только психиатр, невропатолог или невролог.
Важно осознать, что гиперактивный ребенок имеет огромный запас энергии, которую нужно направить в мирное русло. Поэтому в тандеме со специализированной помощью должна быть физическая нагрузка, которая соответствовала бы уровню проявлений гиперактивности. Например, это может быть:
- занятия спортом;
- танцы;
- боевые искусства;
- туризм и тому подобное.
Дополнительно подобные занятия научат регулировать негативные поведенческие реакции, а также повысят уровень внутренней дисциплины.
Практические советы родителям гиперактивного ребенка
Работа с родителями гиперактивного ребенка состоит, во-первых, в помощи им осознать, что их ребенок имеет отклонения от нормы.
Очень часто родители ищут отговорки по типу: «Он просто избалован», «Всыпать ему и все пройдет», «Это ребенок индиго, вы не понимаете» и т. д. Это не что иное, как психологическая защита родителей, поэтому важно мягко подвести к осознанию проблемы, ради самого ребенка и его благополучия. Главное – осознать, что гиперактивность – не приговор, этот синдром довольно легко снивелировать.
Во-вторых, со стороны родителей требуется колоссальный запас терпения, важно окружить ребенка вниманием и заботой. Крик – это ваш враг, подобная реакция, только вызовет у ребенка агрессивный ответ и только усложнит ситуацию.
Особенно важно правильно и дозированно подавать материал или инструкцию выполнения определенной задачи, при необходимости – максимально сократить информацию и повторить ее несколько раз, пока вы не убедитесь, что ребенок сконцентрировался и вас услышал.
Читайте также: Переходной возраст: совместный путь
В-третьих – старайтесь создать благоприятную среду развития ребенка. Избегайте стрессовых ситуаций и конфликтов в семье, придерживайтесь режима дня, четко следуйте инструкциям и советам врача о питании и приеме препаратов, добавьте в рацион успокаивающие чаи из мелиссы, ромашки или мяты.
При соблюдении назначенного лечения в сочетании с благоприятной средой и вашей заботой, ребенок научится контролировать собственные поведенческие реакции и ничем не будет отличаться от ребенка без СДВГ.
А главное – любите своего малыша таким, какой он есть, не ставьте психологических блоков, ни в коем случае не стесняйтесь его и все у вас будет хорошо!
Источник