Очень подвижный ребенок 4 года

РГДБ ТВ и лекторий «Как вырастить читателя?» продолжают публиковать видеолекции специалистов по детскому чтению. В этот раз представляем вам лекцию психолога, главного библиотекаря отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Натальи Малаховой «Подвижный ребенок: гиперактивность или норма развития».

Непоседливый, невнимательный, шебутной ребенок – это норма или диагноз?

Непоседливый, вертлявый, моторный, сверхподвижный, невнимательный, шебутной… как только ни называют «гиперактивных» детей.

«Лет 5-7 назад тема СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности – звучала очень громко в СМИ и интернете, а сейчас наступило затишье. Но почему? – спрашивает Наталья Малахова. – Ведь таких детей становится всё больше. И эта проблема касается не только нашей страны, она давно стала международной».

По словам лектора, в мире давно и всерьез занимаются проблемой СДВГ, проводят исследования и конференции, пытаясь ответить на самый важный вопрос: «Что с этим делать – лечить или воспитывать?».

Наталья Малахова напоминает, что первый такой случай, вошедший в историю медицины под названием «Непоседа Фил», был описан более 160 лет назад. Немецкий врач Генрих Хоффман описал поведение маленького мальчика, который ни секунды не сидел спокойно.

«Поскольку симптомы очень вариативны, долгое время не было единого термина, – рассказывает психолог. – Название СДВГ появилось не так давно. И сейчас в этот синдром входят три основные составляющие: дефицит внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Не всегда они бывают в равной степени выражены, иногда даже чего-то не хватает, но синдром общий».

Психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Наталья Малахова.

Наталья Малахова подробно разбирает каждую составляющую.

Дефицит активного внимание – это когда ребенку сложно удерживать внимание. Дети могут задать вопрос, но тут же отвлечься, не дождавшись ответа. Они, как правило, не заканчивают начатое, часто теряют вещи, забывают, куда идут, избегают заданий, требующих умственного напряжения. В психологии даже появился термин – отвращение к интеллектуальной деятельности.

Чем характеризуется двигательная расторможенность? Мы все видели детей, которые постоянно ёрзают, извиваются, не могут усидеть на стуле. Как правило, они часто падают со стула. Проявляют признаки беспокойства и, как правило, очень говорливы.

Импульсивность – это нетерпеливые дети. Дети, которые не могут сдержать себя. Они прерывают других, не слушают до конца, не могут дождаться своей очереди, контролировать свои действия и соблюдать правила.

«Важно не путать СДВГ с обычной реакцией ребёнка на деятельность, которая ему не подходит по возрасту и уровню развития, – предупреждает лектор. – Нет смысла пытаться заинтересовать дошкольника тем, что придумано и составлено для школьного возраста, потому что дошкольник устроен по-другому и думает по-другому».

Ненормальная нагрузка и неправильные требования к ребенку, по словам психолога, могут вызвать у детей симптомы аналогичные симптомам СДВГ. Схожие симптомы могут проявляться при неврозах, напряжениях и в стрессовых ситуациях.

«У СДВГ есть три степени тяжести, и проявляется он примерно в 5-6 лет, – объясняет Наталья Малахова. – Если начать коррекцию в этом возрасте, то можно рассчитывать, что к 13-14 годам синдром уйдет. Если специальная работа не начата, то в подростковом возрасте эти дети попадают в группу риска, потому что процесс становится неконтролируемым».

Эти книги помогут родителям понять своего ребенка.

Чтобы поставить точный диагноз, обращает внимание специалист, данные симптомы должны проявляться у ребёнка не менее 6 месяцев.

«По поводу причин единого мнения нет, – говорит лектор. – Выделяют биологические, генетические и социальные факторы. К биологическим можно отнести влияние лекарств, еды, отравление токсинами и дефицит витаминов. К социальным – микроклимат в семье. Повлиять на ситуацию может и тревожность матери».

Многих родителей волнует вопрос, что происходит, когда такие дети попадают в школу?

Читайте также:  Вопросы ребенку 4 года по рисованию

Такой ребенок вертлявый, часто отвлекается и не до конца выполняет задание. Он очень демонстративный, то есть требует внимания, причем внимание это чаще всего достается ему в виде замечаний. И ребенок начинает привыкать к тому, что негативное внимание-замечание и есть заслуженное внимание. Он очень нетерпеливый, не умеет работать в команде. При этом с претензией на лидерство, но от лидерства только претензия, потому что они не умеют учитывать интересы других. Как следствие такие дети менее успешны в учебе и могут раздражать учителя или других учеников.

«Для ребенка получается очень сложная ситуация: с одной стороны, он демонстративен и активен, а с другой, тревожный, неуверенный и с низкой самооценкой», – объясняет Наталья Малахова.

На вопрос «Что делать?» единого ответа нет. В Америке, например, принят медикаментозный подход, а в Европе – комплексный, объединивший психотерапию и педагогику.

Общие рекомендации для родителей от Натальи Малаховой:

  • Наблюдение у невролога.
  • Позитивная модель отношения к ребенку. Наказывать таких детей почти бесполезно, а похвала и поддержка работают очень хорошо.
  • Отказ от авторитарного контроля в пользу сотрудничества. Надо не следить за тем, что делает ребенок, а делать с ним вместе.
  • Спокойные и последовательные отношения с ребенком. Требования к ребенку должны быть согласованы, правила стабильными и неизменными, инструкции короткими и четкими.

О том, как выстроить отношения со своим гиперактивным ребенком и помочь ему адаптироваться в обществе, Наталья Малахова подробно рассказывает в своей лекции в рамках Лектория «Как вырастить читателя?».

Источник

Содержание:

  • Что такое гиперактивность
  • Гиперактивный ребенок после года
  • Когда можно быть невнимательным
  • Дефицит внимания
  • Самоконтроль. Ребенок без тормозов
  • Слабое звено

О таком диагнозе, как СДВГ, слышали сегодня, пожалуй, все родители школьников, а многие и сами «ставили» его, называя какого-то излишне подвижного ребенка гиперактивным. Однако до сих пор о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью была лишь одна популярная книга отечественного автора — вышедшая в 2003 году «Дети-тюфяки и дети катастрофы» Екатерины Мурашовой. И вот у родителей «трудных детей» появилась еще одна возможность разобраться в проблеме и помочь своему ребенку — Ирина Лукьянова, писатель, педагог и мама, пережившая гиперактивность собственного ребенка, выпустила книгу «Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком».

Что такое гиперактивность

Термин «синдром дефицита внимания и гиперактивности» принято сокращать до аббревиатуры СДВГ. Первая проблема, которую родители ребенка с СДВГ обычно замечают еще в раннем возрасте — это излишняя двигательная активность. Недаром диагнозы «гиперкинетический синдром», «гипердинамический синдром» и «синдром повышенной двигательной активности» начинают украшать детские карточки уже с первых месяцев жизни.

Диагнозам российские родители склонны не доверять: да ну, шустрый ребеночек растет, активно познает мир… Как понять, нормальная это активность или нет? Можно предложить такой критерий, как «нарушение функционирования» и «угроза безопасности ребенка». Если активность ребенка мешает ему самому («сам от себя устал», говорят мамы), не дает ему учиться и познавать мир, постоянно угрожает его здоровью и жизни и парализует жизнь всей семьи — возможно, это не просто шустрость. Это — гиперактивность.

От нормальной исследовательской активности ее отличает прежде всего неконтролируемый, бесцельный, постоянный характер. Лазанье по верхам мебели не имеет почти никакого познавательного смысла, как и прыжки на месте, и хлопки дверью. Нормальная активность — разглядывать, тянуть в рот, пробовать на вкус, изучать предметы, осваивать пространство. А ерзать, трястись, карабкаться, вертеться, дрыгать ногой — это другое. Некоторые дети не прекращают непрерывного движения даже за едой и во сне: обедают стоя, подпрыгивая, во сне вертятся и ползают.

Гиперактивный ребенок после года

Когда гиперактивный ребенок выходит из раннего младенчества и начинает познавать мир, двигаясь по нему и двигая вещи в нем, эта деятельность у него получается хаотичной, бессмысленной и разрушительной. Схватил, покрутил, бросил, понесся дальше, залез, упал, заорал, встал, врезался, потянул — так без конца. Он блуждает от предмета к предмету, от явления к явлению, не столько пытаясь понять их смысл, сколько — доставить себе максимум новых ощущений.

Читайте также:  Парацетамол ребенку 4 года дозировка

Некоторые ощущения оказываются незабываемыми для всей семьи. Моя дочь в полуторагодовалом возрасте свалила на себя папин велосипед, стоявший у стены в коридоре, звонком разбила лоб. В два — обожгла веко утюгом: налетела с разбегу на меня, когда я гладила белье, я не успела даже утюг отдернуть. В шесть лет начала забираться на шкафы и прыгать с них на кровать. Сломала кровать и уронила два шкафа.

А вот что у других:

«К пяти годам — четыре госпитализации, из них две реанимации».

«Только отведешь от него глаза на секунду — он уже откуда-нибудь падает».

«Страшно даже руку отпустить — немедленно бегом на дорогу, под машины».

«За последний год четыре раза вызывали МЧС. В последний раз спасатели предложили нам абонемент».

Когда ребенок начинает говорить, появляются новые проблемы. Рот у детей с гиперактивностью не закрывается никогда, общаться они готовы с кем угодно и сколько угодно. Говорение носит такой же хаотичный и бессмысленный характер, как и любая другая активность: они скачут с предмета на предмет, перебивают, не слушают ответов, поют, повторяют не имеющие смысла слова и фразы, выкрикивают рекламные слоганы и цитаты из мультфильмов или морочат слушателям голову историями из жизни любимых роботов.

Невозможность сна и отдыха, необходимость круглосуточной неослабной бдительности и, как результат, полное изнеможение и разгром в квартире — вот чем оборачивается гиперактивность для родителей. Ребенок перестает быть источником радости — о ней забываешь за чередой неприятностей.

Когда можно быть невнимательным

Для совсем маленького ребенка невнимательным быть нормально. Он инстинктивно реагирует на яркое, громкое, вкусное. Это — непроизвольное внимание.

Неусидчивость может быть заметна довольно рано: даже в два-три года подвижный ребенок обращает на себя внимание на фоне других: все слушают, как воспитатель читает, или раскрашивают картинку, а он носится. Но о невнимательности говорить пока рано. Тем более — ставить диагноз «СДВГ».

В последнее время все чаще и чаще родители жалуются на невнимательность и неспособность сконцентрироваться на занятиях у двухлетних и трехлетних детей. Но это — физиологическая норма! Двухлетние дети не должны усидчиво заниматься математикой. Им положено играть, а не готовиться к школе.

С возрастом ребенок становится способен останавливать свое внимание на чем-то важном, сосредотачиваться, не отвлекаться на пустяки. Это — произвольное внимание. Ребенок уже не реагирует автоматически на каждый стимул (ворона пролетела, муха прожужжала), а сортирует поступающие сигналы на важные и неважные, отсекает неважные, концентрируется на важных. Эта способность формируется годам к четырем, после этого возраста уже действительно можно говорить о дефиците внимания.

Дефицит внимания

Внимание — это способность управлять своей реакцией на лавину информации, поступающую через органы чувств, и выбирать из этого хаоса действительно ценное. При дефиците внимания эта способность формируется с запозданием на несколько лет. Ребенку уже шесть, он уже сидит на занятиях в прогимназии — а внимание его беспорядочно блуждает по классу и заоконному миру, как у двухлетки.

«Ну какой же дефицит внимания? — возмущаются иногда родители. — Вот он же может два часа телевизор смотреть! Или в компьютер играть! Или конструктор собирать! Когда ему интересно, никакого дефицита внимания нет и в помине, значит, он просто ленится».

«Просто ленится» — это предмет для отдельного разговора. А способность надолго сосредоточиться на том, что интересно, объясняется очень просто: это работает то самое непроизвольное внимание. Мелькание ярких красок на экране, мешанина громких звуков целиком занимают внимание ребенка, он даже забывает бегать и карабкаться. Он может быть так же поглощен игрой во дворе или конструктором: они так мощно стимулируют его внимание, что иногда подавляют даже громкие сигналы тревоги, поступающие от мочевого пузыря.

Дефицит внимания может наблюдаться и без гиперактивности. Некоторые исследователи считают, что это вообще самостоятельное расстройство. Невнимательного ребенка без гиперактивности заметить не слишком легко: он никому не мешает, не бросается в глаза — сидит себе в сторонке, пока группа читает, и играет в машинки. Или рисует принцесс в тетрадке, пока идет контрольная по математике.

Иногда дефицит внимания у таких детей выявляется только в школе, когда оказывается, что ребенок не справляется с учебой. Витает в облаках, смотрит в окно, болтает с подружками.

Западные исследователи часто обращают внимание на то, что эта форма расстройства особенно распространена у девочек и очень часто не выявляется и не диагностируется, а ребенок не получает необходимой помощи.

Самоконтроль. Ребенок без тормозов

Родители удивляются: ведь он же умный, нормальный, развитый ребенок. Почему же он ведет себя как маленький, почему не может посидеть двух минут спокойно, не может заставить себя сделать уроки, не может помолчать, когда просят?

Читайте также:  Ребенок 4 года не ест в детском саду

Да, он действительно не может себя заставить. Заставить себя — это самоконтроль. Это именно та способность сортировать поступающие сигналы на важные и неважные и усилием воли сосредоточиваться на важных, которая у таких детей недостаточно развита.

В последние десятилетия родители увлеклись ранним развитием детского интеллекта и почти забыли о положенных детям по возрасту играх. А ведь именно в игре — тем более в игре с правилами — как раз и развивается воля, самодисциплина, умение проигрывать, умение контролировать собственные эмоции и поступки, умение планировать на несколько ходов вперед — все то, что так нужно в школе.

Дети, которым слишком рано стали приносить готовые ответы — еще до того, как у них появились вопросы об устройстве мира, — к началу школьного обучения уже испытывают отвращение к самому этому процессу. Даже если у них изначально и нет никакого СДВГ. При развитой эрудиции они отстают в развитии воли, внимания и самоконтроля. Они давно умеют читать и писать, напичканы сведениями обо всем на свете, но совершенно не желают учиться, а желают играть, потому что еще не наигрались.

Может быть, это одна из причин той «эпидемии СДВГ», о которой все чаще говорят современные учителя и которая к реальному СДВГ имеет очень мало отношения. А если у ребенка и в самом деле есть синдром дефицита внимания и гиперактивности, то в результате такого воспитания он почти не в состоянии себя контролировать.

К сожалению, и гиперактивность, и импульсивность, и дефицит внимания — это только надводная часть айсберга. Подводная гораздо больше и серьезнее. По сути, СДВГ — это расстройство самоконтроля, воли и саморегуляции.

Ребенок с СДВГ похож на хорошую машину без руля и тормозов: он не в состоянии управлять собой, «вести себя» в самом прямом смысле слова. У него отключен внутренний менеджер. У него не работают управляющие функции: способность рассуждать, рефлексировать, сдерживаться, контролировать эмоции, справляться с гневом, разочарованием, неудачами, игнорировать не относящуюся к делу информацию и подавлять не относящуюся к делу активность. У него практически нет мотивации: ему важно только то, что прямо сейчас доставит ему максимум сильных приятных ощущений.

Слабое звено

Один из лучших в мире специалистов по СДВГ американец Расселл Баркли, профессор психиатрии в Университете Северной Каролины, говорит, что это расстройство главным образом затрагивает сферу воли, мотивации и самоконтроля, поскольку у ребенка по физиологическим причинам затруднено торможение импульса. То же явление описывает и термин «расторможенность», и разговорное понятие «без тормозов». Обычно, если нас что-то отвлекает, мы успеваем сказать себе: стоп, это сейчас неважно, я занят другим. А ребенок с СДВГ не успевает этого сделать.

Отсюда — третье типичное качество невнимательного и гиперактивного ребенка: импульсивность. «Сначала сделал, потом подумал». Проиграл — разрыдался. Сзади толкнули — расценил как нападение, развернулся, врезал! Учительница сказала что-то несправедливое — возмутился, заорал: «Дура!». Надо бы сказать себе: «Стоп, так не надо, в таких ситуациях положено вести себя иначе», но ребенка уже несет дальше, и он выбирает первое, что пришло в голову.

Ребенок всякий раз пропускает важную стадию между событием и реакцией на него: стадию обдумывания реакции. Ту самую, на которой включается самоконтроль. А именно самоконтроля от него и требуют, год от года все настойчивее, и в школе, и дома. Самоконтроль — это признак взросления. Чем старше ребенок, тем выше требования к самоконтролю.

Но самоконтроль — это та область, в которой он несостоятелен. Это — его врожденная проблема, как слабое зрение или нарушенный слух. Но если к близоруким не предъявляют требований присмотреться получше, а к слабослышащим — прислушаться, то для детей с дефицитом самоконтроля требований не снижают. Напротив, требуют постараться: ты же взрослый, пора уже себя контролировать. Это — попытка решить проблему за счет усиления нагрузки на самое слабое звено.

Расселл Баркли сформулировал так называемое «правило 30%»: «Внимание, усидчивость и самоконтроль развиты у детей с СДВГ в той же степени, что и у детей, которые младше на 30%». Это значит, что 6-летний ребенок с СДВГ обладает на самом деле внимательностью 4-летнего. Реальная способность себя контролировать у 8-летнего ребенка с СДВГ (а восьмилетки сейчас учатся уже во 2-3-м классе) еще не достигла нормы для 6-летнего — это даже для первого-то класса недостаточный уровень. Что уж и говорить о выпускнике школы, который ведет себя как шестиклассник. А школа и родители предъявляют к ним требования как ко взрослым, сформировавшимся, ответственным людям.

Если помнить об этом важном правиле и корректировать свои ожидания и требования, можно избавить и себя, и ребенка от массы ненужных разочарований и ссор по пустякам.

Источник