Очень подвижный ребенок 3 года
РГДБ ТВ и лекторий «Как вырастить читателя?» продолжают публиковать видеолекции специалистов по детскому чтению. В этот раз представляем вам лекцию психолога, главного библиотекаря отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Натальи Малаховой «Подвижный ребенок: гиперактивность или норма развития».
Непоседливый, невнимательный, шебутной ребенок – это норма или диагноз?
Непоседливый, вертлявый, моторный, сверхподвижный, невнимательный, шебутной… как только ни называют «гиперактивных» детей.
«Лет 5-7 назад тема СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности – звучала очень громко в СМИ и интернете, а сейчас наступило затишье. Но почему? – спрашивает Наталья Малахова. – Ведь таких детей становится всё больше. И эта проблема касается не только нашей страны, она давно стала международной».
По словам лектора, в мире давно и всерьез занимаются проблемой СДВГ, проводят исследования и конференции, пытаясь ответить на самый важный вопрос: «Что с этим делать – лечить или воспитывать?».
Наталья Малахова напоминает, что первый такой случай, вошедший в историю медицины под названием «Непоседа Фил», был описан более 160 лет назад. Немецкий врач Генрих Хоффман описал поведение маленького мальчика, который ни секунды не сидел спокойно.
«Поскольку симптомы очень вариативны, долгое время не было единого термина, – рассказывает психолог. – Название СДВГ появилось не так давно. И сейчас в этот синдром входят три основные составляющие: дефицит внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Не всегда они бывают в равной степени выражены, иногда даже чего-то не хватает, но синдром общий».
Психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Наталья Малахова.
Наталья Малахова подробно разбирает каждую составляющую.
Дефицит активного внимание – это когда ребенку сложно удерживать внимание. Дети могут задать вопрос, но тут же отвлечься, не дождавшись ответа. Они, как правило, не заканчивают начатое, часто теряют вещи, забывают, куда идут, избегают заданий, требующих умственного напряжения. В психологии даже появился термин – отвращение к интеллектуальной деятельности.
Чем характеризуется двигательная расторможенность? Мы все видели детей, которые постоянно ёрзают, извиваются, не могут усидеть на стуле. Как правило, они часто падают со стула. Проявляют признаки беспокойства и, как правило, очень говорливы.
Импульсивность – это нетерпеливые дети. Дети, которые не могут сдержать себя. Они прерывают других, не слушают до конца, не могут дождаться своей очереди, контролировать свои действия и соблюдать правила.
«Важно не путать СДВГ с обычной реакцией ребёнка на деятельность, которая ему не подходит по возрасту и уровню развития, – предупреждает лектор. – Нет смысла пытаться заинтересовать дошкольника тем, что придумано и составлено для школьного возраста, потому что дошкольник устроен по-другому и думает по-другому».
Ненормальная нагрузка и неправильные требования к ребенку, по словам психолога, могут вызвать у детей симптомы аналогичные симптомам СДВГ. Схожие симптомы могут проявляться при неврозах, напряжениях и в стрессовых ситуациях.
«У СДВГ есть три степени тяжести, и проявляется он примерно в 5-6 лет, – объясняет Наталья Малахова. – Если начать коррекцию в этом возрасте, то можно рассчитывать, что к 13-14 годам синдром уйдет. Если специальная работа не начата, то в подростковом возрасте эти дети попадают в группу риска, потому что процесс становится неконтролируемым».
Эти книги помогут родителям понять своего ребенка.
Чтобы поставить точный диагноз, обращает внимание специалист, данные симптомы должны проявляться у ребёнка не менее 6 месяцев.
«По поводу причин единого мнения нет, – говорит лектор. – Выделяют биологические, генетические и социальные факторы. К биологическим можно отнести влияние лекарств, еды, отравление токсинами и дефицит витаминов. К социальным – микроклимат в семье. Повлиять на ситуацию может и тревожность матери».
Многих родителей волнует вопрос, что происходит, когда такие дети попадают в школу?
Такой ребенок вертлявый, часто отвлекается и не до конца выполняет задание. Он очень демонстративный, то есть требует внимания, причем внимание это чаще всего достается ему в виде замечаний. И ребенок начинает привыкать к тому, что негативное внимание-замечание и есть заслуженное внимание. Он очень нетерпеливый, не умеет работать в команде. При этом с претензией на лидерство, но от лидерства только претензия, потому что они не умеют учитывать интересы других. Как следствие такие дети менее успешны в учебе и могут раздражать учителя или других учеников.
«Для ребенка получается очень сложная ситуация: с одной стороны, он демонстративен и активен, а с другой, тревожный, неуверенный и с низкой самооценкой», – объясняет Наталья Малахова.
На вопрос «Что делать?» единого ответа нет. В Америке, например, принят медикаментозный подход, а в Европе – комплексный, объединивший психотерапию и педагогику.
Общие рекомендации для родителей от Натальи Малаховой:
- Наблюдение у невролога.
- Позитивная модель отношения к ребенку. Наказывать таких детей почти бесполезно, а похвала и поддержка работают очень хорошо.
- Отказ от авторитарного контроля в пользу сотрудничества. Надо не следить за тем, что делает ребенок, а делать с ним вместе.
- Спокойные и последовательные отношения с ребенком. Требования к ребенку должны быть согласованы, правила стабильными и неизменными, инструкции короткими и четкими.
О том, как выстроить отношения со своим гиперактивным ребенком и помочь ему адаптироваться в обществе, Наталья Малахова подробно рассказывает в своей лекции в рамках Лектория «Как вырастить читателя?».
Источник
На чтение 8 мин.
Гиперактивность новое веяние современных детей. Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) детскими неврологами выставляется чуть не каждому второму ребенку. Как же определить, где сверхвозбудимый ребенок, а где обычное активное создание? Этот вопрос занимает многих родителей.
Гиперактивность
новое веяние современных детей. Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) детскими неврологами выставляется чуть не каждому второму ребенку. Как же определить, где сверхвозбудимый ребенок, а где обычное активное создание? Этот вопрос занимает многих родителей.
Эти дети очень активны, подвижны, у них энергия бьют ключом, тем самым они вводят окружение в раздражительное состояние. Это не патология, нужно научиться жить с такими детьми, понимать их, постараться корректировать их поведение под рамки общества. Ведь именно восприятие или не восприятие таких детей в обществе может повлиять на дальнейшие развитие гиперактивности.
Раньше таким детям вешался диагноз «педагогическая запущенность», сейчас врачи признали синдром гиперактивности вследствие особенной работы нервной системы. Перед родителями стоит непростая задача: отличить обычного непоседу от гиперактивного малыша.
Им предстоит разобраться, когда неуправляемость в поведении – это недостаток воспитания, а когда – физиология. Именно этим детям необходимо повышенное внимание, иначе имеется огромный риск стать изгоями в обществе. Им необходимо помочь не только социализироваться, но и освоить в требуемом объеме общеобразовательную программу.
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка до года.
СДВГ у новорожденных определяется довольно сложно, вследствие размытой симптоматики. Наиболее точно подобный диагноз выставляется не раньше трех лет. У младенцев перечисленные ниже признаки могут свидетельствовать о заболевании.
- Довольно – таки ранняя развитость психомоторики. Ребёнок быстрее ровесников начинает переворачиваться, ползать, вставать. У него скорее развивается хватательный рефлекс.
- Конечности находятся в постоянном движении. Младенец словно куда – то бежит.
- Неуклюжесть. При развитой подвижности видны нарушения координации.
- Повторные движения, например болтание ногами, переступания.
- Плохой сон. Ребенок путает день с ночью.
- Беспокойство, постоянный беспричинный плач, нежелание пеленаться. Любая одежда, сковывающая движения, им мешает.
- Ранний отказ от дневного сна. Даже уставший ребёнок противится сну.
- Повышенный мышечный тонус.
- Обильные срыгивания после приема пищи.
- Более сильная реакция на резкие звуки, яркий свет.
Конечно такие симптомы имеют место у здоровых детей, но проявляются они периодически. Гиперактивный ребенок пребывает в таком состоянии всегда.
Гиперактивнй ребёнок в садике, возраст 3 года.
Основные недопонимания начинаются у детей, когда они начинают посещать детский сад. Почему же именно там? Это происходит вследствие того, что от ребенка требуется подчинение установленным правилам, держать под контролем свои эмоции. Плюс ко всему еще резкая смена обстановки, большой коллектив, все это негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка. Он испытывает стресс, с которым ребенок без помощи взрослых справиться не в силах.
В коллективе детей малыш впервые в жизни попадает в русло жизни. Там от каждого требуется самоконтроль, умение заниматься каким – либо делом, он должен спокойно сидеть, слушать воспитателя, подчиняться требованиям. Это ему чуждо, он не умеет делать дела, которые под силам остальным детям. Это не его вина.
Малыш быстрее всех изнашивает одежду и обувь. На нем все горит. Он лезет во все дела, задирается, болтает ни на минуту не умолкая, постоянно спорит, пытается доказать свою правоту. Такие дети тяжело адаптируются к детскому коллективу, бывают закомплексованными, раздражительными, уходят в себя.
Бывают, наоборот, когда сверхактивные дети стают лидерами, сколачивают вокруг себя команду. У таких детей нет чувства опасности, страха. Иногда они боль чувствуют притупленно, не ярко. Они постоянно затевают опасные игры, причем подвергая экстремальной ситуации не только себя, но и других. Они то прыгают с деревьев, то оказываются на автомобильных дорогах.
Признаки гиперактивности:
Известные американские психологи делят признаки СДВГ на три группы:
Недостаток внимания:
- Затруднения в удержании внимания.
- Ребёнок не слушает обращения.
- Начинает задание, но для его окончания не хватает сил.
- Постоянно теряет свои вещи, страдает забывчивостью.
- Не выполняет задания, которые требуют от него умственные усилия.
Двигательная расторможенность.
- Ерзает на месте, барабанит пальцами.
- Не спит днем.
- Много говорит.
Импульсивность.
- Начинает отвечать на вопрос, не дослушав его до конца.
- Прерывает разговоры других.
- Тяжело сосредотачивает внимание.
- Ему с трудом удается дождаться подарка.
- Нет должного контроля за своими действиями.
- На занятиях могут совершенно противоположные результаты.
Согласно американской психологии если ребёнок до семи лет ежедневно проявляются подобные признаки, то можно выдвинуть гипотезу о гиперактивности малыша.
В нашей стране для того, чтобы поставить диагноз выделены следующие симптомы:
- Тревожные и постоянные движения в конечностях.
- Ребенок не в стоянии высидеть длительное время без активного движения.
- С трудом удерживает внимание на предмете.
- С большим трудом соблюдает очередность в игре, на занятиях, экскурсиях, на праздниках.
- Нередко легкомысленно отвечает на вопросы, причем ему не хватает сил их дослушать полностью.
- Когда ребёнок занимается заданиями, то работа, связанная с умственной деятельностью, дается с большим трудом.
- Выполнение заданий, спокойные игры даются с большим трудом.
- Ребёнок не завершив одно действие, начинает другое.
- Излишне болтливый.
- Не слышит людей, которые к нему обращаются.
- Ребенок нередко теряет свои вещи.
- Совершает действия, способные привести к опасным последствиям, совершенно не задумывается о последствиях.
Российские педагоги могут говорить о возможности СДВГ, если наблюдаемый ребенок в течение полу года проявляет восемь симптомов из этого списка.
Даже наличие этих симптомов не достаточно для выставления подобного диагноза. Требуется обследование у узких специалистов. К сожалению, в нашем обществе часто вешается подобный ярлык к любому ребенку, который чем – либо неудобен или не подчиняется установленным правилам.
Важно! Ни один педагог, ни психолог без регулярных консультаций квалифицированного невролога и психоневролога не может самостоятельно выставить диагноз СДВГ.
Родители вправе опровергнуть диагноз или усомниться в квалифицированности психолога, который самостоятельно, после проведенных тестов, ставит малышу «гиперактивность». Он не вправе выставлять какие – то ни было диагнозы, а только может посоветовать обратиться к специалисту.
Отличие активного ребенка от гиперактивного.
Активный и любознательный ребенок – это повод для радости родителям. Основной показатель здоровья малыша – это энергичность. Только больной ребенок ведет себя все время тихо и вяло. Активный и здоровый малыш ни минуты не сидит на одном месте, он как вечный двигатель, находится в постоянном движении. Он очень живо всем интересуется, задает большое количество вопросов, сам же на них и отвечает. Это все очень хорошо.
Но при этом малыш отдыхает и хорошо спит. Однако, ребёнок не везде так себя ведет. Он прекрасно понимает, что в гостях или в садике нужно вести себя иначе, чем дома. Он прекрасно отвлечется на какое – ни будь предложенное занятие и не станет инициатором скандалов.
Гиперактивный же ребёнок немного отличается от активного малыша. Он также очень много двигается, причем продолжает это делать даже после того, как устал. Не смотря на свою усталость, он не может отдохнуть и уснуть, его нервная система не дает ему покоя. Следовательно малыш закатывает истерики и плачет.
Если активный малыш, живо интересуясь чем – ни будь, задает вопросы и дослушивает на них ответы, то ребёнок с СДВГ редко эти ответы дослушает до конца. Он не воспринимает ни какие запреты, не слышит ограничения. Вследствие своей безудержной активности малыш может быть инициатором ссор, проявлять агрессию. Малыш с гипреактивностью будет везде вести себя одинаково, независимо от места нахождения, и никакое уговоры не могут заставить его поменять поведение.
Гиперактивные дети в школе.
Еще один всплеск гиерактивности – это начало школьной деятельности. Причины, приводящие к негативным последствиям:
- Сам процесс перехода к учебной деятельности. Именно этот период требует от малыша организованности, усидчивости, выполнение требований учителей.
- Невнимательность. На уроке он постоянно занят своими делами, его трудно сосредоточить на занятии, удержать на одном месте, в связи с этим страдает письмо.
- Спады и подъемы в учебном процессе сказываются на результативность.
- Неусидчивы. При отсутствии движения они как бы впадают в состояние гиперактивности. Когда педагог требует сидеть прямо и решать задачу, то это для малыша является противоречием в требовании. Когда сверхактивный малыш думает, то ему необходимы какие – либо движения: качание на стуле, движение карандаша и т. д. Если он перестают двигаться, то страдает умственный процесс, теряется способность размышлять, думать. Для таких детей неподвижность – это что – то неестественное, несвойственное им.
- Возникают трудности общения в коллективе. Он в игре навязывает свои правила, отвергает установленные порядки, все время стремиться стать лидером. Он обидчив, постоянно старается на себя обратить внимание, получает много замечаний от педагогов. В связи с этим начинает играть роль «плохого мальчика».
Часто родителям невдомек, что происходит с их ребенком, они искренне не понимают этого. Из – за их неправильного поведения ребёнок стает более непослушным и раздражительным. Родители искренне верят, что это результат их плохого воспитания. Им необходимо найти хорошего специалиста, который поможет им разобраться в поведении своего ребенка, понять его, помочь.
Существует множество методик, помогающих адаптироваться таким детям в обществе, социализироваться. При постоянном наблюдении и лечении у квалифицированного невролога, происходят заметные улучшения. Дети легче приживаются в кругу себе подобных, облегчается их интеллектуальное развитие. При правильном подходе все проблемы уходят к окончанию подросткового периода.
Источник
Содержание:
- Активный ребенок
- Гиперактивный ребенок
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- Гиперактивность и детский сад
- Причины гиперактивности
- Формы СДВГ
Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и «видика» — вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И, тем не менее, вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.
Активный ребенок
Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, — это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.
У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация.
Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.
Гиперактивный ребенок
Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных — бесполезно, их надо сперва подлечить.
Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Понятие «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков:
- Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
- Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
- Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
- Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно — построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
- Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
- Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе — ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
- Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Ребенок постоянно все забывает.
Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.
Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:
- Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
- Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.
- Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
- Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
- Ребенок всегда нацелен на движение.
- Часто бывает болтливым.
Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:
- Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
- Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
- Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребенка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пеленок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда все, что съел, — тут же обратно фонтанчиком. Такие спазмы — признак расстройства нервной системы. (И здесь важно не спутать их с пилоростенозом — проблема желудка, неспособного принять много пищи. Она тоже выливается, но уже по совершенно другой причине. Конечно, здесь уже без помощи доктора не обойтись.)
Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.
Гиперактивность и детский сад
Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе.
Почему именно в детском саду? Да потому, что именно там малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.
Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они становятся все более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь («на нем все горит»), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом. И, тем не менее, даже врачи не всегда могут сразу ответить, действительно ли двигательная активность этого непоседы выше, чем у обычных детей, или она просто носит другой характер.
Однако замечено, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью, неуклюжестью (диспраксией). Они постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают и очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, «выключаются», «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее «возвращаются».
Причины гиперактивности
Ученые Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния. Это очень важно помнить тем родителям, которые считают, что их ребенок просто лентяй, и ранее они воспитывали его недостаточно жестко.
Одна из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Учителя жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно высокий интеллект.
Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными) нагрузками, как физическими, так и психическими. Многие подолгу отвлекаются на свои собственные мысли и не в состоянии воспринять даже короткий рассказ. Особенно трудно им дается чтение, но обычно такие же сложности возникают с арифметикой и письмом.
Вот почему такой школьник чувствует себя, мягко говоря, неуютно в коллективе. Ведь попав в разряд «неуспевающих», он начинает ощущать негативное отношение со стороны учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, «не берут в игру». Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка — характерные эмоции при СДВГ — получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью.
Но случается и совсем противоположное — гиперактивный маленький человек становится лидером. И тогда коллектив, который он возглавляет, трясет и будоражит много лет. Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать, и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более, что обычно у ребятишек с СДВГ снижена реакция на болевые стимулы, и большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы. Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики. Тик представляет собой внезапное, отрывистое, повторяющееся движение, охватывающее различные мышечные группы. Напоминает нормальное координированное движение, варьируется по интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Может временно подавляться усилием воли и благодаря однотипности рисунка относительно легко имитируется.
Отличительная черта тиков — их непреодолимый характер. Любая попытка подавить усилием воли появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции всегда приносит моментальное облегчение.
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не только ночью, но и днем.
Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и длятся где-то до 12 лет. Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.
Гормональный «бум» отражается на особенностях поведения и отношения к учебе. Трудный подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться и на расставание со школой.
Формы СДВГ
По международной классификации выделяют три формы СДВГ:
- В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания.
- Во второй форме — преобладают нарушения внимания.
- В третьей форме — преобладает гиперактивность.
Последняя форма встречается реже других. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это может быть связано с его индивидуальными особенностями, в частности, с темпераментом, поэтому не всегда можно говорить о патологии.
Заметим, что далеко не всегда и невнимательные дети попадают в число больных СДВГ. Американцы, например, четко различают состояния гиперактивности и неспособности концентрировать внимание (НКВ). Последнее вполне может проявиться само по себе неспособностью закончить начатое дело, быстрым переключением интересов и т. д. Кстати, довольно часто такие проявления мы наблюдаем и у взрослых людей. В медицине это называется «остаточное явление неспособности концентрировать внимание». И хотя природа этих двух синдромов практически одинакова — минимальное нарушение функции мозга, лечить детей можно более щадящими методами.
По статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью большей частью встречается у светловолосых и голубоглазых детей и почти в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более выносливой даже в утробе матери. Она не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным) воздействиям, на ней меньше отражаются и неблагополучные роды. Кроме того, мозг у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной половины. Большие полушария головного мозга у девочки менее специализированны, поэтому они лучше компенсируют любые поражения центральной нервной системы. Среди девочек реже встречается «вечный двигатель». Как правило, заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания, поэтому они хуже учатся, чаще горюют и с трудом контактируют в коллективе.
Источник