Оценка уровня социального развития ребенка

Оценка уровня социального развития ребенка thumbnail

Показатели социального развития ребенка

и современные требования дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Извлечение из ФГОС ДО

Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть,  с одной стороны,  это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме.  А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка,  его индивидуальности и неповторимости,  определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:

— у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);

— развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);

— воспитывается   позитивное   восприятие   и   отношение   к   окружающим
(терпимость,     уважение     к     сверстникам,     интерес     к     ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);

— развивается     понимание    окружающих   (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия); 

2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия  решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);

3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками  (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).

        Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

— педагог   формирует   у    ребенка    чувство    собственного    достоинства, уверенность в своих возможностях;

— педагог   развивает,   стимулирует   позитивное   отношение   ребенка   к
окружающим;

— педагог   воспитывает   у   ребенка   социальные   навыки    и   формирует
социальную компетентность.

        Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.

        Показатели благополучного социального развития ребенка:   

 — эмоционально откликается на переживания другого;

— эмоционально благополучен;

—  проявляет уверенность в себе,  самостоятелен,  активен, инициативен;

— владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

— главным образом положительно оценивает и принимает других;

— принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

— владеет способами социокультурного поведения и общения;

— достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

— социально готов к школе и др.

Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.

Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое  пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.

Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка  (по результатам наблюдения)  (автор А.М.Щетинина):

— умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;

— сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;

— доброжелателен по отношению к другим;

— пытается решить конфликты сам;

— оказывает помощь другому;

— согласовывает свои действия с действиями других;

— сдерживает свои негативные проявлении                

— подчиняет свои интересы интересам других детей          

— уступает другому                                            

Читайте также:  С какого возраста начинать заниматься развитием ребенка

— принимает  социальные нормы и правила поведения и следует им          

Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

Я желаю вам успехов в нашей нелегкой, но таком нужной и интересной профессии.

Источник

Изучение уровня социального развития ребенка

Подготовила статью: учитель-дефектолог Пометнёва В.А.

В дошкольном возрасте закладываются основы формирования личности ребенка, им усваиваются наиболее доступные правила и нормы поведения, у него образуются нравственные привычки, складываются первые взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками.

Постепенно в процессе общения со взрослыми, под руководством воспитателей, родителей ребенок начинает понимать, какой поступок можно назвать хорошим, а какой плохой.

Окружающие ребенка люди должны стремиться воспитывать у него желание подражать хорошему и отрицательно относится к плохому. Поощряя положительные и порицая дурные поступки окружающих, взрослые тем самым помогают ребенку сознать их и приобретенный опыт использовать в своем поведении. «Какая умница Маша, — хвалит дочку папа, — первую с праздником поздравила бабушку, ведь она у нас сама старшая!»

Изучение уровня социального развития включает установление взаимодействия и общения ребенка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, образу, по речевой инструкции), особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций; определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, одевания, раздевания, умывая). Социальный статус ребенка определяется в ходе беседы с его родителями, а также в течение всего обследования, в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и о своих родителях.

  1. Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания:

  1. Как тебя зовут?

  2. Найди свою фотографию (выбор из 3-х фотографий детей).

  3. Найди фотографию своей мамы (выбор из 3-х, даются фотографии трех женщин) («Кто это на фотографии? Как зовут твою маму?»).

  4. Найди фотографию своего папы (выбор из 3-х, даются фотографии трех мужчин) («Кто это на фотографии? Как зовут твоего папу?»).

  1. Средства общения ребенка:

— экспрессивно-мимические (улыбки, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.);

— предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.);

— речевые средства общения (высказывания, вопросы).

3. Характеристика контактов ребенка со взрослыми:

— устанавливает контакт легко и быстро;

— контакт избирательный;

— контакт формальный;

— не вступает в контакт.

4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы:

Активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).

5. Особенности характера ребенка:

Спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко), плачет, конфликтный и т.д.

6. Навыки в быту (уточняются при беседе с родителями и в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах):

навык еды – самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью, сосет бутылку, пьет самостоятельно из чашки, пьет с чьей-то помощью; навык одевания – одевается самостоятельно ли с помощью взрослого; навык умывания – умывается самостоятельно или с помощью взрослого; навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).

Основополагающим фактором в социальном развитии является формирование сотрудничества ребёнка со взрослым. Для этого необходимы условия:

  1. Эмоционально – положительный контакт взрослого и ребёнка;

  2. Правильное определение способов постановки перед ребёнком образовательно – воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные возможности ребёнка;

  3. Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребёнка.

Работа по социализации ведётся на протяжении всего периода пребывания ребёнка в ДОУ. Развитие ребёнка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребёнок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает социальные ситуации, привнося в них жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы. В работе с детьми с нарушением интеллекта используются разнообразные формы: экскурсии, наблюдения, образовательная и практическая деятельность, праздники и развлечения, игра, проблемные ситуации и.т.д.

У детей вырабатываются навыки самообслуживания и личной гигиены, а также хозяйственно – бытовые и социальные навыки. Дети учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, адекватному отношению к окружающему миру.

Социальный стереотип образа «особого» ребёнка у людей, мало знакомых с проблемой, должен исчезнуть. Необходимо максимально развивать потенциальные возможности ребёнка с общей интеллектуальной недостаточностью и способствовать успешной интеграции его в общество.

Читайте также:  Причины возникновения нарушений развития ребенка

Источник

Подготовила Новикова Н.А.

Диагностика личностно-социального развития школьника

Для исследования особенностей личностно-социального развития детей использую адаптированную карту наблюдений классного руководителя, которая заполняется в течение учебного года. Для диагностики особенностей образа «Я» ребенка и его социальной компетентности использую: проективные методы (анализ детских рисунков на определенные темы, рассказов о себе); внеситуативно-личностные беседы; методики, направленные на изучение самооценки школьника, его ценностных отношений и суждений социально-нравственного характера, личностного поведения, наблюдение и внешнюю оценку социального развития ребенка, развитие социальной компетентности школьника; анкетирование-опрос родителей и педагогов.

В педагогической диагностике образа «Я» школьника использую критерии, выделенные одним из современных исследователей становления и развития образа «Я» ребенка М.В. Корепановой.

Это: наличие и характер представлений ребенка о себе;

Самооценка и самоотношение;

Ценностные суждения и отношения.

 Для изучения представлений о себе школьнику предлагается:

Рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе своем отношении к близким и друзьям;

Ответить на вопросы, используя рисунки: чем ты похож и чем отличаешься от остальных детей, людей; узнать по описанию учителя о ком он из сверстников он рассказал.

Методика 1.  Беседа с детьми (автор М.В. Карепанова)

Цель: изучить особенности уровня самосознания ребенка.

Вопросы для беседы с ребенком:

  1. Что ты любишь больше всего на свете?
  2. Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили делать все?
  3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и прочее.
  4. Расскажи, что ты больше всего не любишь.
  5. Тебе все нравится в школе? Что бы ты хотел изменить?
  6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить меня?

 Результаты беседы позволяют выделить следующие уровни когнитивного компонента в  структуре образа «Я» ребенка:

  • Опосредованное познание себя, своих возможностей;
  • Приобретение знаний о себе в процессе самопознания;
  • Осознание своей индивидуальности через эмоционально-ценностное отношение к себе и другим.

Методика 2. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Цель: исследование внутреннего  благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или  наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей.

Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.

Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части, учитель предлагает ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.

По ходу выполнения задания учитель не вмешивается в этот поцесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.

Обработка результатов.

В таблицу оформляют пять психологических характеристик:

  • Чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»)
  • Легкость  в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчая»)
  • Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»)
  • Адекватность половой идентификации (все рисунки)
  • Адекватность возрастной идентификации (все рисунки)

Форма протокола

№ п/п

Ф.И. ребенка

Самоценность

Контакты

Комфорт

Пол

Возраст

Примечание

Максимальное количество баллов по параметрам « Самоценность», «Контакты», «Комфорт»- 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 из 5.

В графах «Пол», и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.

Определение признаков эмоционального неблагополучия

(При наличии одного такого  признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)

Параметры

Признаки неблагополучия

Чувство неполноценности, низкая самооценка

  • Маленькие узкие плечи;
  • Вся фигура малого размера;
  • Короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной;
  • Рисунок у нижнего края листа, в нижней части;
  • Карикатурный стиль, изображение клоуна

Трудности общения

  • Выделенное в сравнении с фигурой лицо;
  • Отсутствие основных деталей лица, рта;
  • Человек нарисован схематично, из отрезков, палочек;
  • Человек и голова в профиль;
  • Руки, фигура в оборонительной позе

Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта

  • Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом;
  • Стирание какой-либо детали;
  • Штриховка какой-либо части фигуры;
  • Прорисована линия основания: пол, земля;
  • Короткие штрихи, двойные или прерывистые линии;
  • Темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке

Неадекватная половая идентификация

  • Одежда, атрибуты противоположного пола;
  • Фигура, волосы не соответствуют полу ребенка

Неадекватная возрастная идентификация

  • На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»;
  • На рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»
Читайте также:  Причина порока развития сердца у ребенка

Методика 3. Исследования самооценки ( В.Г. Щур, С.Г. Якобсон в модификации В.В. Ветровой)

Цель: изучить особенности самооценки ребенка.

1-й вариант

Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек (над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье(радость), здоровье, ум).

Инструкция: «посмотри, пожалуйста. Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на  самой низкой – самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда ты поставишь себя на лесенке ума?

Анализ результатов производится в баллах:

5-я ступенька – 5 баллов;

4 -я – 4 балла;  

3-я – 3 балла;

2-я – 2 балла;

1-я – 1 балл.

Если показатели в сумме дают:

 14-15 баллов – завышенная самооценка;

От 9 до 13 баллов – адекватная;

От 8 до 3 – заниженная.

Методика 4. Изучение личностно-социального поведения ребенка (модификация варианта Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой)

Цель: изучение и оценка личностно-социального поведения обучающегося в различных видах совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

В ходе наблюдения за  поведением ребенка в естественных условиях фиксируется в протоколе наиболее интересующие аспекты личностно-социального развития обучающегося. Р-С (сверстники), Р-Р ( с родителями), Р-У (учителем). Для получения достоверной информации обратиться за помощью к родителям, организовав их опрос в соответствии с выделенными показателями.

Для фиксации результатов наблюдения использовать оценочную шкалу:

  • Никогда – 1 балл;
  • Редко – 2 балла;
  • Иногда – 3 балла;
  • Как правило – 4 балла;
  • Часто – 5 баллов.

По результатам наблюдений составляется обобщенный профиль личностно-социального развития каждого ребенка. Для этого отмечается наиболее соответствующее ребенку таблицы.

Оценочная шкала означает:

2 – почти всегда;

1 – в большинстве случаев;

0 – иногда;

1 – в большинстве случаев (для утверждений, расположенных слева);

2 – почти всегда (для утверждений, расположенных слева).

Протокол наблюдения за личностно-социальными проявлениями обучающегося

Фамилия, имя обучающегося _________________________

Возраст  ________________________________________

Показатели личностно-социального развития

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Неорганизованная деятельность

Р – Р  

Р – У

Р – С

Р –Р

Р – У

Р – С

Р – Р

Р – У

Р – С

Идет на контакт

Откликается на просьбы и замечания

Действует сообща

Принимает помощь

Устанавливает дружеские отношения

Действует под руководством

Действует самостоятельно

Проявляет инициативу

Контролирует свое поведение

Конфликтует

 Улаживает разногласия

Признает правила

Сочувствует

Подчиняет свои интересы интересам другого

Соблюдает очередь

Методика 5. Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями

Цель: изучение социальной компетентности обучающегося на основе родительской оценки.

Уважаемые родители! Вам  предлагается оценить особенности умений Вашего ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для этого отметьте в таблице те варианты ответов, которые в большей степени характеризуют поведение Вашего ребенка. Спасибо!

Умения обучающегося общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Никогда

Редко

Часто

Почти всегда

Всегда

1

2

3

4

5

6

1.Вежлив

2. Внимательно слушает другого в разговоре

3. Умеет договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми.

4. Может обратиться, вступить в контакт со взрослыми, сверстниками.

5. Понимает состояние других людей, наблюдателен в отношении их.

6.Анализирует и правильно оценивает действия других людей.

7.Анализирует и адекватно оценивает свои достоинства и недостатки.

8.Анализирует и правильно оценивает свои успехи в общении, взаимодействии с другими людьми.

9.Руководствуется в поведении человеческими ценностями, нравственными  нормами(справедливость, забота, внимание, доброта и др.)

10.Контролирует свои действия.

11.Проявляет сочувствие, сопереживает другим людям.

12.Принимает сочувствие по отношению к себе от взрослых и сверстников.

13.Умеет переживать неуспех, с оптимизмом реагирует на неудачи.

14.Адекватно реагирует на успех сверстника, разделяет радость других, не завидует, не злится.

15.Умеет противостоять чужому мнению, если не согласен с ним, сказать «Нет!»

16.Адекватно реагирует на замечания, предложения подумать о правильности совершаемых поступков.

17.Принимает помощь от сверстников и взрослых.

18.Сам может предложить помощь и сверстнику, и взрослому.

19.Стремится к активности и самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности.

20.Стремиться к конструктивному общению, сотрудничеству.

21.Ценит самого себя, нравится себе таким, какой он есть.

Источник