Оценка состояния ребенка в 1 год
Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.
I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.
II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.
Определение физического развития включает
1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).
2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).
3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).
4. Телосложение:
— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;
— состояние п/ж слоя;
— развитие мышечной системы;
— развитие костей позвоночника;
— развитие стоп (плантометрия);
— развитие грудной клетки (форма);
5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).
Оценка физического развития:
— соответствует возрасту;
— отставание в физическом развитии;
— опережение в физическом развитии.
III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.
Оценка:
— соответствует возрасту;
— отстает в нервно-психическом развитии;
— опережает по нервно-психическому развитию.
IV. Резистентность. Она считается:
— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;
— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;
— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.
Нормальное количество острых заболеваний в год:
Здоровые
1 год – до 4 заболеваний;
2-3 года – до 6 заболеваний;
4 года – до 5 заболеваний;
5-6 лет – до 4 заболеваний;
старше 6 лет – до 3 заболеваний.
Часто болеющие дети (ЧБД)
1 год – 4 и больше раз;
2-3 года – 6 и больше раз;
4 года – 5 и больше раз;
5-6 лет – 4 и больше раз;
старше 6 лет – 3 и больше раз.
Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)
ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ
Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев
ИР = 6/12 х 100 = 50%
Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;
Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;
Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.
V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.
Оценка функционального состояния:
— нормальное (функциональные показатели равны норме);
— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);
— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).
VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:
1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;
2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;
3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).
Источник
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
- 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
- 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
- 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
- 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
- особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
- социального анамнеза);
- физическое развитие;
- нервно-психическое развитие;
- уровень резистентности;
- функциональное состояние организма;
- аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
Критерии оценки:
- 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
- 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
- 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
- о 0,9 и выше — отягощённость высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
- Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
- токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
- угроза выкидыша;
- экстрагенитальные заболевания у матери;
- о профессиональные вредности у родителей;
- отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
- хирургические вмешательства;
- вирусные заболевания во время беременности;
- посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
- Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
- характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
- пособие в родах;
- оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
- оценка по шкале Апгар;
- крик ребёнка;
- диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
- срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
- срок вакцинации БЦЖ;
- время отпадения пуповины;
- состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
- состояние матери при выписке из родильного дома.
- Поздний неонатальный период:
- родовая травма;
- асфиксия;
- недоношенность;
- гемолитическая болезнь новорождённого;
- острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
- поздний перевод на искусственное вскармливание;
- пограничные состояния и их длительность.
- Постнатальный период:
- повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
- наличие анемии;
- расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
- наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
Социальный анамнез:
- полнота семьи;
- возраст родителей;
- образование и профессия родителей;
- психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
- наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность семьи;
- санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.
Источник
В первый год жизни вы неоднократно сдавали с малышом анализы, приходили на осмотр к узким специалистам и исправно делали прививки согласно календарю. Окончание периода младенчества предусматривает проведение диспансеризации, на которой ребенка снова осмотрит ряд врачей. Это мероприятие очень важно, ведь так специалисты могут вовремя выявить у крохи проблемы со здоровьем и, не медля, приступить к их лечению.
Лабораторные исследования
Перед посещением специалистов в год вам нужно заранее сдать с малышом анализы, чтобы в день диспансеризации результаты были у педиатра на руках:
- анализ мочи;
- анализ крови;
- соскоб перианальный;
- анализ кала.
Анализы необходимы для контроля состояния годовалого ребенка, например, недостаток гемоглобина в крови часто указывает на то, что кроха плохо питается, примеси в моче будут сигнализировать о воспалении мочевыводящих путей.
Анализ мочи будет точным и достоверным, если вы будете следовать правилам при сборе биоматериала: нужно хорошо подмыть малыша и «пропустить» первую струю, чтобы она вымыла бактерии из мочевыводящих путей ребенка.
Прививки
В день диспансеризации малышу должны сделать пробу Манту. Если с анализами ребенка будет все в порядке, его направят еще и для прививания от кори, паротита, а также краснухи.
Осмотр специалистами
Педиатр
Педиатр вместе с медсестрой проведут осмотр малыша, взвесят его, измерят рост и окружность головы. Также они должны оценить, закрылся ли до конца родничок и сколько зубов выросло у крохи.
В среднем в год ребенок имеет рост порядка 75 см, окружность его головы должна составлять около 46 см, а вес — 10 кг. Но это усредненные данные, если ваше дитя слегка «не дотягивает» до возрастных стандартов или опережает их, — не волнуйтесь.
Осмотрев кроху, педиатр направит вас в прививочный кабинет, где малышу сделают пробу Манту и положенные в год прививки, затем вы можете начать обследование у специалистов.
Невролог
Невролог — очень важный детский специалист, который оценивает темпы нервно-психического развития дитя в год. Врач оценит:
- окружность головы ребенка;
- зарос ли большой родничок;
- степень затухания рефлексов;
- походку ребенка, если он уже ходит самостоятельно.
Невролог внимательно изучит карту ребенка, чтобы определить темпы развития крохи за первый год, а также расспросит вас об особенностях поведения дитя и сроках овладения двигательными навыками. Также врачу будет интересно, как проходил процесс речевого развития малыша, сколько слов он может сказать сам. Все это важно, чтобы невролог мог диагностировать проблемы неврологического характера, если они есть, и вовремя приступить к лечению.
Хирург
Осмотр хирурга также важен: врач будет искать на теле ребенка грыжи, водянку, фимоз и гемангиомы. Также специалист может выявить патологии внутренних органов при пальпации или проблемы в сосудистой системе. Если у дитя за первый год случались какие-то травмы, врач оценит их последствия.
Хирург также обязан провести обследование половых органов у мальчиков. Этот осмотр очень важен для диагностики патологий развития и выявления последствий неправильного ухода за пенисом малыша.
Ортопед
Ортопед специализируется на костно-мышечной системе, и осмотр этим врачом очень важен для дитя, только-только научившегося ходить. Специалист у малыша в год может выявить:
- искривление голеней;
- искривление коленных суставов;
- уплощение свода стопы;
- косолапие;
- кривошею.
Пока эти патологии суставов не «закостенели» и не остались у крохи на всю жизнь, важно строго следовать рекомендациям невролога и выполнять все его предписания. Врач, выявив нарушения в работе детских суставов и мышц, может рекомендовать вам посещать физиопроцедуры, делать профессиональный лечебный массаж, а также пошить в специализированном центре ортопедическую обувь для ножек малыша.
Чаще всего изготовление такой обуви оплачивается государством, а шьется она по меркам, снятым с помощью высокоточного оборудования непосредственно со стоп вашего ребенка. Только такая обувь может называться ортопедической, она в магазинах не продается.
Офтальмолог
Поскольку глаза — это очень нежный инструмент, важно вовремя диагностировать проблемы с ними. У головалого малыша может начать развиваться близорукость, и если своевременно не увидеть течение этого процесса и не предпринять мер, ребенок может терять зрение колоссальными темпами.
Также у малыша могут диагностировать дальнозоркость. В обоих случаях детям прописывают ношение очков.
Помимо оценки зрения окулист должен увидеть глазное дно малыша. Поскольку родничок в год у большинства детей уже закрыт и процедуру УЗИ головного мозга уже невозможно провести, проверка глазного дна — единственный оставшийся в арсенале у врачей способ узнать, не повышено ли у ребенка внутричерепное давление.
ЛОР
ЛОР будет осматривать кроху, чтобы исключить у него наличие проблем по своему узкому профилю. Он может обнаружить у малыша:
- узкие носовые ходы, которые затрудняют ему дыхание;
- искривление перегородки;
- увеличение аденоидов;
- увеличение небных миндалин.
Также специалист осмотрит ушки малыша, проверит остроту слуха.
Стоматолог
Поскольку теперь у малыша уже должно быть около 8 зубов, ему показан осмотр стоматолога. Молочные зубки покрыты тонким и нежным слоем эмали, поэтому у детей к году могут проявиться определенные проблемы:
- Кариес;
- пятнышки на зубах;
- сколы;
- потемнение эмали.
Молочные зубы обязательно нужно лечить, если стоматолог выявит какие-то проблемы. Некоторые родители отказываются заниматься зубами малышей, потому что они временные и все равно скоро выпадут. Но важно понимать, что кариес способен через каналы проникнуть к здоровым коренным зубам и поразить и их.
Кардиолог
Если вы не делали в течение года кардиограмму, вам нужно проверить работу сердца крохи сейчас, на диспансеризации. Специалист расшифрует показания датчиков и скажет вам, есть ли нарушения в ритме сердца ребенка.
Гинеколог
В ряде поликлиник годовалых девочек направляют к гинекологу. Это тоже очень важный осмотр. Многие родители боятся, что ребенку навредят в кабинете, но эти страхи беспочвенны: специалист только визуально оценит состояние половых органов девочки, а также пропальпирует животик.
Психиатр
Совсем недавно в некоторых поликлиниках ввели еще одного участника планового осмотра детей в годик — психиатра. Этот специалист будет оценивать темпы психического развития малыша, наблюдая за его поведением. В год малыш должен уметь произносить до 10 простых слов, а также четко различать своих и незнакомцев.
Также психиатра могут заинтересовать особенности вашего быта и воспитания. Он спросит, как малыш засыпает и в какой позе спит, в какие игры он предпочитает играть, не агрессивен и не капризен ли.
Источник